Метапредметные знания
методическая разработка по биологии на тему
Материал описывает основные направления деятельности учителя в контексте метапредметного содержания на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_metapredmetnosti.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
« Формирование метапредметных знаний в рамках ФГОС второго поколения»
В современных условиях понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)-2 поколения. Поэтому важно определить, что такое метапредметные образовательные знания и результаты, как они связаны с учебными предметами, как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении предмета биологии. Несколько слов о вариантах результатов:
- Предметные - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира.
- Метапредметные - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
- Личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества
Метапредметность - принцип интеграции всего содержания образования. Принцип метапредметности вошёл в методику в качестве одного из ведущих. А сам тип обучения, который был выстроен, назван эвристическим обучением .
Эвристическое образование в развивающем обучении:
1.Самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только.
2.Цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества.
3.Развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности.
Основное метапредметное содержание:
- Понятия (числа, знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве;
- ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие;
- категории пространства, времени, мира, человека и т.п.
Например, общечеловеческие задачи:
- СЕМЬЯ. С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.
- СОКРАТ. "Я знаю, что ничего не знаю" – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу. Говорят, что после этой фразы он добавил "А другие не знают и этого". Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь.
Метапредметная деятельность не тождественна общеучебной:
- метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.
- Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Методика эвристического обучения:
одни знания – фундаментальные – именно их рождение необходимо обеспечивать с помощью эвристических методов и технологий обучения.
Другие же знания, или точнее - информация – должны выполнять роль среды, в которой происходит рождение фундаментальных системообразующих знаний, а также метазнаний.
В результате был получен ответ на задаваемый самим себе вопрос: что необходимо ученику «дать», а что «вырастить»?
«Дать» нужно образовательную среду с точками проблематизации, а также способы действий в этой среде. Главное же нужно предоставить ученику открывать самостоятельно. А уже после его открытий или их попыток, можно подходить к ученику с так называемыми культурно-историческими аналогами – достижениями человечества в области решения тех же вопросов, на которые отвечал ученик. В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения, тем самым осваивая и их также, но уже через сопоставление со своим продуктом и пониманием.
Пример метапредметной деятельности:
- наблюдение естественнонаучное
- наблюдение историческое
- наблюдение математическое,
- самонаблюдение рефлексивное и т.д.
Как проходят такие занятия?
- Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций , проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.
- После того, как ученики создали собственный образовательный продукт – рисунок, версию, таблицу и т.п., учитель знакомит их с культурно-историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики. Приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях. В это время возможна работа с учебниками.
- В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.
- В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется рефлексивным . Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.
Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:
- ситуации неопределенности;
- ситуации неожиданности;
- ситуации конфликта;
- ситуации опровержения;
- ситуации предположения.
Требование к составлению заданий:
1) Объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения)
2) Объект, традиционно рассматриваемый в одном предмете, переносится в контексте другого предмета.
3) В основе задания – восприятие (личное отношение, понимание) фундаментального объекта .
Примерные задания:
1.Объясните, почему при работе мышц тепла выделяется значительно больше, чем в состоянии относительного покоя? например, при дыхании семян?
2. С помощью опытов ответьте на вопрос: можно ли вводить в кровь воду, если известно, что плазма крови содержит около 80% воды?
3.Как количество старых дев в деревне влияет на удои молока?
4.Задача метапредметного направления: « По лесу шел медведь. Неожиданно он попал в глубокую яму и пролетел 5,5 метров. Какого цвета был медведь?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений
Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы являет...
Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных знаний и умений
Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодн...
Диагностическая работа по математике для проверки сформированности метапредметных знаний, умений 5 класс
Диагностическая работа по математике для проверки сформированности метапредметных знаний, умений 5 класс...
Мастер-класс "Технология формирования метапредметных знаний и эмоциональной отзывчивости"
Презентация к мастер-классу...
Способы и технологии формирования метапредметных знаний на уроках математики
Учить мыслям бессмысленно, т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией....
Математика в системе метапредметных знаний обучающихся
Ряд законодательных и нормативно-правовых документов, принятых в последние годы, таких как Федеральная целевая программа развития образования до 2025 года, Федеральный государственный образовательный ...
Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Доклад на учительской конференции....