Лабораторные работы по биологии 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Описание проведения лабораторных работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
Лабораторная работа
«Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»
Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
О б о р у д о в а н и е: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например рост, раздельно для девушек и юношей.
ХОД РАБОТЫ
- Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок. Результаты занесите в таблицу:
Номер листовой пластинки | Длина листовой пластинки |
- Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.
- Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости данной длины листовой пластинки.
- Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
Лабораторная работа
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.
О б о р у д о в а н и е: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных одного рода, источники дополнительной информации, определители и определительные карточки.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различного? Объясните причины этих отличий?
- Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.
Вид | Ареал | Место обитания | Форма и окраска тела | Развитие когтей |
Агама кавказская | ||||
Агама степная |
- Сделайте вывод приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
Лабораторная работа
«Решение генетических задач и составление родословных»
Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления.
О б о р у д о в а н и е: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.
ХОД РАБОТЫ
Моногибридное скрещивание.
Полное доминирование.
- При скрещивании гороха с серой окраской семенной кожуры с таким же растением получено 118 растений с серой и 39 с белой кожурой; если же исходное растение скрестить с растением, имеющим белую кожуру, получается половина растений с серой кожурой, а половина – с белой. Какой генотип имеют исходные растения?
- При скрещивании двух растений гороха с пазушными цветами получено 62 растения с пазушными и 22 растения с верхушечными цветами. Каковы генотипы родительских растений? Сколько гомозиготных растений среди потомков?
- Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Какие можно сделать выводы относительно наследования окраски цветов у этого вида? Какая часть потомков, имеющих пурпурные цветы, должна давать «чистое» по этому признаку потомство?
Неполное доминирование.
- При скрещивании сортов перца, имеющих жёлтые и коричневые плоды, в первом поколении все плоды красные; во втором поколении получено 123 растения с красными плодами, 59 – с коричневыми и 61 – с жёлтыми. Какое объяснение можно дать этому факту?
- При скрещивании красноцветковых растений с белоцветковыми первое поколение оказалось розоцветным. Во втором поколении было 30 растений с красными цветами, 33 с белыми и 64 с розовыми. Каковы генотипы родителей и потомства? Каков характер наследования окраски венчика цветка?
- при скрещивании красноцветковых растений с белоцветковыми первое поколение оказалось с розовыми цветами, во втором поколении было 90 красноцветковых, 93 белоцветковых и 184 розоцветковых. Каковы генотипы всех растений?
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
Лабораторная работа
«Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида и его структуре.
О б о р у д о в а н и е: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.
ХОД РАБОТЫ
- Составить морфологическую, физиологическую и эколого-географическую характеристики для данных живых организмов.
- Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различий.
Критерии вида | Показатели критерия для объекта №1 | Показатели критерия для объекта №2 |
| ||
| ||
|
- Ответьте на вопросы:
- Можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?
- Какова структура вида?
- Какова роль популяций в эволюционном процессе?
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 9 класс
Лабораторная работа
«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
О б о р у д о в а н и е: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стёкла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.
ХОД РАБОТЫ
Учащиеся делятся на 2-3 человека. Половина групп изготавливает микропрепараты из растительных объектов, другая половина групп – микропрепарат слизистой оболочки ротовой полости. В дальнейшем группы обмениваются микропрепаратами, занося результаты изучения в таблицу.
З а д а н и я:
- Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом.
- Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом.
- Рассмотрите оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставив знаки «+» или «-».
Клетки | Цитоплазма | Ядро | Плотная клеточная стенка | Пластиды |
Растительная | ||||
Животная |
Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нём черты сходства и различия растительных и животных организмов.
Лабораторная работа Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
Лабораторная работа по биологии 8 класс
Презентация лабораторной работы по биологии для 8 класса на тему: "Ткани"...
Лабораторные работы по биологии 6 класс
Материал по проведению лабораторных работ по биологии и соблюдение правил техники безопасности....
Лабораторная работа по биологии 7 класс."Характеристика растений разных семейств"
Тема «Многообразие покрытосеменных растений» (7 класс).Название работы: «Характеристика растений разных семейств».Форма: лабораторный практикум.Время проведения: 20-25 минут.Цель: изучить характ...
Лабораторные работы по биологии, 6 класс.
Образцы лабораторных работ по биологии (6 класс). Программа Пасечника В.В....