Круги кровообращения
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Лихачева Наталья Степановна

 

Урок разработан в соответствии с УМК Пасечника В.В.

 Тип урока: изучение нового материала.

Для чего проводится такой урок? Его смысл состоит в том, что знания, по данной теме ученик получает, сопоставляя их с  полученными  ранее на уроках зоологии. Это очень важно, так как  они развивают общеучебные умения ученика, т.е. переходят  в разряд компетенций.

Практические задачи состоят в том, чтобы научить детей самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать у них  наблюдательность и  внимание.

            Развитие познавательной деятельности обучающихся реализуется через использование материалов мультимедийной презентации, беседу с опорой муляжи,  дополнительный материал. В начале урока с целью проверки домашнего задания  используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krugi_krovoobrashcheniya.docx129.47 КБ
Файл urok_krugi_krovoobrashcheniya.rar2.64 МБ

Предварительный просмотр:

        

№ 250-173-411

Тема урока «Круги кровообращения» ,   8 класс

Цель: Изучить особенности строения системы кровообращения человека.

Задачи:

1. Углубить знания о кровеносной системе млекопитающих.

2. Продолжить знакомство с понятиями  кровеносная система, круги кровообращения начатое в курсе зоологии

3. Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении ее по большому и малому кругам кровообращения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, учебник Биология. Человек : Учебн. для 8 кл. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – М.: Дрофа, 2009, мультимедийный проектор, экран, муляж сердца, таблицы строение сердца и круги кровообращения, карточки- схемы: транспортные системы организма.

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации: беседа, работа с книгой

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца;

распознавать на таблицах органы кровообращения;

знать особенности движения крови по венам;

раскрывать изменения крови в кругах кровообращения;

Ход урока:

1. Организационный момент. (0,5 минут).

2. Проверка знаний:

1.Что такое транспортные системы организма?

2.Заполнить карточку -схему «Транспортные системы организма» (Приложение 1)

3. Что такое вены?

4. Что такое аорта, какое строение она имеет?

5. Какую  функцию выполняют лимфатические узлы?

6. Какое строение имеют кровеносные и лимфатические  сосуды?

7. Объясните назначение кармановидных клапанов в венах?

3. Изучение нового материала:

Вводная часть

Слайд №1-2 Сообщение темы и целей урока

Запись в тетради темы урока  и числа.

В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определенном направлении. Это непрерывное движение крови называется кровообращением.

Круги кровообращения - это путь по которому осуществляется движение крови.

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме из курса зоологии и анатомии.

Слайд №3 Человек относится к классу млекопитающих. Особенности кровеносной системы и движение крови в организме млекопитающих и человека очень схожи. Пожалуйста, вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит и человека. (Ожидаемый ответ. Кровеносная система замкнутая, два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры, кровь- артериальная и венозная)

Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты.

Слайд №4   Сердце человека состоит из четырех камер. Две правые и две левые камеры разделены между собой перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом- артериальную кровь, а правая- бедную кислородом, но богатую углекислым газом-венозную кровь. Каждая половинка сердца состоит из предсердия и желудочка. В предсердиях кровь собирается, затем направляется в желудочки, а из желудочков выталкивается в крупные сосуды -аорту и легочную артерию. Поэтому началом  кровообращения считают желудочки.

-Обратите внимание на муляжи сердца стоящие у вас на столах. Найдите все части сердца: правое  и левое предсердия, правый и левый желудочки. Нашли, молодцы.

Кровь человека движется по двум кругам кровообращения - малому и большому. Попробуйте вспомнить, какой ученый  открыл движение крови по двум замкнутым системам большому и малому кругам кровообращения? (1628 год, У. Гарвей) Слайд №5. Именно он доказал круговое движение крови по сосудам проводя опыты на животных.

А теперь давайте разберемся, как же движется кровь по двум кругам кровообращения.

Откройте учебник стр. 106, рис. 51. Я буду показывать на слайде, а вы  в учебнике проследите путь крови по сосудам.

Слайд №6 БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ - начинается в левом желудочке, который сокращаясь выталкивает кровь в аорту- самую большую артерию. Из аорты, которая делится на две артерии артериальная кровь поступает в различные участки тела: голову, руки, органы брюшной полости, туловище и конечности. Затем артерии распадаются на капилляры, а артериальная кровь большого круга кровообращения отдает кислород и присоединяет углекислый газ. И в вены поступает кровь, бедная кислородом-венозная. Венозная кровь из туловища, нижних конечностей, органов брюшной полости через крупный сосуд- нижнюю полую вену попадает в правое предсердие. Сюда же через верхнюю полую вену поступает венозная кровь от головы, шеи и рук.

А сейчас поработаем в тетрадях. Давайте изобразим большой круг кровообращения в виде схемы:

Слайд №7

                                                            Левый желудочек

                                                                      Аорта

Восходящая дуга аорты      Нисходящая дуга аорты

                                                                     Артерии

                                                                Капилляры

                                                                      Вены

                                                 Нижняя полая        Верхняя полая

                                                             Правое предсердие

А сейчас взяли в руки ручки красного цвета и на схеме  подчеркнули те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, синим цветом- венозная.

Вновь следим по учебнику стр.106, рис.51.

Слайд №8 МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ (лёгочный)- начинается в правом желудочке. Желудочек сокращается и венозная кровь направляется  по двум легочным артериям. Правая артерия ведет в правое легкое, а левая - в левое легкое. По легочным артериям движется венозная кровь. В легких артерии ветвятся, становятся все тоньше и тоньше.

Слайд №9 Они подходят к легочным пузырькам- альвеолам. В области альвеол артерии разделяются на капилляры, оплетая тонкую стенку каждого пузырька. Содержащийся в венах углекислый газ уходит в альвеолярный воздух легочного пузырька, а кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь. Здесь он соединяется с гемоглобином. Кровь становится артериальной: гемоглобин вновь превращается в оксигемоглобин и кровь меняет цвет - из темно-вишневой становится алой.  Артериальная кровь по лёгочным венам возвращается к сердцу.

Слайд №10 От левого и от правого легких к левому предсердию направляются две лёгочные вены, несущие артериальную кровь. В левом предсердии малый круг кровообращения заканчивается. Кровь переходит в левый желудочек, и далее начинается вновь большой круг кровообращения.

А теперь вновь работаем в тетрадочках. Составляем схему малого круга кровообращения.

                                                   Правый желудочек

                                                           Легочная артерия

                                                          Капилляры легких

                                                              Легочная вена

                                                          Левое предсердие

А теперь вновь подчеркиваем красным и синим цветом ту часть кровеносного русла, где протекает артериальная и венозная кровь.

А теперь еще раз посмотрим на схемы кругов кровообращения и ответим на ряд на вопросов.

  1. Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения?
  2. В какой части сердца начинается и заканчивается малый круг кровообращения?

А сейчас, мне хотелось бы узнать, как вы хорошо вы усвоили новый материал. Для этого  выполним небольшой тест «Волна». Чертим луч, на котором откладывает отрезки равной длины. Ставим цифры от 0 до 9. Если вы на вопрос отвечаете «да», то волна рисуется сверху, если «нет», то снизу.

    0          1          2         3         4         5         6         7          8         9

1. Сердце человека четырехкамерное?  (Да)

2. Аорта - самая мелкая артерия? (нет)

3. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке? (да)

4. В легких осуществляется газообмен между капиллярами и альвеолами? (да)

5. По венам большого круга кровообращения течет артериальная кровь? (нет)

6. Малый круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом желудочке? (нет)

7. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии? (Да)

8. Артериальная кровь богатая кислородом? (да)

9. Венозная кровь течет только по венам? (нет)

Проверяем.  

Подведем итоги:

  1. Система кровообращения у человека такая же,  как и у млекопитающих;
  2. Сердце  человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;
  3. У человека два круга кровообращения (большой и малый);
  4. Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;
  5. В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом.

Домашнее задание: § 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Оценки за урок.

Список литературы:

  1. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев- М.:Дрофа,2009.-336с.

2.        Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. маша, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс» / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев- М.:Дрофа,2003.-176с.

  1. Организм человека: просто о сложном: материалы для подготовки к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы: учеб. пособие/А.А. Каменский.- м.: Дрофа, 2007.-267с.
  2. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека: пособие для учителя /Е.П. Бруновт, Г.Я. Малахова, Е.А. Соколова.-М.: Просвещение, 1984.-191с.

                                                                                           Приложение 1



Подписи к слайдам:

Задача: 1.Углубить знания о кровеносной системе млекопитающих; 2. Продолжить знакомство с понятиями кровеносная система, круги кровообращения начатое в курсе зоологии; 3.Раскрыть биологическое значение изменения состава крови при прохождении её по большому и малому кругам кровообращения
Система замкнутая;Два круга кровообращения;Четырехкамерное сердце;Кровь артериальная и венозная;Кровеносные сосуды: артерии, аорта, вены, капилляры
Система кровообращения у человека такая же, как и у млекопитающих;Сердце человека четырехкамерное, состоит из двух предсердий и двух желудочков;У человека два круга кровообращения (большой и малый);Капилляры большого круга кровообращения снабжают кислородом и питательными веществами ткани и органы и уносят из них углекислый газ;В малом круге кровообращения кровь насыщается кислородом.

§ 21, ответить на вопросыв конце параграфа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круги кровообращения

Урок по биологии на тему  "Круги кровообращения" Цель урока: продолжить развития понятия о кругах кровообращения...

Круги кровообращения

1. Работа состоит из четырех основных этапов:актуализация знаний;изучение нового материала;закрепление изученного материала;домашнее задание (представлено творческими вопросами.2. Урок основан н...

GIF - анимации по темам "Фотосинтез" и "Круги кровообращения"

GIF - анимации наглядно иллюстрируют последовательность процессов фотосинтеза и движения крови....

Тест -цифровой диктант биология 8 класс Два круга кровообращения.

Биология 8 класс Тест -цифровой диктант. "Два круга кровообращения. Органы дыхания"...

Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения. ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.Задачи:а)  об...

Урок по теме "Круги кровообращения", 8 класс

Урок с использованием модульной технологии по учебнику "Биология. Человек. 8 класс", авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев....