Пояснительная записка.
Элективный курс «Популяционно-видовой уровень организации жизни на Земле» предназначен для учащихся 10 класса. Значение курса определяется необходимостью выявить специфику закономерностей свойственных популяционно-видовому уровню организации живой природы. Предлагаемый курс позволит более целостно сформировать биологическую картину мира. На изучение элективного курса выделено 17 часов.
Цель курса: сформировать знания о популяционно-видовом уровне организации жизни, о популяции как форме существования вида и как основной единице эволюции; углубить знания о видообразовании и его способах; о типах связей и зависимостей в популяциях; об основных закономерностях и направлениях эволюции, о естественном отборе и его формах; сформировать знания о современных представлениях об эволюции органического мира.
Задачи курса: 1. Изучить популяцию, как структурную единицу вида и единицу эволюции. 2. Выявить специфику закономерностей свойственных популяционно-видовому уровню организации живой природы.
Оборудование: портреты ученых, таблицы, рисунки и схемы на страницах учебника, влажные препараты, чучела животных (птицы, варан), коллекции насекомых, фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу, компьютер, проектор.
Требования к уровню усвоения учебного материала. 1. Знать: - понятия: популяция, генофонд, полиморфные гены, закон Пирсона, закон Харди-Вайнберга, первичная изоляция, репродуктивная (вторичная) изоляция, дрейф генов, популяционные волны, естественный отбор, дизруптивный отбор, вид, клинальная изменчивость, закон Гаузе, моно- и полифилия, «молекулярные часы эволюции», динамика численности, экспонента, ёмкость среды, уравнение Ферхюльсона, гомеостаз популяций, r-стратегии, к-стратегии; - характеристику, структуру и свойства популяций; - сущность и формы естественного отбора как движущей силы эволюции; - основные формы видообразования; - главные направления органической эволюции. 2. Уметь: - описывать структуру популяции по её критериям; - раскрыть причины и последствия нарушения генетического равновесия в популяции; - применять закон Харди-Вайнберга при решении генетических задач; - показать творческую роль естественного отбора; - дать характеристику основных типов эволюционных изменений, описать их роль в видообразовании.
Структура курса.
1. Популяция. Место видов и популяций в эволюционном процессе, элементарные эволюционные факторы видообразования. Основные закономерности микро- и макроэволюции, их направленность и формы эволюционных групп. Закономерности морфофункциональных преобразований органов, возникновение и исчезновение биологических структур в филогенезе. Закон Пирсона. Закон Харди-Вайнберга. 2. Вид. Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. Популяция как основная единица эволюции. Закон Гаузе. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Содержательная часть программы.
№п/п | Тема занятия | дата | 1 | Популяция – элементарная эволюционная структура. Свойства популяционной группы. | 06.09 | 2 | Рождаемость и смертность. Возрастная структура популяций. | 13.09 | 3 | Основные свойства популяций. Динамика численности популяций. | 20.09 | 4 | Математические модели численности популяций. Колебания численности и гомеостаз популяций. | 27.09 | 5 | Экологические стратегии. Генетическая изменчивость в природных популяциях. | 04.10 | 6 | Принцип популяционного равновесия. Закон Пирсона. Закон Харди-Вайнберга. | 11.10 | 7 | Миграция и изоляция. | 18.10 | 8 | Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. | 25.10 | 9 | Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Борьба за существование, её виды. | 01.11 | 10 | Движущая и стабилизирующая формы отбора. | 15.11 | 11 | Частично – зависимый отбор. Дизруптивная форма отбора. Адаптация. Относительный характер адаптации. | 22.11 | 12 | Концепция вида. Критерии вида. | 29.11 | 13 | Популяционная структура вида. Видообразование. Закон Гаузе. | 06.12 | 14 | Типы видообразовательного процесса. Эволюционная роль видообразования. | 13.12 | 15 | Основные направления эволюционного процесса, его правила и закономерности. | 20.12 | 16 | Принципы молекулярной эволюции. | 27.12 | 17 | Зачёт | 10.01 |
Рекомендуемая литература. 1. В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский «Общая биология». 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учебных заведений с углубленным изучением биологии. - М.: Просвещение, 1998г. 2. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачёв «Основы общей экологии». 10-11 классы: учебник для общеобразовательной школы. - М.: Устойчивый мир, 2000г. 3. Е.А. Криксунов и др. Экология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1995г. 4. Н.Г. Рубайлова «Формирование и развитие теории естественного отбора: Исторический очерк». - М.: Наука, 1981г. 5. И.Х. Шарова «Проблемы теории эволюции». - М.: Знание, 1981. 6. И.И. Шмальгаузен «Пути и закономерности эволюционного процесса». - М.: Наука. 1983. 7. А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов «Эволюционное учение». - М.: Высшая школа, 1989г. 8. М. Кимура «Молекулярная эволюция: Теория нейтральности». - М.: Мир, 1985г. |