Приветствие, знакомство (На доске вывешено ФИО) Организационный момент 1.Целеполагание Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать. - В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит около 3кг;
- В нем содержится 250 тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов;
- На этом органе находится около 250 тысяч волос;
Загадка Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты Даже ночью снять не можем, Потому, что это … (кожа) Конечно же, вы правильно догадались - это наша кожа. Следовательно, тема нашего урока «Кожа, ее строение и функции» А, почему, ребята, кожу называют зеркалом нашего организма? (ребята высказывают свои предположения) Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся) Сегодня на уроке вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи? Домашнее задание стр. 205 – 208, вопросы. Дополнительное задание: сочинить экологическую сказку о коже и ее функциях 2. Формирование новых понятий 2.1.Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи? Конечно же, нет, человек просто погибнет. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 1,5 – 2 кв.м. Ребята, посмотрите на рисунок, скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже? Робота с тетрадью на печатной основе. Назовите их и запишите в упражнение №183. 2.2.Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис. Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите? (Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки) Как вы думаете, зачем они нужны? Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами. Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца. Знаете ли вы, что снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней. Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная) Внесите информацию в таблицу упр. 182. 2.3. Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы) Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородок). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий. Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез? Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины. Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь. Что вы видите? (блестящие капельки) Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час. Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящую из воды и минеральных солей, мочевины? (для охлаждения) Каким образом вода может попасть к потовым железам? (из крови), а как восполнить потери воды? (нужно попить) Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляторная) запись в тетрадь Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? (прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода) У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания. Давайте проверим работу ваших рецепторов. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение) Возьмите карандаш, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль) Кто смелый, пойти на эксперимент? Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают. При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан. Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь. Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная) запись в тетрадь 2.4. Обратимся к рисунку. Какой из слоев кожи остался нерассмотренным. Правильно Жировая клетчатка. Давайте обратимся к учебникам стр. 206 (2 абзац снизу). Прочтите и ответьте на вопрос: Какую функцию выполняет жировая клетчатка? Дети отвечают (предохраняет от охлаждения, смягчает удары, является энергетическим резервом организма) запись в тетрадь 3. Работа в группах (Составить правильные предложения из различных частей. Разрезаны на отдельные слова) - При помощи потовых желез кожа выполняет выделительную функцию и терморегуляцию.
- Пигмент защищает кожу от ультрафиолетовых лучей.
- Собственно кожа образована соединительной тканью.
- Сальные железы выделяют сало, которое смягчает и кожу, предохраняя ее от высыхания
4.Обратите внимание: слой дерма имеет дополнительные образования – ногти и волосы. А также к производным кожи относятся и молочные железы (видоизмененные потовые железы). 3. Первичное закрепление Выполнение интерактива железы (Необходимо соотнести понятия из разных колонок) Слезные железы Потовые железы Слюнные железы Молочные железы Щитовидная железа Сальные железы |
Пищеварительная система Органы чувств Кожа Эндокринная система |
Учащиеся производят взаимооценку 5.Рефлексия (Пять пальцев) Сожмите руку в кулак и, если я называю характеристику, соответствующую вашему восприятию урока, разожмите палец. - После урока я стал знать больше.
- Углубил знания по теме, могу применить их на практике.
- На уроке было над чем подумать.
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, получил ответы.
- Работал добросовестно и достиг цели урока.
Дополнительно Решение познавательных задач 1.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?
|