Дидактическая игра для 8 класса "Знатоки биологии"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Дидактическая игра может быть использована при проведении предметных биологичских недель, в рамках "Ассамблеи знаний", других внеклассных мероприятий. Задания игры активизируют познавательную деятельность учащихся, проверяют знаний по разделам "Ботаника", "Зоология", частично ""Анатомия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Г. Череповец Вологодская область
Дидактическая игра по биологии
для 8 класса
«Знатоки биологии»
Автор-составитель:
Учитель биологии
Шанина Анна Николаевна
Череповец
2015
Дидактическая игра по биологии для 8 класса
«Знатоки биологии»
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся через использование нетрадиционных форм проведения урока.
Задачи:
- Закрепить и расширить знания о живой природе, о живых организмах, о роли человека в жизни природы.
- Развивать у учащихся внимание, сообразительность, быстроту реакции, умение работать в коллективе, умение применять знания в практической деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, умение работать в группе.
Организационный момент
Класс (участники) делится на 4 команды по жребию (6-7 человек). Выбирается командир команды (выбрать необходимо самого эрудированного в вопросах биологии, т.к. он будет участвовать в индивидуальном конкурсе «Гонка за лидером»)
Ход игры:
1 конкурс «Разминка»
Каждой команде предлагается по 2 вопроса, на которые необходимо ответить после 1 минуты рассуждений. За верный ответ команде начисляется 2 балла. Команды соперники в случае неверного ответа могут дать свой и получить за это 1дополнительный балл.
4 балла + дополнительные
2 конкурс «Шифровка»
Каждой команде предлагается отгадать 3 ребуса. Время для работы 1 минута. Команда, которая справилась быстрее всех получает 1 дополнительный балл.
3 балла + 1 дополнительный
3 конкурс «В гостях у сказки»
Командам в течение 2 минут необходимо записать как можно больше сказок, в которых упоминаются растения или их органы.
Количество сказок = количество баллов
4 Конкурс «Гонка за лидером»
Команда выбирает 1 человека (капитан), которому предстоит отвечать на вопросы ведущего в течение 30секунд.
Количество верных ответов = количество баллов
5 конкурс «Черный ящик»
Подготовить коробку, в которую кладут «правильные ответы на загадки».
Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.
За каждый правильный ответ 2 балла.
Подведение итогов
команда | 1 конкурс Разминка | 2 конкурс Шифровка | 3 конкурс В гостях у сказки | 4 конкурс Гонка за лидером | 5 конкурс Черный ящик | Всего баллов |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
Список использованной литературы
1. Материалы для работы с родителями по формированию экологической культуры школьников (в помощь классному руководителю).- Череповец: Порт-Апрель, 2005.-76с.
2. Л.В.Сорокина Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-96с.
3. Пахолкова В.Н., Мартюшова Л.С., Волкова Л.В. Интеллектуальный марафон и интеллектуальные предметные игры (из опыта работы МОУ «Гимназия №9»). – Череповец: МОУ ДО «ЦПК», 2004.
4. Примерное планирование учебного материала. Разделы «Животные», «Человек и его здоровье». // Биология в школе. - №8.- 2002. – С. 45.
4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / сост., авт. Вступ. Ст., коммент. И слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
Приложение 1
1 конкурс «Разминка»
- Частота дыхания у собаки в жару резко возрастает. У человека такое явление не наблюдается. Почему?
- Лишайники широко распространены в природе, часто в местах, где жизнь других организмов невозможна. Однако хорошо известно, что в крупных городах они практически не встречаются. Почему?
- Попытки использования ели обыкновенной в городском озеленении часто бывают неудачными. Хотя в лесах нашей области ель обыкновенная хорошо растет и является основной лесообразующей породой. Объясните это явление.
- Еще в Древнем Риме было известно, что бобовые растения улучшают состав почвы и урожай на полях после этих культур всегда богаче. Почему они улучшают состав почвы?
- Шляпочные грибы обычно растут кругами. У народа грибные круги вызывали любопытство и получили разные названия. Например: «ведьмины круги», «ведьмины кольца» С чем связан такой рост грибов? Почему в центре этих кругов плохо растет трава и почва кажется вытоптанной?
- Военная крепость Исмаил располагается среди болот. Во время русско-турецкой войны в крепости среди солдат была зафиксирована вспышка малярии. Объясните, как могла возникнуть эпидемия в закрытой и осажденной крепости?
- Заяц – беляк, населяющий тундру, лесную и лесостепную зоны нашей страны, к зиме приобретает снежно-белую окраску. Русак, который держится безлесных угодий, зимой белеет лишь частично, а южных частях ареала и зимой сохраняет коричневато-землистую окраску. Чем это можно объяснить?
- Утки-кряквы – перелетные птицы. При наступлении осени они улетают (например: из Вологодской области на морские берега Европы). В Московском зоопарке утки-кряквы остаются зимовать. Объясните изложенные факты.
Приложение 2
4 Конкурс «Гонка за лидером»
1 команда
- Центральный самый толстый корень называется……..(главный)
- Корневище растений это видоизмененный ….. (побег)
- Женская часть цветка - это … (пестик)
- Лягушка и тритон – это представители класса….. (земноводные)
- Домик улитки….. (раковина)
- Органоиды передвижения инфузории-туфельки…. (реснички)
- Ядовитый паук Средней Азии …. (Тарнтул)
- Самая маленькая птица…. (колибри)
- Яйцекладущее животное Австралии….(утконос, ехидна)
- Слепой насекомоядный зверек….(крот)
- Наука о строении организма….(анатомия)
- Нервная клетка….(нейрон)
- Врожденный рефлекс называется…(безусловный)
- Место выхода зрительного нерва…(слепое пятно)
- Первая слуховая косточка…(молоточек)
- Орган вкуса…(язык)
- Гормон щитовидной железы (тироксин)
- Самое большое млекопитающее Вологодской области (лось)
- Структура ядра несущая гены… (хромосома)
- Национальный парк Вологодской области…(Русский Север)
2 команда
- Корни, которые отходят от главного корня называются….. (боковые)
- Плод у яблони называется …. (яблоко)
- Луковица – это видоизмененный….. (побег)
- Какими животными образован Большой барьерный риф … (кораллы)
- Главная часть клетки…. (ядро)
- Насекомое,имеющее жало…. (оса, пчела)
- Рыба - людоед….. (акула)
- Наружный скелет черепахи…..(панцирь)
- Водный зверь, строящий хатки….(бобр)
- Оптический прибор в биологии…..(микроскоп)
- Клетки, сходные по строению и функциям…(ткань)
- Короткий отросток нейрона….(дендриты)
- Приобретенный рефлекс….(условный)
- Рецепторы цветного зрения….(колбочки)
- Внутренне ухо…(улитка)
- Орган осязания…(кожа)
- Мужской половой гормон …(тестостерон)
- Заповедник Вологодской области…. (Дарвинский)
- Самое большое животное в мире…. (синий кит)
- Пресмыкающиеся без ног…(змеи)
3 команда
- Корни, которые отходят от стебля, называются ……… (придаточные)
- Плод у гороха называется….. (боб)
- Клубень картофеля – это видоизмененный ….(побег)
- Песчинка обросшая слоями перламутра…..(жемчужина)
- Наука о растениях…. (ботаника)
- Видоизмененная передняя конечность рака….. (клешня)
- Личинка лягушки…. (головастик)
- Животное с фонтанчиком на спине…. (кит)
- Древние пресмыкающиеся…..(динозавры)
- Взаимовыгодное сожительство….(симбиоз)
- Длинный отросток нейрона….(аксон)
- Затухание рефлекса….(торможение)
- Цветная оболочка глаза….(радужка)
- Рецепторы черно-белого зрения….(палочки)
- Глазная линза….(хрусталик)
- Верхний слой кожи…(эпидермис)
- Женский половой гормон…. (эстрогены, прогестерон, эстрадиол)
- Какие животные были завезены в национальный парк «Русский Север… (зубры)
- Книга, в которой записаны редкие и исчезающие виды….(Красная)
- У каких рептилий четырехкамерное сердце….(крокодил)
4 команда
- Колючки кактуса – это видоизмененные…. (листья)
- Мужская часть цветка – это ….. (тычинка)
- Плод у пшеницы называется …. (зерновка)
- Самые крупные головоногие моллюски … (осьминоги)
- Наука о животных…… (зоология)
- Домик для пчел…. (улей)
- Безногая ящерица…. (веретеница)
- Покров тела птицы….(перья)
- Копытное животное с длинной шеей….(жираф)
- Рыба, у которой больше всех икры….(луна-рыба)
- Ответная реакция на раздражитель…(рефлекс)
- Жидкая часть клетки….(цитоплазма)
- Прозрачная наружная оболочка глаз…(склера)
- Жалюзи глаз…(ресницы)
- Отдел мозга отвечающий за движение …(мозжечок)
- Средний слой кожи…(дерма)
- Гормон поджелудочной железы… (инсулин, глюкагон)
- Птица символ Дарвинского заповедника….(скопа)
- Назовите одного из вымерших животных …(мамонт, тур, стеллерова корова)
- Лист какого дерева на флаге Канады….(клен)
Приложение 3
Конкурс «Черный ящик»
Загадки:
1.Шарик бел – весь мир одел. (хлопчатник)
2.Все детки на ветках – с рождения в беретках.
С дерева упадут – береток не найдут. (желудь)
3. Избушка нова –
Жильца нет, жилец появится, изба развалится. (яйцо)
4. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя. (перо)
5.Белые кисти –
Напрасный наряд.
Зеленые кисти –
Опасный яд.
Но под ногой –
Клад дорогой. (картофель)
6. Кто целый век в клетке? (сердце)
7. Идет воин, землю роет, на ногах – без копыт, есть рога, да не бык. (жук)
8. Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали и на стол послали. (лен)
9. Лежит баба на полатях и вся в заплатах. (лук)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.
В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...
Дидактические игры на уроках биологии
Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/30/picture-1167600-1569834090.jpg)
Дидактические игры на уроках биологии
Методическое пособие по использованию дидактических игр на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1182404-1572511821.jpg)
Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/14/picture-902373-1642164463.jpg)
Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов
Методическая разработка урока по биологии содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....
Дидактические игры на уроках биологии и химии
Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-412099-1397285554.jpg)
Дидактические игры на уроках биологии
Дидактическая игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Игровая ситуация ...