Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность
опыты и эксперименты по биологии на тему
В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах и как самостоятельный курс в нашей школе он не ведется, поэтому стараюсь максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением компонента образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologizatsiya_predmeta_biologii_cherez_issledovatelskuyu_d.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(из опыта работы)
Учитель биологии высшей категории
Горовая Светлана Николаевна
г. Бийск Алтайского края
В школе работаю 27 лет, в том числе в средней школе №1 – 3 года. Мой опыт работы по решению экологических проблем через исследовательскую деятельность формировался в течение 7 лет в условиях средней общеобразовательной школы.
В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах и как самостоятельный курс в нашей школе он не ведется, поэтому стараюсь максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением компонента образовательного учреждения. Поэтому появление опыта обусловлено необходимостью разрешения следующих противоречий:
- Между растущим потоком информации связанной с экологической ситуацией в мире с ограниченными рамками учебного процесса.
- Между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями.
- Между стремлением учащихся к получению знаний посредством решения проблем через исследовательскую деятельность путем научного анализа.
- Между растущим интересом учеников к экологическим проблемам и поиску «рецептов» выхода из создавшегося положения.
Из данных противоречий вытекает цель, над которой я работаю: формирование экологических знаний и умений у учащихся через исследовательскую деятельность.
То есть, формирование экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности с включением регионального компонента, где предусмотрены программные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности и влияние ее на здоровье человека. Хочется надеяться, что поиск в решении экологических проблем, будет более успешным у тех, кто сегодня сидит за школьными партами.
При реализации отдельных экологических проблем в создании единой, целостной системы я пытаюсь, выстраивать систему экологического образования, начиная с начальной школы, используя связь детей:
начальная школа среднее звено
старшее звено среднее звено
старшее звено начальная школа
Такое межвозрастное общение детей является тем мостиком, который реализует поставленные цели и задачи и самое главное, помогает привить детям бережное отношение к окружающей среде и задуматься над будущем нашей планеты, т.е. от частного к общему.
В системе экологического образования отражены следующие принципы:
- Междисциплинарность
- Интегративность
- Непрерывность
- Краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем
- Единство интеллектуального восприятия окружающей среды
- Побуждение к активному творческому поиску своих индивидуальных решений
Моей задачей является создание системы экологического образования и воспитания в школе. Первым звеном является начальная школа, а среднее звено и старшее звено помогут им познакомиться с экологическими традициями школы, например, в операциях:
- желтый лист
- клумба
- береги воду
- тепло в школе
- экономь электроэнергию
- береги лес (отношение к учебникам и тетрадям)
- кормушка (вывешивают кормушки и кормят птиц)
задействованы все учащиеся школы. Среднее и старшее звенья принимают участие в акциях по профилактике СПИДа, наркомании, табакокурения и алкоголизма. Ведется исследовательская работа где изучается экологическая обстановка микрорайона школы, самой школы и составляется экологический паспорт микрорайона.
Практический выход:
- выставки рисунков и плакатов в рекреациях школы и участие на городских и краевых
- проведение конкурсов рефератов, сочинений, стихотворений
- выступления, связанные с экологической проблемой на научно практических конференциях как на уровне школы, так и города
(II место «Сердечно- сосудистая деятельность учащихся школы №7»
Экология и медицина)
- проводим интегрированные уроки
Помощь в создании системы экологического образования оказывает детский эколого- биологический центр (консультации), наркологический диспансер (беседы с учащимися) и МУ МЦ «Родина»
Все это реализуется в системе моей авторской программы «Экологический практикум школьника в условиях городской школы»
Перед собой я ставлю следующие задачи:
- формировать экологические знания в учебном процессе школы через изучение экологических проблем региона;
- способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы;
- осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Программа
«Экологический практикум школьников в условиях городской школы»
Цель: воспитание экологической культуры школьников
Задачи: - сформировать определенный объем знаний по экологии
- способствовать приобретению навыков научного анализа явлений
природы
- осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию
значимости своей практической помощи природе.
№ | Методы работы | Направление | Нач. школа. | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 10 кл | 11 кл |
1 | Уроки с включением экологических проблем | |||||||||
2 | Интегрированные уроки | |||||||||
3 | Натуралистические кружки и экологические объединения | «Цветовод» | + | + | + | + | + | + | + | + |
«Аквариум» | - | + | + | + | + | + | - | - | ||
«Алтай» (краеведческое объединение) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
«Тропами Алтая» (эколого-географическое объединение) | ||||||||||
«Дендрарий» | - | - | - | - | + | + | + | - | ||
4 | Экскурсии | По Горному Алтаю и Алтайскому краю | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | Акции | «Цветник» | + | + | + | + | + | + | + | + |
«Дендрарий» (планирование, устройство и уход за школьным дендрарием) | - | - | - | - | + | + | + | - | ||
Всероссийская | «Мы против курения» | - | + | + | + | + | + | + | + | |
«Профилактика наркотической зависимости и СПИДа» | - | + | + | + | + | + | + | + | ||
6 | «Операции» | «Желтый лист» | + | + | + | + | + | + | + | + |
«Кормушка» (изготовление кормушек и размещение их в микрорайоне школы) | + | - | - | - | - | - | - | - | ||
«Клумба» - сбор семян - выращивание рассады - высадка рассады - уход за клумбами | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Ресурсосберегающие операции | «Тепло в школе» | + | + | + | + | + | + | + | + | |
«Береги воду» | ||||||||||
«Экономь электроэнергию» | ||||||||||
«Береги лес» | ||||||||||
Утепление окон и входных дверей | ||||||||||
Закрытые краны | ||||||||||
Выключение света при достаточной освещенности | ||||||||||
Бережное отношение к учебникам и тетрадям | ||||||||||
7 | Экологический месячник | + | + | + | + | + | + | + | + | |
8 | Предметные декады с использованием экологических знаний | - | + | + | + | + | + | + | + | |
9 | Посещение музеев школьного и г.Бийска | + | + | + | + | + | + | + | + | |
10 | Использование видео – и аудиоматериалов | |||||||||
11 | Участие в мероприятиях на уровне города и края | Олимпиада (занимали призовые места) | - | - | - | - | - | + | + | + |
Туристические слеты (старшая команда – I место, младшая команда – II место) | - | + | + | + | + | + | + | + | ||
Соревнования МЧС (II место) | - | - | - | + | + | + | + | + | ||
«Шаг в будущее» | - | - | - | - | - | - | + | + | ||
Краевая краеведческая конференция «Алтай» (дипломы I, II, III степени) | - | - | - | - | + | + | + | + | ||
12 | Исследовательская работа | Экологический проект «Чистый воздух» | - | - | - | - | - | - | + | + |
Экологическая обстановка в микрорайоне и школьном здании | - | + | + | + | + | + | + | + | ||
Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке учащихся школы №7 | - | - | - | - | - | - | + | - | ||
13 | Пропаганда экологических знаний | Конкурсы рисунков и плакатов. Выставка рисунков и плакатов в рекреациях школы. Конкурсы сочинений и стихотворений. Фоторепортажи о мероприятиях, акциях и операциях | + | + | + | + | + | + | + | + |
Формирование осознанной значимости своей практической помощи природе у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся становятся более инициативны, воспитывается добросовестное отношение к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, школы и проблем родного края.
Сотрудничество учителя и учеников на поприще исследовательской работы начинается уже на стадии определения целей и предмета исследований. В ходе работы ребята должны будут сделать верные выводы из их наблюдений, для этого они должны хорошо знать не только экологические понятия и законы, но и должны так же хорошо применить на практике полученные ими из смежных дисциплин. Такая методика и ход исследовательского процесса требуют от ученика интеграции полученных в школе знаний, как бы иное их освоение через практику.
Важной составляющей исследований на завершающем этапе является внедрение его результатов в практику, чему я как руководитель уделяю большое внимание.
Такие действенные результаты укрепляют у детей веру в значимость собственного «я», способствуют развитию ответственной гражданской позиции, неравнодушному отношению к происходящим вокруг них событиям. Особо рассматриваю свою позицию в научно-практической деятельности учеников. Она видится мне в нескольких аспектах:
- Направляющая. В начале я определяю общий объем работы и разбиваю его на отдельные участки по уровням сложности.
- Воспитательная. Состав разновозрастной группы дает возможность учиться детям друг у друга.
- Систематизирующая. Во время практической работы учитель выступает не в роли руководителя, сколько в качестве старшего товарища. И возможность самостоятельного поиска стимулирует естественную в детском возрасте любознательность.
- Образовательная. В ходе обобщения полученных данных у ребят возникают вопросы, на которые я отвечаю.
Осуществление учителем всех перечисленных функций возможно при наличии у него сотворческой позиции с учениками. А это значит, что он вместе с ними совершает новые открытия и приобретает новый опыт взаимодействия с природой, людьми, культурой
Результативность.
Благодаря использованию исследовательских технологий по решению экологических проблем, я получила следующие преимущества перед традиционными методами обучения:
- доступ к большему объему учебной информации, полученной или только в процессе интеграции
- на практике осуществить применение полученных теоретических знаний
- проявляют творческий характер деятельности и совершают научные открытия
- реализация задач на стыке дисциплин предметов разных циклов (история, информатика, математика и т.д.)
- свободу исследовательской деятельности для учителя и учеников
- устойчивый интерес школьников к использованию регионального компонента
- возможность вовлечения в процесс активного обучения категории детей, характеризующихся различием способностей и стилем учения.
Данный опыт может быть использован каждым учителем любого общеобразовательного учреждения (школы), особенно, где учебный план не включает изучение экологии, а экологические знания рассредоточены в различных учебных дисциплинах. Эффективен он будет и в классах с углубленным изучением экологии.
Чаще всего на своих уроках я применяю исследовательскую деятельность. Это позволяет увеличить заинтересованность школьников в предмете, побуждает к творческой активности. Я считаю, что для школы оптимальным является фрагментарное использование результатов исследовательской деятельности в зависимости от цели урока. К вашему вниманию я представляю использование поисково – исследовательской деятельности на уроке биологии. Тема: «Ваше здоровье – в ваших руках».
Цель: расширение знаний о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека, довести до сознания детей о вреде курения, распитии спиртных напитков, наркомании.
Класс был разбит на 5 групп, каждая группа – это новая страница нашего журнала, в котором были затронуты одни из главных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека. Важную роль в каждой группе играл ведущий, который готовил материал и направлял ребят на исследовательскую работу и сбор статистических данных. Учащиеся творчески подходили к этому вопросу. Я считаю, что такой подход к получению знаний и расширению своего кругозора очень удачен. Они сами могут проанализировать, оценить ненавязчивый, но содержательный материал, прочувствовать, через руки, глаза самостоятельное творчество и тогда может быть сформировано убеждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность
Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...
Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.
В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....
Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность
В работе описано как на протяжениинескольких лет я создавала с ребятами проекты...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...
«Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии»
Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Одна из ведущих идеей - развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главно...