ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Познакомить учащихся с особенностями строения желудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойствами ферментов желудочного сока, условиями их активности; рассмотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нужную информацию; логически мыслить; выполнять несложные эксперименты, делать предположения и выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl._pishchevarenie_v_zheludke_i_kishechnike.doc | 165.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ И КИШЕЧНИКЕ
Цели: познакомить учащихся с особенностями строения же лудка и кишечника; процессами, происходящими в них; свойства ми ферментов желудочного сока, условиями их активности; рас смотреть роль соляной кислоты в пищеварении; роль поджелудоч ной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисун ками, данными в учебнике, извлекать из них быстро и точно нуж ную информацию; логически мыслить; выполнять несложные экс перименты, делать предположения и выводы.
Оборудование: модель торса человека; таблица «Схема строения органов пищеварения»; пробирки; водяная баня; желудоч ный сок; хлопья белка куриного яйца, полученные при кипячении 1/2 белка куриного яйца в 0,5 л воды.
Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1.Выполнение задания 123 в рабочей тетради.
- Подпишите части зуба, обозначенные на рисунке цифрами:
/ - эмаль;— дентин;
- - пульпа;
- - нерв;
- - кость.
2. Выполнение задания 125 в рабочей тетради.
- Рассмотрите рисунок с изображением зубов. Напишите из на звания. Укажите функции зубов.
1 и 2 (слева направо) - резцы; служат для захватывания и от кусывания пищи;
3 - клыки; дробят, разрывают пищу (у человека они развиты относительно слабо);
4,5,6- коренные зубы; растирают, перемалывают пищу.
Кроме указанных функций, у человека зубы участвуют в члено раздельной речи, придавая своеобразную окраску отдельным звукам.
3. Выполнение задания 126 в рабочей тетради.
- Что происходит с пищей в ротовой полости?
(В ротовой полости пища измельчается, перетирается и сма чивается слюной, под действием ферментов слюны частично расщепляется (крахмал расщепляется до глюкозы), опробывается на качество (температура, вкус и т. д.), перемешивается и пере двигается в глотку для глотания.)
4. Выполнение задания 127 в рабочей тетради.
- Почему слюнные железы относятся к железам внешней сек реции? Каковы функции слюнных желез?
(Слюнные железы относятся к железам внешней секреции, так как имеют протоки и выделяют свой секрет (слюну) в полость рта.
Слюнные железы продуцируют слюну, которая смачивает пи щу, смывает со слизистой оболочки вредные или посторонние ве щества; содержит в своем составе ферменты, придающие ей клейкость и убивающие бактерий. Под действием ферментов со держащийся в пище крахмал расщепляется на более простые мо лекулы - до глюкозы.)
5. Выполнение задания 128 в рабочей тетради.
- Что такое слюна?
(Слюна - это секрет слюнных желез. Слюна содержит до 99,4 % воды и имеет слабокислую или слабощелочную реакцию. В ее со став входят ферменты, обеззараживающие пищу и придающие ей клейкость. Под действием ферментов слюны крахмал, содержа щийся в пище, частично расщепляется до глюкозы.)
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом и
рисунками, данными в учебнике на с. 156-158.
2. Составление таблицы в ходе обсуждения изученного.
№ п/п | Название отдела пищеварительной трубки | Особенности строения | Процессы, происходящие в них |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Желудок | • по форме похож на большую грушу • вместимость 2-3 л • слизистая имеет много складок • в слизистой распо ложено 35 млн желез | • за сутки выделяет 2 л желудочного сока • желудочный сок = со ляная кислота + слизь + ферменты • под действием соля ной кислоты гибнут микробы • слизь защищает сли зистую желудка от ме ханических, химиче ских и прочих повреж дений • под действием фер ментов расщепляются белки • всасываются: алко голь, минеральные со ли, вода, аминокисло ты, глюкоза |
2 | Тонкая кишка | • длина 4,5-5 м • начальная часть называется двена дцатиперстной • слизистая оболоч ка тонкой кишки имеет множество сладок и покрыта бесчисленными ворсинками | • в ней пища подверга ется действию сока поджелудочной желе зы, желчи и кишечного сока • ферменты двенадца типерстной кишки рас щепляют белки, жиры и углеводы • желчь усиливает дей ствие ферментов • процессы пищеваре ния в тонкой кишке состоят из трех этапов: |
1) полостное пищева- 2) пристеночное пище- 3) всасывание: глюкоза | |||
3 | Толстая кишка | • длина 1,5-2 м • один из ее участни ков - слепая кишка -имеет узкий черве образный отросток - аппендикс(дли ной 6-8 см) | • аппендикс - орган иммунной системы • в толстой кишке скап ливаются остатки непе реваренной пищи, кото рые могут здесь нахо диться 12-20 часов • за 12-20 часов под действием бактерий происходит расщепле ние клетчатки • вода всасывается в кровь |
3.Заслушивание сообщения на тему «Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения».
Печень - самая крупная железа нашего тела, ее масса достигает 1500 г. Печень принимает участие в пищеварении. В ней задержи ваются и обезвреживаются многие ядовитые вещества. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена.
Печень расположена в брюшной полости под диафрагмой справа.
В отличие от всех других органов печень получает кровь из двух источников: артериальную - из собственной печеночной ар терии и венозную - из воротной вены.
Воротная вена собирает кровь из всех непарных органов брюшной полости (желудка и кишок, поджелудочной железы, се лезенки и большого сальника).
В печени вырабатывается желчь, которая по пузырному прото ку попадает в двенадцатиперстную кишку. Образование желчи в клетках печени осуществляется непрерывно, однако ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-Ю минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. В отсутствие про цесса пищеварения желчь накапливается в желчном пузыре. Су точное количество выделяющейся у взрослого человека желчи со ставляет около 1 л.
Цвет желчи зависит от присутствия в ней красящих веществ -пигментов. Из пигментов желчи образуются пигменты мочи и кала.
Выделение желчи в кишку регулируется нервным и гумораль ным механизмами. Характер выделения желчи на различные пище вые вещества напоминает выделение поджелудочного сока, т. е. зависит от поступления в двенадцатиперстную кишку желудочного сока и соляной кислоты.
Значение желчи в процессе пищеварения многообразно. Она повышает активность ферментов, выделяемых поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров.
При мясной и жировой пище выделение желчи увеличивается, при голодании уменьшается. Желчь усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.
Образование желчи в клетках печени составляет лишь неболь шую долю ее общей роли в организации обмена белков, углеводов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ, жиров.
Вся кровь, оттекающая от кишечника, проходит через печень. Вредные или ядовитые вещества, которые могут попасть в кишеч ник с пищей, всасываются через ворсинки в кровь. Эти вещества задерживаются в печени, обезвреживаются и выводятся вместе с желчью в кишечник. В этом состоит барьерная роль печени.
Вопросы для слушателей:
- Какие функции выполняет печень в организме человека?
- Какова роль желчи в процессе пищеварения?
- В чем состоит барьерная роль печени?
4. Лабораторная работа «Цветные реакции на белок». Вступительное слово учителя.
Белки - сложные органические соединения, биополимеры, без которых невозможно существование живой клетки. В составе бел ковых полимеров обнаружено около 20 различных аминокислот. Чем выше уровень организации белка, тем слабее химические свя зи. Под влиянием различных физических, химических факторов -при высокой температуре, действии химических веществ, лучистой энергии и других воздействиях - связи рвутся, структуры белка -
(четвертичная, третичная, вторичная) деформируются, разрушают ся и изменяются свойства белковой молекулы. Нарушение природ ной структуры белка называется денатурацией. Степень денатура ции белка зависит от интенсивности воздействия и может быть об ратимой и необратимой.
Белки отличаются друг от друга по легкости денатурации. Де натурация яичного белка происходит при температуре 60-70 °С, а сократительный белок мышц денатурирует при температуре 40-45 °С.
Многие белки денатурируют от действия ничтожных концен траций химических веществ, а некоторые от незначительных хими ческих воздействий.
Цель работы: изучить качественные реакции на белок.
Оборудование: штатив с пробирками, нагреватель для пробирок, держатель для пробирок, реактивы (раствор белка, 20 % раствор щелочи, раствор медного купороса, концентрированная азотная кислота, раствор аммиака).
Ход работы
1) Биурепювая реакция, К 4-5 мл раствора белка прилейте столько же раствора щелочи, перемешайте и осторожно прилейте 1 мл раствора медного купороса. Наблюдайте окрашивание жидкости в красно-фиолетовый цвет.
2) Какую связь обнаруживает эта реакция?
3) Ксаптопротеиновая реакция. К 2—3 мл раствора белка прилейте несколько капель концентрированной азотной кислоты подогрейте. Белок окрашивается в желтый цвет. Прибавьте к раствору несколько капель раствора аммиака белок окрасится в оранжевый цвет.
Вывод. При ксантопротеиновой реакции происходит нитро вание бензольных ядер белковой молекулы, а биуретовая реакция
О Н I
характерна для группировки атомов — С — N —, которая называ ется пептидной связью. За счет пептидной связи образуется пер вичная структура белка.
5.Лабораторная работа «Пищеварение в желудке».
Цель работы: исследовать действие желудочного сока на белок в зависимости от разных условий.
Оборудование: штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл (3 шт.), цилиндр мерный на 100 мл, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка, часы, жидкий крахмальный клейстер, пробирки с раствором белка, слабый раствор йода, горячая и хо лодная вода, кипяченая и дистиллированная вода, карандаш для стекла, стакан со льдом.
Реактивы и материалы: 10 %-ный раствор NaOH, лак мусовая бумажка или раствор лакмуса, желудочный сок или 10 таблеток ацидинпепсина по 0,25, растворенного в стакане воды.
Ход работы
1) Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
2) Пронумеруйте четыре пробирки.
- В первую пробирку налейте 1 мл жидкого крахмального клейстера и 1 мл желудочного сока. Во вторую - 1 мл свежеприго товленной взвеси и столько же желудочного сока. В третью -взвесь белка с добавлением чистой воды. В четвертую - взвесь белка, желудочный сок и раствор щелочи.
- В стакане смешайте холодную и горячую воду так, чтобы температура не превышала 37-39 °С. Поставьте в стакан третью и четвертую пробирки на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
- Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?
6. Повторите опыт, изменяя:
а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60-80 °С);
- кислотность среды (добавляют по каплям раствор щелочи до изменения окраски лакмуса).
- Сделайте вывод об условиях действия желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Результаты проведенных экспериментов оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Пробирки | Что добавили | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
Вывод. В состав желудочного сока входит фермент пепсин. Под действием пепсина белки расщепляются на более простые со единения.
Кроме пепсина, в желудочном соке имеются различные орга нические и неорганические вещества. Особенно важное значение среди них принадлежит соляной кислоте: пепсин действует только в кислой среде.
Фермента, способного действовать на углеводы, в составе же лудочного сока нет. Однако переваривание углеводов в полости желудка все же происходит, так как слюна, поступающая из рото вой полости, содержит птиалин. Птиалин действует в слабощелоч ной среде. Поэтому расщепление углеводов в желудке происходит в течение лишь 20-30 минут, пока поступившая пища не пропита ется желудочным соком и не изменит щелочную реакцию на кислую.
6. Заслушивание сообщения на тему «Нервные и гу моральные воздействия на секрецию желез».
Гуморальное влияние на желудочное сокоотделение было из вестно уже давно. И. П. Павлов доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы.
При мнимом кормлении собаки с перерезанным пищеводом пища в желудок не поступает. Тем не менее через 5-8 минут после начала опыта наблюдается вытекание сока из фистульной трубки, вставленной в желудок животного. Это явление можно объяснить только так: пища раздражает вкусовые рецепторы полости рта; возникающее в них возбуждение проводится по центростремитель ным нервам в ствол головного мозга; оттуда возбуждение направ ляется по центробежным нервам в желудочные железы и вызывает их деятельность. Рефлекторность сокоотделения доказывается тем, что оно прекращается после перерезки нервов, идущих к желудку.
Если пища употреблялась животным прежде, то уже один вид и запах ее способны вызвать деятельность желудочных желез.
Следовательно, секреция желез может происходит и под влия нием условных раздражителей. В этом случае переход нервного возбуждения с центростремительных на центробежные нервы про исходит при участии коры полушарий головного мозга.
Рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды. Попав в желудок, пища механически и химически раздражает рецепторы его слизистой оболочки. Возникающее в рецепторах
возбуждение проводится в головной мозг, а оттуда к железам же лудка, поддерживая их деятельность.
В это время сказывается и гуморальное воздействие на сокоот деление.
Ряд веществ, входящих в состав мясных и овощных отваров, всасывается уже в желудке. Попав в кровь, эти вещества доставля ются ею к желудочным железам и химически возбуждают их дея тельность. Отсюда вытекает обязательность в обеде жидкого блюда (бульона, овощного супа, щей, борща).
Подобным образом действуют и вещества, образующиеся в же лудке при переваривании мяса и других продуктов. Переваривание хлеба не сопровождается образованием веществ, действующих на желудочные железы. Поэтому сухоедение, при котором основной пищей является хлеб, нарушает желудочное пищеварение.
Нервные, а затем гуморальные воздействия на деятельность желудочных желез обеспечивают отделение сока на пищу в тече ние всего времени ее пребывания в желудке.
Вопросы для слушателей:
- Кто и как доказал, что важнейшую роль в секреции желез желудка играют воздействия нервной системы?
- Почему рефлекторное сокоотделение не прекращается с окончанием еды?
3) Как осуществляется гуморальное воздействие на сокотделение?
IV. Закрепление знаний.
Работа в группах.
- группа освещает вопрос 5 из рубрики «Проверьте свои знания».
- группа освещает вопрос 8 рубрики «Проверьте свои зна ния».
III группа работает с заданиями рубрики «Какие утверждения верны» на с. 160 учебника.
Верные утверждения указаны на с. 161 учебника.
IV группа работает с заданиями рубрики «Подумайте» на с. 161 учебника.
Известно, что в желудке перевариваются белки. Почему же стенки самого желудка не повреждаются?
От самопереваривания слизистую оболочку предохраняет слизь, обильно покрывающая стенки желудка.
V группа работает с заданиями рубрики «Выберите пра вильный ответ» на с. 161 учебника.
Задание на дом: изучить текст и рисунки в учебнике на с. 156— 159; в рабочей тетради выполнить задания 130-136; желающие го товят сообщения на темы «Значение кулинарной обработки пищи», «Режим питания», «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Пищеварение в желудке и кишечнике" 8 класс
Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление умений и навыков учащихся по теме. Показать роль пищеварения в организме человека. Воспитывать бережное отношение к с...
Презентация "Пищеварение в желудке и кишечнике" 8 класс
Изучить пищеварение в желудке и кишечнике. Первичное закрепление умений и навыков учащихся по теме. Показать роль пищеварения в организме человека. Воспитывать бережное отношен...
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике".
Презентация к уроку биологии 8 класс....
Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения
Презентация по биологии на тему "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения" для 8 классов. Презентация рассчитана на 2 урока....
Пищеварение в желудке и кишечнике
Презентация к уроку биологии в 8 классе раскрывает особенности строения пищеварительной системы и пищеварения в желудке и кишечнике...