Открытый урок по биологии 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Тема урока «Иммунология на службе здоровья» изучается в разделе «Внутренняя среда организма» и предусмотрена в тематическом планировании в количестве одного часа. На предыдущих уроках учащиеся изучили тему: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
В классе 15 учащихся. Отсутствовал ____ ученик. В классе есть сильные и средние по обученности учащиеся. Но все проявляют интерес к предмету биология, поэтому на уроках проявляют познавательную активность.
Тип урока - урок «открытия» новых знаний.
Учитывая уровень класса и содержание новой темы я поставила следующие цели:
· сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;
· сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;
· составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки;
· рассмотреть схему классификации иммунитета;
· представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;
· составить схему переливания крови;
· составить рекомендации, как итог к этому уроку
Для того чтобы достичь этих целей мною были поставлены такие задачи:
· Обучающие:
· учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.
· учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.
· учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.
· учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.
· учащиеся должны составить самостоятельно рекомендации, как итог к этому уроку
· Развивающие:
· продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.
· продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.
· продолжить развитие у учащихся творческих способностей.
Воспитывающие:
воспитывать у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
Опираясь на требования к современному уроку история, структура урока была запланирована по всем этапам.
Проверку дом зад. осуществляла фронтально по вопросам, для развития речи.
Для мотивации учащихся и формирования регулятивных умений провела целеполагание через постановку проблемного вопроса, так как переход к новой теме проводилось на основе ранее изученной темы – «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет». К достижению целей урока использовала различные методы и средства: частично-поисковый метод, работа с учебником, сообщение учащихся. В ходе урока осуществлялось смена деятельности: устная работа по вопросам, работа с текстом учебника. Обращалось внимание на речь, грамотность и полноту ответа.
Материал, отобранный к уроку соответствует содержанию программы и достаточно большой и разнообразный. Поэтому использовались времясберегающие технологии. Также в ходе урока использовала здоровьесберегающие технологии: осанка, освещенность, температурный и воздушный режим. Урок имеет межпредметные связи с химией, с медициной; связь с жизнью.
Использовались групповая и фронтальная формы работы на уроке. Это позволяет формировать коммуникативные умения: слушать друг друга, дополнять ответы, оценивать ответы своих товарищей, работать в группе.
Использовались формы оценки и контроля: самооценка, взаимооценка и оценка учителя. Лучшим результатом считаю совпадение самооценки и оценки учителя. На уроке учащиеся участвовали активно.
Самооценка сочеталась с рефлексией.
Урок имеет и воспитательный результат – воздействовал на мировоззрение учащихся, связь с современностью.
Считаю, что поставленные цели были достигнуты, получен результат деятельности учащихся.
Получена обратная связь, учащиеся проявили познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по биологии 8 класс "Иммунология на службе человека" | 840.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе. Тема урока: Иммунология на службе человека. Учитель биологии: Сагирова Н.В. Дата: 14.11.14
Цели:
- сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;
- сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;
- составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки;
- рассмотреть схему классификации иммунитета;
- представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;
- составить схему переливания крови;
Задачи:
- Обучающие:
- учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.
- учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.
- учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.
- учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.
- Развивающие:
- продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.
- продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.
- продолжить развитие у учащихся творческих способностей.
Воспитывающие:
- продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
Этап подготовки. Формирование групп учащихся (в зависимости от подготовленности класса к групповой работе, учитель может назначить координаторов среди учащихся, которые будут формировать группы, или предложить школьникам самим распределиться по группам). Количество учащихся, входящих в группы определяется учителем.
Оборудование: учебник (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа, 2007), фломастеры разных цветов, листы бумаги формата А4 (по количеству групп), инструктивные карты учащихся, презентация к уроку.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивные, творческие.
ХОД УРОКА
1.Актуализация знаний и умений учащихся.
1.Фронтальный опрос учащихся.
2.. Установите соответствие
1. Иммунитет | А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами |
2. Антитела | Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма |
3. Антигены | В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов |
4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты | Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ |
5. Вакцина | Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм |
6. Лечебная сыворотка | Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание |
Ответы: 1-Г 2-А 3-Д 4- Б 5- В 6-Е
I. Постановка проблемных вопросов для обозначения целей урока
Проблема. 1. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков. Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс людей Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице .Эпидемия холеры тоже принесла немало жертв. В России до 1917 года за 59 лет заболело 5,6 млн. людей и половина из них умерли. Причинами появления этих болезней стали микроорганизма: бактерии и вирусы. Являлись они неожиданно, тихо, без шума, нападали без предупреждения, разили без промаха и сеяли смерть. Почему такие последствия возникали в то время? /Не было средств защиты от болезнетворных болезней)
2.Сообщения учащихся о истории изобретения вакцин. Эдуард Дженнер.Сообщение Лейлы. Луи Пастер Динары
3. В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяю вакцины, а в других – сыворотки? Что такое аллергия и отчего при успешных операциях при пересадке органов все-таки часты случаи отторжения тканей? Что необходимо учитывать при переливании крови и кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?
Попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы.
II. Фронтальная работа
1.Лечебные сыворотки. Откройте с. 94 § 19. Возьмите инструктивную карту прочитайте и выполните задание №1. На выполнение задания 7 минут. За правильные ответы фишки.
Проверка. Обратите внимание на слайд, (на презентации заполненная таблица 1.). Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить, или дополнить. 3 минуты.
2. Естественный и искусственный иммунитет. Прочитайте задание №2 Еще раз ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана (слайд )
Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». На выполнение задания – 7 минут.
2. А вам самим когда- нибудь делали прививку? От каких болезней? Сообщение врача Гульшат Фатклеисламовны о прививках.
III. Работа по группам. Продолжим работу.
Учащимся предлагается сесть по группам (4 группы). Группам присваивается номер.
1. Аллергия. Тканевая совместимость. Внимательно прочитайте задание №3 Обратите внимание на форму представления рассмотренного материала и на время выполнения задания. Действовать строго согласно регламенту. На выполнение задания 5 минут. Учащиеся знакомятся с понятием «аллергия» и причинами тканевой несовместимости. На представление результатов задания учащимся отводится по 2 минуты.
2. Группы крови. Резус фактор. Составьте схему переливания крови в тетрадь. Дайте определение резус-фактору и укажите его значение при переливании крови.
Проверка схемы переливания крови и определений «донор», «реципиент», «резус-фактор» по образцу (слайд 4, слайд 6).
IV. 1.Итак подведем итоги к уроку.
Чем отличаются вакцина и сыворотка?
- Что такое иммунитет? Что нужно делать чтобы укрепить иммунитет?( закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, четкий распорядок дня, активный образ жизни.
- Какие виды иммунитета вы знаете?
- Что называется аллергией? Что такое аллерген? Что может быть аллергеном?
- Что такое тканевая совместимость, где она используется?
- Какие группы крови имеются у человека? Как они используются при переливании крови? Кто такие доноры и реципиенты? К чему приводит если наследственный иммунитет реципиента и донора не совподает?
- Что такое резус фактор?
- К сожалению, в мир пришел СПИД. Вирус СПИДа выделен, врага знают в лицо, однако защиты от него нет. Почему?
- Иммунология - наука об иммунитете. Каким образом иммунология стоит на службе здоровья? (Создание вакцин и сывороток предохраняющих человека от инфекционных болезней)
2. Итак напишите пожалуйста свои рекомендации о защите своего иммунитета.
-закаливание
-соблюдение правил личной гигиены
-полноценное питание
- четкий распорядок дня
- активный образ жизни
- профилактические прививки, лечебные сыворотки
4. Рефлексия. Эти знания полученные сегодня пригодятся вам. Каждый человек должен следить за своим здоровьем, укреплять свой иммунитет.
4. Итак оценки сегодня получили: сообщения учащихся –
Активные ученики -
IV. Домашнее задание
§19 вопросы 1-6 устно, задание №2 на стр. 99 письменно
Подготовить сообщения о проблемах профилактики СПИДа и эболы (индивидуальные задания (по желанию)
Если останется время:
1. Заполните пропуски в тексте
Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .
2. Заполните пропуски в текст
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .
Заключение
На уроке используется интегральная технология обучения. Основной метод – самостоятельная работа учащихся. В ходе урока у учащихся формируются коммуникативно-информационные и учебно-познавательные компетенции. Смена образовательных ситуаций и деятельности ведет к осуществлению индивидуализации. Реализация целей и задач (непосредственный ожидаемый результат) достигается при помощи выполнения заданий инструктивной карточки и повышения учебной мотивации (отсроченный ожидаемый результат). К положительным моментам следует отнести смену деятельности учащихся, возможность развития различных качеств личности, следовательно – вовлечение всех учащихся в образовательный процесс. В ходе подготовки и проведения урока возможны следующие сложности: отбор материала (не должен быть слишком насыщенным), регламент по времени, организация класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....
Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».
7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".
Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...