Внеклассное мероприятие "Эти забавные животные"
план-конспект занятия по биологии по теме
Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена построенов форме дидактической игры "Эти забавные животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эти забавные животные»
Цель: развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы.
Правила игры: игра состоит из 5-ти туров; в первом туре отбираются трое игроков, которые участвуют в следующих турах, по истечении которых выбирается победитель.
I тур – отборочный. За каждый правильный ответ учащиеся получают фишку, по количеству которых отбирается три игрока для участия в следующих турах.
1. Эта крупная змея, длиной до 10 метров, может обернуться вокруг человека 12 раз. (питон)
2. Это животное самое быстроногое в мире, может развивать скорость до 112 км/ч. (гепард)
3. Из-за привязанности этих птиц к месту гнездования их используют для передачи почты. (голубь)
4. Ярко выраженный хищник семейства куньих, отважный и ловкий, жемчужина сибирской тайги. (соболь)
5. У этих северных птиц самый теплый пух. (гага)
6. Для нее не имеет значения, где расположено гнездо, в которое надо положить яйцо, - на открытом месте или в дупле. Главное, найти птицу, у которой окраска яиц похожа на яйца, откладываемые именно этой птицей. (кукушка)
7. Очень выносливый, неприхотливый грызун с прочным, теплым и красивым мехом. Европейцы называют этого плавающего зверька болотным бобром и бобровой крысой. На родине, в Аргентине и Чили, его зовут коипу. У нас его называют по-испански. (нутрия)
8. Эти птицы, добывая пищу, за время кормления птенцов, пролетают расстояние, равное кругосветному путешествию. Самые быстрые летуны, могут развивать скорость до 170 км/ч. (стрижы)
9. Эти хищники живут семьями. Пары у них постоянные. Семья состоит из родителей и детенышей текущего года, к которым иногда присоединяются прошлогодние детеныши или звери-одиночки. (волк)
10. Бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенная реакция – это качества, за которые в народе этих птиц прозвали пернатыми кошками. /могут вертеть головой на 180о/ (сова)
11. Эти насекомые, поселяясь в домах, доставляют массу неприятностей. Они активны ночью; повреждают пищевые продукты, кожаные изделия, книжные переплеты. (тараканы)
12. Эти обезьяны, как и люди, приветствуют друг друга после разлуки. Они обнимаются, целуются, похлопывают друг друга по спине. (шимпанзе)
13. Скорлупа яиц этой птицы настолько твердая, что ею можно пользоваться как посудой. А по размеру одно это яйцо вмещает в себя 25 куриных яиц. (страус)
14. Есть поговорка, что три маленьких этих рыбки – это уже один большой крокодил. Эта хищная рыба – настоящий бич Амазонки и других южно-американских рек. Стая этих рыб за 10 минут способна обгладать до костей крупное животное весом 600 килограмм. (пиранья)
15. Эта змея весит до 250 килограмм – столько же сколько четверо взрослых людей, самая крупная змея в мире. (анаконда)
16. Это животное самое высокое на планете. Могут достигать роста 6 метров от копыт до кончиков рогов. (жираф)
17. Это животное способно менять цвет кожи в зависимости от окружающей среды, температуры воздуха, освещения и других причин. (хамелеон)
18. Самое большое животное на нашей планете, длиной до 30 м, весом до 120 т. (синий кит)
19. Эти зверьки нашли великолепный способ защиты от врагов. В случае опасности они поворачиваются спиной к обидчику и, подняв хвост, выпускают струю отвратительно пахнущей жидкости, способной ослепить противника. (скунс)
20.Это редкое животное, родственница медведя, стало символом охраны природы. (большая панда)
II тур – для отобранных участников. Из трех вариантов ответов за 30 секунд выбрать правильный и объяснить.
Кто из наземных хищных зверей самый могучий? Даже ученые-зоологи долгое время отвечали по-разному. Издавна царем зверей люди считали льва, но тигр сильнее его. А бывали случаи, когда тигра побеждал в схватке бурый медведь. Однако не только в бою проявляется мощь зверя. Природа порой ставит животное в условия, которые требуют от него особых сил, выносливости, ловкости. Такими качествами обладает белый медведь – неутомимый скиталец в бескрайних просторах Арктики. Чаще всего его можно увидеть неспешно бредущим среди бескрайних снежных полей. Иногда он останавливается и внимательно осматривается, выбирая место для охоты. Основная его добыча – тюлени, изредка он промышляет нарвалов, белух и даже моржей, не отказывается и от рыбы. Вес старых самцов достигает тонны, а в среднем – 300-500 кг, длина тела около 3 м. От холода медведя укрывает толстый слой жира и белая шкура с густой теплой шерстью. Даже подошвы лап защищены мехом. Зверь способен вплавь в ледяной воде покрывать расстояния в десятки километров. Он отлично ныряет. При этом глаза у него открыты, а отверстия ноздрей и ушей сжаты. Белый медведь обладает острым зрением, тонким слухом и отличным обонянием. Он может учуять добычу за 5-7 км и даже сквозь толстый слой снега. Белый медведь регулярно добывает корм. А впадает ли он в спячку?
А – никогда не впадает в спячку.
Б – залегает в спячку, как и бурый медведь, зимой.
В – может залечь в спячку в любое время года, если голоден.
Правильный ответ: Белый медведь регулярно добывает корм, поэтому не впадает в спячку, как бурый. В берлоги залегают лишь медведицы, ждущие потомства. Голодные же медведи могут залечь в спячку в любое время года. Этим они экономят жизненные силы организма. Но, когда есть добыча, они поглощают сразу огромное количество мяса и быстро накапливают жир, а расходуют его очень медленно.
III тур – индивидуальный. В течение 30 секунд из двух вариантов ответов выбрать правильный.
1. О ежах сложено немало легенд, например, что они хорошо ловят мышей и их можно держать вместо кошки. Между тем здорового и верткого грызуна ежу трудно ухватить. Главная его пища – насекомые. Ежи прожорливы и в поисках пищи очень активны. Они поедают массу всяких вредных насекомых и слизней. В этом их основная польза. Сюда же следует отнести и уничтожение в лесу (а не в жилье человека) гнезд грызунов вместе с выводком грызунов, вредящих сельскому и лесному хозяйству. Но есть у ежей и отрицательные качества. Какие же?
А – они разоряют птичьи гнезда.
Б – они повреждают плодово-ягодные насаждения, делая запасы на зиму.
Правильный ответ: Ежи разоряют птичьи гнезда, нападают на маленьких зайчат. Но фруктов ежи не едят и запасов на зиму не делают.
2. Як – одомашненный бык. Отличается от обычного крупного рогатого скота прежде всего приспособленностью к высокогорным условиям. Яков разводят в Киргизии, Таджикистане, на Алтае. Яки невысокого роста – 110-112 см. на холке у них горб. На боках, груди и на верхних частях ног растут длинные и грубые волосы. Образующие своеобразную бахрому, которая служит яку подстилкой. Поэтому як может лежать на снегу. Длинные волосы растут на хвосте, напоминающем конский, а также на подбородке, лбу и шее. Цвет шерсти черный или бурый. Яки круглый год могут находиться на подножном корме, находя его даже под глубоким снегом. Местные жители Алтая утверждают, что як сочетает в себе качества различных домашних животных: коров, овец, лошадей и свиней. Чем як схож со свиньей?
А – неприхотлив к пище, как свинья (питается пищевыми отходами).
Б – хрюкает, как свинья.
Правильный ответ: Як, как и корова, дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный; а хрюкает як, как свинья. Яки не мычат, их голос напоминает хрюканье свиньи.
3. Муравьев легко отличить от других насекомых. Муравьи обычно не имеют крыльев, на голове у них усики, согнутые вниз, грудь маленькое, а брюшко хорошо отделено от нее тонким стебельком. Муравьи живут в муравейниках семьями. Семья состоит из самки, самца, рабочих муравьев, которые строят муравейник, ухаживают за личинками и солдат, которые охраняют муравейник. Среди муравьев есть такие, которые обходятся без рабочих своего вида: их самки живут и приносят потомство в гнездах муравьев другого вида. У муравьев-амазонок рабочих тоже нету. Но у них есть солдаты, вооруженные острыми челюстями. Солдаты амазонок нападают на муравейники других видов муравьев, уничтожают их защитников и … Что же делают дальше солдаты муравьев-амазонок?
А – уносят к себе чужих личинок и куколок.
Б – поедают чужих личинок и куколок.
Правильный ответ: Солдаты амазонок утаскивают к себе чужих личинок и куколок. Появившиеся из этих куколок рабочие муравьи становятся «рабами» амазонок и все делают за них. Амазонки во взрослом состоянии не могут собирать пищу и сами питаться – их тоже кормят «рабы».
IV тур – общий. Герой тура – акула. За 30 секунд выбрать правильный ответ и объяснить.
Акулы – самые древние рыбы на земле. Они появились 400 млн. лет назад и населяли все моря и океаны. Сейчас на планете обитает 350 видов акул. Не все акулы еще известны науке. Люди вообще не любят акул, предпочитают с ними не встречаться в море. Они относят акул к прожорливым и очень опасным животным. Конечно, не все, но некоторые акулы действительно нападают на людей: например, голубая, тигровая, белая. Белую акулу жители побережий считают самой опасной, свирепой, сильной и самой крупной из всех акул, нападающих на людей. Ее называют «белая смерть». По размерам она занимает 3-е место среди акул и достигает в длину 7-8 м, иногда 12 м. у такой акулы огромная пасть. Зубы у акулы крупные и очень острые. Если акула сломает зуб, вместо сломанного вырастает новый. И так шесть раз в течение жизни. Белая акула без особых усилий может перекусить человека пополам, но на людей акулы нападают редко. Только когда они голодны и когда вода в море теплая, свыше 18о. Когда же холодно, акулы вообще ничего не едят. Почему?
А – они впадают в спячку.
Б – они умеют запасать пищу впрок.
В – свой вариант ответа.
Правильный ответ: Акулы умеют запасать пищу впрок. У них есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может находиться 10-20 дней, даже месяц, и не портиться. Когда же запасов нет, и акула сильно голодна, она хватает все, что ей попадается, не разбираясь, даже несъедобные вещи: бутылки, железки, всякий хлам. Однажды акула проглотила даже бомбу.
V тур – экспериментальный. Объяснить поведение кошки.
Громкое «мурр» оповещает о хорошем расположении духа самого дикого из наших домашних животных – кошки. Мягкая, благодаря втянутым когтям, походка, мгновенная реакция, независимый характер – все в ней напоминает ее диких сородичей. Человек с кошкой дружит издавна. Уже за 4 тыс. лет до нашей эры ливийская кошка считалась в Египте домашним животным, ходила с ошейником – признаком власти хозяина. Предки наших домашних кошек жили и на Кавказе, и в Средней Азии. Сейчас появились разнообразные породы домашних кошек: пушистые, гладкие, бесхвостые, с отвислыми ушами и другие. Но все домашние кошки сохранили вольный дух, независимость, грациозность и склонность к ночному образу жизни. Утверждают, что кошки больше любят дом, чем своих хозяев. Известны случаи, когда они возвращались с расстояния свыше 100 км. И все же, если человек сможет завоевать их доверие, все представители кошачьих отвечают ему преданностью и верностью. Сможем ли мы сейчас завоевать доверие кошки, или она предпочтет своего хозяина. Мы дадим ей молока, а хозяин будет ее звать к себе. Как поступит кошка?
А – будет пить молоко.
Б – уйдет к своему хозяину.
В – свой вариант ответа.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Эти забавные животные"
Вопросы можно использовать для игровых проектов, посвящённых животным, учащимся нужно выбрать один из предложенных ответов на вопрос. Конкурс действитель но забавный- и серьёзный и смешной одновременн...
Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"
Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...
"Эти забавные животные" Экологическая игра для учащихся 2-3 классов
Экологичская игра "Эти забавные животные" построена по типу известной телепередачи. Расчитана на учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Игра вызывает ж...
Эти забавные животные
Игра «Эти забавные животные» проводится среди обучающихся объединения «Соседи по планете» Детского Эколого-биологического центра. Занятие применяется, как форма промежуточной аттестации. Цель: Обобщен...
План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»
Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...
Эти забавные животные
Презентация - викторина....
Внеклассное мероприятие на тему: "эти забавные животные"
Данный материал подходит для обучающихся как начальной школы так и средней....