рабочая программа 7 класс к курсу "Биология. Животные" под редакцией В. В. Латюшина, В. А. Шапкина
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl.doc | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Белая Калитва
государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области кадетская школа-интернат
«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор корпуса
Приказ oт___________№_______
по БИОЛОГИИ «ЖИВОТНЫЕ»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 7 класс
(начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Олейникова Лариса Ивановна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерные программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9кл.,Москва. «Дрофа», 2011г
________________________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,
- приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
- Учебный план кадетского корпуса
- программой для общеобразовательных учреждений / Биология. 5—11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2011. — 92, [4] с.
- учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология. Животные» 7 класс под редакцией В.В. Латюшина, В.А.Шапкина – М.: Дрофа, 2012-2014гг.
Преподавание биологии в 7 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компо-нент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.
По программе основного общего образования по биологии 5-9 классы (авторы В.В. Па-сечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов) и в соответствии с графиком работы кадетского корпуса на преподавание биологии в 7 классе отводится 70 часов. В соответствии с учебным планом и расписанием уроков по планированию учителя – 68 часов. Количество часов раздела «Биоценозы» сокращено на 1 час (4 часа/3 часа). Программный материал будет пройден в пол-ном объёме за счёт уплотнения программного материала и резервного времени.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую прог-рамму включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной про-граммой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы «Знакомство с многообразием кольчатых червей», «Зна-комство с многообразием ракообразных», «Наблюдение за внешним строением и передвиже-нием рыб», « Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни», «Изучение стадий развития животных и определение их возраста» являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы «Изучение представи-телей отрядов насекомых», «Изучение особенностей различных покровов тела» рассчитаны
на урок и обязательны для проверки.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточ-ными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу
и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированнос-ти к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной
деятельности используется тетрадь с печатной основой:
Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа,
2013. – 144с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познаватель-ных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностиро-вать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познава-тельные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СЕДЬМОМ КЛАССЕ
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятель-ности и средообразующей роли животных; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно – познавательной, информационно – коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относится:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и т.д.);
- определение объекта структуры познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно – следственные связи;
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
- умения различать факт, мнение;
- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
- творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В седьмом классе учащиеся продолжают получать общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных, их индивидуальном и исто-рическом развитии, структуре, функционировании, и многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их клас-сификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здра-воохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологи-ческих систем.
Содержание курса «Биология. Животные» раскрывает перед учащимися особенности строения и образа жизнедеятельности различных представителей животного мира, влияние человека на животных. Учащиеся знакомятся с основами теории эволюции, получают веские доказательства познаваемости природы, несмотря на всё её многообразие, знакомятся с много-образием животных на планете Земля.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Резервное время используется следующим образом:
- 3 часа добавлено в раздел 1 «Многообразие животных»
Обоснование: 1 час необходим для изучения темы «Класс Паукообразные», 2 часа – для прове-дения контрольно – обобщающих уроков, не предусмотренных авторской программой.
- 1 час добавлен в раздел 3 «Индивидуальное развитие животных»
Обоснование: для проведения контрольно – обобщающего урока, не предусмотренного автор-ской программой.
Кроме того, за счет сокращения времени на изучение раздела 2 «Эволюция строения. Взаимо-связь строения и функций органов и их систем у животных» в раздел 1 добавлен 1 час на изу-чение темы «Отряд Чешуйчатые», в раздел 4 добавлен 1 час на изучение темы «Ареалы обита-ния. Миграция. Закономерности размещения животных», в раздел 5 добавлен 1 час для органи-зации и проведения экскурсии в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компо-нентами биоценоза».
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и автор-ской программ, с некоторой корректировкой:
- экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» не может быть проведена из–за отсутствия объекта для наблюдения.
- две экскурсии в разделе 5 «Биоценозы» объединены в одну, так как недостаточно времени для проведения.
Последовательность изучения тем
Тема | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии |
"Введение. Общие сведе-ния о живот-ном мире " | 1. История развития зоологии. 2. Современная зооло-гия. | 2 часа | ||
Тема 1 "Многообра-зие живот-ных " | 3. Простейшие: Корне-ножки, Радиолярии, Солнечники, Спорови-ки 4. Простейшие: Жгути-коносцы, Инфузории 5. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклян-ные, Обыкновенные 6. Тип Кишечнополост-ные. Классы: Гидроид-ные, Сцифоидные, Ко-ралловые полипы 7. Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточ-ные 8. Тип Круглые черви 9. Тип Кольчатые чер-ви, или Кольчецы. Класс Многощетинко-вые, или Полихеты 10. Классы кольчецов: Малощетинковые, (Олигохеты), Пиявки 11. Тип Моллюски 12. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двуствор-чатые, Головоногие 13. Тип Иглокожие. Классы: Морские звёз-ды, Морские ежи, Голо-турии, или Морские огурцы, Офиуры 14. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные 15. Класс Паукообраз-ные 16. Класс Насекомые 17. Отряды насекомых: Таракановые, Прямо-крылые, Уховёртки, Подёнки 18. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы 19. Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи 20. Отряд насекомых Перепончатокрылые 21. Контрольная работа №1 по теме «Беспозво-ночные животные» 22. Тип Хордрвые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позво-ночные 23. Классы рыб: Хря-щевые, Костные 24. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообраз-ные 25. Костные рыбы. От-ряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лосо-сеобразные, Карпооб-разные, Окунеобразные 26. Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые 27. Класс Пресмыкаю-щиеся, или Рептилии. 28. Отряд Чешуйчатые 29. Отряды Пресмыка-ющихся: Черепахи и Крокодилы 30. Класс Птицы. Отряд Пингвины 31. Отряды птиц: Стра-усообразные, Нандуоб-разные, Казуарообраз-ные, Гусеобразные 32. Отряды птиц: Днев-ные хищники, Совы, Куриные 33. Отряды птиц: Во-робьинообразные, Голенастые 34. Класс Млекопитаю-щие, или Звери. Отря-ды: Однопроходные, Сумчатые 35. Отряды: Однопро-ходные, Сумчатые, На-секомоядные, Рукокры-лые 36. Отряды млекопита-ющих: Грызуны, Зайце-образные 37. Отряды млекопита-ющих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные. 38. Отряды млекопита-ющих: Парнокопытные, Непарнокопытные 39. Отряд млекопита-ющих: Приматы 40. Контрольная работа № 2: по теме «Тип Хордовые» | 38 часов | л.р. № 1 «Знакомство с многообразием кольча-тых червей» л.р. № 2 «Знакомство с многообразием ракооб-разных» л.р. № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых» л.р. № 4 «Наблюдение за внешним строением и передвижениием рыб» л.р. № 5 «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | эк. № 1 «Изуче-ние многообра-зия птиц» |
Тема 2 "Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных " | 41. Покровы тела 42. Опорно-двигатель-ная система 43. Способы передви-жения животных. 44. Полости тела 45. Органы дыхания и газообмен 46. Органы пищеваре-ния. Обмен веществ и превращение энергии 47. Кровеносная систе-ма. Кровь 48. Органы выделения 49. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт 50. Органы чувств. Ре-гуляция деятельности организма 51. Продление рода. Органы размножения | 11 часов | л.р. № 6 «Изучение особенностей различ-ных покровов тела» | |
Тема 3 "Индивиду-альное раз-витие жи-вотных" | 52. Способы размноже-ния животных. Оплодо-творение 53. Развитие животных с превращением и без превращения 54. Периодизация и продолжительность жизни животных 55. Контрольная работа № 3 «Эволюция строе-ния и функций органов и их систем» | 4 часа | л.р. № 7 «Изучение стадий развития животных и определе-ние их возраста» | |
Тема 4 "Развитие животного мира на Земле" | 56. Доказательства эволюции животных 57. Чарлз Дарвин о при-чинах эволюции жи-вотного мира 58. Усложнение строе-ния животных. Много-образие видов как результат эволюции 59. Ареалы обитания 60. Миграция. Законо-мерности размещения животных | 5 часов | ||
Тема 5 "Биоценозы" | 61. Естественные и искусственные биоце-нозы. Факторы среды и их влияние на биоцено-зы 62. Цепи питания. По-ток энергии 63. Взаимосвязь компо-нентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | 3 часа | эк. №2 «Изуче-ние взаимосвя-зей животных с другими компо-нентами биоце-ноза» | |
Тема 6 "Животный мир и хозяй-ственная деятельность человека" | 64. Воздействие чело-века и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных 65. Законы России об охране животного ми-ра. Система монито-ринга 66. Охрана и рацио-нальное использование животного мира 67. Контрольная работа № 4 «Развитие живот-ного мира на Земле, биоценозы, животный мир и хозяйственная деятельность человека» 68. Итоговый урок за курс 7 класса | 5 часов |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ – 2 ЧАСА
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура.
Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ – 38 ЧАСОВ
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологичес-кие и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организ-мы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием ракообразных
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологи-ческие и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обита-ния, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Экскурсия
Изучение многообразия птиц
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жиз-ни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ – 11 ЧАСОВ
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов
Лабораторная работа
Изучение особенностей различных покровов тела
РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ – 4 ЧАСА
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста
РАЗДЕЛ 4. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ – 5 ЧАСОВ
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологичес-кие.
Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнооб-разие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции
РАЗДЕЛ 5. БИОЦЕНОЗЫ – 3 ЧАСА
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза
РАЗДЕЛ 6. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА –
5 ЧАСОВ
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Животные.» ( 2 часа в неделю – 70 часов в год )
Раздел курса | № урока | Тема урока | Сроки изучения | Региональный компонент | Лабораторные работы, экскурсии |
Введение. Об-щие сведения о животном мире (2 ч) | 1 | 1. История развития зоологии. Правила техники безопасности на уроках биологии. | |||
2 | 2. Современная зоология. Диагностическая контрольная работа | ||||
1. Многообра-зие животных (38 ч) | 3 | 1. Простейшие: Корненожки, Радио-лярии, Солнечники, Споровики | |||
4 | 2. Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории | ||||
5 | 3. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | ||||
6 | 4. Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | ||||
7 | 5. Тип Плоские черви. Классы: Рес-ничные, Сосальщики, Ленточные | ||||
8 | 6. Тип Круглые черви | ||||
9 | 7. Тип Кольчатые черви, или Коль-чецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты | ||||
10 | 8. Классы кольчецов: Малощетин-ковые, (Олигохеты), Пиявки | л.р. № 1 «Знакомство с много-образием кольчатых червей» | |||
11 | 9. Тип Моллюски | ||||
12 | 10. Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | ||||
13 | 11. Тип Иглокожие. Классы: Мор-ские звёзды, Морские ежи, Голоту-рии, или Морские огурцы, Офиуры | ||||
14 | 12. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | л.р. № 2 «Знакомство с многооб-разием ракообразных» | |||
15 | 13. Класс Паукообразные | ||||
16 | 14. Класс Насекомые | л.р. № 3 «Изучение представите-лей отрядов насекомых» | |||
17 | 15. Отряды насекомых: Таракано-вые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки | ||||
18 | 16. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | многообразие насекомых Дона | |||
19 | 17. Отряды насекомых: Чешуекры-лые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | многообразие насекомых Дона | |||
20 | 18. Отряд насекомых Перепончато-крылые | ||||
21 | 19. Контрольная работа №1 по теме «Беспозвоночные животные» | ||||
22 | 20. Тип Хордрвые. Подтипы: Бесче-репные и Черепные, или Позвоноч-ные | ||||
23 | 21. Классы рыб: Хрящевые, Костные | л.р. № 4 «Наблюдение за внеш-ним строением и передвижении-ем рыб» | |||
24 | 22. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные | ||||
25 | 23. Костные рыбы. Отряды: Осетро-образные, Сельдеобразные, Лососе-образные, Карпообразные, Окунеоб-разные | рыбы, которыми богаты реки Дона | |||
26 | 24. Класс Земноводные, или Амфи-бии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | ||||
27 | 25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | ||||
28 | 26. Отряд Чешуйчатые | пресмыкающиеся Ростовской области | |||
29 | 27. Отряды Пресмыкающихся: Чере-пахи и Крокодилы | ||||
30 | 28. Класс Птицы. Отряд Пингвины | л.р. № 5 «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | |||
31 | 29. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | ||||
32 | 30. Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные | птицы Дона и их охрана | |||
33 | 31. Отряды птиц: Воробьинообраз-ные, Голенастые | зкскурсия № 1 «Изучение мно-гообразия птиц» | |||
34 | 32. Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые | ||||
35 | 33. Отряды: Однопроходные, Сум-чатые, Насекомоядные, Рукокрылые | ||||
36 | 34. Отряды млекопитающих: Грызу-ны, Зайцеобразные | ||||
37 | 35. Отряды млекопитающих: Кито-образные, Ластоногие, Хоботные. | ||||
38 | 36. Отряды млекопитающих: Парно-копытные, Непарнокопытные | история коневодства на Дону | |||
39 | 37. Отряд млекопитающих: Прима-ты | ||||
40 | 38. Контрольная работа № 2: по теме «Тип Хордовые» | ||||
2. Эволюция строения. Взаи-мосвязь строе-ния и функций органов и их систем у живот-ных (11 ч ) | 41 | 1. Покровы тела | л.р. № 6 «Изучение особеннос-тей различных покровов тела» | ||
42 | 2. Опорно-двигательная система | ||||
43 | 3. Способы передвижения живот-ных. | ||||
44 | 4. Полости тела | ||||
45 | 5. Органы дыхания и газообмен | ||||
46 | 6. Органы пищеварения. Обмен ве-ществ и превращение энергии | ||||
47 | 7. Кровеносная система. Кровь | ||||
48 | 8. Органы выделения | ||||
49 | 9. Нервная система. Рефлекс. Ин-стинкт | ||||
50 | 10. Органы чувств. Регуляция дея-тельности организма | ||||
51 | 11. Продление рода. Органы размно-жения | ||||
3. Индивиду-альное развитие животных (4 ч) | 52 | 1. Способы размножения живот-ных. Оплодотворение | |||
53 | 2. Развитие животных с превраще-нием и без превращения | л.р. № 7 «Изучение стадий раз-вития животных и определение их возраста» | |||
54 | 3. Периодизация и продолжитель-ность жизни животных | ||||
55 | 4. Контрольная работа № 3 «Эволю-ция строения и функций органов и их систем» | ||||
4. Развитие жи-вотного мира на Земле (5 ч) | 56 | 1. Доказательства эволюции живот-ных | |||
57 | 2. Чарлз Дарвин о причинах эволю-ции животного мира | ||||
58 | 3.Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | ||||
59 | 4. Ареалы обитания. | ||||
60 | 5. Миграция. Закономерности разме-щения животных | ||||
5. Биоценозы ( 3 ч ) | 61 | 1. Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы | биоценозы Ростовской области | ||
62 | 2. Цепи питания. Поток энергии | цепи питания, складыва-ющиеся в Ростовской обл | |||
63 | 3. Взаимосвязь компонентов биоце-ноза и их приспособленность друг к другу | на примере Ростовской области | Экскурсия №2 «Изучение взаи-мосвязей животных с другими компонентами биоценоза» | ||
6. Животный мир и хозяйст-венная деятель-ность человека ( 5 ч ) | 64 | 1. Воздействие человека и его деятельности на животный мир Одомашнивание животных | Донские промыслы | ||
65 | 2. Законы России об охране живот-ного мира. Система мониторинга | охрана животных в Ростовской области | |||
66 | 3. Охрана и рациональное использо-вание животного мира | Государственный пр-родный заповедник «Ростовский» | |||
67 | 4. Контрольная работа № 4 «Разви-тие животного мира на Земле, био-ценозы, животный мир и хозяй-ственная деятельность человека» | ||||
68 | 5. Итоговый урок за курс 7 класса |
Календарно-тематическое планирование по биологии (I полугодие) 7 класс (2 часа в неделю; 70 часов в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014-2015 уч. год
с е н т я б р ь | о к т я б р ь | ноябрь | ||||||||
1 – 6 | 8 – 13 | 15 - 20 | 22 - 27 | 29 - 4 | 6 – 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 31 | 3 – 8 | |
диагн. к.р. | л.р. № 1 | л.р. № 2 | л.р. № 3 | |||||||
Введение. Об-щие сведения о животном мире | Многообразие животных – 38 ч | |||||||||
2. 09-6.09 | 10. 09-11.02 |
н о я б р ь | д е к а б р ь | ||||||
10 – 15 | 17 – 22 | 24 – 29 | 1 – 6 | 8 – 13 | 15 – 20 | 22 - 27 | 29 – 30 |
к.р. № 1 | л.р. № 4 | л.р. № 5 | |||||
Многообразие животных – 38 ч | |||||||
10. 09-11.02 |
Календарно-тематическое планирование по биологии (II полугодие) 7 класс (2 часа в неделю; 70 часов в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014-2015 уч. год
я н в а р ь | ф е в р а л ь | м а р т | апрель | ||||||||||||||||
12 – 17 | 19 – 24 | 26 – 31 | 2 – 7 | 9 – 14 | 16 – 21 | 23 – 28 | 2 – 7 | 9– 14 | 16 – 20 | 30 – 4 | |||||||||
экс.№1 | к.р.№2 | л.р. № 6 |
| л.р. № 7 | |||||||||||||||
Многообразие животных – 38 ч | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и систем – 11 ч | ||||||||||||||||||
10. 09-11.02 | 14.02-01.04 | ||||||||||||||||||
а п р е л ь | м а й | ||||||||||||||||||
6 – 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 2 | 4 – 9 | 11 – 16 | 18 - 23 | 25 – 30 | ||||||||||||
к.р.№3 | экс.№ 2 | к.р.№3 | |||||||||||||||||
Индивидуальное развитие размещения животных – 4 ч | Развитие животного мира на Земле – 4 ч | Биоценозы – 3 ч | Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 5 ч | ||||||||||||||||
04.04-15.04 | 18.04-02.05 | 06.05-16.05 | 20.05-30.05 |
Учебно-методический комплект включает
1. программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва.
«Дрофа», 2011г
2. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: Учебник для общеобразо-
вательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012-2014гг.
3. Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.:
Дрофа, 2014. – 144 с.: ил.
Методические пособия для учителя
1. программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г
2. Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
3. Учебник «Биология: Животные. 7 класс» под редакцией В. В. Латюшина и В. А. Шапкина изд. «Дрофа» 2012-2014 г.
4. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология: Животные. 7 класс» под редакцией В. В. Латю-шина и В. А. Шапкина
5. В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. Биология. Животные. 7 класс; Тематическое и поуроч-ное планирование к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001 г. . — 192 с.
6. Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2004 г. — 98 с.
7. Н. Ю. Захарова Тесты по биологии к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные». М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г. — 185 с.
8. Феоктистова Н. Ю. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2001 г. — 234 с; ил.
9. Феоктистова Н. Ю. Я иду на урок биологии: Зоология: Млекопитающие: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002 г. — 260 с; ил.
Дополнительная литература для учителя
1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г. — 174 с.
2. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. – (Дидактические материалы);
3. Касаткина Н. А. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2005 г. — 192 с.
4. Пименов А. В., Пименова Е. А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Живот-ные» 7-8 класс. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 г.
5. Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258с.: ил.- («Занимательные уроки»);
6. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304с.;
Литература для учащихся
1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003 г.
2. Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М.: «Росмэн»,1998. – 88с.;
3. Стоунхауз Б. Животные-партнёры – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»,2001 г.
4. Стоунхауз Б. Хитрости маскировки – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»,2000 г.
5. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология/ Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206с.: ил;
6. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М.Д. Аксе-нова.- М.: Аванта+, 1998. – 704с.: ил;
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 1999 – 464с.: ил;
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле; – М.: ООО «Фирма “Изда-тельство АСТ”»; ООО «Астрель», 2001 – 400с.:
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф. Сергеев; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 1999 – 480с.:
10. Глаголев С.М., Беркинблит М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII-VIII классов – В
2ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432с.: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Животные»
1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. «Жизнедеятельность животных»
2. Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8 классы
3. ООО Физикон. Полный интерактивный курс биологии
4. Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническая база
1. доска ученическая
2. компьютер
3. проектор
4. интерактивная доска
Учебно-лабораторное оборудование
1. световой микроскоп
2. набор микропрепаратов «Животные»
Демонстрационные пособия
1. комплект таблиц к курсу «Биология: Животные»
2. скелет лягушки
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА
ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за животными;
- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и
определителями;
- используют биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
- оценивают последствия своей деятельности по отношению к природной среде;
- умеют выращивать домашних животных
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биоло-
гии;
- овладевают образным и логическим стилем мышления;
- умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биологи-
ческих экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;
- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
тировать и доказывать;
- умеют осуществлять поиск, отбор. Анализ, систематизацию и классификацию информации;
- умеют использовать разнообразные информационные источники;
- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает наличие у учащихся
- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде;
- экологической грамотности;
- общей культуры поведения в природе;
- убеждённости, что живая природа познаваема.
Критерии и нормы оценивания устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материа-ла; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фак-тами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основа-нии фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные свя-зи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, пер-воисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содер-жание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важ-ное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обоб-щений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал
Оценка выполнения практических работ по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
- Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудова-ние, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
- Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В пред-ставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки и сделал выводы.
- Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
- Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
- Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
- Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполови-ну, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные резуль-таты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
- Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
- Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, ана-лизе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повли-явших на результат выполнения;
- Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подгото-вил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
- Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
- В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
- Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформле-нии работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обо-рудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
- Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсут-ствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопас-ности труда.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, на-блюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- нарушение техники безопасности;
- небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второ-степенными;
2. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения;
3. недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
4. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
5. неумение выполнять задания в общем виде.
Региональный компонент
раздел «Многообразие животных»
- многообразие насекомых Дона
- рыбы, которыми богаты реки Дона
- пресмыкающиеся Ростовской области
- пернатые Дона и их охрана
- история коневодства на Дону
раздел «Биоценозы»
- биоценозы Ростовской области
- цепи питания, складывающиеся в Ростовской области
- экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» (на
примере местного биоценоза)
раздел «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»
- Донские промыслы
- охрана животных в Ростовской области
- Государственный природный заповедник «Ростовский»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
корпуса ____________________ Махина Л.П.
от _____________ года подпись Ф.И.О.
№ _____________
______________________года
__________________ Котова Г.И. дата
Подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку под редакцией С.Баранова 6 класс.
Программа написана с учетом ФГОСов. В тематическом планировании добавлена новая колонка "универсальные учебные действия"....
Рабочая программа по предмету "Музыка" под редакцией Сергеевой, Критской, для 6 класса
Данная программа позволяет наиболее полно раскрыть творческий потециал учеников, предоставляет возможности наиболее широко использовать современные иформационно-коммуникативные технологии, к программе...
Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева
102 часа (3 часа в неделю) Базовый уровень...
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева
102 часа (3 часа в неделю) Базовый уровень...
Рабочая программа по русскому языку под редакцией Разумовская М.М. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку под редакцией Разумовская М.М. 7 класс
Рабочая программа по русскому языку...