«Курить или не курить?..»
методическая разработка по биологии на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurit_ili_ne_kurit.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Курить или не курить?..»
Учитель биологии
МКОУ СОШ № 2 г. Беслан Бутова Любовь Михайловна
2013
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вместе с вами будем говорить о курении, национальном бедствии России.
Как в русских народных сказках прилетал Змей Горыныч, зависал над городом и сжигал его дотла, так и табачный смрад висит над Россией, одной из самых курящих стран мира! У нас курят 67% мужчин и 40% женщин! И вот результат: за 2007г. страна потеряла от болезней, связанных с курением, более 400 тыс. человек! Это сравнимо с населением крупного центра!
И самое трагичное - армия табаколюбов пополняется! Курящий первоклассник уже не вызывает шока, и младенцы, родившиеся с никотиновым синдромом от курящих матерей, успокаивающиеся не от соски, а от сигареты, не вызывают удивления!
И если так пойдет дальше…
1-й ведущий. Все началось в 15в., когда Колумб высадился за океаном в далекой и неведомой стране. Там его изумленные матросы увидел похожих на фокусников людей, которые свертывали из сухих листьев трубки, брали их в рот и поджигали…
2-й ведущий. Туземцы втягивали дым и пускали его наружу… Несчастные нередко при этом теряли сознание, входили в транс и даже корчились как от сильной боли, но, по их словам, уже не могли жить без этого «табаком»…
1-ведущий. Все мы знаем, что дурной пример может быть заразительным. Табак попал сначала на корабли Колумба, а потом с легкой руки его матросов- в Европе, где стал распространяться по домам и салонам искателей острых ощущений. Впрочем, быстрому распространению табакокурения стало способствовать не столько человеческое любопытство, сколько жажда наживы и агрессивная реклама.
2-й ведущий. Научные исследования показали, что 70 % курящих при желании могут с помощью волевого усилия бросить курить, так как у них сильной физиологической потребности в табаке. А вот 5-10% застарелых курильщиков действительно нуждаются в помощи врачей. Как вы думаете, наши школьники, принимавшие участие в тестировании, принимавшие участие в тестировании, относятся к тем70%, которые безболезненно могут оставить вредную привычку, или к 5-10%застарелых курильщиков? Ответ совершенно ясен… Так что тут все дела в характере, вернее, его силе. Знайте, что, по мнению медиков:
-1 сигарета сокращает жизни на 15 мин;
-1 пачка сигарет – на 5 ч;
-тот, кто курит 1год, теряет 3 месяца жизни;
-кто курит 4года – теряет 1год жизни;
-кто курит 20лет – 5лет;
-кто курит 40лет – 10лет.
1-ведущий. Давайте подробнее рассмотрим приведенные данные. Конечно, они имеют условный характер. Я совершенно согласен с теми, кто считает, что продолжительность жизни того или иного курильщика сократится не обязательно именно на указанное число лет. Но насчет того, что сократится можете не сомневаться. В состав табачного дыма входит более трех тысяч вредных веществ, причем одно страшнее другого. Назову некоторые из них: никотин, мышьяк, свинец, угарный газ… И многочисленные химические соединения. 25% этих веществ оседает в организме курильщика, 5% остается в окурке, 20% сгорает, 50% попадет в воздух…
2-ведущий. Курение вредно сказывается на памяти. Ухудшению памяти способствует вещества, содержащиеся в табаке, действующие на нервную систему. Под его воздействием она сначала возбуждается, а затем происходит реакция торможения и у человека притупляется сознание. Кроме того, у курящих постепенно развиваются легочные заболевание, которые перерасти в хронический бронхит, астму и, наконец, туберкулез и рак легких. У курящих женщин в несколько раз чаще рождаются больные дети. Курящим труднее высиживать на лекциях – влечение к сигарете мешает им сосредоточиться…
1-ведущий. По данным ВОЗ, от курения ежегодно умирают 2,5-3 млн. человек, или 1 один человек каждые 10 секунд. Мы с вами беседовали, а люди умирали от своего безволия и невежества. Как же нам с вами быть? Один из ответов нам предлагает доктор М. А. Оганова, написавшей стихотворение «Кроха-сын и отец».
Кроха-сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
-Если я курить начну,
Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
-Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень.
С, услышав сей совет,
Снова вопрошает:
-Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?
-Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед –
А вся глава седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом…
Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо докторам –
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое куренье.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО
Попадает с дымом,
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглабином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи.
-Ну и ну! – воскликнул сын. –
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин,
А курить, однако ж, не бросаешь!
-Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курить опять,
Не хватает воли.
-Нет, ты сильный мой отец,
Волевой. И смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать –
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты – мой папа. Я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.
-Ну и кроха! Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил,
Ладно, я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!
И решили впредь еще
И отец и кроха:
-Будем делать хорошо
И не будем плохо!
Согласно инсценировке, которую вы посмотрели, отец с сыном приняли решение не курить. А какое решение примете вы.
Г О В О Р Я Т С П Е Ц И А Л И С Т Ы
Нет таких органов, которые бы не страдали от курения!
Органы дыхания в первую очередь!
На легких курильщика можно вешать табличку «склад воспаленных клеток». Эти клетки заполнены копотью. Температура табачного дыма в дыхательных путях составляет 45 -50 градусов и убивает реснитчатый эпителий на всем пути. Но главная опасность – ядовитые вещества, проникающие вглубь легких,- аммиак, бензпирен, сажа, оксиды углерода. Нормальная реакция на такую химическую атаку – сильный кашель и слюнотечение, с помощью которых организм пытается удалить эти ядовитые вещества.
Хронические воспалительные процессы и кашель ночью и по утрам, носящий характер приступов,- первые «приложения» к удовольствию. Нескончаемые ОРЗ как будто специально караулят табаколюба, простой насморк может длиться годами! Но самое страшное последствие – рак, и не только легких. Проникая со слюной в органы пищеварения, канцерогенные вещества табачного дыма вызывают опухолевые перерождения клеток пищевода, гортани, желудка, печени.
Печальная статистика: у выкуривающих пачку сигарет в сутки вероятность
Заболеваемости раком легких повышается в 20 раз! Две пачки – в 80 раз!
Сердце и сосуды страдают не в меньшей степени. Табачный дым вызывает сужение сосудов, а значит, увеличивается нагрузка на сердце, поднимается давлении е, учащается пульс. Хронический спазм сосудов сердца приводит к инфаркту и гибели человека в совсем еще не старческом возрасте. Стойкий спазм сосудов ног – причина перемежающейся хромоты, когда человек не может пройти и пятидесяти метров из-за сильных болей в конечностях. Это может привести к гагрене и операции по удалению пальцев, стопы, всей конечности.
Печальная статистика: сердце курящего человека делает в сутки на 12 – 15 тысяч сокращений больше, а значит, изнашивается раньше. Мужчины в возрасте до 45 лет, выкуривающие в сутки пачку сигарет, погибают от сердечно – сосудистых заболеваний в 20 раз чаще, чем некурящие! Сердечно-сосудистые заболевания помолодели по той же причине, что и легочные.
Ведущий: Существует иллюзия, что курение способствует активной умственной деятельности. Вспомним известные фильмы. Решает трудную логическую задачу полковник милиции, и дымится перед ним наполовину выкуренная сигарета, вот склонился над картой военных действий генерал, а рядом на столе недокуренные папиросы, вот сквозь сигаретный дым пытается найти единственно верное решение конструктор ракетной техники. Образы, созданные в кино, эту иллюзию многократно тиражируют и закрепляют.
Реальность же такова – каждая выкуренная сигарета на 20 – 3- минут сужает кровеносные сосуды мозга, в результате чего резко снижается его кровоснабжение, а значит, и работоспособность. Курящие школьники, как правило, плохо учатся. Курение ослабляет внимание и замедляет скорость ответных реакций. На воздействие табачного яда нервная система отвечает кратковременным возбуждением, которое сменяется торможением, понижением настроения и огромным желанием закурить, чтобы это настроение поднять. Замкнутый круг, из которого нет выхода! У курящих развивается быстрая утомляемость, раздражительность, отсюда – срывы в поведении. У курящих на 6% снижается легкость заучивания и на 5% объем памяти. Это ведет к отставанию в учебе, раздражительности, срывам в поведении.
Статистика, статистика, статистика…
С января 2008 г. Франция одной из последних европейских стран ввела запрет на курение в общественных местах. За курение в баре, ресторане, кафе – штраф 60 евро! А с владельца – в три раза больше за недогляд!
В США подсчитали, что ту работу, которую некурящие выполняют за 8 ч, курящие выполняют за 10! Задача: кого в первую очередь уволят?
Если в семье травятся табаком оба родителя, то дети еженедельно вдыхают такое количество никотина, которое содержится в 80 сигаретах!
В смоле табачного дыма содержаться в очень высокой концентрации радиоактивные вещества: полоний-210, калий-40, радий-226, торий-228,бензпирен. Четко установлено, что все они – канцерогены!
Болезни, связанные с курением, уносят каждые 6 сек одну жизнь! ВОЗ рекомендует полностью запретить рекламу табака, повысить цены и налоги на табачную продукцию и запретить курение в общественных местах ради спасения некурящих.
Только факты. Из рассекреченных документов корпорации Бритиш Американ Тобакко: руководство от отдела исследований ожидает, насколько продаваемыми будут сигареты с низким содержанием смол и никотина. Вопрос о том, являются ли такие сигареты на самом деле менее опасными, не имеет никакого значения. И ещё. Канадское правительство потребовало от фирмы Филипп Моррис предоставить полный перечень веществ, входящих в их сигареты. Фирма пошла на миллиардные убытки, сняла свою продукцию с канадского рынка, но состав не опубликовала. Что ж там такого было намешано?
Люди, вынужденно находящиеся в прокуренных помещениях, - пассивные курильщики! Помещение плохо поддается проветриванию: оседая на мебели, коврах, стенах компоненты смолы сохраняются месяцами, создавая ощущения застоявшегося табачного дыма. Пассивными курильщиками являются члены семьи, а также официанты кафе и ресторанов.
Женщины, мужья которых курят, живут на 4 года меньше!
Табак убивает человека постепенно, обычно от начала курения до развития смертельных заболеваний проходит в среднем около 20 лет. Курильщики, внимание! Курение с 15 лет делает весьма вероятным развитие рака легких к 40 годам! В России с 1985 по 2005 г. заболеваемость раком лёгких утроилась! Смертность женщин от рака лёгких возросла в 200 раз!
Интересно, если бы вам предложили лекарство, на котором написано яд, стали бы вы его принимать? А если бы написали – яд, конечно, есть, но его чуть поменьше? На каждой пачке стыдливым, мелким шрифтом написано фактически то же самое, и тем не менее курильщик достаёт новую сигарету!
(На сцену выходят все участники спектакля. Сменяя друг друга, читают под музыку.)
Что такое жизнь? Над этим словом,
Таким емким словом и простым,
Поломать пришлось немало голову
Тысячам философам седым.
Жизнь, это когда лучом согретый,
Лес звенит на разны голоса.
И блестит, как яркая монета,
На листочке капелькой роса.
Жизнь – это любовь!
Волною пенною
Накрывает так, что не вздохнуть!
И от той любви, что стала первою,
Можно и на суше утонуть!
Жизнь – полёт, жизнь – вечное движение!
Жизнь – бесценный дар и благодать!
И, конечно, всяким там курением
Глупо жизнь бездарно прожигать!
Закурил, мозги окутал дымом,
Пожелтел и чуть позеленел,
Не сильней ни стал, ни стал красивым,
И уж точно, что не поумнел!
Будь разумен! Нам всего полезней
Чистый – он нам лучший друг!
Береги себя от всех болезней,
Сигареты – только под каблук!
(Все вместе скандируют: «Не курите, не курите, не курите!» Из зала поднимаются на сцену школьные спортсмены, отличники учёбы, которые заявляют, что они не курят, и призывают остальных следовать их примеру.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!» (Классный час, с использованием здоровьесберегающих технологий).
Классный час «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредной привычки. В ходе классного часа учащи...
курить или не курить-решай сам!
классный час для среднего возраста воспитанников детских домов...
Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)
Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждени...
Диспут «Курить или не курить – личное дело каждого?»
Диспут проводился в 10 классе по результатам анкетирования. Данные анкет были представлены в виде презентации....
Классный час "Курить или не курить"
Классный час "курить или не курить" содержит анкету "Предрасположенность к курению"...
Курить или не курить?
Стихотворение посвящено одной из проблем человечества. Стоит ли ........
Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".
Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...