Индивидуальное развитие цветковых растений.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Якупова Гульнара Ирфановна

Конспект  к уроку биологии в 6 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_razvitie_tsvetkovykh_rasteniy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • ФИО автора работы, должность, место работы: Якупова Гульнара Ирфановна , учитель биологии, МБОУ « Марсовская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
  • название работы:  Методическая разработка урока « Особенности индивидуального развития цветковых растений»
  • предметная область: биология
  • участники (возраст, класс): 6 ,

цели и задачи: 

Цель:  Познакомить учащихся  с  особенностями индивидуального развития цветкового растения.

Задачи:   1. Научить учащихся различать особенности индивидуального развития цветкового растения., условия прорастания семян и его биологическим значением.

                 2. Развивать умения самостоятельной деятельности : работы с живыми объектами, с инструктивной картой, определителем, дополнительной литературой.

                 3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе; красоты и гармонии.

  • аннотация (краткое описание работы)

     Данная методическая разработка, является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не  только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. На сегодняшний день  одним из наиболее действенных способов повышения мотивации учащихся к изучению  биологии  является ИКТ.  

    В основе обучения по данной методической разработке  лежит, прежде  всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся,  которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.

   Результатом  изучения  биологии по шаблону  методической разработки школьного курса     можно выделить  несколько основных направлении:

 - наглядное представление объектов и явлений микромира;

 -изучение биохимических процессов;

 -изучение природных процессов и явлений

-система тестового контроля

 -подготовка к ЕГЭ.

  Широкое использование анимации, биологического  моделирования с использованием компьютера  делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

    Специфика биологической   информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе  скрыты от глаз наблюдателя;  Показать процессы в динамике, можно только используя анимацию, материалы мультимедиа, Интернет-ресурсы.  Обучаясь по шаблону данной методической разработки учащиеся,  более глубоко  усваивают  биологические понятия.

   Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

   Данная методическая разработка  была применена на уровне школы.  Обучение  по  методической разработке принесла положительные результаты. Доказательство этому положительные оценки ЕГЭ и  ГИА  по биологии в течении нескольких лет.

 Для подготовки  материала методической разработки были применены следующие аппаратные устройства:

  Интерактивная доска  и программное обеспечение SMART Board

  Мультимедийные презентации и программы Power Point

Тема: Особенности индивидуального развития цветкового растения.

Цель:  Познакомить учащихся  с  особенностями индивидуального развития цветкового растения.

Задачи:   1. Научить учащихся различать особенности индивидуального развития цветкового растения., условия прорастания семян и его биологическим значением.

                 2. Развивать умения самостоятельной деятельности : работы с живыми объектами, с инструктивной картой, определителем, дополнительной литературой.

                 3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе; красоты и гармонии.

Новые знания: строение проростка, виды семян, условия прорастания семян.

Опорные знания: двудомные , однодомные, деление клетки, семя, эндосперм, зародыш.

Форма урока:  урок рассказ, практическая работа.

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок применения новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска , компьютер, проектор, анимация «Двойное оплодотворение»

  -Таблицы

« Строение цветка», « Двойное оплодотворение цветковых растений», « Прорастание семян», «Семена двудольных однодольных растений».

-Муляжи

« Цветок».

Тычинка и Пестик

-Семена

-Лупа

                                                         ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

-Приветствие.

Организация порядка в классе. Подготовка к уроку

2.

3.

4.

5

6

7

8

Актуализация чувственного опыта

Что нужно чтобы посаженное семя выросло?

А как происходит прорастание семени?

Что происходит если, условия не благоприятны?

 

Из чего образуется семя?

Как происходит образование семени?

Как происходит процесс двойного оплодотворения?

   

Из центральной клетки что образуется?

Для того чтобы узнать про семя и зародыш мы сегодня  с вами выполним практическую работу.

Для работы нам нужны семена однодольных и двудольных растений,

Проростки растений, увеличительные приборы.

 Какие увеличительные приборы вы знаете?

Для рассмотрения семян мы используем лупы.

Сообщение темы и целей урока

 Сегодня мы  будем работать с темой особенности индивидуального развития цветковых растений.  Цель нашего урока

 ознакомить учащихся  с  особенностями индивидуального развития цветкового растения.

Мотивация учебной  деятельности

Вы сажали когда- нибудь растения?

Какие растения вы сажали?

Давайте сегодня посмотрим, как происходит образование  проростка из семени. Для этого я заранее посадила семена и приготовила проростки растений.

Осмысление содержания и последовательности  применения практических действий.

 Наша практическая работа будет состоять из следующих этапов:

  1. Возьмите семена пшеницы и фасоли изучите  особенности их внешнее строения и

    отметьте их форму и ответьте на    следующие вопросы:

  1. Почему  пшеницу относят к однодольным, а фасоль к двудольным.
  2. В чем их сходства и различия?

  1. Пользуясь препаровальной  иглой, снимите с семени кожуру.
  2. Таким же образом снимите кожуру и с пшеницы.
  3. найдите зародыш семян. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли , одну семядолю, зародышевый корень, стебель и почечку. Зарисуйте в тетрадях
  4. Определите в какой части семени находятся запасные питательные вешества.
  5. Сравните зародыши семян с маленькими проростками таких же растений.

 

     

Самостоятельное выполнение контролем учителя.

1.Работайте аккуратно не повреждая зародышей.

2.Будьте осторожны при работе с препаральной иглой , оборудованием.

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

Выводы и результаты оформляем в виде таблицы.

  1. столбик : однодольные
  2. столбик: двудольные
  3.  Этапы работы.

  1. Возьмите семена пшеницы и фасоли изучите  особенности их внешнее строения и

    отметьте их форму и ответьте на      следующие вопросы:

1)Почему  пшеницу относят к однодольным, а фасоль к двудольным.

2)В чем их сходства и различия?

2.Сравните зародыши семян с маленькими проростками таких же растений.

 

Отчет учащихся о способах и результатах

теоретическое обоснование  полученных

 См. Приложение №1

Подведение итогов урока  :

Чему новому научились?

Какие умения приобрели?

Оценивание работы учеников.

Досвидания

и опорных знаний.

Нужны определенные условия среды. Это благоприятная погода, почва, свет и тепло.

Из посаженного семени начинается развиваться зародыш от которого в дальнейшем вырастет новое растение.

.

Посаженное семя может умереть.

Семя образуется из  цветка?

Путем двойного оплодотворения образуется зигота.

Пыльца попавшая на рыльце пестика прорастает в завязь пестика. Там происходит двойное оплодотворение. Один спермий оплодотворяется с центральной клеткой, второй с яйцеклеткой.

Из центральной клетки образуется эндосперм , из яйцеклетки зародыш.

Микроскоп, лупа

 школьников

Да.

Тюльпаны, морковь, редис, капусту, помидоры, картофель и тд..

Из цветка образуется семя плод.  

А из семени новое растение

учащимися  задания под

  1. Семя пшеницы состоит из одной семядоли , а фасоля из двух семядолей.
  2. У обоих семян на кожуре есть рубчик- след от места прикрепления семени. Радом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход, или микропиле. Через семявход семя дышит

через него внутрь семени проникают капли воды, после чего семя набухает и прорастает.  

 

Семена однодольных и двудольных растений, получив через, микропиле воду набухают и прорастают. Через микропиле или через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других орагнов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Из нее затем развивается надземный побег с настоящими зеленые листьями. Проросток и зародыш сходны в своем строении и состоят из одинаковых частей.

выполненной работы и

результатов.

Досвидания

15´

Использованная литература:

[1]. И.Н. Пономарева, « Биология 6 класс» М. « Вентана-Графт» 2003 год;

[2.] Н.В.Чебышев Биология. Москва «Новая волна» 2001 г. ;

[3.] В.А. Корчагина . «Ботаника»5-6 класс М. «Просвешение» 2001 год.

                                                                                   

                                                                                                            Приложение № 1

                    Результаты выполненной практической работы.

 Однодольные ( пшеница)

Двудольные ( фасоль)

Этапы работы

Пшеница состоит из одной семядоли.

У обоих семян на кожуре есть рубчик- след от места прикрепления семени. Радом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход, или микропиле. Через семявход семя дышит через него внутрь семени проникают капли воды, после чего семя набухает и прорастает.  

С набухших семян кожура снимается легче.

Зародыш можно увидеть. Состоят из зародышевого корня, стебля и почки.

Расположен в нижней части семени.

Эндосперм в одной семядоле. Содержит большой запас питательных веществ.

Зародыши семян и проростки сходны по своему строению, и состоят из одинаковых частей.

Фасоль состоит из двух семядолей.

__________

_________

Зародыш крупный можно увидеть зародышевый корень, стебель и почечку. Расположен в одной семядоле.

Питательные вещества расположены в двух семядолях. В эндосперме.

____________

1.Возьмите семена пшеницы и фасоли изучите  особенности их внешнее строения и

    отметьте их форму и ответьте на    следующие вопросы:

1)Почему  пшеницу относят к однодольным, а фасоль к двудольным.

2)В чем их сходства и различия?

2.Пользуясь препаровальной  иглой, снимите с семени кожуру.

3.Таким же образом снимите кожуру и с пшеницы.

4.найдите зародыш семян. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли , одну семядолю, зародышевый корень, стебель и почечку. Зарисуйте в тетрадях

5.Определите в какой части семени находятся запасные питательные вещества.

6.Сравните зародыши семян с маленькими проростками таких же растений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение цветковых растений"

Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая"...

Презентация по биологии для учащихся 6 класса "Оплодотворение у цветковых растений"

Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений...

План морфологического описания цветкового растения

План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету....

Урок по теме "Рост и развитие цветковых растений"

Урок + презентация по теме "Рост и развитие цветковых растений" ,в 6 классе по учебнику Н.И. Сонина...

Тест по теме "Рост, развитие и размножение цветковых растений"

Тест составлен по материалам учебника Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. "Биология, 6 класс"....