Внеурочная деятельность 5 класс "Юный эколог"
проект по биологии на тему
Актуальность внеурочной деятельности заключается в том, что современное образование подразумевает непрерывный процесс обучения подрастающего поколения.
Цель - освоить основные понятия и закономкрности при рассмотрении природных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №150
имени Героя Советского Союза В.И.Чудайкина
городского округа Самара
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 150 г.о. Самара ______________Поспелова Л.В.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР __________Копасова Е.А. «___»_____________ 2014 г. | «Рассмотрено» Председатель МО протокол от «___»___________2014г. Председатель МО ________________ Лукьянова С.А. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Название кружка: Юный эколог
Экологическое направление
Количество часов: 70 часов в год , 2 часа в неделю.
Класс: 5
Руководитель: Лукьянова Светлана Александровна.
Самара
2014-2015 год.
1. Пояснительная записка.
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 5 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка «Юный эколог» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Кубани;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Теория | Практика | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
I. Выясняем, что такое экология | 4 | 2 | 2 | |||
1-2. | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. | 1 | 1 | Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя | ||
3-4. | Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. | 1 | 1 | Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске | ||
II. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | 6 | 2 | 4 | |||
5-6. | Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных | 2 | Наблюдение за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными. | |||
7-8. | Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. | 1 | 1 | Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок». | ||
9-10. | Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. | 1 | 1 | Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. | ||
III. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение . | 2 | 1 | 1 | |||
11-12. | Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. | 1 | 1 | Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. | ||
IV. Изучаем способы охраны природы | 4 | 2 | 2 | |||
13-14. | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | 1 | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
15-16. | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. | 1 | 1 | Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей | ||
V. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | 6 | 1 | 5 | |||
17-18. | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. | 1 | 1 | Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта | ||
19-20. | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | 2 | Прогулка «Воздух и его обитатели». | |||
21-22. | Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. | 2 | Просмотр учебного фильма. | |||
VI. Открываем жизнь в почве. | 2 | 1 | 1 | |||
23-24. | Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. | 1 | 1 | Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук». Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценирование стихотворения. Отгадывание загадок. | ||
VII. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. | 8 | 2 | 6 | |||
25-26. | Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений | 1 | 1 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой , определение высоты и толщины деревьев. | ||
27-28. | Знакомство с хвощами и плаунами. | 1 | 1 | Рассматривание гербарных образцов. | ||
29-30. | Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные , паукообразные | 2 | Презентация. | |||
31-32. | Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. | 2 | Заседание круглого стола. Игра « Собери лукошко» Составление загадок о грибах. Работа по таблицам. | |||
VIII. Изучаем экологические связи в живой природе. | 8 | 1 | 7 | |||
33-34. | Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». | 2 | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее». | |||
35-36. | Сеть питания, или пищевая сеть | 1 | 1 | Составление схем сети питания | ||
37-38. | Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | 2 | Просмотр учебного фильма. | |||
39-40. | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | 2 | Конкурс рисунков «Эти удивительные животные» | |||
IX. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. | 10 | 2 | 8 | |||
41-42. | Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания | 1 | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
43-44. | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений | 2 | Презентация | |||
45-46. | Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. | 2 | Выступление заранее подготовленных детей. Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома. | |||
47-48. | История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. | 1 | 1 | Чтение отрывков из книг Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса» | ||
49-50. | Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам | 2 | Заочная экскурсия в Сочинский ботанический сад. | |||
X .Мастерим домики для птиц. | 2 | 2 | ||||
51-52. | Мастерим домики для птиц. | 2 | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | |||
XI. Учимся передавать свои знания другим ребятам. | 6 | 1 | 5 | |||
53-54. | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | 2 | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток | |||
55-56. | Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания. | 1 | 1 | Подготовка и планирование проведения бесед, утренников, КВН | ||
57-58. | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | 2 | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | |||
XII. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 4 | 1 | 3 | |||
59-60. | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека | 1 | Просмотр учебного фильма Конкурс знатоков природы | |||
61-62. | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье | 1 | 2 | Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды. | ||
XIII. Обсуждаем примеры экологических катастроф. | 1 | 1 | 1 | |||
63-64. | Загрязнение природы. | 1 | 1 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ||
XV. Подводим итоги работы за год. | 4 | 2 | 2 | |||
65-66. | Обобщение основных теоретических знаний. | 1 | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. | ||
67-68. | Обобщение всего изученного. | 1 | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. | ||
69-70 | Экскурсия в природу | 2 | Наблюдение за птицами, животными и насекомыми родного края. | |||
ИТОГО | 70 | 19 | 51 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"
Рабочая программа внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности по экологии в 6 классе
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовате...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по экологии в 5 классе
Курс, рассчитанный на 56 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии...

Программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» для 5 класса
В условиях разностороннего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе.Программа курса «Основы экологии» для 5 класса построена с учетом возрастных особенностей дете...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Основы экологии» для 5 классов на 2013-2014 учебный год
Цель программы - формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.Задачи:· Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях ...

Технологическая карта внеурочной деятельности по экологии
Создать условия для формирования новых понятий при изучении темы «Сосна. Определение возраста дерева».Научить определять возраст дерева.Прививать навыки экологический просвещенного человек...

Программа курса внеурочной деятельности: "Юный эколог".
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».В. СухомлинскийКружок «Ю...