Популяционно-видовой уровень
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

Элективный курс в 10 классе определяет необходимость углубить знания о популяции, о видообразовании, о типах связей и зависимостей в популяциях; об основных закономерностях и направлениях эволюции, о естественном отборе и его формах, позволит более целостно сформировать биологическую картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_10_klass._populyatsionno.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Утверждаю.                                                        Рассмотрено

Директор МБОУ «СОШ №11»                                        на заседании МО.

_________И.В. Домбровская                                        Протокол №___7_____ 

«30» августа  2013г.                                                 от «_27__» ____мая_______ 2013г.

приказ №319 от 30.08.2013                                        Руководитель МО Хабарова З. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

элективный курс «Популяционно - видовой уровень организации»

для 10 класса

учителя Игнатенко Г.В.

2013 - 2014 учебный год


Популяционно-видовой уровень организации жизни. 10 класс. 17 часов

Пояснительная записка.

Элективный курс «Популяционно-видовой уровень организации жизни на Земле» предназначен для учащихся 10 класса. Значение курса определяется необходимостью выявить специфику закономерностей свойственных популяционно-видовому уровню организации живой природы. Предлагаемый курс позволит более целостно сформировать биологическую картину мира.

На изучение элективного курса выделено 17 часов.

Цель курса: сформировать знания о популяционно-видовом уровне организации жизни, о популяции как форме существования вида и как основной единице эволюции; углубить знания о видообразовании и его способах; о типах связей и зависимостей в популяциях; об основных закономерностях и направлениях эволюции, о естественном отборе и его формах; сформировать знания о современных представлениях об эволюции органического мира.

Задачи курса:

1. Изучить популяцию, как структурную единицу вида и единицу эволюции.

2. Выявить специфику закономерностей свойственных популяционно-видовому уровню организации живой природы.

Оборудование: портреты ученых, таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника, влажные препараты, чучела животных (птицы, варан), коллекции насекомых, фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу, компьютер, проектор.

Требования к уровню усвоения учебного материала.

1. Знать:

- понятия: популяция, генофонд, полиморфные гены, закон Пирсона, закон Харди-Вайнберга, первичная изоляция, репродуктивная (вторичная) изоляция, дрейф генов, популяционные волны,  естественный отбор,  дизруптивный отбор, вид, клинальная изменчивость, закон Гаузе, моно- и полифилия, «молекулярные часы эволюции», динамика численности, экспонента, ёмкость среды, уравнение Ферхюльсона,  гомеостаз популяций,  r-стратегии,  к-стратегии;

- характеристику, структуру и свойства популяций;

- сущность и формы естественного отбора как движущей силы эволюции;

- основные формы видообразования;

- главные направления органической эволюции.

2. Уметь:

- описывать структуру популяции по её критериям;

- раскрыть причины и последствия нарушения генетического равновесия в популяции;

- применять закон Харди-Вайнберга при решении генетических задач;

- показать творческую роль естественного отбора;

- дать характеристику основных типов эволюционных изменений, описать их роль в видообразовании.

Структура курса.

1. Популяция.

Место видов и популяций в эволюционном процессе, элементарные эволюционные факторы видообразования. Основные закономерности микро- и макроэволюции, их направленность и формы эволюционных групп. Закономерности морфофункциональных преобразований органов, возникновение и исчезновение биологических структур в филогенезе. Закон Пирсона. Закон Харди-Вайнберга.

2. Вид.

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. Популяция как основная единица эволюции. Закон Гаузе. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Содержательная часть программы.

№п/п

Тема занятия

дата

1

Популяция – элементарная эволюционная структура. Свойства популяционной группы.

06.09

2

Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяций.

13.09

3

Основные свойства популяций. Динамика численности популяций.

20.09

4

Математические модели численности популяций. Колебания численности и гомеостаз популяций.

27.09

5

Экологические стратегии. Генетическая изменчивость в природных популяциях.

04.10

6

Принцип популяционного равновесия. Закон Пирсона. Закон Харди-Вайнберга.

11.10

7

Миграция и изоляция.

18.10

8

Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.

25.10

9

Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Борьба за существование, её виды.

01.11

10

Движущая и стабилизирующая формы отбора.

15.11

11

Частично – зависимый отбор. Дизруптивная форма отбора. Адаптация. Относительный характер адаптации.

22.11

12

Концепция вида. Критерии вида.

29.11

13

Популяционная структура вида. Видообразование. Закон Гаузе.

06.12

14

Типы видообразовательного процесса. Эволюционная роль видообразования.

13.12

15

Основные направления эволюционного процесса, его правила и закономерности.

20.12

16

Принципы молекулярной эволюции.

27.12

17

Зачёт

10.01

Рекомендуемая литература.

1. В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский «Общая биология». 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением биологии. - М.: Просвещение, 1998г.

2. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачёв «Основы общей экологии». 10-11 классы: учебник для общеобразовательной школы. - М.: Устойчивый мир, 2000г.

3. Е.А. Криксунов и др. Экология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1995г.

4. Н.Г. Рубайлова «Формирование и развитие теории естественного отбора: Исторический очерк». - М.: Наука, 1981г.

5. И.Х. Шарова «Проблемы теории эволюции». - М.: Знание, 1981.

6. И.И. Шмальгаузен «Пути и закономерности эволюционного процесса». - М.: Наука. 1983.

7. А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов «Эволюционное учение». - М.: Высшая школа, 1989г.

8. М. Кимура «Молекулярная эволюция: Теория нейтральности». - М.: Мир, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Популяционно-видовой уровень жизни" 10 класс

Данную работу можно использовать для контроля усвоения знаний учащихся при изучении блока "Популяционно-видовой уровень жизни". В контрольной работе использованы задания типа А, В, С итоговой аттестац...

тест по теме "ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ"

данный тест используется при изучении биологии на базовом уровне по программе Пономаревой...

Тестовая контрольная работа по биологии в 9 классе.тема "Популяционно-видовой и экосистемный уровни"

Данный материал поможет учителю  проконтролировать знания учащихся по теме"Популяционно-видовой и экосистемный уровни" и выявить их уровень знаний....

Презентация-кроссворд на тему: "Популяционно-видовой уровень организации жизни" для 9 класса

Кроссворд предназначен для обобщающего урока для учащихся 9 класса по теме: "Популяционно-видовой уровень организации жизни"...

«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

laquo;Популяционно-видовой  уровень организации живой природы»...