Открытый урок по биологии 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Сагирова Нурися Валиевна

Тема урока «Иммунология  на службе здоровья» изучается     в  разделе  «Внутренняя среда организма»       и   предусмотрена   в тематическом  планировании  в количестве одного часа. На предыдущих  уроках  учащиеся     изучили  тему: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

В классе  15  учащихся.  Отсутствовал ____ ученик.  В классе есть сильные и средние  по обученности  учащиеся. Но все проявляют интерес к предмету биология, поэтому на уроках проявляют познавательную активность.

Тип урока -    урок  «открытия» новых  знаний.

Учитывая уровень класса и содержание новой темы  я поставила  следующие цели:

·         сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;

·         сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;

·         составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки;

·         рассмотреть схему классификации иммунитета;

·         представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;

·         составить схему переливания крови;

·         составить рекомендации, как итог к этому уроку

 Для того чтобы достичь этих целей мною были поставлены такие задачи:

·         Обучающие:

·         учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.

·         учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.

·         учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.

·         учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.

·         учащиеся должны составить самостоятельно рекомендации, как итог к этому уроку

·         Развивающие:

·         продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.

·         продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.

·         продолжить развитие у учащихся творческих способностей.

Воспитывающие:

воспитывать у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

Опираясь  на требования   к современному уроку история, структура  урока была запланирована  по всем этапам.

Проверку дом зад. осуществляла фронтально по вопросам, для развития речи.

Для мотивации учащихся и формирования регулятивных умений провела целеполагание через постановку проблемного вопроса, так как   переход к новой теме проводилось на основе ранее изученной темы – «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет». К достижению целей урока использовала различные методы и средства: частично-поисковый метод, работа с учебником, сообщение учащихся.  В ходе урока осуществлялось смена деятельности: устная работа по вопросам, работа с текстом учебника. Обращалось внимание на речь, грамотность и полноту ответа.

Материал, отобранный к уроку соответствует содержанию программы и достаточно большой и разнообразный. Поэтому использовались времясберегающие технологии. Также в ходе урока использовала здоровьесберегающие технологии: осанка, освещенность, температурный и воздушный режим. Урок имеет межпредметные связи с химией, с медициной; связь с жизнью.

Использовались групповая и фронтальная формы работы на уроке. Это позволяет формировать коммуникативные умения: слушать друг друга, дополнять ответы, оценивать ответы своих товарищей, работать в группе.

Использовались формы оценки и контроля: самооценка, взаимооценка и оценка учителя. Лучшим результатом считаю совпадение самооценки и оценки  учителя. На уроке учащиеся участвовали активно.

Самооценка сочеталась с рефлексией.

Урок имеет и воспитательный результат – воздействовал на мировоззрение учащихся, связь с современностью.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты, получен результат деятельности учащихся.

Получена обратная связь, учащиеся проявили познавательную активность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе. Тема урока: Иммунология на службе человека. Учитель биологии: Сагирова Н.В. Дата: 14.11.14

Цели:

  • сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;
  • сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;
  • составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки;
  • рассмотреть схему классификации иммунитета;
  • представить понятия аллергия и тканевая совместимость в виде образа;
  • составить схему переливания крови;

Задачи:

  • Обучающие:
  • учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.
  • учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.
  • учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.
  • учащиеся должны составить схему переливания крови и определить значение резус-фактора.
  • Развивающие:
  • продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.
  • продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.
  • продолжить развитие у учащихся творческих способностей.

Воспитывающие:

  • продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

Этап подготовки. Формирование групп учащихся (в зависимости от подготовленности класса к групповой работе, учитель может назначить координаторов среди учащихся, которые будут формировать группы, или предложить школьникам самим распределиться по группам). Количество учащихся, входящих в группы определяется учителем.

Оборудование: учебник (Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс – М.: Дрофа, 2007), фломастеры разных цветов, листы бумаги формата А4 (по количеству групп), инструктивные карты учащихся, презентация к уроку.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивные, творческие.

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний и умений учащихся.

1.Фронтальный опрос учащихся.

2.. Установите соответствие

1. Иммунитет

А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

2. Антитела

Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

3. Антигены

В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

5. Вакцина

Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

6. Лечебная сыворотка

Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

Ответы: 1-Г   2-А     3-Д      4- Б     5- В    6-Е

                           

I. Постановка проблемных вопросов для обозначения целей урока

Проблема.  1. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков. Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс людей Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице .Эпидемия холеры тоже принесла немало жертв. В России до 1917 года за 59 лет заболело 5,6 млн. людей и половина из них умерли. Причинами появления этих болезней стали микроорганизма: бактерии и вирусы. Являлись они неожиданно, тихо, без шума, нападали без предупреждения, разили без промаха и сеяли смерть. Почему такие последствия возникали в то время? /Не было средств защиты от болезнетворных болезней)

2.Сообщения учащихся о истории изобретения вакцин. Эдуард Дженнер.Сообщение  Лейлы. Луи Пастер Динары

3. В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяю вакцины, а в других – сыворотки? Что такое аллергия и отчего при успешных операциях при пересадке органов все-таки часты случаи отторжения тканей? Что необходимо учитывать при переливании крови и кто является универсальным донором, а кто универсальным реципиентом? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?
Попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы.

II. Фронтальная работа

1.Лечебные сыворотки. Откройте с. 94 § 19. Возьмите инструктивную карту прочитайте и выполните задание №1. На выполнение задания 7 минут. За правильные ответы фишки.

Проверка. Обратите внимание на слайд, (на презентации заполненная таблица 1.). Проверьте правильность выполнения задания. Можете исправить, или дополнить. 3 минуты.

2.  Естественный и искусственный иммунитет. Прочитайте задание №2  Еще раз ознакомьтесь с классификацией иммунитета, обратите внимание, на чем она основана (слайд )

http://festival.1september.ru/articles/582285/img1.gif

Обратите внимание на связь данной классификации с понятиями «вакцина» и «сыворотка». На выполнение задания – 7 минут.

2. А вам самим когда- нибудь делали прививку? От каких болезней?  Сообщение врача Гульшат Фатклеисламовны о прививках.

III. Работа по группам. Продолжим работу.

Учащимся предлагается сесть по группам (4 группы). Группам присваивается номер.

1. Аллергия. Тканевая совместимость.  Внимательно прочитайте задание №3 Обратите внимание на форму представления рассмотренного материала и на время выполнения задания. Действовать строго согласно регламенту. На выполнение задания 5 минут. Учащиеся знакомятся с понятием «аллергия» и причинами тканевой несовместимости. На представление результатов задания учащимся отводится по 2 минуты.
2.
Группы крови.  Резус фактор. Составьте схему переливания крови в тетрадь. Дайте определение резус-фактору и укажите его значение при переливании крови.  
Проверка схемы переливания крови и определений «донор», «реципиент», «резус-фактор» по образцу (слайд 4, слайд 6).

IV. 1.Итак подведем итоги к уроку.

Чем отличаются вакцина и сыворотка?

  1. Что такое иммунитет? Что нужно делать чтобы укрепить иммунитет?( закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, четкий распорядок дня, активный образ жизни.
  2. Какие виды иммунитета вы знаете?
  3. Что называется аллергией? Что такое аллерген? Что может быть аллергеном?
  4. Что такое тканевая совместимость, где она используется?
  5. Какие группы крови имеются у человека?  Как они используются при переливании крови? Кто такие доноры и реципиенты? К чему приводит если наследственный иммунитет реципиента и донора не совподает?
  6. Что такое резус фактор?
  7. К сожалению, в мир пришел СПИД. Вирус СПИДа выделен, врага знают в лицо, однако защиты от него нет. Почему?
  8. Иммунология - наука об иммунитете. Каким образом иммунология стоит на службе здоровья? (Создание вакцин и сывороток предохраняющих человека от инфекционных болезней)

2. Итак напишите пожалуйста свои рекомендации о защите своего иммунитета.

-закаливание

-соблюдение правил личной гигиены

-полноценное питание

- четкий распорядок дня

- активный образ жизни

- профилактические прививки, лечебные сыворотки

4. Рефлексия. Эти знания полученные сегодня пригодятся вам. Каждый человек должен следить за своим здоровьем, укреплять свой иммунитет.

4. Итак оценки сегодня получили: сообщения учащихся –

Активные ученики -

IV. Домашнее задание

§19 вопросы 1-6 устно, задание №2 на стр. 99 письменно
Подготовить сообщения  о проблемах профилактики СПИДа и эболы (индивидуальные задания (по желанию)

Если останется время:

1. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

2. Заполните пропуски в текст

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

Заключение

На уроке используется интегральная технология обучения. Основной метод – самостоятельная работа учащихся.  В ходе урока у  учащихся формируются коммуникативно-информационные и учебно-познавательные компетенции. Смена образовательных ситуаций и деятельности ведет к осуществлению индивидуализации. Реализация целей и задач (непосредственный ожидаемый результат) достигается при помощи выполнения  заданий инструктивной карточки и повышения учебной мотивации (отсроченный ожидаемый результат). К положительным моментам следует отнести смену деятельности учащихся, возможность развития различных качеств личности, следовательно – вовлечение всех учащихся в образовательный процесс. В ходе подготовки и проведения урока возможны следующие сложности: отбор материала (не должен быть слишком насыщенным), регламент по времени, организация класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...