Генетика пола 10 класс.
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
В ходе урока формируются знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_urok_genetika_pola.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Генетическое определение пола.
Цель урока:
- Сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.
- Продолжить формирование навыков решения генетических задач.
- Сформировать познавать у учеников познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.
Оборудование: Карточки по теме: «Основы генетики»; Инструктивные карточки №1, №2; магнитные карточки «Анализирующее скрещивание»; мультимедийная учебная программа «Уроки Кирилла и Мефодия – общая биология 10 класс»; видеопроектор.
Ход урока
- Организационный момент
На доске:
Издавна людей удивляла и интересовала проблема почти равного распределения женских и мужских особей в новых поколениях. Генетика объяснила сущность этой проблемы.
- Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам.
(Ответы: 1-4; 2-2; 3-3; 4-2; 5-1; 6-3; 7-4;8-1).
- Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
- Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна и для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования и определении пола.
- О механизмах наследования и определения пола мы поговорим на сегодняшнем уроке.
С помощью учащихся формулируются цели и задачи урока.
- Постановка проблемы.
- Нам известно, что большинство животных и двудомных растений являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно соотношение полов, близкое 1:1. Как объяснить это явление?
Карточка по теме «Основы генетики».
Запишите номера вопросов. Против них – варианты ответов.
- Что отражает закон Т. Моргана:
а) закон единообразия первого поколения;
б) закон расщепления признаков;
в) закон независимого наследования признаков, если гены находятся в разных парах гомологичных хромосом;
г) закон сцепленного наследования признаков, если гены находятся в одной хромосоме.
2. Генотип дрозофилы АаВв. Сколько типов гамет и какие будут обнаруживаться, если гены А и В сцеплены и наблюдается полное сцепление:
а) один тип –АВ;
б) два типа – АВ и ав;
в) два типа – Ав и аВ;
г) четыре типа – АВ, Ав, аВ, ав?
3. Генотип растения гороха посевного АаСс (А – желтые семена, а С растение с усиками). Сколько типов кроссоверных гамет и какие будут образовываться, если гены А и С сцеплены и идет перекрест между двумя соседними хроматидами:
а) один тип – АС;
б) два типа АС и ас;
в) два типа – Ас и аС;
г) четыре типа – АС, Ас, аС, ас.
4. Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски семян гороха (желтая и зеленая) и их формы (гладкая и морщинистая):
а) одна пара;
б) две пары;
в) три пары;
г) четыре пары?
5. Сколько пар хромосом отвечают за наследование окраски тела (серая и черная) и длины крыльев (длинные и короткие) у дрозофилы:
а) одна пара;
б) две пары;
в) три пары;
г) четыре пары?
6. Сколько групп сцепления у человека:
а) четыре;
б) восемь;
в) двадцать три;
г) сорок шесть?
7. Какое явление вызывает нарушение закона Моргана:
а) митоз;
б) коньюгация;
в) репродукция;
г) рекомбинация при перекресте хромосом?
8. От чего зависит частота перекомбинации генов, входящих в одну группу сцепления:
а) от расстояния между генами в хромосоме;
б) ни от чего не зависит, случайна;
в) от расстояния между генами и центромерами в хромосоме;
г) от расстояния между гомологичными хромосомами во время коньюгации.
- Мы уже встречались с этим соотношением при составлении схемы анализирующего скрещивания гетерозиготной и рецессивной форм.
На доске отображается схема
Р Аа х аа
G А а а
F Aa , аа
1 : 1
- По аналогии с анализирующим скрещиванием можно предположить, что один пол дает два типа гамет (гетерогаметный), а другой – один тип (гомогаметный). От того. Какой из типов гамет гетерогаметного пола встретиться при оплодотворении с гаметой единственного типа гомогаметного пола, зависит пол развивающегося потомка. Такое же предположение высказал Г. Мендель. Возникает вопрос, в чем отличие между гаметами разных типов?
- Это предположение было подтверждено в начале ХХ века, когда Т. Моргану и его сотрудникам удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Чем?
- Самостоятельная работа с материалами учебника для поиска ответа на поставленный вопрос. ( На столах технологические карты с вопросами и заданиями). Инструктивная карта №1 – пункты 1 и 2.
По завершению работы обсуждение ответов на поставленный вопрос.
Демонстрация фрагмента «К и Ф»
- Продолжение изучения материала.
- Наличие половых хромосом ХХ и ХУ не только объясняет наличие мужского и женского полов. Но и обуславливает рождение равного числа детей обоего пола.
На доске:
Генетическое соотношение полов у человека:
Р ХХ х ХУ
G X X Y
F XX XY
Отношение полов 1 : 1
- Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству полов, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строго соотношения 1:1. Обычно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Например, на 1оо девочек среди белого населения США рождается 106 мальчиков, в Греции 113. В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек – 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин – 85 мужчин, а к 85-летнему возрасту на 100 женщин всего 50 мужчин.
- Это так называемое вторичное соотношение полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей поэтому короче, чем женских.
Итак, у дрозофил и человека женский пол является гомогометным, и общая схема наследования пола у двух этих видов одинакова.
У некоторых видов живых существ хромосомное определение пола совсем другое.
Работа с инструкционной картой №1.
Например, у птиц и рептилий – гомогаметны самцы (ХХ), а самки гетерогаметны (ХУ). У некоторых насекомых у самцов в хромосомном наборе лишь одна половая хромосома (ХО), а у самки – гомогаметны (ХХ).
У пчел и муравьев половых хромосом нет, и самки имеют в клетках тела диплоидный набор хромосом, а самцы, развивающиеся партеногенетически (из неоплодотворенных яйцеклеток), - гаплоидный набор хромосом. Естественно, что в этом случае развитие сперматозоидов у самцов идет без мейоза, так как уменьшить число хромосом менее гаплоидного невозможно.
Демонстрация «К и М»
У крокодилов половые хромосомы не обнаружены. Пол зародыша, развивающегося в яйце, зависит от температуры окружающей среды: при высоких температурах развивается больше самок, а в том случае, если прохладно, - больше самцов.
Демонстрация «К и М»
- Перед нами новая проблема.
- Нам известно, что любой организм обладает большим количеством аутосомных признаков, то есть признаков, за которые отвечают гены, локализованные в аутосомах. А есть ли признаки, сцепленные с полом? Если да, то чем отличается наследование аутосомных признаков от признаков, сцепленных с полом?
- Проведем работу с инструктивной картой №2.
При изучении пункта – 2 , демонстрация схемы «Наследование гемофилии» «К и М».
Закрепление изученного материала проводится с помощью тренажера (решение задач)
«К и М».
Итоги урока:
объявление оценок;
Д/з: № 45;
решить задачу: У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз (W) и рецессивный ген белой окраски (w) находятся в Х- хромосомах. Белоглазая сака скрестилась с красноглазым самцом. Какой цвет глаз будет у самцов и самок в первом и втором поколении?
Инструктивная карта №1.
Хромосомное определение пола.
Вопросы:
- Чем самки и самцы различаются по набору хромосом? Охарактеризуйте кариотип женского и мужского организмов у человека и дрозофилы?
- Сколько аутосом в кариотипах этих организмов?
- Какое строение имеют половые хромосомы и сколько их в кариотипах этих организмов?
- Прочитайте текст учебника.
- Запомните термины:
Кариотип Пол: гомогаметный
Аутосомы гетерогаметный.
Половые хромосомы
3. Закончи схемы определения пола.
Основные типы хромосомного определения пола
Человек
+ + ХУ ХХ я | Кузнечик 22 22 + + Х0 ХХ |
Шелкопряд
+ + ХХ ХУ | Моль
+ + ХХ Х0 |
Пояснение. У человека 44 аутосомы и 2 половые хромосомы, хромосомный набор мужчины – 44+ХУ, женщины – 44+ХХ. Поскольку женский организм имеет две одинаковые хромосомы, его можно рассматривать как гомозиготный; мужской, образующий два типа гамет, - как гетерозиготный. Если образуется зигота, несущая две Х – хромосомы, то будет формироваться женский организм, если в зиготе встречаются Х - и У- хромосомы – мужской. Таким образом, формирование пола связано с комбинацией половых хромосом, возникающей в момент слияния гамет в процессе оплодотворения. Так происходит у всех млекопитающих, птиц рыб и других организмов.
4. Используя образец пояснения, охарактеризуй остальные типы хромосомного определения пола. Сделай вывод:
Существует четыре основных типа хромосомного определения пола:
- Мужской пол гетерогаметен: 50% гамет несут Х-, 50% - У хромосом (млекопитающие, двукрылые, человек).
- Мужской пол гетерогаметен: 50% несут Х – хромосом; 50% - не имеют половой хромосомы (например, у кузнечиков).
- Женский пол гетерогаметен: 50% гамет несут Х; 50% У – хромосому (птицы, пресмыкающиеся, хвостатые амфибии, шелкопряд).
- Женский пол гетерогаметен: 50% гамет несут Х-; 50% - не имеют половой хромосомы (моль).
- Подумай и ответь не вопрос, какие хромосомы получает от матери сын? Дочь? А от отца?
Инструктивная карта №2.
Наследование признаков сцепленных с полом.
- Прочитайте текст:
В половых хромосомах, как и в аутосомах, есть гены, отвечающие за определенные признаки.
Наследование признаков. Гены, которых находятся в Х- или У- хромосоме, называются наследованием, сцепленным с полом, а локализацию генов в половой хромосоме – сцеплением генов с полом.
Заметьте, что в половых хромосомах могут находиться гены, не имеющих отношения к развитию половых признаков. Так в Х- хромосоме дрозофилы находится
Ген, определяющий окраску глаз. Х- хромосома человека содержит ген, обуславливающий свертываемость крови (Н). Его рецессивная аллель (h) вызывает тяжелое заболевание, характеризующееся пониженной свертываемостью крова, - гемофилию. В этой же хромосоме есть гены, определяющие нечувствительность к красному и зеленому цвету (дальтонизм), форму и объем зубов, синтез ряда ферментов и т.д.
У большинства организмов генетически активна только Х- хромосома, в то время как У- хромосома практически инертна, т.к. не содержит генов. Определяющих признаков организма. У человека лишь некоторые гены, не являющиеся жизненно важными, локализованы в У- хромосоме.
- Рассмотрите пример наследования гена, сцепленного с полом (на схеме скрещивания не указаны аутосомы, поскольку по ним нет различий между мужскими и женскими организмами):
Н – нормальная свертываемость крови;
H – гемофилия.
Р: Х Х х ХУ
Здорова здоров
G X X x X Y
F X X, X X, X Y, X Y
Зд. Носитель гемм
здоровы
25% 25% 25% 25%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии. 9 класс.Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах...
Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Презентация является дополнением к уроку...
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10 класс
Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс...
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонин Тема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.
Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по...
Урок биологии в 9 классе по теме "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"
Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом....
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....