ПЛАН-КОНСПЕКТА УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Разработка урока по биологии по ФГОС ТЕМА: «Царство Грибы. Общая характеристика грибов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galikberova_s.a.docx | 41.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТА
УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
Предмет: БИОЛОГИЯ
Тема урока: Царство Грибы. Общая характеристика грибов.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, продуктивного чтения,ИКТ.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
УМК: учебник - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012г.
Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,2012.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: 2010г.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, муляжи грибов.
Формирование УУД:
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;
– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;
– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза, симбиоз.
Личностные результаты:
- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
- Уметь ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
- Вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
- Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
.
Ход урока
Этапы урока | Учебно – познавательные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД |
1.Организационный момент | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие ребят: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). | Организация рабочих мест, приветствие | Личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию |
2. Актуализация знаний | Создавать условия для активизации познавательной деятельности | Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока ( погружение в мир природы, используя звуки леса, задает загадку) Сегодня мы познакомимся удивительными созданиями природы. Подари мне сказку, лес, .( М.Пляцковский ) Ребята и опять удивительное рядом и мы сегодня опять юные исследователи, но в каком царстве мы оказались с вами сегодня? Какое царство природы нам предстоит изучить? | Ответы ребят. Тема урока: Царство Грибы Учащиеся сами формулируют тему урока, записывают ее в тетради | Коммуникативные: Уметь слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения |
3. Постановка проблемного вопроса | Создать условия для развития познавательных (проблемно-поисковых), регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий | Учитель спрашивает учащихся о том, какие грибы они знают? Учитель сообщает о том, что мир грибов очень разнообразен и демонстрирует слайды презентации и использует готовый материал «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал древний летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.). Учитель помогает учащимся сформулировать проблемный вопрос о том, почему такие разные грибы относятся к одному царству? | Отвечают на вопросы учителя. Выделяют существенные признаки грибов. Учащиеся просматривают слайды, записывают в тетради группы грибов. Высказывают свои версии и пути решения проблемы. Формулируют, высказывают свои версии, ищут пути решения проблемы | . Познавательные УУД умение анализировать, сравнивать, классифицировать Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, |
4. «Открытие нового знания» | Формировать познавательные (общеучебные и знаково-символические, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия | ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ План урока Итак, формулируем цели и на основе их составляем план урока: 1.Какие отличительные особенности имеет это царство 2.Строение внешнее и внутреннее 2. Питание грибов 3. Размножение грибов 4. Роль в природе и в жизни человека 5. Съедобные и ядовитые грибы, как правильно собирать их. Ну что, отправляемся в путь.. А чтобы нам не было скучно, давайте вспомним: какие царства живой природы мы уже изучили А сейчас у нас первый привал. 1.Можно ли набрать воду для питья в речке? Почему? (Там много вредных микроорганизмов) 2.Мы взяли с собой молоко, а оно скисло. Почему? (Из-за молочнокислых бактерий) 3. Полезны ли для организма продукты, полученные при помощи этой бактерии? (Кефир, ряженка, творог, сыр очень полезны для здоровья) Объяснение нового материала Глоссарий: Грибы Микология Биология Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (просмотр информации на диске). Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные. Сейчас мы с вами попробуем смоделировать строение гриба. Для этого мы используем пластилин. ФИЗМИНУТКА «ЕЖИК» Питание грибов. Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев? Размножение. Задача. На слайде ( можно приготовить заранее хлеб). В мешочке остался кусочек хлеба, про него забыли. Когда через несколько дней открыли, то увидели пушистую «вату»- белую плесень. Как можно объяснить ее образование? Учитель: Способы размножения грибов:1) бесполое размножение – спорами; 2) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов) Построить схему, используя информацию в учебнике. «Способы размножения грибов» Роль в природе и в жизни человека Каково значение грибов в природе и для человека? Задача «Исторический факт!» В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено много раненых больных с воспалением легких. Какое отношение это лекарство имеет к грибам? Съедобные и ядовитые грибы, как правильно собирать их. Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые? | Определяют цель урока, планируют свою деятельность. Повторение материала предыдущего урока. Ответы на вопросы. Найти значение термина. Записывают определение в тетрадь. Микология-наука о грибах. Просмотр диска. Самостоятельная работа с учебником(«чтение про себя с помнтками») Заполнить макет таблицы один ученик работает возле доски, другие оформляют таблицу в тетради, Самостоятельно выбирают критерии для классификации. Наличие хитина в клеточной стенке Мочевина Исследуют с помощью моделирования. Выделяют признаки строения грибов.Ответы: Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей. Предлагают гипотезы, аргументируют свои предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы. Записывают определение симбиоза в тетрадь. Строят предположения. Аргументируют свои предположения. Выделяют главное в тексте, строят схему . Высказывают предположения, Выясняют, роль грибов. Ролевая игра (Делим класс на 3 группы) “Суд над ГРИБАМИ”. 1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль грибов 2 группа – “защитники” указывают на положительную роль грибов 3 группа – “судьи” выносят решение Работают в группах, находят общее решение. На столах заранее приготовленные кружки. Учитель называет гриб, ученик должен поднять соответствующий кружок. Красный, если не съедобный гриб ,зеленый- съедобный, желтый – «не знаю». | Регулятивные: Сформировать умение работать по плану, целеполагание. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Познавательные: сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Познавательные:, умение анализировать информацию, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схемуи пр.). Коммуникативные: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Личностные: Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Регулятивные: формирование умения работать по алгоритму , сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей. |
5. Закрепление изученного материала и подведение итогов | У вас на столах тетради для самостоятельной работы, в них приготовлен тест, вверху есть строчка «Моя оценка за знания». Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме «Грибы». См.приложение Оценить утверждения: 1. Все грибы растут в лесах 2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид 3.Грибы имеют грибницу, состоящей из нитей. 4. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные 5. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество - хитин 6. Грибы - гетеротрофы 7. Грибы могут размножаться половым и бесполым путем 8. Из некоторых грибов получают лекарства Организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок. Учитель производит контроль оценивания | Оцениваю себя Выполняют тест Выполняют индивидуальные задания. Проверяют работы друг друга, выставляют оценки за тест | Регулятивные: сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Формирование регулятивных универсальных учебных действий | Этап рефлексии Закончите одно из предложений.
| Анализируют выполнение цели и задач урока. Пытаются провести самоанализ своей деятельности на уроке. Выяснить причины затруднений. |
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. |
7.Итог урока | - Достигнуты ли цель и задачи урока? | Соотносят результаты своей работы с целью урока | Регулятивные: сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно | |
8.Обсуждение домашнего задания | Формулирует и поясняет выполнение домашнего задания. Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте? | Записывают, обсуждают домашнее задание Прочитать параграф, ответить на вопросы. Вопрос повышенной сложности. Какие преимущества имеет царство грибов по сравнению с бактериями. Творческое задание. Нарисовать съедобные или ядовитые грибы. Составить правила сбора грибов. Собрать пословицы, стихи и поговорки о грибах
|
Приложение:
Приложение №1
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?
Тестовое задание
Оценить утверждения:
1. Все грибы растут в лесах
2. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
3.Грибы имеют грибницу, состоящей из нитей.
4. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные
5. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество - хитин
6. Грибы - гетеротрофы
7. Грибы могут размножаться половым и бесполым путем
8. Из некоторых грибов получают лекарства
Веселая физминутка ЕЖИК
Ходил ежик по полянке (Ходьба на месте)
Он искал грибы – опятки (Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)
Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться )
Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)
Вверх смотрел он, ( посмотреть вверх голова неподвижна)
Вниз глядел, ( посмотреть вниз)
Сам тихонечко пыхтел. (Произнести «пых», «пых», «пых».)
Смотрел влев, ( Посмотреть влево, не поворачивая головы)
Смотрел вправо, ( Посмотреть вправо , не поворачивая головы)
Вдруг увидел гриб на славу! ( Плотно закрыть и широко открыть глаза.)
Оглянулся он еще(Движения по тексту)
Через левое плечо,
Через правое еще.
Еж затопал по тропинке
И грибок унес на спинке. ( Ходьба на месте, топающим шагом.)
Приложение№2 Презентация к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению
Совершенствование хорового воспитания на основе деятельностного метода обучения....
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка
Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную программу гимназии....
Карта инновации "формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой."
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин эколог...
Формирование УУД учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании
Статья по результатом работы инновационной площадки 2013...
Классный час в 5-6 классах «Гражданская оборона» Цель: формирование у учащихся понятия «гражданская оборона»; формирование у учащихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных жи
1 марта отмечается день ГО. Может кому то пригодится эта разработка для 5-6 классов....
Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.
В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование разносторонне фи...