Практическое занятие по теме "Берегите зрение"
план-конспект занятия по биологии на тему

Любовь Васильевна Останко

Рассматриваются: причины нарушения зрения у детей, способы и методы сохранения зрения, комплексы упражнений для глаз. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_po_teme_beregite_zrenie.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №552 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Отделение дополнительного образования детей

Программа «Путь к здоровью»

Практическое занятие с использованием ЭОР

 «Берегите зрение»

Здоровьесберегающие технологии в
работе педагога дополнительного образования

Педагог: Останко Любовь Васильевна,

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2014

Практическое занятие с использованием ЭОР

По теме «Берегите зрение»

  1. Организационный момент. Приветствие. Деление учащихся на 2 группы.

Группа №1

Группа №2  

Сообщение цели и задач практического занятия.

Цель: предупреждение нарушений зрения у школьников.

Задачи:

  1. Обозначить пути решения проблемы сохранения зрения.
  2. Изучить приемы сохранения зрения.
  3. Разработать комплекс упражнений, способствующих сохранению зрения.
  1. Вступление.

90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Слепой и поводырь»:

Роль поводыря (ведущего): Сопровождение и помощь. Подвести к столу, помочь взять пакет, мешочек или коробку, прочитать задание.

Роль ведомого (подопечного, партнера): достать предмет (игрушку) из пакета, коробки или мешочка, «узнать ее», выполнить задание.

Задания для игры «Слепой и поводырь»

Группа №1

Игрушка - Шнуровка «Корзинка с грибами»

Задание «Узнай, выполни шнуровку»

Группа №2

Пластмассовая игрушка – пазл.

Задание «Узнай, опиши словами, разбери, собери»

Вопросы педагога к участникам игры:

Легко ли Вам было в этой роли? Поделитесь своими ощущениями.

Что вы чувствовали?

Трудно ли было выполнять задание? 

Вы доверяли своему проводнику, его заботе, какие чувства Вы испытывали?

Вопрос к поводырям. Ваши впечатления. Какие чувства Вы испытывали? Вы переживали за своего подопечного?

  1. Актуальность проблемы

Нагрузка на глаза у современного человека огромная, а отдыхают они только во время сна. Незрелость зрительной системы у детей и значительные нагрузки (чтение, письмо, компьютер, телевизор и тд.) способствуют развитию близорукости.

По результатам медицинских осмотров число детей, имеющих проблемы со зрением остается высоким.

Причины нарушений зрения: Слайд №6                     

  • Недостаточное освещение помещения и рабочего места;
  • Переутомление, психическое напряжение, стресс;
  • Нездоровый образ жизни (гиподинамия, длительные работа за компьютером и просмотры телепередач);
  • Неправильное питание;
  • Вредные привычки;
  • Частые болезни;
  • Нарушения осанки и др.

Постановка проблемы: Как сделать так, чтобы не навредить своему здоровью и сохранить и улучшить зрение?

  1. Практическая часть:

Задание

Обозначить пути решения проблемы сохранения зрения. Работа групп. Группы зачитывают свои варианты. Время 3-5 минут. Правильно, молодцы!!!

Мы нашли  пути решения данной проблемы. Основными из них являются:

Выполнение правила здорового образа жизни

  • Гигиена зрения (дозированная зрительная нагрузка, смена деятельности);
  • Полноценное сбалансированное питание + витамины;
  • Тренировка зрения (гимнастика для глаз);
  • Своевременное обращение к специалистам.

Демонстрация слайдов по данному вопросу:

Пожалуйста, запомните – главный закон зрения – ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ!

Демонстрация слайдов с упражнениями.

Упражнения для расширения зрительной активности:

  1. Гимнастика для глаз на офтальмо – тренажере по В.Ф.Базарному.
  2. Авторские разработки Использование разного рода фигур и линий, по которым надо «бегать» глазами.

«Цветок здоровья».

Циферблат «Здравствуй, солнце!

Задание

Из предложенных карточек выберите только 2.

Пчелка. Геометрические фигуры. Цифры. Цветок

Составьте упражнение для глаз с этим предметом. Крупно изобразите на листе движения глаз в виде мнемо – таблицы. Время выполнения 3-5 минут.

Раздать чистые листы с номером и названием упражнения. Показать пример мнемо - таблицы.

Группы демонстрируют свои упражнения. Готовые мнемо – таблицы вывешиваются на доску.

Демонстрация слайдов с упражнениями.

  1. Тренировка глаз. Раздать листы с упражнениями и показать, как они выполняются. «Меткий стрелок», «Муравей» «Жмурки»;
  2. Упражнения для отдыха глаз (снятие усталости):

«Буратино» - (Письмо носом). «Бабочка», «Пальминг»

Стихи к упражнениям

Бабочка

На больной цветной ковер

Села эскадрилия.

То закроет, то раскроет

Расписные крылья.

«Меткий стрелок»

Тренируем мы глаза

Промахнуться нам нельзя.

Глазками стреляем,

Мышцы укрепляем!

«Муравей»

Заблудился Муравей,

Помоги ему скорей.

Мы отыщем путь с тобой,

Приведем его домой!

«Жмурки»

В жмурки с вами поиграем,

Крепко глазки закрываем.

Раз,два, три, четыре, пять –

Будем глазки открывать.

«Буратино»

Будем носом мы писать,

Будут глазки отдыхать!

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

  1. В своей комнате дома можно развесить карточки с цифрами, буквами, слогами, картинкам, рисунками, которые надо «находить» глазами и менять их.

Задание «ОДА» для глаз

Написать «комплименты» для глаз. Группы зачитывают свои комплименты. Время выполнения 3 минуты

Релаксация

Пожалуйста, сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, представьте что – нибудь приятное: ласковое солнышко, легкий теплый ветерок, лесную полянку, морской бриз, отдохните.  Мысленно поблагодарите свои глаза, скажите им комплименты. Под классическую музыку группы отдыхают 1-2 минуты.

Откройте глаза. Вы хорошо отдохнули, отдохнули ваши глаза. Вы спокойны, у вас есть силы, желания для вашей дальнейшей работы в течение дня.

Итоги занятия:

  1.  Мы нашли пути решения проблемы сохранения зрения.
  2. Узнали способы сохранения зрения.
  3. Познакомились с гимнастикой для глаз.

Вы молодцы!

Рисунки с упражнениями вы можете оставить себе, можете дома придумать новые упражнения, и конечно выполнять их.

Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Какие упражнения Вам запомнились?

Вам понравилось самим придумывать новые упражнения для глаз?

Спасибо за занятие, крепкого Вам здоровья!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения

В наше время все больше педагогов дополнительного образования осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процес...

Практическое занятие по теме Берегите зрение

Рассматриваются: причины нарушения зрения у детей, способы и методы сохранения зрения, комплексы упражнений для глаз....

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы и задания на устранение основных типов  синтаксических ошибок:неоправданная инверсиянеоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)смещенн...

Статья "Методические рекомендации по организации обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением зрения на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники""

Статья из сборника НСГК под общей редакцией Н.П. Коробовой "Актуальные вопросы обшего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченеными возможностями здоровья", Нижневартовск....

Общее влияние занятия спортом на зрение

Физиологическая активность стала неотъемлемой часть современного мира. В наше время физическая культура и занятия спортом помогают в профилактике и предотвращении развития ряда заболеваний, в том числ...

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведению практических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»

Методическая разработка «Методические рекомендации по проведениюпрактических занятий и выполнению практических работ на занятиях в творческом объединении «Конструкторы»...