Рабочая программа учебного курса "Биология. Живая природа"
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Биология. Живая природа" составлена для 6 класса с целью поддержки основного курса биологии. Курс расчитан на 34 часа, включает практические и лабораторные работы, экскурсии, наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebnogo_kursa_po_biologii.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
__________________Яшметова Л.А. ______________Рыбаков А.В.
___________________2014 г. __________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПРИРОДА»
6 класс
на 2014 – 2015 учебный год
Составлена учителем
биологии Яшметовой Л.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Биология. Живая природа» разработана для поддержки основного курса биологии, а также расширяет и систематизирует знания учащихся, рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития растительных организмов. Преподавание курса предполагает использование в основном практических заданий, экскурсий, лабораторных работ. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
На практических занятиях учащиеся знакомятся с общими закономерностями строения вегетативных и репродуктивных органов высших растений, морфологическим разнообразием и особенностями размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений. При изучении курса используются разнообразные печатные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты), возможности сети Интернет.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.
Учебный курс рассчитан на 34 часов учебных занятий в 6 класс.
Цель курса
Формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития бактерий, грибов, растений, понимания роли организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.
Задачи курса
1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, бактерий.
2. Ознакомить с характеристикой различных систематических групп растений, их происхождением, циклами развития и экологической ролью.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- классификацию растений, грибов, бактерий;
- особенности строения клеток растений, грибов;
- разнообразие растительных тканей, особенности их строения и функционирования;
- особенности строения вегетативных и генеративных органов высших растений;
- морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений;
- характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;
- многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников;
- происхождение основных групп растений;
- значение растений, грибов, лишайников, бактерий в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
■ сравнивать строение клеток растений, животных, грибов, животных;
- сравнивать общие черты организации, строение и циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, грибов, лишайников, животных, делать выводы на основе сравнения;
- распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников, животных на гербарном и живом материале, влажных препаратах, схемах и таблицах;
- распознавать и описывать вегетативные и генеративные органы высших растений на гербарном и живом материале, схемах и таблицах;
- схематично изображать строение вегетативных и генеративных органов высших растений;
- схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений, простейших, червей, кишечнополостных, членистоногих, моллюсков, рыб, земноводных, птиц;
- характеризовать роль растений, грибов, лишайников, животных в биогеоценозах;
- изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Содержание курса
Общее количество часов — 34 ч.
Введение
Объект изучения биологии – живая природа.
Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений»
Расширение представлений о царствах бактерий, грибов, растений. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ клетку (дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки). Понятие «ткань».
Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы:
1.Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним.
2. Рассматривание клеток с помощью лупы
3. Рассматривание тканей под микроскопом.
Царство бактерии
Роль бактерий в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий их распространение в природе. Болезнетворные бактерии. Профилактика заболеваний.
Царство грибов
Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Грибы паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных и ядовитых грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказания первой помощи при отравлении грибами. Грибы РМЭ.
Демонстрация: муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)
Царство Растения
Ботаника - наука о растениях. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь с внешней средой обитания. Основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания. Роль в природе и жизни человека. Их охрана. Голосеменные растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Растения РМЭ.
Лабораторные работы:
1.Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
2.Изучение строения мхов.
3.Изучение строения спороносящего папоротника.
Строение и многообразие покрытосеменных
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней, типы корневых систем. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.
Лабораторные работы:
1 . Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
2. Изучение строения почек под увеличительными приборами.
3. Изучение строения листа и цветка.
Жизнь растений
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое размножение покрытосеменных растений.
Лабораторные работы:
1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине
2. Определение всхожести семян и их посевов
Классификация растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика, крестоцветных. Розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Демонстрация живых и гербарных растений семейств двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.
Природные сообщества
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных групп экологических групп растений.
Экскурсия на тему: «Природные сообщества и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями»
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа:
1.Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Развитие растительного мира
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных растений.
Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Биология. Живая природа»
№ п/п | Тема | Содержание |
1. | Введение. | Знакомство с целями и задачами курса. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений» |
2. | Правила работы с микроскопом. | Практическая работа. Изучение устройства светового микроскопа. Инструктаж по технике безопасности. |
3. | Строение растительной клетки. | Лабораторная работа. Рассматривание клеток различных растений под микроскопом. |
4. | Виды тканей растительного организма. | Лабораторная работа. Рассматривание тканей под микроскопом. |
5. | Болезни, вызываемые бактериями. Профилактика заболеваний. | Формы бактерий. Значение бактерий в природе. Болезнетворные бактерии. Болезни, вызываемые бактериями. Пути распространения бактерий. Санитарные мероприятия, предупреждающие заболевания. |
6. | Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты. | Правила сбора съедобных и ядовитых грибов и их охрана. Меры профилактики отравления грибами. Оказания первой помощи при отравлении грибами. Грибы РМЭ. Грибы-паразиты. Демонстрация муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов, натуральных объектов (трутовика, лишайников) |
7. | Разнообразие растений. | Практическая работа. Изучение многообразий растений по гербарию растений: Основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). |
8. | Разнообразие растений родного края | Растения РМЭ. Экскурсия « Разнообразие растений родного края» |
9. | Водоросли, лишайники, мхи. | Лабораторные работы: 1.Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. 2. Изучение строения мхов. 3.Изучение строения спороносящего папоротника. |
10. | Хвойные деревья | Изучение по гербариям: голосеменные растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. |
11. | Изучение типов корневой системы растений по гербариям. | Лабораторная работа. Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы |
12. | Изучение строения почек под увеличительными приборами. | Лабораторная работа. Изучение строения почек под увеличительными приборами. |
13. | Изучение строения листа под микроскопом. | Лабораторная работа. Изучение строения листа под микроскопом. |
14. | Строения цветка и соцветий. | Изучение строения цветка и соцветий комнатных растений, определение соцветий растений гербария. |
15. | Классификация плодов. | Практическая работа «Классификация плодов». Изучение плодов различных растений. Определение плодов злаковых растений РМЭ. |
16. | Минеральное питание растений. | Лабораторная работа. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине |
17. | Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания. | Изучение темы по Интернет –ресурсам. Презентации. |
18. | Произрастание семян. | Лабораторная работа. Определение всхожести семян и их посевов. Условия произрастания. Посев семя. |
19. | Размножение споровых растений. | Углубление изучения основного курса: выполнение схем, работа с материалами ГИА |
20. | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | Лабораторная работа. Вегетативное размножение комнатных растений. |
21. | Прививка черенком и почкой. | Практическая работа. Прививка черенком и почкой. |
22. | Опыление растений. | Способы опыления растений. Селекция растений. Выведение новых сортов растений. |
23. | Систематика растений. | Изучение темы по энциклопедиям растений. Бинарная номенклатура. Таксономическое описание видов растений. |
24. | Семейство крестоцветные. | Изучение растений родного края семейства крестоцветные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА. |
25. | Семейство розоцветные. | Изучение растений родного края семейства розоцветные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА. |
26. | Семейство пасленовые. | Изучение растений родного края семейства пасленовые. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА. |
27. | Семейство сложноцветные. | Изучение растений родного края семейства сложноцветные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА. |
28. | Семейство лилейные. | Изучение растений родного края семейства лилейные. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА. |
29. | Семейство злаки. | Изучение растений родного края семейства злаки. Их определение по гербариям и рисункам, заданиям ГИА. |
30. | Влияние деятельности человека на растения. | Экскурсия на тему: «Природные сообщества и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями» |
31. | Охрана растений. Особо охраняемые растения марийского края. | Изучение Красной книги. Презентации. Работа с Интернет-ресурсами. |
32. | Растительные сообщества и взаимосвязь растений в сообществе. | Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Лабораторная работа: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. |
33. | Первоцветы. | Экскурсия. Определение первоцветов. |
34. | Летние задания «Изготовление гербарий и тематических коллекций. | Инструктаж. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
- Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. Элективный курс. - М.: Дрофа, 2006.
- Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
- ГарибоваЛ. В. и др. Низшие растения. М.: Изд-во М 1975.
- Курсанов Л. И. и др. Ботаника: Анатомия и морфология растений. Т. 1. - М.: Просвещение, 1966.
- Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.
- Тихомиров Ф. К. Ботаника. - М.: Высшая школа, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики
Рабочая программа учебного предмета « Природоведение. Природа неживая и живая » для 5 класса базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...
Учебное пособие "Живая природа Иркутской области"
УМК "Живая природа Иркутской области" -учебное пособие для учащихся 5-9 классовВ учебном пособии "Живая природа Иркутской области" подробно и доступно представлен материал о растительном и животном ми...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Живая природа» для учащихся 5-6 классов с ОВЗ (ЗПР) адаптированная с учётом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического раз...
Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека"
Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека" 3 класс коррекционной школы...