Лабораторные работы по биологии 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Сидоркина Вера Николаевна

Материал по проведению лабораторных работ по биологии и соблюдение правил техники безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности для учащихся

  1. Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
  2. Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
  3. Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
  4. В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.


Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Особенности строения гладкой мышечной ткани»

Задания для учащихся

  1. Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани при увеличении . Зарисуйте, отметьте на рисунке:
  • слои клеток, расположенные на срезе;
  • палочковидные ядра этих клеток…
  1. При увеличении найдите фрагмент, где срез прошёл поперёк мышечных клеток. Обозначьте на рисунке округлые ядра этих клеток.
  2. В чём проявилась взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
  3. Сделайте вывод.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Особенности строения гладкой мышечной ткани»

Задания для учащихся

  1. Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани при увеличении . Зарисуйте, отметьте на рисунке:
  • слои клеток, расположенные на срезе;
  • палочковидные ядра этих клеток…
  1. При увеличении найдите фрагмент, где срез прошёл поперёк мышечных клеток. Обозначьте на рисунке округлые ядра этих клеток.
  2. В чём проявилась взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
  3. Сделайте вывод.

        

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Инструктивная карточка для лабораторной работы

«Состав семян пшеницы»

  1. Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?
  2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.  
  3. Используя личный опыт, предположите, что произойдёт дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив.

 Обсуждение результатов опыта. Выводы.

___________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка для лабораторной работы

«Состав семян пшеницы»

  1. Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?
  2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.  
  3. Используя личный опыт, предположите, что произойдёт дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив.

 Обсуждение результатов опыта. Выводы.

___________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка для лабораторной работы

«Состав семян пшеницы»

  1. Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?
  2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.  
  3. Используя личный опыт, предположите, что произойдёт дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив.

 Обсуждение результатов опыта. Выводы.

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Строение корневых систем»

Цель: определить типы коревых систем.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите коренные системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте её, подпишите части.

________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Строение корневых систем»

Цель: определить типы коревых систем.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите коренные системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте её, подпишите части.

_________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Строение корневых систем»

Цель: определить типы коревых систем.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите коренные системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте её, подпишите части.

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

О б о р у д о в а н и е: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы ( по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.

З а д а н и е для работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
  2.  Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?
  3. Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимите? Почему это не удаётся?
  4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
  5. Сравните проростки фасоли и пшеницы.
  6. Сделайте вывод и запишите.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Строение семени»

Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.

О б о р у д о в а н и е: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы ( по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.

З а д а н и е для работы:

  1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
  2.  Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?
  3. Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимите? Почему это не удаётся?
  4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
  5. Сравните проростки фасоли и пшеницы.
  6. Сделайте вывод и запишите.

Лабораторная работа         Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»

Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в , а затем при .
  2. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
  3. Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
  4. Сделать выводы по лабораторной работе.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»

Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в , а затем при .
  2. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
  3. Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
  4. Сделать выводы по лабораторной работе.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»

Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в , а затем при .
  2. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
  3. Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
  4. Сделать выводы по лабораторной работе.

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Определение физических свойств жиров, белков, углеводов»

/Инструктивная карточка/

  1. На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпьте немного пшеничной муки, сделайте из марли мешочек и прополощите его в стакане с водой. Затем разверните марлю, на ней вы обнаружите клейкую массу или клейковину, это и есть белок.
  2. На салфетку поместите очищенное от семенной кожуры семя подсолнечника и раздавите его. Что вы видите? О чём это свидетельствует?
  3. Разрежьте клубень картофеля и на свежий срез капните с помощью пипетки йода. При взаимодействии крахмала с йодом окраска становится фиолетовой. Что произошло у вас? О чём это говорит?

__________________________________________________________________________________________

 Лабораторная работа

«Определение физических свойств жиров, белков, углеводов»

/Инструктивная карточка/

  1. На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпьте немного пшеничной муки, сделайте из марли мешочек и прополощите его в стакане с водой. Затем разверните марлю, на ней вы обнаружите клейкую массу или клейковину, это и есть белок.
  2. На салфетку поместите очищенное от семенной кожуры семя подсолнечника и раздавите его. Что вы видите? О чём это свидетельствует?

Разрежьте клубень картофеля и на свежий срез капните с помощью пипетки йода. При взаимодействии крахмала с йодом окраска становится фиолетовой. Что произошло у вас? О чём это говорит

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Передвижение дождевого червя»

О б о р у д о в а н и е: дождевые черви, листы бумаги, предметные стёкла.

ХОД РАБОТЫ

  1. Достаньте из банки с землёй дождевого червя.
  2. Переместите его на лист бумаги.
  3. Понаблюдайте за передвижением дождевого червя.
  4. Наклонитесь к листу бумаги, постарайтесь услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела дождевого червя.
  5. Переместите дождевого червя на стекло. Почему он перестал двигаться?
  6. Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Передвижение дождевого червя»

О б о р у д о в а н и е: дождевые черви, листы бумаги, предметные стёкла.

ХОД РАБОТЫ

  1. Достаньте из банки с землёй дождевого червя.
  2. Переместите его на лист бумаги.
  3. Понаблюдайте за передвижением дождевого червя.
  4. Наклонитесь к листу бумаги, постарайтесь услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела дождевого червя.
  5. Переместите дождевого червя на стекло. Почему он перестал двигаться?
  6. Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Строение и расположение почек»

Цель: сформировать представление о почке как о задаточном побеге.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите побеги клёна, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные  рисунки расположения почек на стебле.
  2. Рассмотрите внешнее строение почки. Чем цветочная почка отличается от листовой? Какова функция наружных чешуек почки? Ответ запишите.
  3. Сделайте продольный разрез листовой почки и рассмотрите его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизменённые листья), зачаточные листики, зачаточный стебелёк, точку роста.
  4. Зарисуйте строение почки в разрезе.
  5. Сравните строение листовой (вегетативной почки) и строение цветочной (генеративной) почки, используя для этого таблицу.
  6. Сделайте вывод, в котором докажите положение, что «почка - задаточный побег».

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Строение и расположение почек»

Цель: сформировать представление о почке как о задаточном побеге.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите побеги клёна, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные  рисунки расположения почек на стебле.
  2. Рассмотрите внешнее строение почки. Чем цветочная почка отличается от листовой? Какова функция наружных чешуек почки? Ответ запишите.
  3. Сделайте продольный разрез листовой почки и рассмотрите его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизменённые листья), зачаточные листики, зачаточный стебелёк, точку роста.
  4. Зарисуйте строение почки в разрезе.
  5. Сравните строение листовой (вегетативной почки) и строение цветочной (генеративной) почки, используя для этого таблицу.
  6. Сделайте вывод, в котором докажите положение, что «почка - задаточный побег».

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Инструкция по проведению лабораторной работы

«Строение растительной клетки»

  1. Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой.
  2. На стекло капните 1-2 капли воды.
  3. Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте её концом препаровальной иглы.
  4. Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода.
  5. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
  6. Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите .
  7. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку.
  8. Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи.
  9. Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зелёные пластиды (т.е. хлоропласты).
  10. Зарисуйте клетку кожицы лука и клетку листа элодеи. Обозначьте на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли и хлоропласты.
  11. Напишите отчёт о проделанной работе и сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки.

_____________________________________________________________________________________________________

Инструкция по проведению лабораторной работы

«Строение растительной клетки»

  1. Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой.
  2. На стекло капните 1-2 капли воды.
  3. Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте её концом препаровальной иглы.
  4. Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода.
  5. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
  6. Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите .
  7. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку.
  8. Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи.
  9. Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зелёные пластиды (т.е. хлоропласты).
  10. Зарисуйте клетку кожицы лука и клетку листа элодеи. Обозначьте на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли и хлоропласты.
  11. Напишите отчёт о проделанной работе и сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки.

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Ткани животных организмов»

Задание для учащихся

  1. Рассмотрите микропрепарат при увеличении , зарисуйте и отметьте на рисунке следующие элементы:
  • клетки неправильной формы с округлыми ядрами;
  • коллагеновые волокна в межклеточном пространстве;
  • эластичные волокна в межклеточном пространстве.
  1. Каковы особенности строения соединительной ткани? Укажите разновидности соединительной ткани. Какие функции они выполняют?
  2. Сделайте вывод.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Ткани животных организмов»

Задание для учащихся

  1. Рассмотрите микропрепарат при увеличении , зарисуйте и отметьте на рисунке следующие элементы:
  • клетки неправильной формы с округлыми ядрами;
  • коллагеновые волокна в межклеточном пространстве;
  • эластичные волокна в межклеточном пространстве.
  1. Каковы особенности строения соединительной ткани? Укажите разновидности соединительной ткани. Какие функции они выполняют?
  2. Сделайте вывод.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа        Страница



Предварительный просмотр:

Биология 6 класс

Лабораторная работа

«Черенкование комнатных растений»

Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

О б о р у д о в а н и е: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.

ХОД РАБОТЫ

  1. Выберите растение.
  2. Выберите субстрат для укоренения черенков.
  3. Срежьте черенок ножом.
  4. Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте тёплой водой.
  5. После укоренения пересадите растение в цветочный горшок.

__________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

«Черенкование комнатных растений»

Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.

О б о р у д о в а н и е: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.

ХОД РАБОТЫ

  1. Выберите растение.
  2. Выберите субстрат для укоренения черенков.
  3. Срежьте черенок ножом.
  4. Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте тёплой водой.
  5. После укоренения пересадите растение в цветочный горшок.

Лабораторная работа        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по биологии 9 класс

В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ  по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе  В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может  быть расп...

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

Лабораторная работа по биологии 8 класс

Презентация лабораторной работы по биологии для 8 класса на тему: "Ткани"...

Лабораторная работа по биологии 7 класс."Характеристика растений разных семейств"

Тема «Многообразие покрытосеменных растений» (7 класс).Название работы: «Характеристика растений разных семейств».Форма: лабораторный практикум.Время проведения: 20-25 минут.Цель: изучить характ...

Лабораторные работы по биологии, 6 класс.

Образцы лабораторных работ по биологии (6 класс). Программа Пасечника В.В....

Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые

Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...