сценарий открытого урока-лаборатории "Любовью дорожить умейте"
классный час (10 класс) на тему
Материал пригодится учителям русского языка и классным руководителям для проведения внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-творческая лаборатория "Любовью дорожить умейте" | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
- познакомить учащихся со страницами биографии Д.Дидро и С.Волан, А.Н.Толстого и С. А.Бахметьевой, А.С.Пушкина и А.П.Керн; изучить художественные особенности формы и содержания стихотворений А.Н.Толстого «Средь шумного бала…» и А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье»;
- развивать у учащихся творческие способности, эстетический вкус, воспитывать у них чувство прекрасного, совершенствовать навыки выразительного чтения лирики;
- помочь им увидеть и услышать своё внутреннее Я, раскрыть богатый духовный мир;
- развить интерес к вдумчивому чтению, совершенствующему душу человека и понимание настроения художественного произведения.
Тип занятия: совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид занятия: творческая лаборатория с использованием межпредметных связей (история, изобразительное искусство, культура речи, теория литературы).
Методы и приёмы работы: наблюдение над изученным материалом, самостоятельная работа учащихся, анализ и синтез изученного материала.
Наглядные пособия: электронная презентация, где есть кадры с изображением поэтов и их возлюбленных, выставка поэтических сборников, переписка, газета с высказываниями великих о любви, художественные фильмы «Жестокий романс» и «Мой ласковый и нежный зверь», фонограммы знаменитых романсов.
Опорные понятия: литература, литературный род, жанр, тема, идея, лирический герой, композиция, язык художественной литературы и другие.
Предварительная подготовка: в работе принимают участие 11 А и 11 Б классы. Классы разделены на творческие группы, которые работают со своим материалом. 1 группа – занимается подборкой стихотворений о любви разных поэтов, перепиской великих писателей; 2 группа – составляет электронную презентацию, для чего ищет материалы в Интернет ресурсах; 3 группа – разучивает бальный танец на музыку Е.Доги; 4 группа – печатает сборники на память об открытом уроке; 5 группа – занимается оформлением кабинета: печатает высказывания о любви великих, составляет газету. Также в подготовку к уроку включены родители, которые являются непосредственными помощниками не только в оформлении, но и в проведении открытого мероприятия.
Ход занятия
- Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя. Преподаватель называет тему, цели урока, обосновывает выбор стихотворений А.Н.Толстого, А.С.Пушкина, переписки Д.Дидро и др.
- Основная часть.
Началу работы над произведением предшествует знакомство с биографией поэтов, писателей, которая может быть представлена педагогом или заранее подготовленными учащимися. Выступление учащихся проходит в виде рассказа, который перемежается с электронной презентацией, заранее подготовленными танцорами и чтецами, демонстрацией отрывков из художественных фильмов, пения романсов и прослушивания фонограмм. Урок можно проводить ко дню святого Валентина или к восьмому марта, так как на уроке прозвучит множество стихотворений, посвящённых прекрасной половине человечества. Также можно использовать материалы урока при проведении внеклассных мероприятий.
Сегодня, 14 февраля, мы отмечаем событие в жизни влюбленных -
День святого Валентина, международный день влюбленных и любящих.
Валентин- это имя пришло в Россию из Древнего Рима, оно стало символом влюбленных.
В европейской культуре этот праздник известен очень давно: наиболее устойчивая традиция праздника незамужних девушек и неженатых мужчин зафиксирована с 14 века. Правда, его в разных странах называли по – разному. Например, в Швеции этот праздник называется Днём всех сердец, в Норвегии – Днём романтиков.
К нам этот праздник постучался в 1980-е годы, с опозданием на сотни лет. И все-таки постучался.
Установить, когда появился этот праздник и почему он отмечается именно 14 февраля, сейчас уже невозможно. Существует множество легенд и догадок. Похоже, что праздник любви - как и сама любовь – существовал всегда, взялся неизвестно откуда и будет отмечаться до конца света. Кто же такой был Валентин?
В Древнем Риме когда-то жил врач по имени Валентин. Который был также тайным проповедником. Валентин молился о здоровье своих пациентов, тайно венчал влюблённые пары. Однажды тюремщик римского императора постучал к нему в дверь, держа за руку свою слепую дочь. Валентин знал, что недуг девушки практически неизлечим, однако он дал слово, что сделает все возможное, чтобы её вылечить. Узнав, Что Валентин проповедует христианство, римские солдаты ворвались в его жилище. Взяли его под арест и уничтожили все лекарства. Когда отец больной девушки узнал, что Валентин арестован, он хотел вмешаться, но был не в силах чем-либо помочь. Валентин понимал, что его казнят. Он попросил бумагу, перо и чернила и быстро написал девушке прощальное любовное письмо. Валентина казнили в тот же день, 14 февраля 270 года. Девушка открыла записку и обнаружила внутри жёлтый крокус. В записке было два слова «От твоего Валентина». Девушка взяла цветок и увидела его сверкающие цвета. Произошло чудо: зрение девушки восстановилось. В 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днём всех влюблённых.
Церковь, возможно, и приукрасила его жизненный путь – исторических документов о святом Валентине не сохранилось, - но какое это имеет значение? Так, благодаря древней легенде и появился прекрасный романтический праздник – День святого Валентина или День всех влюбленных.
И сегодня в такой замечательный день мы проводим для вас литературно – музыкальную композицию «Любовью дорожить умейте».
1-й ведущий: Музыканты и поэты, художники и писатели из года в год из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви, потому что это чувство связывает все живое на Земле, помогает в трудные минуты, согревает душу. Романтическая и нежная, робкая и страстная, преданная и безответная… - какой разной бывает любовь.
Она может дарить радость и причинять боль. А ешё наполняет нашу жизнь смыслом. Без нее пусто даже самому благополучному и преуспевающему человеку. Любовь – это то, с чего начинается человек.
Чтец: Все начинается с любви…
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
И озаренье и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
Мечта и страх, вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг –
все начинается с любви.
Весна шепнет тебе: «Живи…»
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься
И начнешься.
Все начинается с любви!
Р.Рождественский
Чтец: Я знаю, что любовь была
Любимым первенцем творенья,
Она, я знаю, породила
Все то, что есть, и то, что было,
Но я не верю, что она
Была ничтожному дана
И в сердце низменном царила.
Лопе де Вега
2-ой ведущий: Любовь – самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Она неповторима и вечна, как жизнь. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна.
3 – й ведущий: «Любить, - писал Лев Николаевич Толстой, значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо».
Чтец: (на фоне музыки)
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то нежностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим. А.С.Пушкин
1 – й ведущий: Каждый человек обладает возможностью любить. Но люди эгоистического склада или натуры неглубокие способны, пожалуй, только на влюбленность, привязанность – не больше. Хотя, если они вырастят в себе способность дорожить другим человеком, как собой, они углубят этим свою душу, и их влюбленность может перерасти в любовь…
2 – й ведущий: Уже многие столетия умнейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это загадочное чувство – любовь. И они будут писать об этом удивительном прекрасном чувстве всегда, пока жив человек на земле и пока бьется его сердце.
3 – ий ведущий: Женщина – самое прекрасное творение природы. Она олицетворяет собой начало жизни, любви, счастья на земле.
Чтец: Есть женское имя, как нежно оно,
Печаль в нем, любовь и надежды какие,
Весенним дыханьем напоено:
Мария.
Как запах фиалки весенней порой,
Как девичья песня сквозь сны снеговые,
Звездою сияет над темной землей
Мария.
И пусть я святое в себе погашу,
И пусть не увижу, сражаясь, зари я,
Последнее слово, что я напишу:
Мария.
Звучит "Аве, Мария" (музыка Каччини)
Чтец: Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты свернутый, запечатлённый свиток;
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты- женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник:
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебя мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
В.Я.Брюсов
Звучит вальс Евгения Доги из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь" ребята танцуют вальс.
1 - ый ведущий: Нет ничего более увлекательного, волнующего, чем погружение в то душевное состояние, которое переживали лучшие люди минувших веков, когда они любили.
Звучит "Сентиментальный вальс" под его музыку читается стихотворение А.С.Пушкина.
Чтец (кадр презентации с портретами А.С. Пушкина и А.П. Керн):
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь…
2-ой ведущий: Ещё в 1818 году на одном из званых вечеров встретил Пушкин девятнадцатилетнюю Анну Петровну Керн. Её сияющая красота и молодость привели в восторг молодого поэта. Прошли годы… Пушкин в ссылке. Рядом с Михайловским находилось имение помещицы Осиповой. Здесь Пушкин вновь встретился с Керн, такой же обаятельной, как и прежде. Пушкин подарил ей недавно напечатанную главу «Евгения Онегина», а между страниц вложил стихи, написанные для неё. Стихи, посвящённые Анне Петровне Керн, - знаменитый гимн высокому и светлому чувству. Это одна из вершин пушкинской лирики. Стихи эти пленяют не только чистотой и страстностью воплощённого в них чувства, но и гармоничностью. Все стихи А.С.Пушкина о любви пронизаны глубокой лиричностью, восхищением тем, что живой родник новых любовных переживаний, ощущений, желание не иссякает в нём. А как чутко поэт описывает восторженное состояние влюблённого человека!
Пустое Вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
3-й ведущий: Тема любви в творчестве Пушкина – это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн возвышающему и облагораживающему человека чувству, это выражение бесконечного уважения к женщине. Поэты всех времён и народов мучались, пытались понять загадочность женской души, посвящая женщинам необыкновенные по силе и страсти стихи.
После знакомства со стихотворениями Пушкина учащимся предлагается разделиться на две творческие группы, которые работают с одним из стихотворений.
Цель работы – исследование художественных особенностей произведений в процессе их первичного восприятия. Стихотворения могут прочитать заранее подготовленные ученики или сам преподаватель и выдать напечатанные тексты учащимся.
Основная часть урока имеет три этапа.
1-й этап. Исследование индивидуально-авторских и традиционных особенностей стихотворений в группах.
Вопросы – ключи:
- Какова тема стихотворений?
- Какие слова являются ключевыми и почему?
- Охарактеризуйте фонетический строй в стихах.
- Какую роль играют слова с переносным значением и к каким средствам языка они относятся?
- Какие выводы вы сделали из ответов на данные вопросы?
2-ой этап. Учащиеся обмениваются текстами стихотворений с целью определить отличия художественных средств выражения любовной мысли между ними.
Вопросы – ключи:
- Соответствует ли настроение стихотворений первым впечатлениям о прочитанном?
- Какие детали в стихотворениях особенно значимы и почему?
- В чем состоит разница звуковых и цветовых характеристик поэтических картин?
- Определить связь музыки стихов (ритм, темп, размер) и его содержания.
- Какую роль играют финальные строки стихотворений и насколько ясно они помогают выразить их главную мысль?
3-ий этап. Учащиеся сравнивают свои творческие находки и специфику восприятия прочитанного.
Вопросы – ключи:
- Каким образом жизненные впечатления автора повлияли на создание произведения?
- Как вы оцениваете выбор данных стихотворений?
Каждый этап работы завершается выводами, которые делают учащиеся.
1-ый ведущий (кадр презентации с фотографией Дидро) : 10 июля 1757 года выдающийся французский философ Дени Дидро впервые вошёл в дом своей возлюбленной Софии Волан в Париже, не застал её и написал: «Я пришёл, хотел поцеловать руку и удалиться. Придётся, однако, обойтись без этой награды; но разве я не буду достаточно вознаграждён, засвидетельствовав вам, как я вас люблю».
2-ой ведущий: Это было первое письмо Дидро к Софии Волан… Потом, в течение почти тридцати лет, он напишет ей ещё 552 письма. Кроме писем к любимой, он писал философские сочинения, комедии, романы и статьи в «Энциклопедию», ставшую величайшим событием умственной жизни в Европе. Он написал в «Энциклопедию» тысячу двести шестьдесят девять статей.
3-ий ведущий: Когда они познакомились, ему было 43 года, ей – 40. У него была жена, дочь. К сожалению, о жизни Софии Волан до встречи с Дидро нам почти ничего не известно. Почему она не вышла замуж и была не «мадам», а «мадемуазель»? Были ли у неё увлечения? Любила ли она Дидро?
1-ый ведущий: Не сохранилось и её портрета. Сам Дидро не расставался с ним никогда, портрет Софии украшал оборотную сторону титульного листа любимого им томика Горацио… Как известно, библиотека Дидро (и этот томик Горацио с Софией Волан) была куплена Екатериной второй и переслана в Петербург после смерти великого энциклопедиста. Может быть, в недрах книгохранилищ удастся когда-нибудь найти тот томик, и мы увидим лицо женщины, которую Дидро любил «безумно».
2-ой ведущий: «Когда любишь женщину, - писал он Софии через четыре года после их первой встречи, - надо быть безумно в неё влюблённым, как я безумно влюблён в вас». Когда мать Софии узнала об отношениях Дидро и дочери, она потребовала, чтоб та уехала из Парижа в их маленькое родовое имение, и с тех пор постоянно, как только могла, разлучала их. И именно поэтому письма занимают в их жизни такое большое место.
3-ий ведущий: Дидро был чересчур добр и великодушен, чтобы уйти от жены и от дочери, которую нежно любил. София тоже была чересчур добра, чтобы настаивать на его разрыве с семьёй, и она на всю жизнь до старости осталась «мадемуазель», а он – её возлюбленным.
Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча» (музыка Б.Фомина, слова П.Германа).
1- ый ведущий: Ещё выдержка из другого, более позднего письма: « Нежный друг мой. Я люблю вас всем сердцем, это чувство не в силах ослабить ничто, напротив, мне кажется, что оно способно ещё расти».
2 - ой ведущий: В 1767 году, то есть через десять лег после того майского вечера, когда Дидро, не застав Софии дома, робко написал: «Я хотел поцеловать руку и удалиться», ему передали, что Екатерина вторая хочет видеть его, гордость Европы, у себя в Петербурге, чтобы осыпать великими милостями. Он ответил скульптору Фальконе, жившему, как известно, тогда в России: «...У меня есть подруга, я связан самым сильным и самым нежным чувством с женщиной, которой я посвятил бы сто таких жизней, если бы они у меня были... Я мог бы видеть, как мой дом рассыпается в прах, и сохранить спокойствие, мою свободу под угрозой, мою жизнь скомпрометированной, всякого рода несчастья, обрушившиеся на меня, лишь бы она осталась моей. Если б она мне сказала: «Дай мне свою кровь, мне хочется пить», - я отдал бы ей всего себя, лишь бы утолить её жажду... Я так нежно любим ею, и цепь, которая нас обвивает, так нежно сплетена с нитью её жизни...».
Когда надо было выбирать между милостями императрицы и милостями любви, Дидро не колебался ни минуты.
Любое из его писем к Софии, когда бы оно ни было послано ей, кажется самым первым. В этой любви торжествует вечное начало.
3-ий ведущий: И вот он уехал в конце концов в Россию после долгих настояний его товарищей-энциклопедистов и самой Софии Волан, уехал не ради милостей Екатерины второй, а потому, что питал надежду содействовать освобождению русских крепостных и утверждению в России мудрого законодательства.
По дороге в Россию из Гааги Дидро писал Софии: «Где бы я ни находился волею небес, всегда буду носить любовь в своём сердце». «Разница в градусах широты не изменит моих чувств, и под полюсом вы будете столь же дороги мне...»; «Мы вновь увидимся, моя милая, нежная подруга!» Он называл её, уже пятидесятилетнюю, «моё дитя».
Дидро вернулся, они встретились, и долгими вечерами у камина он рассказывал ей, её сестрам и матери о снежной России.
София Волан старела. Ей исполнилось 60, 65... Его любовь и нежность не убывали: она казалась ему по-прежнему красивой.
Когда София умерла, он узнал об этом от дочери (София и дочь Дидро подружились в последние годы), и выразил одно желание: уйти вслед за нею... Через 5 месяцев это желание исполнилось.
Ученица на фортепиано исполняет «Аппассионату» JI.Бетховена.
1-ый ведущий: О любви сказано: «Тайна сия велика есть!» И это действительно тайна. Возлюбленных обожествляют, их любят самоотверженно, преданно, с рыцарской верностью. Вслушайтесь в музыку любви, звучащую в переписке великих людей, которых знает весь мир.
1-ый ученик (следующий кадр презентации)
Джон Байрон - Терезе Гвиччиоли:
«Сокровище моё... В течение нескольких лет я сознательно избегал сильных страстей, ибо слишком много страдал от тирании Любви. Я не хотел больше любить и не надеялся быть любимым. Ты обратила в бегство все эти решения; я теперь весь твой; я буду тем, чем ты пожелаешь... Не надо было будить моё сердце - ведь до сих пор… моя любовь была несчастьем для тех, кого я любил, и для меня самого…»
Чтец: Как мне легко, как счастлив я в тот миг,
Когда, мой друг, речам твоим внимаю.
И кроткую любовь в очах твоих,
Заду м ч и вы й, ч и таю!
Тогда молчит тоска в моей груди
И нет в уме холодной укоризны.
Не правда ли, мгновения любви
Есть лучшие мгновенья нашей жизни!
И.С.Никитин
2-ой ученик (следующий кадр презентации)
А.Н. Герцен – Н.АЗахарьиной:
«Я удручён счастием, моя слабая земная грудь едва в состоянии перенести все блаженства, весь рай, которым ты меня даришь.
Мы поняли друг друга! Я тебя люблю, Натали, люблю ужасно сильно, насколько душа моя может любить. Ты выполнила мой идеал. Нам нельзя не любить друг друга. Да, наши души обречены, да будут и жизни наши слиты вместе».
Чтец: Любовь, любовь - гласит преданье -Союз души с душой родной,
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
Ф.И. Тютчев
3 - ий ученик (следующий кадр презентации)
Бальзак — госпоже Ганской:
«Я люблю вас, как ребёнок, со всеми радостями, всем суеверием, всеми иллюзиями первой любви».
Чтец: Ещё стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
Ф.И Тютчев
4- ый ученик (следующий кадр презентации)
Наполеон - Жозефине Богерне.
«Я больше тебя не люблю. Наоборот, - я ненавижу тебя. Ты - гадкая, глупая, нелепая женщина. Ты мне совсем не пишешь, ты не любишь своего мужа. Ты знаешь, сколько радости доставляют ему твои письма, и не можешь написать даже шести беглых строк.
… Надеюсь скоро заключить тебя в свои объятья и осыпать миллионом поцелуев, жгущих меня, словно лучи экватора».
Чтец: О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Ч то не могу молчать, не стану, не умею!
Я болен, я влюблён; но мучась и любя, -
О, слушай! О, пойми —я страсти не скрываю.
И я хочу сказать, что я люблю тебя —
Тебя, одну тебя люблю я и желаю»,
А.А.Фет
Звучит романс М. Шишкина «В час роковой» в исполнении Леонида Сметанникова.
Чтец: Любовь - она бывает разной, Бывает
отблеском на льду. Бывает
болью неотвязной, Бывает
яблоней в цвету. Бывает
вихрем и полётом. Бывает
цепью и тюрьмой… Мы ей покоем
и работой,
И жизнью
жертвуем самой! Но есть ещё
любовь такая,
Что незаметно подойдёт
И. поднимая, помогая
Тебя
сквозь годы поведёт.
И будет
до последних дней
Душой
и совестью твоей.
В.Высотская
2- ой ведущий(следующий кадр презентации) : 10 июля 1870 года Алексей Константинович Толстой - поэт, романист, драматург— писал из Дрездена жене Софье Андреевне Толстой: «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда я вижу опять эти улицы, эту гостиницу и эту комнату без тебя. Я только что приехал в 4 часа утра и не могу лечь, не сказав тебе того, что говорю тебе уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет назад...»
3 — ий ведущий: В молодости Толстой неоднократно влюблялся. Однажды зимой 1850 года на одном из балов он увидел жену полковника конной гвардии Софию Миллер, урождённую Бахметьеву. Он влюбился в неё с первого взгляда.
Миллер тоже ответила ему взаимностью и оставила своего мужа. Но официально они поженились лишь через 13 лет, в 1863 году. На долгие годы Софья Андреевна стала музой Толстого, практически вся его лирика посвящена ей. Алексей Константинович написал для неё и лирическое стихотворение «Средь шумного бала», которое П.И.Чайковский положил на музыку. Этот романс посвящён первой встрече Алексея Толстого с его будущей женой.
Звучит романс «Средь шумного бала»
Задания группам: обсудить и дать свое определение любви, записать, «проафишировать».
Вопросы – ключи:
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Связь с творчеством каких поэтов XIX-XX веков можно определить и как эта связь выражена?
- Какие жизненные впечатления автора легли в основу создания произведения?
1 - ый ученик: Как возникает любовь? В улыбке? В первом взгляде? Нам этого никогда не понять. Почему вдруг встретились два человека, и между ними пробежала искра, подобная электрической, и они почувствовали, что влюбились сразу – пламенно и бесповоротно. Любовь, как поэт, всегда находит новые стихи одной и той же поэзии. Сколько мы слышали о ней, сколько видели влюблённых и все же она застаёт нас врасплох и очаровывает нежданными чарами. Так произошло с героями бессмертного романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
«Она несла в руках отвратительные, жёлтые, тревожные цисты. Они отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она шла по переулку и тут повернулась. Шли тысячи людей, по можно ручаться, что одного меня увидела и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, невиданное никем одиночество в глазах. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих».
2–ой ученик: Paзве по воле человека рождается любовь? Нет, поэтому
никто не имеет права судить, и чужим людям ни заглушить её, ни уничтожить. Об этом повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой - телеграфист Желтков безнадежно влюблён в графиню Веру Шеину. Между ними страшная пропасть: её замужество и сословные границы. Нo это не сможет убить высокое чувство любви, перед которым все равны и одинаково прекрасны. Герой умирает, но не единым словом не упрекает свою возлюбленную. Наоборот, он почитает за счастье, что ему дарована такая любовь! И из жизни он уходит, в восторге говоря: «Да светится имя твоё!»
Звучит Лунная соната Бетховена. Под музыку читаются строки: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да светится имя твоё! Я ухожу один, молча, так угодно Богу и судьбе. В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава тебе! Да святится имя твоё!»
1-ый ученик: СЛОВО О ЛЮБВИ!
Любить - это, прежде всего, отдавать.
Любить — значит, чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить - это только глаза открыть
И сразу подумать, ещё с зарёю:
Ну, чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь душою?!
Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе, и в радости вечно рядом.
А ждёт ли любовь? Ну, конечно, ждёт:
И нежности ждёт, и тепла, но только
Подсчётов бухгалтерских не ведёт:
Отдано столько-то, взято столько.
Любовь не копилка в зашкафной мгле. Песне не свойственно замыкаться.
Любить - это с радостью отликаться
На всё хорошее на земле.
Любовь - не сплошной фейерверк страстей,
Любовь - это верные в жизни руки.
Она не страшится ни чёрных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.
Любить - значит истину защищать,
Даже восстав против всей Вселенной.
Любить - это в горе уметь прощать
Всё, кроме подлости и измены.
Любить - значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья.
Любовь - не весёлый бездумный фант
И не упрёки, что бьют под рёбра.
Любить - это, значит, иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.
И к чёрту жалкие рассужденья,
Что чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья,
Любовь же, как солнце, живёт всегда!
И мне наплевать не циничный смех
Того, кому звёздных высот не измерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!
Э.Асадов
Учитель: И всё-таки, ребята, каждый надеется, что он встретит в жизни большую и красивую любовь. И я вам от души этого желаю. Только в отношениях с любимым человеком есть свои правила. Что же это за правила? (кадр презентации)
О любви говорить легко и сложно, о ней сказано много и мало. Я надеюсь. что каждый из вас впишет свою строку в старинную книгу с пожелтевшими страницами, но вечно юную с названьем кратким ЛЮБОВЬ.
Звучит музыкальная запись последних строк романса из кинофильма «Жесток и й ром ан с»:
Но снова прорастёт трава
Сквозь все преграды и ненастья.
Любовь - весенняя страна, весенняя страна,
И только в ней бывает счастье.
Педагог анализирует ответы учащихся, оценивает работу творческих групп, подводит итог исследования, результатом которого становится определение характера и качества восприятия лирического этапа, необходимого для последующего постижения художественного текста.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Смышляевская средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр»
муниципального района Волжский
Самарской области
Урок – творческая лаборатория
с использованием межпредметных связей на тему:
«Любовью дорожить умейте»
Урок подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Заливена Оксана Алексеевна
п. Стройкерамика
2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная гостиная "Любовью дорожить умейте"
Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов....
Классный час "Дружбой дорожить умейте!"
Предлагаемый классный час проводился с использованием технологиифранцузских мастерских. Данная технология интереснатем, что учитель не передает свои знания, а создает для учащихся алгоритмдействия, тв...
Любовью дорожить умейте!
Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников...
Внеклассное мероприятие "Любовью дорожить умейте"
Внеклассное мероприятие "Любовью дорожить учмейте" способствует созданию атмосферы духовного общения и свободы, взаимного доверия и понимания, привлечения учащихся к заинтересованному диалогу между вз...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовью дорожить умейте"...
Литературно-музыкальная гостиная "Любовью дорожить умейте..." (сценарий)
Данное мероприятие - результат проектной работы класса - дает возможность познакомить учащихся с произведениями о любви, созданными на основе жизненных историй. К сценарию при...