Лабораторные работы по биологии 6 класс
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Материал по проведению лабораторных работ по биологии и соблюдение правил техники безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности для учащихся
- Будьте осторожны при работе с использованием режущих и колющих инструментов;
- Помните, что даже при незначительном нажиме возможны глубокие ранения, которые могут привести к нагноению и заражению крови;
- Помните, что стеклянная посуда хрупкая, легко бьётся, будьте аккуратны при работе с ней;
- В случае необходимости сразу воспользуйтесь аптечкой.
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Особенности строения гладкой мышечной ткани»
Задания для учащихся
- Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани при увеличении . Зарисуйте, отметьте на рисунке:
- слои клеток, расположенные на срезе;
- палочковидные ядра этих клеток…
- При увеличении найдите фрагмент, где срез прошёл поперёк мышечных клеток. Обозначьте на рисунке округлые ядра этих клеток.
- В чём проявилась взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
- Сделайте вывод.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Особенности строения гладкой мышечной ткани»
Задания для учащихся
- Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани при увеличении . Зарисуйте, отметьте на рисунке:
- слои клеток, расположенные на срезе;
- палочковидные ядра этих клеток…
- При увеличении найдите фрагмент, где срез прошёл поперёк мышечных клеток. Обозначьте на рисунке округлые ядра этих клеток.
- В чём проявилась взаимосвязь строения и функции гладкой мышечной ткани.
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Инструктивная карточка для лабораторной работы
«Состав семян пшеницы»
- Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?
- Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.
- Используя личный опыт, предположите, что произойдёт дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив.
Обсуждение результатов опыта. Выводы.
___________________________________________________________________________________
Инструктивная карточка для лабораторной работы
«Состав семян пшеницы»
- Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?
- Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.
- Используя личный опыт, предположите, что произойдёт дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив.
Обсуждение результатов опыта. Выводы.
___________________________________________________________________________________
Инструктивная карточка для лабораторной работы
«Состав семян пшеницы»
- Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?
- Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.
- Используя личный опыт, предположите, что произойдёт дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив.
Обсуждение результатов опыта. Выводы.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Строение корневых систем»
Цель: определить типы коревых систем.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите коренные системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
- Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
- Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте её, подпишите части.
________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Строение корневых систем»
Цель: определить типы коревых систем.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите коренные системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
- Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
- Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте её, подпишите части.
_________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Строение корневых систем»
Цель: определить типы коревых систем.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите коренные системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?
- Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.
- Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте её, подпишите части.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Строение семени»
Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.
О б о р у д о в а н и е: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы ( по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.
З а д а н и е для работы:
- Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
- Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?
- Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимите? Почему это не удаётся?
- Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
- Сравните проростки фасоли и пшеницы.
- Сделайте вывод и запишите.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Строение семени»
Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений на натуральных объектах. Определить функции различных частей семян.
О б о р у д о в а н и е: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы ( по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.
З а д а н и е для работы:
- Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.
- Снимите семенную кожуру фасоли. Какова её роль для семени?
- Попробуйте снять покров с зерновки. Что вы снимите? Почему это не удаётся?
- Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.
- Сравните проростки фасоли и пшеницы.
- Сделайте вывод и запишите.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»
Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в , а затем при .
- Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
- Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
- Сделать выводы по лабораторной работе.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»
Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в , а затем при .
- Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
- Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
- Сделать выводы по лабораторной работе.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Ткани растений. Микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски»
Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотреть препарат кончика корня сначала при увеличении в , а затем при .
- Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
- Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку.
- Сделать выводы по лабораторной работе.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Определение физических свойств жиров, белков, углеводов»
/Инструктивная карточка/
- На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпьте немного пшеничной муки, сделайте из марли мешочек и прополощите его в стакане с водой. Затем разверните марлю, на ней вы обнаружите клейкую массу или клейковину, это и есть белок.
- На салфетку поместите очищенное от семенной кожуры семя подсолнечника и раздавите его. Что вы видите? О чём это свидетельствует?
- Разрежьте клубень картофеля и на свежий срез капните с помощью пипетки йода. При взаимодействии крахмала с йодом окраска становится фиолетовой. Что произошло у вас? О чём это говорит?
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Определение физических свойств жиров, белков, углеводов»
/Инструктивная карточка/
- На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпьте немного пшеничной муки, сделайте из марли мешочек и прополощите его в стакане с водой. Затем разверните марлю, на ней вы обнаружите клейкую массу или клейковину, это и есть белок.
- На салфетку поместите очищенное от семенной кожуры семя подсолнечника и раздавите его. Что вы видите? О чём это свидетельствует?
Разрежьте клубень картофеля и на свежий срез капните с помощью пипетки йода. При взаимодействии крахмала с йодом окраска становится фиолетовой. Что произошло у вас? О чём это говорит
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Передвижение дождевого червя»
О б о р у д о в а н и е: дождевые черви, листы бумаги, предметные стёкла.
ХОД РАБОТЫ
- Достаньте из банки с землёй дождевого червя.
- Переместите его на лист бумаги.
- Понаблюдайте за передвижением дождевого червя.
- Наклонитесь к листу бумаги, постарайтесь услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела дождевого червя.
- Переместите дождевого червя на стекло. Почему он перестал двигаться?
- Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Передвижение дождевого червя»
О б о р у д о в а н и е: дождевые черви, листы бумаги, предметные стёкла.
ХОД РАБОТЫ
- Достаньте из банки с землёй дождевого червя.
- Переместите его на лист бумаги.
- Понаблюдайте за передвижением дождевого червя.
- Наклонитесь к листу бумаги, постарайтесь услышать шорох щетинок на брюшной стороне тела дождевого червя.
- Переместите дождевого червя на стекло. Почему он перестал двигаться?
- Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Строение и расположение почек»
Цель: сформировать представление о почке как о задаточном побеге.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите побеги клёна, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
- Рассмотрите внешнее строение почки. Чем цветочная почка отличается от листовой? Какова функция наружных чешуек почки? Ответ запишите.
- Сделайте продольный разрез листовой почки и рассмотрите его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизменённые листья), зачаточные листики, зачаточный стебелёк, точку роста.
- Зарисуйте строение почки в разрезе.
- Сравните строение листовой (вегетативной почки) и строение цветочной (генеративной) почки, используя для этого таблицу.
- Сделайте вывод, в котором докажите положение, что «почка - задаточный побег».
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Строение и расположение почек»
Цель: сформировать представление о почке как о задаточном побеге.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите побеги клёна, тополя и смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.
- Рассмотрите внешнее строение почки. Чем цветочная почка отличается от листовой? Какова функция наружных чешуек почки? Ответ запишите.
- Сделайте продольный разрез листовой почки и рассмотрите его с помощью лупы. Найдите чешуйки (видоизменённые листья), зачаточные листики, зачаточный стебелёк, точку роста.
- Зарисуйте строение почки в разрезе.
- Сравните строение листовой (вегетативной почки) и строение цветочной (генеративной) почки, используя для этого таблицу.
- Сделайте вывод, в котором докажите положение, что «почка - задаточный побег».
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Инструкция по проведению лабораторной работы
«Строение растительной клетки»
- Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой.
- На стекло капните 1-2 капли воды.
- Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте её концом препаровальной иглы.
- Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода.
- Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
- Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите .
- Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку.
- Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи.
- Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зелёные пластиды (т.е. хлоропласты).
- Зарисуйте клетку кожицы лука и клетку листа элодеи. Обозначьте на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли и хлоропласты.
- Напишите отчёт о проделанной работе и сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки.
_____________________________________________________________________________________________________
Инструкция по проведению лабораторной работы
«Строение растительной клетки»
- Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой.
- На стекло капните 1-2 капли воды.
- Снимите кожицу с приготовленных белых мясистых чешуй лука, перенесите маленький кусочек прозрачной кожицы в каплю воды на стекле и осторожно расправьте её концом препаровальной иглы.
- Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода.
- Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
- Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите .
- Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку.
- Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи.
- Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зелёные пластиды (т.е. хлоропласты).
- Зарисуйте клетку кожицы лука и клетку листа элодеи. Обозначьте на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли и хлоропласты.
- Напишите отчёт о проделанной работе и сделайте вывод об особенностях строения растительной клетки.
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Ткани животных организмов»
Задание для учащихся
- Рассмотрите микропрепарат при увеличении , зарисуйте и отметьте на рисунке следующие элементы:
- клетки неправильной формы с округлыми ядрами;
- коллагеновые волокна в межклеточном пространстве;
- эластичные волокна в межклеточном пространстве.
- Каковы особенности строения соединительной ткани? Укажите разновидности соединительной ткани. Какие функции они выполняют?
- Сделайте вывод.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Ткани животных организмов»
Задание для учащихся
- Рассмотрите микропрепарат при увеличении , зарисуйте и отметьте на рисунке следующие элементы:
- клетки неправильной формы с округлыми ядрами;
- коллагеновые волокна в межклеточном пространстве;
- эластичные волокна в межклеточном пространстве.
- Каковы особенности строения соединительной ткани? Укажите разновидности соединительной ткани. Какие функции они выполняют?
- Сделайте вывод.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа Страница
Предварительный просмотр:
Биология 6 класс
Лабораторная работа
«Черенкование комнатных растений»
Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.
О б о р у д о в а н и е: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.
ХОД РАБОТЫ
- Выберите растение.
- Выберите субстрат для укоренения черенков.
- Срежьте черенок ножом.
- Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте тёплой водой.
- После укоренения пересадите растение в цветочный горшок.
__________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа
«Черенкование комнатных растений»
Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.
О б о р у д о в а н и е: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.
ХОД РАБОТЫ
- Выберите растение.
- Выберите субстрат для укоренения черенков.
- Срежьте черенок ножом.
- Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте тёплой водой.
- После укоренения пересадите растение в цветочный горшок.
Лабораторная работа Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
Лабораторная работа по биологии 8 класс
Презентация лабораторной работы по биологии для 8 класса на тему: "Ткани"...
Лабораторная работа по биологии 7 класс."Характеристика растений разных семейств"
Тема «Многообразие покрытосеменных растений» (7 класс).Название работы: «Характеристика растений разных семейств».Форма: лабораторный практикум.Время проведения: 20-25 минут.Цель: изучить характ...
Лабораторные работы по биологии, 6 класс.
Образцы лабораторных работ по биологии (6 класс). Программа Пасечника В.В....
Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые
Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...