Рабочая программа 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 53

Рассмотрено

на заседании

экспертного совета

Пр.№ ___от_____________

Председатель _______/________________

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________________

_______/__________

Утверждено

Директор гимназии

_______________

       

_______С.Н. Голубева

Рабочая программа

по биологии

11класс

Разработчик:                                  

Замилова Ольга Оттовна

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Разработана на основе программы:

Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 классы.

Составитель: Г.М.Пальдяева.

М.:Дрофа, 2010.

Рассчитана на:

34 часа в год

(1час в неделю)

               

г.Нижний Новгород

2013 г.

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии

для 11 класса

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы  В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.  

  Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

 В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.

        Содержание курса   направлено на достижение следующих целей: 

 

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

•    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В соответствии с учебным планом  на изучение  биологии в 11 классе отводится 1 часа в неделю,  34 часа в год соответственно.

Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2011.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);   использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в  кабинете биологии, в окружающей среде,   правил здорового образа жизни.

            Результаты изучения курса «Общая биология»  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки  обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

  Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

         Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

-    текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы,  проверочные работы, устный и письменный опросы);

-    аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

-    аттестация по итогам года;

-    формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

           Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического  обучения используется  личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.

Требования к уровню подготовки выпускников

 

       В результате изучения биологии  выпускник должен

       знать /понимать

•      основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

•      строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

•      сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•      вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•      биологическую терминологию и символику;

       уметь

•      объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•      решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

•      описывать особей видов по морфологическому критерию;

•      выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

•      сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•      анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

•      изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

•      находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание программы по биологии для 11 класса.

Эволюционное учение 13 ч

 

История эволюционных идей Значение работ К. Линея, Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина.

 Вид, его критерии. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Генетический состав популяции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Основы селекции и биотехнологии 4ч

Основные методы селекции и биотехнологии. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Современное состояние   и перспективы биотехнологии.

Антропогенез 4ч

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира.  Доказательства родства человека и млекопитающих животных. Стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Происхождение человеческих рас.

Основы экологии 7 ч

 

Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Причины устойчивости и смены экосистем. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Искусственные сообщества- агроэкосистемы. Загрязнения окружающей среды. Основы рационального природопользования.

Эволюция биосферы и человек4ч

 

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.  Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенное воздействие на биосферу.

Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 11 класса.

Список литературы.

        

  1. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2011.

  1. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Дополнительная и научно-популярная литература

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
  2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
  3. Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995.
  4. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
  5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.
  6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
  7. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
  8. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

Литература  для учителя:

  1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
  6. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  8. Е.В. Основы молекулярной биологии: Учебное пособие. – Ек-г: УрГПУ, 2003.
  9. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
  12. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  13. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  14. Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
  15. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  16. Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  17. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Литература для учащихся:

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  10. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.
  11. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Тематическое планирование по программе Пасечника В.В.

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 11 класс

(А.А.Каменский,  Е.В.Криксунов, В.В.Пасечник)

1час в неделю

                                                      Учитель биологии Замилова О.О.

Эволюционное учение 13 часов

1

Основные этапы  развития эволюционных идей.

§ 52

2

Основные положения теории Ч. Дарвина

§ 52

3

Вид. Критерии вида.

§ 53

4

Популяции и их генетический состав

§ 54, 55

5

Изменения генофонда популяции.

§ 56

6

Борьба за существование и ее формы.

§ 57

7

Естественный отбор и его формы.

§ 58

8

Изолирующие механизмы.

§ 59

9

Видообразование. Микроэволюция.

§ 60

10

Макроэволюция и ее доказательства.

§ 61

11

Современная классификация организмов.

§ 62

12

Главные направления эволюции органического мира

§ 63

13

Урок-практикум

Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

Основы селекции и биотехнологии 4 часа

15

Основные методы селекции и биотехнологии

§ 64

16

Методы селекции растений

§ 65

17

Методы селекции животных

§ 66

18

Селекция микроорганизмов и современное состояние биотехнологии.

§ 67, 68

Возникновение и развитие жизни на Земле. Биосфера. 4 часа

19

Гипотезы  о происхождении жизни.

§ 89

20

Современные представления о происхождении жизни.

§ 90

21

Основные этапы развития жизни на Земле.

§ 91

22

Понятия о биосфере. Ноосфера.

§ 92, 93

Антропогенез 4 часа

23

Положение человека в системе животного мира.

§ 69

24

Основные стадии антропогенеза

§ 70

25

Движущие силы антропогенеза. Прародина человека

§ 71, 72

26

Расы и их происхождение

§ 73

 Основы экологии.

27

Экология. Экологические факторы.

§ 74, 75

28

Экологические ниши.

§ 76

29

Типы экологических взаимодействий.

§ 77, 78

30

Экологические характеристики, динамика  популяции.

§ 79, 80

31

Экологические сообщества, их структура.

§ 81, 82

32

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.

Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)

§ 84, 85

33

Экологическая сукцессия

§ 86

34

Рациональное природопользование

§ 87, 88

Резерв времени 1 час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...