Рабочая программа учебного курса "Биология. Живая природа"
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Яшметова Любовь Александровна

Рабочая программа учебного курса "Биология. Живая природа" составлена для 6 класса с целью поддержки основного курса биологии. Курс расчитан на 34 часа, включает практические и лабораторные работы, экскурсии,  наблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchebnogo_kursa_po_biologii.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

                  МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа»

 Согласовано                                                                            Утверждаю                          

Заместитель директора по УВР                                       Директор школы

__________________Яшметова Л.А.                             ______________Рыбаков А.В.

        ___________________2014 г.                                 __________________2014 г.                                                                                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

 «БИОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПРИРОДА»

6 класс

на 2014 – 2015  учебный год

                                                                   

                                                                    Составлена учителем

                                                                              биологии Яшметовой Л.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный  курс «Биология. Живая природа» разработана для поддержки основного курса биологии, а также расширяет и систематизирует знания учащихся, рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. Преподавание курса предполагает использование в основном практических заданий, экскурсий, лабораторных работ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

На практических занятиях учащиеся знакомятся с общими закономерностями строения вегетативных и репродуктивных органов высших растений, морфологическим разнообразием и особенностями размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений. При изучении курса используются разнообразные печатные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты), возможности сети Интернет.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

Учебный курс рассчитан на 34 часов учебных занятий в 6 класс.

Цель курса

Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития бактерий, грибов, растений, понимания роли организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.

Задачи курса

1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, бактерий.

2. Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением, циклами развития и экологической ролью.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • классификацию растений, грибов, бактерий;
  • особенности строения клеток растений, грибов;
  • разнообразие растительных тканей, особенности их строения и функционирования;
  • особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений;
  • морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений;
  • характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;
  • многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников;
  • происхождение основных групп растений;
  • значение растений, грибов, лишайников, бактерий в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

■   сравнивать строение клеток растений, животных, грибов, животных;

  • сравнивать общие черты организации, строение и циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов, лишайников, животных, делать выводы на основе сравнения;
  • распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников, животных на гербарном и живом материале, влажных препаратах, схемах и таблицах;
  • распознавать и описывать вегетативные и генеративные органы высших растений на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;
  • схематично изображать строение вегетативных и генеративных органов высших растений;
  • схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, простейших, червей, кишечнополостных, членистоногих, моллюсков, рыб, земноводных, птиц;
  • характеризовать роль растений, грибов, лишайников, животных в биогеоценозах;
  • изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.

Содержание курса

Общее количество часов — 34 ч.

Введение

Объект изучения биологии – живая природа.

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Расширение представлений о царствах  бактерий, грибов, растений. Связь организмов со средой обитания.  Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).  Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ клетку (дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки). Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы:

1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним.

2. Рассматривание клеток с помощью лупы

3. Рассматривание тканей под микроскопом.

Царство бактерии

 Роль бактерий в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий их распространение в природе. Болезнетворные бактерии. Профилактика заболеваний.

Царство грибов

Царство грибы.  Роль грибов в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Грибы паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных и ядовитых грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказания первой помощи при отравлении грибами. Грибы РМЭ.

Демонстрация: муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

Царство Растения

Ботаника  - наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь с внешней средой обитания. Основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.  Роль водорослей в природе и жизни человека. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания. Роль в природе и жизни человека.  Их охрана. Голосеменные растения, их строение и многообразие.  Среда обитания. Распространение голосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие.  Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека.     Растения РМЭ.

Лабораторные работы: 

1.Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

2.Изучение строения мхов.

3.Изучение строения спороносящего папоротника.

Строение и многообразие покрытосеменных

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней, типы корневых систем. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы:

       1 . Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

      2. Изучение строения почек под увеличительными приборами.

      3. Изучение строения листа и цветка.

Жизнь растений

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое размножение покрытосеменных растений.

Лабораторные работы:

1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине

2. Определение всхожести семян и их посевов

Классификация растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией  цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика, крестоцветных. Розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

 

Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.

Природные сообщества

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных групп экологических групп растений.

Экскурсия на тему: «Природные сообщества и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями»

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа:

1.Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

 

Развитие растительного мира

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных растений.

Календарно-тематическое планирование учебного курса

 «Биология. Живая природа»

№ п/п

Тема

Содержание

1.

Введение.

Знакомство с целями и задачами курса. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

2.

Правила работы с микроскопом. 

Практическая работа. Изучение устройства светового микроскопа. Инструктаж по технике безопасности. 

3.

Строение растительной клетки.

Лабораторная работа. Рассматривание клеток различных растений под микроскопом.

4.

Виды тканей растительного организма.

Лабораторная работа.  Рассматривание тканей под микроскопом.

5.

Болезни, вызываемые бактериями. Профилактика заболеваний.

Формы бактерий. Значение бактерий  в природе. Болезнетворные бактерии. Болезни, вызываемые бактериями. Пути распространения бактерий. Санитарные мероприятия, предупреждающие заболевания.

6.

Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты.

Правила сбора съедобных и ядовитых грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказания первой помощи при отравлении грибами. Грибы РМЭ. Грибы-паразиты. Демонстрация муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов, натуральных объектов (трутовика, лишайников)

7.

Разнообразие растений.

Практическая работа. Изучение многообразий растений по гербарию растений: Основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные).

8.

Разнообразие растений родного  края

Растения РМЭ.

Экскурсия « Разнообразие растений родного  края»

9.

Водоросли, лишайники, мхи.

Лабораторные работы: 

1.Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

2. Изучение строения мхов.

3.Изучение строения спороносящего папоротника.

10.

Хвойные деревья

Изучение по гербариям: голосеменные растения, их строение и многообразие.  Среда обитания. Распространение голосеменных.

11.

Изучение типов корневой системы растений по гербариям.

 Лабораторная работа. Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

12.

Изучение строения почек под увеличительными приборами.

Лабораторная работа. Изучение строения почек под увеличительными приборами.

13.

Изучение строения листа под микроскопом.

Лабораторная работа. Изучение строения листа под микроскопом.

14.

Строения цветка и соцветий.

Изучение строения цветка и соцветий комнатных растений, определение соцветий растений гербария.

15.

Классификация плодов.

Практическая работа «Классификация плодов». Изучение плодов различных растений. Определение плодов злаковых растений РМЭ.

16.

Минеральное питание растений.

  Лабораторная работа.  Передвижение воды    и минеральных веществ по древесине

17.

Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания.

 Изучение темы по Интернет –ресурсам.  Презентации.

18.

Произрастание семян.

Лабораторная работа. Определение всхожести семян и их посевов. Условия произрастания. Посев семя.

19.

Размножение споровых растений.

Углубление изучения основного курса: выполнение схем, работа с материалами ГИА

20.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Лабораторная работа. Вегетативное размножение комнатных растений.

21.

Прививка черенком и почкой.

Практическая работа. Прививка черенком и почкой.

22.

Опыление растений.

Способы опыления растений. Селекция растений. Выведение новых  сортов растений.

23.

Систематика растений.

Изучение темы по энциклопедиям  растений. Бинарная номенклатура. Таксономическое описание видов растений.

24.

Семейство крестоцветные.

Изучение растений родного края  семейства крестоцветные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА.

25.

Семейство розоцветные.

Изучение растений родного края  семейства розоцветные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА.

26.

Семейство пасленовые.

Изучение растений родного края  семейства пасленовые. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА.

27.

Семейство сложноцветные.

Изучение растений родного края  семейства сложноцветные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА.

28.

Семейство лилейные.

Изучение растений родного края  семейства лилейные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА.

29.

Семейство злаки.

Изучение растений родного края  семейства злаки. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА.

30.

Влияние деятельности человека на растения.

Экскурсия на тему: «Природные сообщества и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями»

31.

Охрана растений. Особо охраняемые растения марийского края.

Изучение Красной книги. Презентации. Работа с Интернет-ресурсами.

32.

Растительные сообщества и взаимосвязь растений в сообществе.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа:

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

33.

Первоцветы.

Экскурсия. Определение первоцветов.

34.

Летние задания «Изготовление гербарий и тематических коллекций.

Инструктаж.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. Элективный курс. - М.: Дрофа, 2006.
  2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
  3. ГарибоваЛ. В. и др. Низшие растения. М.: Изд-во М 1975.
  4. Курсанов Л. И. и др. Ботаника: Анатомия и морфология растений. Т. 1. - М.: Просвещение, 1966.
  5. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни.  – М.: Просвещение, 1994.
  6. Тихомиров Ф. К. Ботаника. - М.: Высшая школа, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5  класса  базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Учебное пособие "Живая природа Иркутской области"

УМК "Живая природа Иркутской области" -учебное пособие для учащихся 5-9 классовВ учебном пособии "Живая природа Иркутской области" подробно и доступно представлен материал о растительном и животном ми...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...

Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека"

Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" 3 класс коррекционной школы...