биология 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК В.В.Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_6.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Андроновская основная общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________/________/ «____»____________20___ г. | «Утверждаю» Директор школы _________________ Н.И. Роот Приказ № ________ от «___»_____________20__ г. |
Рабочая программа
по предмету
«Биология»
2014-2015 учебный год
Класс __6___
Основное общее образование
Базовый уровень
Рабочую программу составила:
_Шкляева Елена Сергеевна
учитель биологии, химии
вторая категория
с. Андроново
2014 год
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- Нормы оценивания результатов обучающихся.
- Поурочно-тематическое планирование.
- Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы).
- Приложение (календарно-тематическое планирование).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, авторской программы Пасечник В.В., программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы 2-е издание, стереотипное Москва. Дрофа 2008.
Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 1 час выделен из школьного компонента– 2 часа. (всего 70 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-м классах реализуется базисный уровень.
Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой:
Н.В.Преображенская: Рабочая тетрадь по Биологии . 6кл. –Экзамен. – Москва 2013– 80с.:ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
В авторскую программу внесены изменении в связи с объемностью и сложностью материала:
Раздел 2. Царство бактерии(3ч), один час на Раздел 9. Развитие растительного мира (2ч);
Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (16ч) один час на на Раздел 9. Развитие растительного мира (2ч)
Раздел 6. Жизнь растений (15ч).один час берем из Раздела 7. Классификация растений (7ч).
С отсутствием УОУ исключена Экскурсия Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
- Интернет-ресурсы.
Умения познавательной компетентности учащихся 6 классов.
- Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
- Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
- Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
- Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
- Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
- Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
- Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.
Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.
- Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, биологических словарей, справочников, энциклопедий, компьютерных презентаций, ИНТЕРНЕТ для выполнения учебных заданий.
- Извлекают необходимую информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов.
- Пользуются предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации
- Делают сообщения объемом 2-3 листа.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
демонстраций, экскурсий | Лабораторных работ | |||
1. | Введение | 2 | 1(экс.) | 2 |
2. | Раздел 1. Клеточное строение организмов | 5 | 3 | |
3. | Раздел 2. Царство бактерии | 3 | ||
4. | Раздел 3. Царство Грибы | 4 | 1 | 2 |
5. | Раздел 4. Царство Растения | 8 | 1 | 3 |
6. | Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений | 16 | 6 | 4 |
7. | Раздел 6. Жизнь растений | 15 | 6 (1 экс.) | 3 |
8. | Раздел 7. Классификация растений | 7 | 1 | 1 |
9. | Раздел 8. Природные сообщества | 6 | 1 (1 экс.) | 1 |
10. | Раздел 9. Развитие растительного мира | 4 | 1 | |
Итого | 70 | 18 демонстрации, 3экскурсии | 17лабораторных работ |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
- объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Московской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Московской области;
- изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
- сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- давать характеристику растениям различных систематических групп;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты;
- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА
БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Р А З Д Е Л 1. Клеточное строение организмов ( 5 часов)
Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп).
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Р А З Д Е Л 2. Царство Бактерии (3 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Р А З Д Е Л 3. Царство Грибы (4 часа)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съёдобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
Р А З Д Е Л 4. Царство Растения (8 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов).
Лабораторные работы
Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха ( на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Р А З Д Е Л 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 16 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро – микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов..
Лабораторные работы
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стеблевые и мочковатые корневые системы.
Изучение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Р А З Д Е Л 6. Жизнь растений ( 15 часов)
Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия Зимние явления в жизни растений.
Р А З Д Е Л 7. Классификация растений (7 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение. ( Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсия
Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Р А З Д Е Л 8. Природные сообщества (6 часов)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Экскурсия
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Р А З Д Е Л 9. Развитие растительного мира ( 4 часа)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Список литературы:
1. Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 – 272с.;
2.Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
3.Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 80с.: ил.;
Календарно-тематический план
Введение- 2 часа
Цель: создать условия для понимания обучающимися значения биологии как науки для изучение основных царств живых организмов, для приобретения навыков наблюдения за сезонными изменениями в растительном мире.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | |
1 | 1 | Биология- наука о живой природе. | Биология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Фенологические наблюдения за растениями осенью. Методы изучения растений. *экология, фенология. | Называть основные царства живых организмов, перечислять методы изучения растений. Давать определение термину «биология»Наблюдать за сезонными изменениями растений. *Давать определение терминам «экология», «фенология» | Проработать с.9-12, начать фенологические наблюдения за осенними измене- ниями деревьев. задание с.12 |
2 | 2 | Экскурсия. Ознакомление с жизненными формами цветковых растений своей местности и осенними явлениями в их жизни. | Наблюдение за сезонными изменениями растений в окрестностях школы. | Наблюдать за сезонными изменениями растений. | Отчет об экскурсии
|
Тема 1. Клеточное строение организмов- 5 часов
Цель: создать условия для понимания обучающимися особенностей строения растительной клетки и клеточных структур, особенности процессов жизнедеятельности растительных клеток; особенности строения и функционирования тканей растения как единого живого организма.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | |||
3 | Устройство увеличительных приборов. Л.Р. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним. | Устройство лупы, светового микроскопа. Правила работы с микроскопом. | Знать строение лупы, светового микроскопа. Уметь работать с микроскопом. | § 1, с. 14-17 |
| ||
4 | Строение растительной клетки. Л.Р. Приготовление и рассматривание под микроскопом препарата кожицы чешуи лука. | Клетка кожицы лука и мякоти листа. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. | Называть клеточное структуры и их значения. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Сравнивать по заданным критериям строение кожицы лука и мякоти листа. | § 2, с. 17-18, нарисовать рис. 6 |
| ||
5 | Строение растительной клетки. Л.Р. «Рассматривание под микроскопом пластид в листе элодеи» | Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл. | Называть клеточное структуры и их значения. Распознавать и описывать клеточное строение мякоти листа. Сравнивать по заданным критериям строение мякоти листа. | § 2 | |||
6 | Жизнедеятельность клетки. | Хромосомы. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление, рост. Значение движения цитоплазмы. Изменения ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клеток. | Называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом. Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки. Отличать старую клетку от молодой клетки. | § 3, с. 21-23. ответить на вопр. с. 23 | |||
7 | Ткани. | Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. | Давать определение термину «ткань». Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей растения. | § 4, с. 23-25, повт. §§1-2. |
Тема 2. Царство Бактерии- 3 часа
Цель: создать условия для понимания обучающимися особенностей строения бактериальной клетки, отличительных особенностей строения бактерий, их значение в природе и жизни человека.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | |
8 | 1 | Строение и жизнедеятельность бактерий. | Бактерии, паразиты, сапрофиты, спора. Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание. | Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности бактерий. Объяснять, что бактерии живые организмы. | § 5, нарисовать рис. 14, ответить на вопросы на с.30 |
9 | 2 | Размножение бактерий | Размножение, образование спор. | Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. | § 5 |
10 | 3 | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Симбиоз. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения, гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные. | Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | § 6, ответить на вопросы с.34-35 |
Тема 3. Царство Грибы- 4 часа.
Цель:создать условия для понимания обучающимися особенностей строения и жизнедеятельности представителей Царства Грибы, их значения в природе и жизни человека; для формирования бережного отношения к природе.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | |
11 | 1 | Общая характеристика грибов. | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Давать определение терминам «сапрофиты», «паразиты». Выделять признаки царства грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Сравнивать грибы с растениями. | § 7, ответить на вопросы на с.37 |
12 | 2 | Шляпочные грибы. | Мицелий, микориза. Особенности строения шляпочных грибов. Обмен веществ, размножение. Правила сбора, хранения и переработки шляпочных грибов. | Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты». Приводить примеры шляпочных грибов. Различать ядовитые и съедобные грибы. | § 8, ответить на вопросы с. 42 |
13 | 3 | Плесневые грибы и дрожжи. | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи. Открытие антибиотиков и их использование. | Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла. Объяснять роль плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека. | § 9, рис. 26, ответить на вопросы с. 44 |
14 | 4 | Грибы-паразиты. | Головня, спорынья, грибы трутовики. Заражение с/х растений. | Распознавать по немому рисунку представите- лей грибов паразитов. Объяснять пути заражения грибами паразитами. Выявлять влияние грибов паразитов на растения. | § 10, повт. §§ 1-9 |
Тема 4. Царство растения -8 часов.
Цель:создать условия для понимания обучающимися особенностей строения и жизнедеятельности низших и высших растений, их роли в природе и жизни человека; для формирования навыков определения и сравнения различных групп растений; для понимания особенностей приспособления растений к среде обитания и процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | ||||||
Дата | ||||||||||
15 | 1 | Разнообразие, распространение и строение растений. | Таллом, низшие растения, высшие растения. Общая характеристика Царства Растения. Разнообразие растений, их распространение. Значение растений в природе и жизни человека. | Давать определение термину «ботаника». Перечислять основные группы растений. Выделять особенности строения высших и низших растений. Знать роль растений в природе и жизни человека. | § 11, ответить на вопросы с.53 | |||||
16 | 2. | Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Л.р. Строение зелёных водорослей. | Слоевище. Основные признаки зеленых водорослей. Низшие растения. Места обитания, распространение. Многообразие зеленых водорослей. | Распознавать и описывать зеленые водоросли. Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям. Сравнивать строение одноклеточных водорослей и растительной клетки. | § 12, с. 54-58, рис. 55 | |||||
17 | 3 | Бурые и красные водоросли. | Ризоиды. Особенности строения бурых и красных водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. | Распознавать водоросли различных отделов. Знать водоросли своей местности. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. | § 12, с. 58-62 | |||||
18 | 4 | Лишайники. | Лишайники: кустистые, листоватые, накипные. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание, размножение лишайников. Значение лишайников. | Распознавать и описывать лишайники. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. | § 13, ответить на вопросы с. 65 | |||||
19 | 5 | Мхи. Л.р. Изучение строения мхов кукушкина льна и сфагнума. | Печеночные и листостебельные мхи. Особенности строения и среда обитания листостебельных мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. | Распознавать и описывать внешнее строение мхов. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека. | § 14ответить на вопросы с.69 | |||||
20 | 6 | Папоротники, хвощи и плауны.. | Вайи, корневище, спорангии. Основные признаки папоротников, хвощей, плаунов. Значение в природе и жизни человека. | Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать внешнее строение папоротников, хвощей и плаунов. Выделять общие черты строения высших споровых растений. Объяснять роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.
| § 15 с. 70-74 | |||||
21 | 7 | Отдел Голосеменные. | Голосеменные, семя, хвойные, женская шишка, мужская шишка. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Разнообразие Голосеменных. Значение голосеменных растений. | Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные. Знать голосеменные растения, произрастающие на территории Алтайского края. | § 16, с.74-80 | |||||
22 | 8 | Отдел Покрытосеменные. | Покрытосеменные, или цветковые, растения. Плод. Однолетние, двулетние, многолетние растения. Многообразие покрытосеменных. | Давать определение термину «покрытосеменные растения». | § 17, повт. §§ 11-16 | |||||
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений- 16 часов.
Цель:создать условия для понимания обучающимися особенностей внешнего и внутреннего строения и функционирования вегетативных органов растения, взаимодействия тканей и органов; для формирования понимания взаимосвязи особенностей строения органов растения с условиями обитания.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | |
23 | Строение семян двудольных растений. Л.р. Строение семян двудольных растений | Двудольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян двудольных растений. | Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка. | § 18, рис. 57, 58 | |
24 | Строение семян однодольных растений Л.р. Строение семян однодольных растений | Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных растений. | Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений. Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка. | § 18 | |
25 | Виды корней. Типы корневых систем. | Главный, придаточные, боковые корни. Стержневая и мочковатая корневые системы. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. | Давать определений терминам «главный корень», «придаточные корни», «боковые корни», «стержневая и мочковатая корневые системы». Распознавать и описывать типы корневых систем и виды корней. Знать функции корня.
| § 19, с. 89-92 | |
26 | Клеточное строение корня. Зоны корня. | Корневой чехлик, корневой волосок, зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Ткани, образующие корень. Особенности клеточного строения корня. | Распознавать и описывать зоны корня. Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и их функциями. | § 20, рис. 63 | |
27 | Видоизменения корней. | Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни. | Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией. | § 21 повт. § 19 | |
28 | Побег и почки. | Побег, узлы, междоузлия. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные; вегетативные и генеративные. | Распознавать и описывать на живых объектах строение побега, почки. Объяснять, что почка- видоизменённый побег. | § 22, с. 100-104 | |
29 | Внешнее строение листа. | Функции листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев: дуговое, параллельное, сетчатое. | Знать функции листа. Распознавать и описывать на живых объектах простые и сложные листья, жилкование листьев. | § 23, с. 105-108 | |
30 | Клеточное строение листа. | Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды; механическая ткань (волокна). | Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа. Называть функции кожицы листа, мякоти листа, жилок. | § 24, рис. 110, ответить на вопросы с.111 | |
31 | Видоизменения листьев. | Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. Видоизме- нения листьев: колючки усики. | Приводить примеры видоизм-ий листьев в связи с выполняемой ф-цией. Объяснять связь строения листа с условиями обитания растений. | § 25, ответить на вопросы с. 115-114 | |
32 | Строение стебля. | Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины);проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. | Приводить примеры тканей, расположенных в стебле. Называть функции слоёв стебля. Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля. Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину. Определять возраст дерева по годичным кольцам. | § 26, рис. 90, задание с. 120 | |
33 | Видоизменения побегов. | Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. | Приводить примеры видоизменений побегов в связи с выполняемой функцией. Приводить примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. | § 27, ответить на вопр.с.124 | |
34 | Строение цветка. | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной),чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Обозначения различных частей цветка. | Распознавать и описывать по рисунку: строение цветка. Сравнивать строение цветка вишни и тюльпана. | § 28, рис.97, ответить на вопросы с. 128 | |
35 | Соцветия. | Соцветия: простые и сложные. Биологическое значение соцветий. Виды соцветий:кисть, метёлка, колос, початок, зонтик, корзинка, головка и др. | Распознавать и описывать по рисунку типы соцветий. Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия. | § 29, рис. 103 | |
36 | Плоды | Функции плода. Типы плодов: сухие и сочные, многосемянные и односемянные.Виды плодов:ягода, костянка, яблоко, орех, боб, стручок, коробочка. | Называть функции плодов. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. | § 30, ответить на вопросы с. 136 | |
37 | Распространение плодов и семян. | Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных, саморазбрасывание.Приспособление плодов к распространению. | Называть способы распространения плодов. Выделять приспособления к распространению плодов и семян. | § 31, повт. §§ 18-30 | |
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | Контрольное тестирование по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений |
|
Тема 6. Жизнь растений- 15 часов.
Цель:создать условия для понимания обучающимися особенностей происходящих в растительном организме процессов и значения этих жизненноважных процессов для растений; для получения навыков постановки опытов, наблюдения результатов и формулировки выводов; для осознания целостного восприятия растительного организма; для понимания космической роли растений.
№ п/п
| Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | ||
39 | Химический состав растений. Минеральное питание растений. | Химический состав растений:органические и неорганические в-ва. Минеральное питание растений. Плодородие почвы. Органические и неорганические удобрения. | Выделять особенности минерального питания растений. | §§ 32, 33 | ||
40 | Фотосинтез. | Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты. Локализация процессов фотосинтеза. | Знать определение термина «фотосинтез». Описывать механизм фотосинтеза. | § 34, с. 148-153 | ||
41 | Дыхание растений. | Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. | Выделять приспособления растений для дыхания. Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений. | § 35, | ||
42 | Испарение воды. | Значение испарения для жизни растения. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад, его роль в жизни растений. | Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями. | §36 | ||
43 | Передвижение питательных веществ по стеблю. | Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ, органических веществ. Причины движения воды по сосудам. Запасание питательных в-в. | Объяснять значение передвижения питательных веществ по стеблю. Описывать опыты, демонстрирующие передвижение питательных веществ по стеблю. | § 37, ответить на вопросы с. 165 | ||
44 | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений». | Подготовить отчёт | ||||
45 | Способы размножения растений. | Размножение. Бесполое размножение:спорообразование, вегетативное. Половое размножение. | Давать опред-е терминам «Бесполое размноже ние», «половое размножение», «гамета». Сравнивать половое размножение и бесполое. | § 40, с. 175-176 | ||
46 | Размножение споровых растений. | Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников. Условие оплодотворения у высших споровых растений. Размножение и развитие мхов и папоротников. | Распознавать и описывать размножения и развития водорослей, мхов, папоротников. Объяснять условия размножения. | § 41, ответить на вопросы с.180-181 | ||
47 | Размножение голосеменных растений. | Строение пыльцы. Органы размножения голосеменных растений. Размножение и развитие голосеменных растений: формирование пыльцы и яйцеклетки; образование семян, развитие молодого растения. Условия и приспособления для размножения. | Давать определение терминам «половое размножение», «опыление», «оплодотворение». Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений. | § 42, с. 182-184 | ||
48 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | Способы вегетативного размножения:черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизменёнными побегами, прививкой, культурой тканей. | Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно. Объяснять биологическое значение вегетативного размножения. | § 43, с. 184-190 | ||
49 | Пр.раб.Черенкование ком- натных растений, высадка черенков. |
|
| повт. § 18 | ||
50 | Оплодотворение у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. | Двойное оплодотворение цветковых растений. Формирование пыльцевых зёрен и зародышевого мешка. | Давать определение термину «двойное оплодотворение». Распознавать и описывать по рисунку этапы размножения и развития покрытосеменных растений. | § 44, с. 191-194 | ||
51 | Способы опыления у покрытосеменных расте- ний. | Способы опыления:самоопыление и перекрестное опыление.Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми. | Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений. Выделять признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. | § 44 (до конца) | ||
52 | Прорастание семян. | Условия прорастания семян: температура, влажность. Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростков. | Описывать условия прорастания семян. Объяснять целесообразность использования правил посева семян. Определять всхожесть семян. | § 38, повт. §§ 32-44 | ||
53 | Обобщающий урок по теме: «Жизнь растений» |
Тема 7. Классификация растений- 7 часов.
Цель:создать условия для понимания обучающимися особенностей строения покрытосеменных растений; признаков однодольных и двудольных растений; для формирования навыков сравнения однодольных и двудольных растений, определения растений к различным семействам и группам (масличные, кормовые культуры, лекарственные растения и т.д.); для формирования навыков определения жизненных форм растений; для понимания необходимости сохранения многообразия покрытосеменных растений на нашей планете.
№ п/п
| Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | |
54 | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. | Признаки растений класса двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений. | Знать признаки раст-ий классов двудольные и однодольные. Уметь определять и описывать растения классов двудольные и однодольные. | § 46, с. 205-208, сообщение о крестоцветных, повт. §§ 4-6 | |
55 | Семейство Крестоцветные. | Признаки растений сем-ва Крестоцветные. Многообразие растений семейства Крестоцветные, их роль в природе и жизни человека. | Определять и описывать растения сем-ва Крестоцветные. Знать растения семейства Крестоцветные своей местности. Значение крестоцветных в природе и жизни человека. | § 47, сообщение о розоцветных, повт. §§ 7-10 | |
56 | Семейство Розоцветные. | Признаки растений сем-ва Розоцветные. Многообразие растений семейства Розоцветные, их роль в природе и жизни человека. | Определять и описывать растения сем-ва Розоцветные. Знать растения семейства Розоцветные местности. Значение розоцветных в природе и жизни человека. | § 48, сообщение о паслёновых, повт. §§ 11-17 | |
57 | Семейство Паслёновые. | Признаки растений сем-ва Паслёновые. Многообразие растений семейства Паслёновые, их роль в природе и жизни человека. | Определять и описывать растения сем-ва Паслёновые. Знать растения семейства Паслёновые своей местности. Значение паслёновых в природе и жизни человека. | § 49, сообщение о мотыльковых, повт. §§18-21 | |
58 | Семейство Мотыльковые | Признаки растений сем-ва Мотыльковые. Многообразие растений семейства Мотыльковые, их роль в природе и жизни человека. | Определять и описывать растения сем-ва Мотыльковые. Знать растения семейства Мотыльковые своей местности. Значение мотыльковых в природе и жизни человека. | § 50, сообщен. о сложноцветных, повт. §§22-27 | |
59 | Семейство Лилейные | Признаки растений сем-ва Лилейные. Многообразие растений семейства Лилейные, их роль в природе и жизни человека. | Определять и описывать растения сем-ва Лилейные. Знать растения семейства Лилейные своей местности. Значение лилейных в природе и жизни человека. | § 52, сообщение о злаках, повт. §§ 32-38 | |
60 | Семейство Злаки. | Признаки растений сем-ва Злаки. Многообразие растений семейства Злаки, их роль в природе и жизни человека. | Определять и описывать растения сем-ва злаки. Знать растения семейства Злаки своей местности. Значение злаков в природе и жизни человека. | § 53, повт. §§ 45-52 |
Тема 8. Природные сообщества- 6 часов
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с растительными сообществами; с особенностями взаимосвязи растений в различных сообществах; с причинами смены сообществ и последовательностью этапов сукцессии.
№ п/п
| Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | ||
61 | Основные экологические факторы. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Влияние факторов на растения. | Знать экологические факторы, их влияние на растения | § 54, повт. §§ 45-51 | ||
62 | Характеристика основных экологических групп растений. | Светолюбивые и тенелюбивые растения. Растения водных, избыточно увлажнённых и сухих мест обитания. | Описывать приспособленность растений к различным местам обитания. | §55 | ||
63 | Растительные сообщества. | Фитоценозы. Растительность. Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. | Приводить примеры растительных сообществ. | § 56,, повт. §§ 52-53 | ||
64 | Взаимосвязи в растительном сообществе | Взаимосвязи растений в сообществе. Причины смены растительных сообществ. | Описывать видовой состав растений лесного сообщества. | §57 | ||
65 | Экскурсия. «Природное сообщество и человек» |
|
| отчет об экскурсии | ||
66 | Влияние хозяйственной деятельности человека не растительный мир. |
|
|
|
Тема- 9. Развитие растительного мира- 2 час.
Цель: создать условия для понимания обучающимися процессов эволюционного преобразования растительного мира на планете.
№ п/п
| Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Задание на дом | |
67 | Многообразие растений и их происхождение. | Усложнение растений в процессе исторического развития. | Доказывать, что многообразие растительного мира - это результат длительного исторического развития, а усложнённое строение растений связано с изменяющимися условиями обитания. | § 58 | |
68 | Основные этапы развития растительного мира. | Основные этапы развития растительного мира; доказательства исторического развития растений. | Доказывать, что многообразие растительного мира- это результат длительного исторического развития, а усложнённое строение растений связано с изменяющимися условиями обитания. | § 58, подготовиться к итоговой контрольной работе | |
69 | Контрольное тестирование по курсу «Бактерии. Грибы. Растения». | Контрольное тестирование по курсу «Бактерии. Грибы. Растения». |
| ||
70 | Летние задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"
Использование данной презентации позволяет учащимся успешно повторить и закрепить изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии, активизировать умс...
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )
Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...
Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс
В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....