Учебно-опытный участок - экспериментальная площадка
статья по биологии на тему
Данная статья обобщает организацию работы на УОУ. Она будет полезна для руководителей учебно-опытных участков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_ploshchadka.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
- 1 -
Наш учебно-опытный участок - экспериментальная площадка
Дальний Восток. Амурская область, которая граничит на большом протяжении с Китаем. На юго-западе области находится Константиновский район. Климат области – резко континентальный, с чертами муссонной циркуляции воздуха.
И добро пожаловать на пришкольный учебно-опытный участок Новопетровской средней общеобразовательной школы.
Именно сельская школа открыла многим мир прекрасного, дала путевку в жизнь!
Деревенские школьники - особенные, в большинстве своем трудолюбивы и любознательны, однако, они загружены сезонной обработкой своих личных огородов и необходимо найти ту золотую середину, которая позволит сформировать у детей не только активный интерес к труду, но и чувство гордости к своей малой родине.
Наш пришкольный участок создавался на пустыре. Здесь, на месте, заросшей сорняками, ребята решили заложить миксбордер непрерывного цветения, оформить зону отдыха, разбить все необходимые отделы.
Много сил и труда потребовалось от учащихся и их родителей для того, чтобы осуществить этот замысел. Данный план был бы невозможен без учителей.
И в результате: пришкольный участок стал украшением села, местом, где дети и односельчане могут увидеть редкие растения, нехарактерные для нашей местности, узнать много нового.
Ребята - хозяева своего участка. День начинается с того, что они расходятся по своим опытным участкам, наблюдают за растениями,
отмечают что-то новое, решают какую работу на делянке необходимо проделать.
Цветочно-декоративный отдел представлен многолетними цветочными культурами, которые украшают наш участок с ранней весны и до поздней осени. «Здесь растут диковинные цветы: необыкновенной красоты» – так говорят дети. Ежегодно данный отдел пополняется новыми видами. При нашем суровом климате в зимнее время, когда температура понижается до -40 градусов и ниже приходится апробировать различные способы укрытия многолетников.
Отдел однолетников содержит 47 различных видов. Цель, которую мы ставим перед собой, подбирая ассортимент цветов - это создание цветника
непрерывного цветения. Их яркая окраска радует глаза и создаёт праздничное настроение, что немаловажно для психоэмоционального комфорта.
В 2000 году выпускники школы решили оставить о себе добрую память: предложили заложить альпийскую горку.
Не хватало завершённости и вот идея! Обожженный корень дерева, немного фантазии - и ребята увидели парящего горного орла.
В 2009 году школьники приняли решение: на нашем участке должен быть талисман! И теперь, зайдя на территорию, можно увидеть аиста, стоящего в гнезде. Символ счастья и семейного благополучия. Выбор не случаен, ведь
- 2 -
наша сельская школа – это одна большая семья! На стойке расположены указатели: в каком направлении находится школа, река Амур и другие отделы нашего участка.
В последнее время возрос интерес к лекарственным растениям, на нашем участке некоторые дикорастущие лекарственные растения, усилиями школьников были (интродуцированы) перенесены из дикой природы.
Расположение растений здесь зависит от того, для лечения каких заболеваний они используются, об этом доступно «говорят» этикетки. На одной из них изображены рука и стекающая с нее кровь, значит, здесь растут кровоостанавливающие растения, на другой - органы дыхания.
Выращивание лекарственных растений на учебно-опытном участке позволяет отработать умения и навыки правильного сбора и хранения лекарственного сырья.
Во время экскурсий дети стараются запомнить их вид, чтобы потом рассказать об их целебных свойствах своим родителям.
Двери нашего участка открыты для пожилых людей, они приходят за советом и получают краткие сведения о том, как практически применять каждое из этих лечебных трав.
На базе коллеционного отдела многие учащиеся впервые в своей жизни знакомятся с такими малораспространёнными растениями в нашей местности как майоран, тимьян, эстрагон, шпинат, кориандр, чабер и другие. Разнообразны и растения семейства луковые: шнитт-лук, лук-слизун, многоярусный…
В 2010 году планируем создать алляриум, начало работе уже положено - объявлен конкурс на «Лучший проект алляриума» среди 6 – 8 классов.
Коллекционный отдел совмещён с систематическим, который необходим для изучения курса биологии 6 класса. Здесь представлены семейства крестоцветные, сложноцветные, паслёновые, бобовые, тыквенные и другие. Растения расположены на небольших делянках размером 1 м2.
В подотделе морфологии ассортимент растений подобран так, чтобы учителю можно было продемонстрировать строение корня, стеблей, листьев, цветков, соцветий. Во время летней практики здесь проводятся мини-уроки,
где школьники закрепляют знания по морфологии растений, систематике.
В этом отделе ребята с интересом наблюдают за развитием этих растений, ведут фенологические наблюдения, выделяют их биологические особенности.
Отдел начальных классов притягивает взоры и младших школьников, и всех жителей села. Здесь живут герои из сказок. В этом году – это медведь и Машенька. Данная композиция установлена на участке 4 класса.
Вы видите результат – выполнение на практике проекта «Цветочная сказка на клумбе». Автор проекта ученик 4 класса – Старокожев Иван.
И поскольку дети быстро растут, меняются их интересы. Поэтому особенностью данного отдела является его мобильность, подвижность, облик меняется ежегодно.
- 3 -
Ягодник представлен различными сортами смородины, весной этого года решили посадить и клубнику. Плодовые деревья расположены непосредственно возле школы.
Полевой отдел – небольшой, поскольку ребята очень хорошо знакомы с полевыми культурами, так как их родители работают в колхозе, где основной отраслью сельского хозяйства является – растениеводство.
Поэтому на делянках мы постарались посадить нехарактерные для нашей местности культуры, такие как лён, куузика, репа и другие.
Овощной отдел – это самый большой отдел по занимаемой площади.
И это экспериментальная площадка, где проводится основная исследовательская и опытническая работа.
Сельскохозяйственное земледелие на современном этапе требует нового подхода и учебно-опытный участок является той базой, которая позволяет применять новые технологии выращивания сельскохозяйственных культур без применения химических средств защиты.
Так, например, начиная с 1998 года, мы перешли на интегрированные методы защиты растений, используем биологические, физические способы, учитываем агротехнику. Последние годы применяем технологию выращивания
смешанных культур, которая позволяет получать экологически чистую продукцию.
Воспитывать в детях доброту и любовь к природе – может ли быть более благородная цель?
На реализацию этой цели направлена работа клуба «Лотос», созданного в нашей школе ещё в 2001 году на базе трёх кружков биологического направления: «Экологического», «Юный натуралист» и «Агрохимического»
(Приложение 1).
В 2004 году клуб был зарегистрирован как юридическое лицо.
Первой ступенькой, служащей для привлечения детей к экологической работе является школьный уголок живой природы, который существует
с 1992 года. Здесь дети имеют возможность пообщаться с братьями нашими меньшими: покормить хомячков, погладить морскую свинку, полюбоваться на обитателей аквариума, послушать щебет птиц. В этой лаборатории школьники получают навыки ухода за животными и на деле понимают слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Широкие возможности для исследования представляет уголок живой природы. Здесь ведутся дневники наблюдений за его обитателями, создаются условия для размножения животных. Учащимися были проведены
зоологические исследовательские работы по темам: «Влияние минеральной подкормки на развитие птенцов волнистых попугайчиков», «Условия гнездования волнистых попугайчиков», «Размножение икромечущих рыб данио-рерио», «Размножение моллюска охотина гигантская» и другие.
Главными направлениями деятельности клуба являются:
- работа по возрождению лотоса орехоносного;
- научно-исследовательская;
- 4 -
- природоохранительная;
- просветительская.
Основными задачами клуба являются: воспитание активной жизненной позиции и нового экологического мышления учащихся.
Каждый ребёнок в душе исследователь, ведь ему всё хочется узнать, докопаться до сути. Наша задача научить его методам исследования,
показать значимость его, пусть небольшого, но открытия. Ребёнок должен уметь удивляться.
Особый интерес представляют исследования, проводимые в природе. Кому не хочется познакомиться с растениями, занесёнными в Красную книгу? Сколько их в окрестностях нашего села? Не уничтожает ли их человек? Одна из тем исследований, проведённых школьниками
«Влияние антропогенного фактора на численность бархата амурского в Новопетровской роще». Были заложены пробные площадки в различных участках рощи, сделаны описания растительности, тщательно подсчитаны встречающиеся растения бархата. Вывод оказался простым: чем дальше от жилья человека, тем больше численность этого растения.
Экспедиции для членов клуба стали проводится ежегодно. Несколько дней, проведённых ребёнком среди природы, позволяют ему прикоснуться к ней сердцем. Здесь ребята знакомятся с методами исследований, правилами поведения в природе, а в учебное время проводить камеральную обработку собранного материала и оформлению результатов исследований.
Учащиеся нашей школы постоянные участники конференций в районе и области, трижды выступали на Всероссийской научно-практической конференции в Москве. Где в 2003 году ученик нашей школы стал лауреатом I степени и получил президентскую премию в рамках программы «Одарённые дети России» (Приложение 2).
В 1998 года мы начали работу по реинтродукции лотоса орехоносного в озёрах Константиновского района. Этот чудо-цветок ранее произрастал
в 2-х озёрах района до конца 80-х годов, но в 1984 году растения смыло наводнением. Четыре года продолжалась работа по возрождению лотоса в наших озёрах. Первоначально проводилось изучение озёр с целью определения их пригодности для интродукции: температурный и гидрологический режим, глубина промерзания, химический анализ воды. Затем посадки семенами, полученными в Хинганском заповеднике в разные сроки, различными способами.
Проводились наблюдения за развитием растений, велись дневники наблюдений. И всегда верили в успех. Но растения не перезимовывали и весной – всё с начала.
Упорство, изучение особенностей развития растений, благоприятное лето и вот он, долгожданный миг… 12 августа 2002 года на озере Песчаном зацвёл первый цветок. А через 2 года началось цветение лотоса на озере Осиновом. В 2008 году здесь распустилось более 150 цветков.
- 5 -
Для организации охраны растения были установлены аншлаги и проводятся рейды по охране лотоса во время его цветения.
Одно из важнейших направлений работы клуба - практическая природоохранная деятельность. Силами учащихся заложен школьный лес на 1,5 тысяч саженцев, проводится озеленение села. Финансовую поддержку мы
получили в виде гранта ГГФ на выполнение проектов «Школьный лес» и «Заповедная паутина». Для озеленения села мы выращиваем редкие растения в питомнике, заложенном на учебно-опытном участке. Нами выращены и высажены в парке бархат амурский, два вида кленов, ясень маньчжурский, барбарис амурский, рябина амурская.
Мы взяли шефство над рощей, находящейся вблизи села, так как она нещадно вырубалась.
Проведённые исследования показали, что здесь произрастают охраняемые и много лекарственных растений. Для сохранения рощи необходимо было проделать большую работу. Мы подготовили всю необходимую документацию, и роща была объявлена заповедным местом – ботаническим памятником природы. У въезда в рощу установлен аншлаг, организованы рейды в зимнее время для предотвращения вырубок.
Проведённые мероприятия оказались действенными – вырубки в роще прекратились.
Невозможно получить положительных результатов в природоохранной деятельности, если не сформировать новое экологическое мышление у населения. Поэтому мы проводим широкую просветительскую работу с односельчанами.
Школьники проводили социальный опрос жителей села, который показал. Что большинство опрошенных не задумывается о ценности нашей рощи, не знают редких и лекарственных растений, не понимают значения охраны болотных угодий Амура. Поэтому деятельность клуба была направлена на организацию просветительской работы.
Нами была проведена акция «В защиту рощи». Выпущены и развешены листовки «Редкие растения Новопетровской рощи», разнесены по предприятиям буклеты о лекарственных растениях. Выпущена газета «Новопетровский вестник» с описанием ботанического памятника природы
Новопетровская роща. В роще на деревьях развешены таблички
«Бархат амурский охраняется законом».
Стало традиционным празднование Дня Земли 22 апреля. В этот день проводятся митинги в защиту природы и шествия по селу, презентация фотовыставки «Дети в защиту природы», с которой ребята посетили различные предприятия колхоза. Большой интерес вызвал спектакль, подготовленный школьниками «Возвращайтесь к нам, журавли». В зимнее время проводятся акции «Не рубите ёлочку» и «Помогите птицам». Ребята выпускали стенгазеты и листовки, в которых детскими руками нарисованы картинки и сделаны надписи «Не губи!»
- 6 -
В защиту водных угодий Амура ребята показали односельчанам выступление агитбригады «Царевна-лягушка». Всё это не может оставить равнодушными жителей села, ведь это их дети хотят сохранить природу!
В отзывах, оставленных 18-летнем юбилее кружка, звучали слова
глубокой благодарности в адрес членов клуба «Лотос» за их работу.
Наш клуб тесно сотрудничает с Амурским экологическим союзом.
Школьники принимают активное участие во многих экологических акциях, проводимых этой организацией, а они, в свою очередь, частые гости нашей школы.
В работу по сохранению поймы Амура были вовлечены не только дети,
но и работники колхоза. В 2004 году состоялась встреча с представителями международной организации WWF и был проведён круглый стол с правлением колхоза «Родина», где было принято решение о создании экспериментальной площадки на землях колхоза по решению экологических проблем Амура.
Такая постановка вопроса привела к более глубокому пониманию школьниками собственной роли в охране природы своей малой Родины.
Мы доказали, что не зря
На нас надеялась Земля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК
УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК МКОУ ДОД "ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"...
Учебно-опытный участок
матералы для областного конкурса учебно-опытных участков...
учебно – опытный участок
1.Положение об учебно – опытном участке 2.Паспорт УОУ 3.План ухода за овощными, полевыми, плодовыми, культурами и цветами 4.План работы на плодово – ягодном участке 5.План ухода за овощным...
Учебно-опытный участок школы как центр - экологического образования учащихся.
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО- ОПЫТНОГО УЧАСТКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ УСПЕШНО РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ПРИРОДООХРАННОГО ВОСПИТАНИЯ. эТО- "ЗЕЛЕНЫЙ КЛАСС ", КОТОРЫЙ СОЗДАЕТСЯ УЧАЩИМИСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧ...
Учебно-опытный участок 2012-2013
Перспективный план работы на учебно-опытном участке.План годовой работы на учебно-опытном участке.ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ....
Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке
Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...
Учебно-опытный участок станции юннатов – база для учебно-исследовательской деятельности школьников
В данном тезисе даны напрналения учебно-исследовательской деятельности при помощи учебно-опытного участка учреждения....