Биология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Андроновская основная общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________/________/ «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор школы _________________ Н.И. Роот Приказ № ________ от «___»_____________20__ г. |
Рабочая программа
по предмету
«Биология»
2014-2015 учебный год
Класс __9___
Основное общее образование
Базовый уровень
Рабочую программу составила:
_Шкляева Елена Сергеевна
учитель биологии, химии
вторая категория
с. Андроново
2014 год
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Нормы оценивания результатов обучающихся.
- Поурочно-тематическое планирование.
- Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы).
- Приложение (календарно-тематическое планирование).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2008, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
На основании примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания учебного материала по биологии в 9 классах, в нем реализуется базисный уровень.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.
Принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся отражен в отдельной графе к каждому уроку.
В поурочное планирование с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в которой отражены умения и навыки учащихся по трем уровням:
- воспроизведение и описание информации;
- интеллектуальный уровень (реализация умений и навыков в стандартной ситуации);
- творческий уровень (реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Главной целью основного общего образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цели обучения биологии в 9 классе:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов | Лабораторные работы | Экскурсии |
1. | Биология в системе наук | 2 | ||
2. | Молекулярный уровень | 10 | №1 | |
3 | Клеточный уровень | 15 | №2-№3 | |
4. | Организменный уровень | 14 | №4-№5 | |
5. | Популяционно-видовой уровень | 3 | №6 | |
6. | Экосистемный уровень | 8 | ||
7. | Биосферный уровень | 4 | №1 | |
8. | Основы учения об эволюции | 7 | №7 | |
9. | Возникновение и развитие жизни на Земле | 7 | №2 | |
ИТОГО | 70 | 7 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (9 класс)
70 ч/год (2 ч/нед.)
Введение. Биология в системе наук (2 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Молекулярный уровень (10 часов).
Уровни организации живой материи. Биополимеры, их особенности строения, функции , роли в живых организмах, примеры биополимеров. Углеводы. Белки. Липиды. Биологические катализаторы. АТФ. Витамины. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи»
Глава 2. Клеточный уровень (15 часов)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ энергии в клетке. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»
«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»
Глава 3 . Организменный уровень (14 часов)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Биогенетический закон. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации:
модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
• Изучение изменчивости у растений и животных.
• Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
• Решение генетических задач.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид. Критерии вида. Биологическая классификация. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица.
Лабораторная работа № 5«Изучение морфологического критерия вида»
Глава 5. Экосистемный уровень (8 часов)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Глава 6.Биосферный уровень (4 часа)
Среды жизни. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живых организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Практические работы:
• Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
• Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Экскурсия:
• Среда жизни и ее обитатели.
Глава 7. Основы учения об эволюции (7 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
. Факторы эволюции и их характеристика. Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа:
• Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Экскурсия:
• История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
УЧЕБНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2005. - 303 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Система уроков | Планируемые результаты обучения | Лабораторные работы | Дата проведения | ||
Тема урока. | Элементы содержания темы. | Уровень освоения | |||
I. ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | |||||
Биология - наука о жизни Методы исследования в биологии. | Термины: Биология, Биофизика, биохимия, микробиология, генетика, радиобиология. | Репродуктивный: Знать цели и задачи курса, место предмета в системе естественных наук, давать определения терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи. Продуктивный: характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать, что современная биология - комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры | |||
Сущность жизни и свойства живого. | Базисный уровень: знать современные научные представления о сущности жизни; общие признаки (свойства) живого организма. Термины: Жизнь, обмен веществ, наследственность, изменчивость, развитие, размножение. Продвинутый уровень: приводить примеры решения важнейших практических задач в жизни человека с помощью биологических наук. Иметь представление об отличительных признаках живого и неживого, приводить примеры | Репродуктивный: называть общие признаки (свойства) живого организм, чертах сходства и отличиях живой материи от неживой. Продуктивный: характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры | |||
2.1. Молекулярный уровень (10 часов) | |||||
(1) | Молекулярный уровень: общая характеристика | Базисный уровень: называть элементы, преобладающие в составе живых организмов, перечислять их свойства и значение. Продвинутый уровень: обосновывать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне. Термины: биополимеры, мономеры, полимеры. | Репродуктивный: давать определения терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение. Продуктивный: характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне, самостоятельный поиск знаний | ||
(2) | Углеводы | Базисный уровень: знать и называть вещества, входящие в состав углеводов. Знать основные функции углеводов в организме. Продвинутый уровень: знать классификацию углеводов; общую формулу углеводов; приводить примеры моно-, ди- и полисахаридов, знать особенности их строения. Обосновывать принадлежность углеводов к биомолекулам | Репродуктивный: давать определения терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов. Продуктивный: характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп | ||
(3) | Липиды | Термины: Липиды, жиры, гормоны. Базисный уровень: иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции. Продвинутый уровень: обосновывать принадлежность липидов к биомолекулам | Репродуктивный: давать определения терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов. Продуктивный: характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам | ||
(4) | Состав и строение, белков. | Термины: Белки, протеины, аминокислоты, полипептиды, Базисный уровень: знать состав и строение, уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул; Продвинутый уровень: обосновывать взаимосвязь и зависимость функций белков от их строения | Репродуктивный: называть мономер белковой молекулы и его составляю- щие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме. Продуктивный: характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; | ||
(5) | Функции белков | Функции белков в организме. | Объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам | ||
(6) | Нуклеиновые кислоты. | Термины: Нуклеиновые кислоты, комплементарность, Базисный уровень: знать типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), их сходство и отличие, типы азотистых оснований, правила комплементарности, Знать функции ДНК и РНК, типы РНК. Продвинутый уровень: знать строение нуклеотидов - мономеров ДНК и РНК; обосновывать значение НК в организме. Сравнивать молекулы ДНК и РНК | Репродуктивный: давать определения терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК. Продуктивный: характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам | ||
(7) | АТФ и другие органические соединения клетки. | Термины: АТФ, АМФ, макроэргическая связь, витамины. Базисный уровень: иметь представление о строении молекулы АТФ (схема), ее функции (о превращениях молекулы АТФ в клетке). Иметь представление о роли витаминов в организме. Продвинутый уровень: знать классификацию витаминов. Приводить примеры авитаминозов | Репродуктивный: давать определения терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); раз- личные группы витаминов. Продуктивный: характеризовать особенности строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов | ||
(8) | Биологические катализаторы. | Термины: катализатор, фермент, кофермент,. Базисный уровень: знать свойства ферментов и механизм катализа. Продвинутый уровень: объяснять роль ферментов в организме. Иметь представление о коферменте | Репродуктивный: давать определения терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций. Продуктивный: характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент - вещество»; роль ферментов в организме | Лабораторная Работа № 1 «Расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи» | |
(9) | Вирусы. | Термины: Вирусы, капсид. Базисный уровень: знать особенности строения и функционирования вирусов. Знать способы борьбы со СПИДом. Продвинутый уровень: знать об особенностях различных вирусных заболеваний; приводить примеры вирусных заболеваний растений, животных и человека | Репродуктивный: перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом. Продуктивный: характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам | ||
(10) | Обобщение и контроль знаний по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» | Базисный уровень: знать особенности многомолекулярных комплексных систем, их свойства, значение. Продвинутый уровень: обосновывать качественный скачок от неживой к живой природе | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение. Продуктивный: характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение | ||
2. Клеточный уровень (15 часов) | |||||
(1) | Основные положения клеточной теории. | Базисный уровень: знать основные положения клеточной теории, авторов клеточной теории. Обосновывать значение создания клеточной теории для развития биологии. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Продвинутый уровень: знать и называть фамилии великих ученьгх-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток | Репродуктивный: называть фамилии великих ученых-микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории. Продуктивный: характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов).. Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии | Лабораторная Работа № 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» | |
(2) | Клеточная мембрана. | Термины: Фагоцитоз, пиноцитоз, ядро, органоиды, мембрана. Базисный уровень: знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Знать строение и функции ядра. Продвинутый уровень: знать механизм фаго- и пиноцитоза, объяснять их значение | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, со- став содержимого ядра. Продуктивный: характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Репродуктивный: называть органоиды Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. Проводить сравнение прокариотических и эукариотических организмов | ||
(3) | Ядро. Хромосомный набор клетки. | Термины: прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышко, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гомологичные хромосомы, Сравнивать диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Обосновывать значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов | |||
(4) | ЭПС. Рибосомы. | Базисный уровень: знать строение ЭПС, рибосом, и др. органоидов, перечислять их функции. Термины: эндоплазматическая сеть, рибосомы | Продуктивный: характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами | ||
(5) | Комплекс Гольджи. Лизосомы. | Базисный уровень: знать строение Комплекса Гольджи и лизосом, перечислять их функции. | Продуктивный: характеризовать колмплекса Гольджи лизосом и др. органоидов, их функции. | ||
(6) | Митохондрии. Пластиды | Знать виды пластид. Продвинутый уровень: обосновывать наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. Объяснить единство происхождения этих органоидов. Термины: Митохондрии, пластиды, кристы, граны, тилакоиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты | перечислять виды пластид. Продуктивный: характеризовать митохондрий и пластид. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами. Объяснять взаимопереход пластид. | ||
(7) | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
| Базисный уровень: иметь представление о строении клеточного центра и органоидов движения; знать функции клеточного центра и органоидов движения Продвинутый уровень: знать признаки отличий включений от органоидов клетки, приводить примеры клеточных включений; Термины: клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, вверено деления, реснички, жгутики, клеточные включения. | Репродуктивный: называть элементы. входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; Продуктивный: характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. | ||
(8) | Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки). | Базовый уровень:; сравнивать прокариоты с эукариотами. Обосновывать роль спор в жизни прокариот. выделять признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Термины: Аэробы, анаэробы, споры, | Репродуктивный: называть органоиды прокариотической клетки. Продуктивный: давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять роль спор в жизни прокариот | ||
(9) | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Базисный уровень: описывать особенности обмена веществ и превращение энергии в клетке. Продвинутый уровень: обосновывать взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. Термины: ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез | Продуктивный: характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки | ||
(10) | Энергетический обмен в клетке. | Знать этапы энергетического обмена. Иметь представление об образовании АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Термины: АТФ, макроэргическая связь, брожение, гликолиз, клеточное дыхание. | Репродуктивный: давать определения терминам. Уметь объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма. Знать основные этапы энергетического обмена в клетке. | ||
(11) | Типы питания клетки. Фотосинтез. Хемосинтез. | Термины: автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы. Базисный уровень: знать характеристику автотрофных и гетеротрофных организмов, особенности их питания.. Знать особенности процессов фото- и хемосинтеза. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза Продвинутый уровень: знать о гетеротрофном питании некоторых растительных организмов, об организмах со смешанным типом питания. | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов. Продуктивный: характеризовать (описывать) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. | Лабораторная Работа № 3 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» | |
(12) | Синтез белков в клетке. | Базисный уровень: иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов). Продвинутый уровень: обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода. Термины: ген, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, полисома. | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции). Продуктивный: характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избы- точности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке | ||
(13) | Синтез белков в клетке | Базисный уровень: иметь пред- ставление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции (место осуществления этих процессов). Продвинутый уровень: обосновывать роль ферментов в синтезе белка, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода. Термины: ген, генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, полисома. | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции). Продуктивный: характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избы- точности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке | ||
(14) | Деление клетки. Митоз. | Термины: митоз, жизненный цикл, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления. | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки. Продуктивный: характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический Базисный уровень: Знать основные фазы жизненного цикла клетки, уметь объяснять биологическое значение митоза, механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки. Уметь: проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Продвинутый уровень: обосновывать биологический смысл митоза. | ||
(15) | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); основные положения клеточной теории; сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы; знать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); объяснять сущность митоза. Продвинутый уровень: обосновывать утверждение: «Вне клетки жизни нет»; биологический смысл митоза | Репродуктивный: знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза. Продуктивный: характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток | ||
Глава 3. Организменный уровень (14 часов) | |||||
(1) | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Базисный уровень: знать виды бесполого размножения, биологическую роль бесполого размножения, сущность полового размножения и его виды. Иметь представление о строении сперматозоида и яйцеклетки., их сходство и различие. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения. Продвинутый уровень: обосновывать биологическую роль различных видов и форм размножения Уметь работать с терминами, текстом учебника. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии. Термины: бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение. | Репродуктивный: знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы. Продуктивный: описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым. | ||
(2) | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Базисный уровень: иметь представление о стадиях гаметогенеза; знать сущность и стадии мейоза, сущность процесса оплодотворе- ния; находить отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Продвинутый уровень: иметь представление о механизмах оплодотворения у растений и млекопитающих, обосновывать необходимость выработки большего числа сперматозоидов при наружном оплодотворении. Термины: Гаметы, период размножения, период роста, период созревания. Фазы мейоза. Оплодотворение, зигота, наружное, внутреннее оплодотворение. | Репродуктивный: давать определения терминам. Перечислять стадии гаме- тогенеза, стадии мейоза. Продуктивный: характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах форми- рования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий | . | |
(3) | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Термины: Онтогенез, эмбриональный период, постэмбриональный период, дробление, бластула, бластомеры, нейрула. Гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие. Базисный уровень: знать периоды онтогенеза, чем начинается и заканчивается эмбриональный и постэмбриональный периоды. Сравнивать прямое и непрямое постэмбриональное развитие организмов. Формулировать биогенетический закон. Продвинутый уровень: обосновывать значение биогенетического закона | Репродуктивный: давать определения терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития. Продуктивный: характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение | ||
(4) | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. | Базисный уровень: знать предмет изучения генетики; генетические термины, символы, понятия; суть гибридологического метода; суть правила единообразия гибридов первого поколения; суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Продвинутый уровень: давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Уметь решать задачи на моногибридное скрещивание Термины: гибридологический метод чистые линии, моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, Закон чистоты гамет. | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание | ||
(5) | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | Базисный уровень: знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Уметь работать терминами, текстом учебника, Пользоваться компьютерным источником информации. Продвинутый уровень: обосновывать практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Уметь решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание. Углубленный уровень: знать и объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов. Термины: неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи. | ||
(6) | Дигибридное скрещивание. | Базисный уровень: знать генети- ческие термины и понятия, законы наследственности. Объяснять, что является материальным носителем наследственности. Иметь представление о независимом наследовании признаков. Продвинутый уровень: уметь решать задачи на дигибридное скрещивание. Термины: дигибридное скрещивание, решетка пеннета. Закон независимого наследования. | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: характеризовать за- коны наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков. Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов |
| |
(7) | Сцепленное наследование признаков. | Базисный уровень: знать законы наследственности, сущность закона Т. Моргана; обосновывать биоло- гическое значение перекреста хромосом. Продвинутый уровень: обосновывать механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом). Иметь представление о значении составления генетических карт человека | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: характеризовать сущ- ность закона Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом |
| |
(8) | Взаимодействие генов. | Базисный уровень: знать законы наследственности, иметь представление о различных видах взаимодействия неаллельных генов. Продвинутый уровень: уметь решать задачи на различного вида взаимодействия неаллельных генов. Термины: Кодоминирование, комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. | Репродуктивный: называть виды взаимодействия неаллельных генов. Продуктивный: характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов | ||
(9) | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Базисный уровень: знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Знать механизм на- следования признаков, сцепленных с полом. Продвинутый уровень: приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Уметь решать задачи на сцепленное с полом наследование | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть группы хромосом. Продуктивный: характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование |
| |
(10) | Модификационная Изменчивость. Норма реакции. | Базисный уровень: знать определение наследственности и изменчивости; обосновывать влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Продвинутый уровень: иметь представление о норме реакции (ее пределах) организма на внешние условия | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия | Лабораторная Работа № 4 «Выявление изменчивости организмов» | |
(11) | Мутационная изменчивость. | Базисный уровень: знать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями. Знать виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Продвинутый уровень: проводить сравнительную характеристику мутаций различных видов. Обосновывать биологическую роль мутаций. Термины: делеция, инверсия, редупликация, полиплоидия, колхицин, мутагены. | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Продуктивный: характеризовать фор- мы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания | ||
(12) | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | Базисный уровень: знать, что та- кое селекция, ее задачи и значение. Обосновывать общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных. / Продвинутый уровень: обосновывать совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть центры происхождения культурных растений. Продуктивный: характеризовать задачи и значение селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций |
| |
(13) | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | Базисный уровень: знать основные методы селекции; обосновывать виды гибридизации, явление гетерозиса. Продвинутый уровень: Иметь представление о методике, позволяющей преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть основные методы селекции; виды гибридизации. Продуктивный: характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ | ||
(14) | Обобщение и контроль по теме «Организменный уровень организации живого». | Базисный уровень: знать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции. Обосновывать внимание современных ученых к генетическим исследованиям. Продвинутый уровень: обосновывать использование учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Уметь решать задачи | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: характеризовать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции; знать законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи | ||
Глава 4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) | |||||
(1) | Вид. Критерии вида. | Базисный уровень: знать основную систематическую единицу в биологии, определение понятия «вид». Определять критерии вида (морфо- логический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Продвинутый уровень: обосновывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны. Термины: вид, критерии вида, ареал. | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть критерии вида. Продуктивный: характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны | Лабораторная Работа № 5 «Изучение морфологического критерия вида» | |
(2) | Популяция. | Базисный уровень: популяция – это форма существования вида и единица эволюции. знать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Экология популяций: структура и динамика численности Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы. Продвинутый уровень: знать характеристики популяционно-видового уровня организации живой природы | Репродуктивный: давать определения терминам. Продуктивный: характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы | ||
(3) | Биологическая классификация Экологические факторы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». | Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинноследственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. | ||
Глава 5 . Экосистемный уровень (8 часов) | |||||
(1) | Сообщество, экосистема, Биогеоценоз. | Термины: биоценоз, зооценоз, фитоценоз, микроценоз, микоценоз, экосистем, биогеоценоз, биосфера. Базисный уровень: знать природные сообщества, их основные свойства и задачи, важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; объяснять роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Знать границы биогеоценоза. Иметь представление о совокупности природных экосистем Земли (биосфере). Продвинутый уровень: проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть природные со- общества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза. Продуктивный: характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи; перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ |
| |
(2) | Взаимосвязь популяций в экосистеме. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав». Анализируют структуру биотических сообществ | |||
(3) | Состав и структура сообщества. | Термины: видовой состав, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты, ярусы, редкие виды, виды доминантные, пищевая цепь, пищевая сеть, трофический уровень Базисный уровень: знать морфо- логическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях. Продвинутый уровень: иметь представление о связи биогеоценозов с географической зональностью | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные). Продуктивный: характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания | ||
(4) | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Базисный уровень: знать характеристику потоков энергии и вещества в экосистемах, количественных изменений энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. Продвинутый уровень: знать характеристику пирамид численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества. Продуктивный: характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания | ||
(5) | Искусственные биогеоценозы. | Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. Разрабатывают план урокаэкскурсии | |||
(6) | Продуктивность сообщества. | Термины: продуктивность, продукция первичная, вторичная, дыхание. Базисный уровень: Знать понятие биологическая продуктивность первичная и вторичная продуктивность | Репродуктивный: Давать определения терминам «биологическая продуктивность», «первичная продуктивность», , «чистая продукция», «Дыхание». «вторичная продуктивность» | ||
(7) | Саморазвитие экосистем. | Термины: сукцессия. Базисный уровень: знать характеристику экологической сукцессии, ее природы и механизмов; стадий сукцессии (первичная, вторичная); обосновывать значение сукцессии. Находить сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Продвинутый уровень: иметь представление об общем дыхании сообщества | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем. Продуктивный: характеризовать эко- логическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессии. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах | Проверка биологических терминов | |
(8) | Обобщение по теме: «Экосистемный уровень» | ||||
Глава 6. Биосферный уровень (4 часа) | |||||
(1) | Биосфера. Среды жизни. | Термины: биосфера, почва, среда обитания. Базисный уровень: знать среды жизни живых организмов; особенности, характеризующие различные среды жизни; приспособления живых организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; границы и свойства биосферы. Продвинутый уровень: демонстрировать на конкретных примерах особенности приспособления живых организмов к жизни в определенной среде | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы. Продуктивный: характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в оп- ределенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде | ||
(2) | Средообразующая деятельность организмов. | Базисный уровень: знать особенности воздействия живых организмов на среду обитания (механического воздействия, физико-химического и др.); приводить примеры. | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть среды жизни живых организмов. Продуктивный: характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания | ||
(3) | Круговорот веществ в биосфере. | Понимать и объяснять такие понятия, как биогеохимческий цикл. Термины: биогенные вещества, микротрофы, макротрофы, микроэлементы. Базисный уровень: знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Продвинутый уровень: знать биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы. Продуктивный: характеризовать особенности круговорота веществ в при- роде, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | ||
(4) | Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого» | Базисный уровень: знать общую характеристику круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере. Продвинутый уровень: обосновывать роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы. Продуктивный: характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов | ||
Глава 7. Основы учения об эволюции (7 часов) | |||||
(1) | Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин. | Термины: изменчивость, эволюция, естественный отбор, борьба за существование. Базисный уровень: знать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина, выделять основную заслугу Ч. Дарвина. Продвинутый уровень: знать историю развития эволюционных идей | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть фамилии ученых- эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина. Продуктивный: характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина | ||
(2) | Изменчивость организмов. | Термины: изменчивость наследственная, ненаследственная, генофонд, генотип, фенотип. Базисный уровень: знать основную характеристику различных видов изменчивости (ненаследственной, наследственной), их роли в эволюции. Иметь представление о генофонде популяции. Продвинутый уровень: иметь представление о дрейфе генов | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть виды изменчивости. Продуктивный: характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда | ||
(3) | Борьба за существование и ее формы. | Термины: борьба за существование, естественный отбор, приспособленность. Базисный уровень: знать причину бзс, характеристику борьбы за существование, формы борьбы за существование, Продвинутый уровень: обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть формы борьбы за существование, Продуктивный: характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. | ||
(4) | Формы естественного отбора. | Термины: стабизилирующий отбор движущий отбор, естественный отбор Базисный уровень: роль естественного отбора и его формы, приводить примеры, объяснять результаты естественного отбора. Проводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора. Продвинутый уровень: обосновывать адаптацию как результат действия естественного отбора, | Репродуктивный: давать определения терминам. , называть формы естественного отбора Приводить примеры адаптации как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование | ||
(5) | Видообразование. | Базисный уровень: знать характеристику понятия «микроэволюция», основные формы видообразования, приводить примеры. Знать форму отбора, которому принадлежит решающая роль в процессах видообразования. Продвинутый уровень: приводить примеры различных видов растений и животных, возникших в результате хромосомных перестроек | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть основные формы видообразования. Продуктивный: характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции | ||
(6) | Макроэволюция. | Термины:, микроэволюция. Базисный уровень: знать основные таксономические группы, что такое макроэволюция, доказательства макроэволюции. Знать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Иметь представление о значении исследования филогенетических рядов. Продвинутый уровень: иметь представление о главных направлениях (линиях) эволюции, сформулированных А. Н. Северцовым | Репродуктивный: давать определения терминам. (макроэволюция, микроэволюция, филогенетические ряды) Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Продуктивный: характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции. Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции. Проводить сравнение макро- и микроэволюции (выделять различия). Объяснять значение исследования филогенетических рядов | ||
(7) | Основные закономерности эволюции. | Термины: макроэволюция, филогенетические ряды, микроэволюция Базисный уровень: знать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция); главные линии эволюции. Обосновывать разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации). Продвинутый уровень: иметь представление о синтетической теории эволюции | Репродуктивный: давать определения терминам (параллелизм, конвергенция, дивергенция, гомология, аналоги, ароморфозы, идиоадаптация, дегенерация). . Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции. Продуктивный: Характеризовать типы эволюционных изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации) |
| |
Глава 8. Происхождение и развитие жизни на Земле (7 часов) | |||||
(1) | Гипотезы возникновения жизни. | Термины: креационизм. Базисный уровень: знать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции) | Репродуктивный: называть основные гипотезы возникновения жизни. Продуктивный: характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции) | ||
(2) | Развитие представлений о возникновении жизни. | Термины: пробионты, коацерваты. Базисный уровень: знать гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина - Холдейна); иметь представление о современных гипотезах происхождения жизни. Продвинутый уровень: знать основные этапы развития жизни на Земле | Репродуктивный: называть этапы раз- вития представлений о возникновении жизни. Продуктивный: характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина - Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни | ||
(3) | Основные этапы развития жизни на Земле. | Базисный уровень: иметь представление о делении истории Земли на эры, периоды и эпохи. Знать характеристику состояния органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр. Знать условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных | Репродуктивный: называть эры и периоды, крупные ароморфозы. Продуктивный: характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской, протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных | ||
(4) | Развитие жизни в мезозое. | Базисный уровень: знать характеристику состояния органического мира в мезозое; основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | Репродуктивный: называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации. Продуктивный: характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | ||
(5) | Развитие жизни в кайнозое. | Базисный уровень: знать характеристику состояния органического мира в кайнозое, основные ароморфозы и идиоадаптации. Знать характеристику развития жизни в кайнозое, основные направления эволюции растений и животных. Продвинутый уровень: обосновывать смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | Репродуктивный: называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации. Продуктивный: характеризовать состояние органического мира в кайнозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры) | ||
(6) | Обобщение по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Базисный уровень: знать современные представления о возникновении жизни на Земле; основные этапы развития жизни на Земле; методы и результаты палеонтологических исследований. Обосновывать появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Знать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных. Продвинутый уровень: обосновывать проявления сопряженной эволюции растений и животных на протяжении развития жизни на Земле | Репродуктивный: давать определения терминам. Называть фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле; знать эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации. Продуктивный: характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы развития жизни на Земле, методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных | ||
| Экскурсия: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....