Чудо-писанка
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Урок-сказка ИЗО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisanki.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока № 1 для 5 класса

«Чудо-писанка»

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

«Чудо-писанка»

Цель урока

Познакомить с одним из видов народного декоративно-прикладного творчества – писанкой.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

оперативные

тактические

стратегические

Познакомить учащихся с историей возникновения писанки, ее видами, обобщить знание детей о писанке как произведениях декоративно прикладного искусства; расширить и углубить знание учеников о народной символике, истории писанкарства.  

Формировать умение рассматривать и изучать предложенный образец; формировать навыки расписывать писанки; развивать чувство композиции в определенной форме (формы яйца), цветового решения образа; развивать творчество.

Развитие ассоциативного мышления, умения создавать художественный образ по ассоциации;

Воспитывать внимательность при прослушивании рассказа, чтобы в последующем применять полученные знания в практике.

Воспитывать уважение к традициям и обычаям народа; формировать интерес и уважение к историческому прошлому человечеству, его легендам и верованиям (о яйце); прививать любовь к народному искусству (писанкарства); воспитывать эстетичный и художественный вкус.

Оборудование

Для учителя

Деревянные писанки, образцы писанок; плакаты с изображением символов-знаков, орнаментальной сетки (развода), поэтапной росписью писанок;

Ход урока

1.Орг.момент

2.Сообщение нового материала

Подведение итогов урока, домашнее задание

-проверка готовности к уроку

-установка дисциплины

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Может и разбиться,

Может и свариться.

Может в птицу

Даже превратиться (Яйцо)

    «Дорого яичко к Христову дню». Так гласит русская пословица об обычае красить яйца и обмениваться ими в праздник Пасхи. Издревле люди дарят друг другу эти подношения.  У христиан этот обычай был распространен примерно с XII века. Но уже задолго до этого древние египтяне весной обменивались крашеными яйцами и подвешивали их в храмах богов в качестве символом жизни и бессмертия.

     Во многих учениях мы находим объяснение тайны яйца. Оно символизирует четыре элемента мировоздания: скорлупа олицетворяет землю, мембрана – воздух, белок – воду, желток – огонь.

      С очень древних времен существует и другой обычай: красить яйца в разные цвета. Такие яйца называют крашенки.  На каждую Пасху такие крашенки мы красим дома. Но есть еще одна разновидность крашения яиц – это писанки. Пасхальные яйца делятся на крашенки (одноцветные) и писанки – расписанные воском. (рис. 13).

Для писанок используют сырые яйца и, окунув кистку (инструмент, которым рисуют орнамент) в горячий воск.

Нанесение воска чередуется постепенным окрашиванием яйца («купанием» яйца в краске) от светлого к темному. Затем яйцо нагревают и снимают воск.

     А рисунок и цвет на яйце был необычный. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами. И чтобы узнать, что это за символы, послушайте сказку.

     На высокой горе курочка снесла яйцо. Оно было красивым, белым и радовалось от того, что появилось на свет. Решило наше яичко немного попутешествовать. Скатилось оно с горы и покатилось по тропинке. И тут встретило наше яичко на своем пути село. В нем жили добрые трудолюбивые люди. Они выращивали рожь, пшеницу и разные корма, а возле домов целый год цвели сады. Когда-то люди были там счастливы. Но их счастью, позавидовал злой колдун, который жил на крою села в темном доме. Он не умел смеяться, никогда не радовался, на  его полях ни когда не созревал урожай. Колдун наговорил  заклятья и на село нашли сумерки. В садах начали сохнуть деревья, на полях завяла пшеница. Селян напали болезни, они забыли, что такое радость, смех. Долго длилось эта беда. И тут в село зашел путешественник-мудрец. Он ужаснулся от того  что увидел, и решил помочь людям.  Путешественник заходил в каждый дом и дарил краски – желтую, красную, голубую и зеленую. При этом он сказал: «Вспомните, какого цвета небо, тот цвет подарит вам здоровье, цвет розы подарит радость и любовь, цвет солнца – хороший урожай, а цвет весеннего поля поможет возрождению природы. А вспомнить вам это все поможет то,  с чего рождается жизнь. Долгое время  селяне не могли понять, что им может помочь, пока не увидели, как с яичка вылупился маленький цыпленок. Тогда собрали все яички, покрасили их в желтый, красный, зеленый, голубой цвета, вышли за село и начали петь. Сразу небо стало ясным, на полях поднялась пшеница, расцвели сады, а люди смеялись и радовались. Чары колдуна рассеялись, и они решили красить яичко каждую весну.

Итак, мы узнали в какие цвета можно красить писанки. Давайте подробнее разберем значение этих цветов. (рис. 8-10)

КРАСНЫЙ – жизнь, любовь, здоровье, символ весны и возрождения, радость.

ЖЕЛТЫЙ - спелое зерно, достаток, урожай, цвет солнца, охраняет от злых сил, так же цвет богатства.

ГОЛУБОЙ - небо, воздух, воду, здоровье.

ЗЕЛЕНЫЙ - весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира, жизнь.

КОРИЧНЕВЫЙ - мать-земля, плодородие.

ЧЕРНЫЙ - цвет пробудившейся земли. Яркий растительный и животный узор на черном фоне предназначался для земледельцев- огородников.

Запомните эти цвета, они нам понадобятся в работе.

Итак, послушайте, что же дальше случилось с нашим яичком.

     Яичко продолжило путешествовать, чтобы помогать всем, кто в этом нуждается.

Как-то раз закатилось яйцо в село, в котором почему-то было тихо и грустно. Оно спросило у дерева, что грустно стояло над засохшим озерцом. «Что случилось?» Тяжело вздохнуло дерево и сказало: «Уже полгода, как нашу землю оставила радость. Наше село минуют дожди, ветры выдувают семена с земли, а солнце палит так, что высохли и речка, и озеро, даже ночью очень жарко. Люди долго боролись с этой бедой. Все сеяли и сеяли новый урожай, но неудачно. А сейчас саженцы слабые, а все что осталось с прошлого урожая, отдают детям. А что будет дальше?»   Снова  вздохнуло дерево и еще больше склонилось. Грустно стало яичку от такого рассказа. Решило оно немедленно помочь людям с этого села.

В одном маленьком дворике в песке игрались дети. Они были тихие и невеселые. Яйцо покатилось к ним и начало качаться на песке.  Удивленные  дети увидели, что после яичка остается след, похожий на ромб. Потом оно начало подскакивать, и в центре ромба появились большие точки. Яичко покатилось еще раз, оставляя на песке длинную прямую линию, и закончило рисунок короткими отростками  от той линии. Линия стала похожа на грабли, что стояли возле сарая.

Дети обрадовались и начали рисовать на песке те самые знаки, и произошло чудо. Загремел гром, нашли темные тучи, пошел сильный дождь. Дерево распрямило свои ветки, озеро наполнилось водой, а на грядках начали проклевываться ростки. С домов выбежали удивленные люди, они радовались и танцевали под дождем. Дети рассказали родителям, что случилось, показали им яйцо. Все были ему очень благодарны.

Одна женщина взяла яичко, принесла в дом и нарисовала на нем те же знаки, что были на песке. Ромб – это символ земли, точки - семена, а грабли – символ дождя. Наше яичко стало таким красивым!

Довольное тем, что оно стало теперь писанкой, яйцо покатилось дальше.

Вот мы с вами и познакомились с символами, которые обозначают богатый урожай, который очень важен для земледельцев. В этом эпизоде, мы встречаем геометрические символы. (рис.5, 6, 17)

Посмотрите на эти символы и зарисуйте их у себя в альбоме.

Давайте узнаем, какие еще приключения произошли с нашей писанкой.

     Когда наше красивое яичко побывало в следующем селе, оно удивилось от того что увидело. И взрослые, и дети весело смеялись, сады и поля зеленели, зрели овощи и фрукты. Люди с радостью работали возле своих усадьб. А их домики  радовали глаз цветами и петушками на стенах. На завалинках сидели старики с внуками. И везде казалось такое спокойствие и счастье, что забылось все плохое и злое.

     В одном дворе среди кур гордо выхаживал петух. Писанка подкатилась к нему и спросила: «В чем причина такой радости и счастья?» Петух глянул на нее  свысока и рассказал: «В нашем селе всегда жили трудолюбивые люди,  всегда царили любовь и спокойствие. Добро, мир, здоровье стали традицией. А еще с давних времен наши селянки весной раскрашивают писанки. На них они изображают знаки-символы здоровья и долголетия. Чтоб ни кто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А рисунок бесконечника способствует тому, чтоб наши люди жили долго, чтоб несчастье не приходило к ним, и чтоб у пасечников был хороший медосбор.

В каждом доме расписывают и берегут писанки. А за тем чтобы всегда были яички, следим мы, петухи». И петух снова гордо начал расхаживать среди кур.

Вот такое счастливое место встретила наша писанка на своем пути. Попрощавшись с петухом, она весело покатилась дальше  зелеными лугами.

Так же для здоровья на писанках рисуют подсолнечник, веточками сосны и вербы – это растительные символы. (рис. 4,6)

Пожалуйста, зарисуйте и эти символы в своем альбоме.

 Как вам известно, если есть здоровье, то и все приложиться. Но бывает и такое, вот послушайте.

     Писанка пришла в гости к одинокой красавице. Она подкатилась к ее дому и постучала в дверь. На стук вышла девушка. Она увидела красивую  писанку, удивилась и спросила, зачем она пришла к ней. Наша писанка ответила: «Я знаю, что ты давно хочешь любви. Но не можешь встретить того, кто заколдует твое сердце. Послушай меня внимательно и сделай так, как я посоветую. Я было обыкновенное яичко, а стало писанкой, и рисунки не простые, это знаки-символы, которые помогают добрым людям. Когда ты нарисуешь на яичке символ любви, то сразу встретишь свое счастье».

- «Что это за символы?» - заинтересовалась девушка.

«Давным-давно символом любви считается голубь, продолжала писанка, - не найдешь на свете такой пары как пара голубей. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует сосна. Для того чтобы узнать через сколько  девушка выйдет замуж, спрашивают про это у кукушки. Поэтому кукушка есть символом любви. А чтоб быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками. Выслушала все девушка и начала расписывать писанку. Прошло  немного  времени, как к ее дому приехал  красавец на вороном коне. Юноша и девушка полюбили друг друга, и наша писанка были почетным гостем на их свадьбе.

Вот видите, какие чудеса происходят, если знаешь что нарисовать на писанке. Давайте и мы зарисует эти символы. Здесь присутствуют растительные и животные символы. (рис. 7)

     Много путешествовала наша писанка, помогая людям. Путнику, который пожаловался, что его скот дерут дикие звери, птенцов уносят хищные птицы, а в огороде зайцы поедают капусту, писанка посоветовала рисовать на писанках символы-предупреждения. От хищных животных - «зубы волка и медвежьи лапы», уберечь огород, - заячьи уши», а от хищных птиц поможет клюв на писанке.

     Супружеской паре, у которой не было детей, писанка посоветовала нарисовать цветы и раздать писанки детям.

Вот такие советы дала писанка и собралась в дорогу.

(Ученики так же зарисовывают все символы в альбоме).

Назовите, какие здесь мы встречам символы? (животные, растительные). (рис. 6, 7, 14)

     И вот наша писанка докатилась до села, в котором было весело и красиво. На  площади возле прекрасного храма, собралось много людей. Было празднование – день воскресения Иисуса Христа – Пасха.

Она подкатилась поближе и увидела, что люди держат корзинки с пасхами, крашенками  и писанками. Наша писанка  обрадовалась, что их так много. А еще она увидела, что орнаменты на яичках немного другие, чем на ней. Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом – 40 клиньев, а так же были писанки с крестами, окруженными  бесконечниками, и надписями «Христос  Воскрес»

    Это была такая красота!  Много ярких красивых писанок. Писанки познакомились между собой, каждая рассказала про  свой орнамент, потом все  приняли участие  в праздновании великого праздника.

Ну, вот и закончилось путешествие нашей писанки.

Давайте зарисуем оставшиеся символы – это христианские символы. (рис. 5, 18)

     А вы знаете, что в старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху с чистыми мыслями, чистыми руками начинали работу. Пока мастерица создает свою писанку, она держит в руке яйцо около трех часов и постоянно думает о том, для кого оно пишется. Яйцо как бы вбирает в себя всю положительную энергию этих добрых пожеланий.

    Как мы уже знаем, мастерицы писанок черпали замыслы своих рисунков из природы. Рисунки эти исполнялись в стилизованной форме.

Узоры писанок наделялись глубоким смыслом, были символичны. Эту символику разделяют на несколько групп.

Солнечные, растительные и животные, геометрические.

Солнечные символы обозначают свет, тепло, разгоняет темные силы, дает жизнь на земле.

Среди животных символов есть символы, которые являются символами солнца – это  волк, сокол, пчелка.

Животные символы не всегда изображаются полностью. Можно использоваться одну деталь – усики пчелки, крылышки, брюшко и т.д. (рис. 5)

     Среди растительных символов чаще всего встречаются подсолнухи, дубовые листочки, яблоньки, елочки, сосновые веточки. Все это символизирует пожелание силы, здоровья, чистоты, нежности, красоты.

Животные символы встречаются реже и необязательно изображать животное полностью, как уже говорилось ранее и несет в себе пожелание долгой и плодородной жизни как хозяину писанки, так и его живности. (рис. 4)

Геометрические символы (узоры) например треугольники, ромбы и др. фигуры. Писанки с такими узорами дарились с пожеланием счастья желаний, каждый треугольник – это одно пожелание. Круги – это символ поиска лучшего житья.

Решетка – символ разделения добра и зла, символ переплетения нитей судьбы; дорожка – вечность движения. Цвет в писанках, как мы уже знаем, также символичен. (рис. 5)

Посмотрите внимательно на писанки. Что кроме символом вы заметили на них? (сетка).

Правильно. Эта сетка называется разводом. Развод – основа орнамента писанки. Сначала рисуется развод, а в нем уже дорисовывается орнамент.

Орнамент писанки имеет такое строение, что со всех сторон виден повторяющийся (ритмический) узор. Элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий.

Посмотрите, как мы можем разделить поверхность яйца на поля (схема разводов). Зарисуйте схемы, которые вам понравились в альбом. (рис. 1-3)

     Теперь мы с вами знаем, что любую писанку можно прочитать, учитывая символику.

Толкование писанок звучит как поэтическое сказание заключающие в себе глубочайший смысл.

Например: зеленый цвет – это пожелание здоровья, белый – чистота; в основу паутины входит символ солнца – значит пожелание добра, света и тепла, паутина трудолюбие и достаток, полоски по бокам – дорога.

А все вместе звучит так: «Я желаю от чистого сердца тебе крепкого здоровья, тепла и света в твоем доме, а на пути к успеху, чтобы с тобой было только добро, и миновало тебя зло.

Сегодня на уроке мы познакомились с одним из видов народного декоративно-прикладного творчества – писанкой. Мы узнали, что писанка не только красиво расписанное яйцо, что само написание писанки происходит как обряд и имеет свое предназначение, свой смысл. Писанка – это оберег. Оберег для человека, для семьи, для дома.

Ребята, попробуйте дома сделать эскиз и расписать свою писанку. Можно составить самостоятельно свой узор, применив таблицу символов и цветов. Давайте сделаем для нашей писанки новых подружек, и пусть они тоже подружаться.

На следующий урок вы должны принести свой эскиз писанки, гуашь, тряпочку и вареное белое яйцо.

Подумайте, кому бы вы хотели подарить свою писанку и какое пожелание на ней оставить?

Учитель благодарит детей за хорошую работу и прощается с классом.

План-конспект урока № 2 для 5 класса

«Чудо-писанка»

Вид урока

Декоративное рисование

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

«Чудо-писанка»

Цель урока

Познакомить с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца;

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

оперативные

тактические

стратегические

научить применять полученные знания и навыки росписи, на практике при изготовлении пасхальных яиц;

научить рисовать традиционные элементы и орнаменты, на основе орнаментальных сеток создавать различные композиции;

совершенствовать умение работать кистью и красками;

научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;

воспитание аккуратного выполнения работы;

развивать фантазию, наблюдательность, и воображение учащихся;

формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре славянского народа.

        

Оборудование

Для учителя

Для учащихся

Деревянные писанки, образцы писанок; плакаты с изображением символов-знаков, орнаментальной сетки (развода), поэтапной росписью писанок; запись народной музыки.

Вареное яйцо, краски, гуашь, кисти № 1, 2, палитра, тряпочка, эскизы своих писанок.

Ход урока

1.Орг.момент

(2-3 мин)

2.Сообщение нового материала

(7-9 мин)

Самостоятельная работа учащихся

(20 мин)

Подведение итогов урока, уборка рабочих мест

(5-7 мин)

Этап рефлексии

-проверка готовности к уроку

-установка дисциплины

На доске развешаны плакаты с образцами писанок, с которыми ребята познакомились на прошлом занятии.

Здравствуйте, ребята!

Наша писанка  заждалась уже, хочет посмотреть, каких вы ей подружек сделаете!

Но сначала, давайте вспомним, какие символы-знаки мы с вами изучили на прошлом уроке? Какие они бывают и что обозначают? (животные, растительные, христианские, символы-обереги, символы здоровья и т.д.). Что мы сделаем в первую очередь, перед тем как начнем рисовать символы? (нанесем сетку-развод).

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили новый материал.

На прошлом занятии я попросила вас принести вареное  яйцо. Представьте, что эти яйца окрашены в разные цвета.  Как они бы назывались? (крашенки). А что обозначают эти цвета? (ответы детей). Молодцы.

Сегодня мы с вами научимся расписывать яйца, то есть будем делать с крашенки, что? (писанку). Хорошо.

Итак, сегодня на уроке мы попробуем научиться замечательному мастерству росписи яиц. А здесь есть свои маленькие хитрости, которые помогут вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные писанки.

1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ. Это вы уже сделали дома, составив свой эскиз.

2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.

3. Когда высохла краска на рисунке, выполненном на одном конце яйца, его можно перевернуть этим концом вниз и начинать расписывать дальше.

4. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.

5. А можно попробовать рисовать как настоящие писанкари: в левой руке держат яйцо, а правой кистку, в вашем случае кисть. При росписи вращают яйцо, то есть пишут левой рукой, самим яйцом.

5. При выполнении нашей работы, руки должны быть сухими и чистыми, а иначе краска будет размазываться и писанка получится грязной.  Для этого у вас есть тряпочки, при необходимости вытирайте об нее руки.

Учитель демонстрирует, как нужно держать яйцо при росписи.

Мы будем рисовать на нашем яйце красками, смотрите, чтобы гуашь была не жидкая, иначе будет тяжело наносить рисунок и краска может потечь и испортить всю вашу работу. Сразу же наметьте, как будет проходить развод. Не забывайте, что мы рисуем на круглой поверхности и вам нужно будет сделать разметку так, чтобы линии развода были симметричны по всей окружности яйца.  Приступайте.

Дети выполняют роспись яйца.

Готовые работы дети выставляют на столе.

Молодцы, ребята! Посмотрите, какие разные и красивые писанки у вас получились. Не одна не похожа на другую. И наша гостья так рада, что у нее такие подружки появились! Да, сегодня на уроке вы научились замечательному мастерству росписи яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки. Ваша писанка будет чудесным подарком родным или друзьям.

Что нового этот урок внес в ваше представление о писанке? Где в быту вы можете применить эти умения и навыки, какие вы получили на уроках? (можем украсить жилье этими изделиями, подарить их на праздник родным, показать, что мы умеем делать, сэкономить деньги, не покупая их в магазине, а создав собственными руками).  

-  Демонстрация собственных изделий.

- Мотивация оценок за урок и выставление оценок в журнал и дневники.

- Уборка рабочего места.

- Прощание.

(Рис. 11-18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты