Активизация познавательной деятельности учащихся
учебно-методический материал по биологии на тему

Кузнецова Ольга Николаевна

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра естествознания

Выпускная  работа

по теме: «Использование активных форм обучения на уроках биологии»

Работу выполнил:

слушатель группы Б-3

МОУ СОШ с. Тагая

МО Майнского района

Кузнецова О.Н.

Научный руководитель:

доцент кафедры естествознания, к.б.н.

Спирина Е.В.

г. Ульяновск

2014 г.

Содержание работы.

I.Введение.

1.1 Обоснование актуальности проблемы

1.2 Цель и задачи работы.

1.3 Понятие и сущность понятия «метода обучения» в педагогике 

1.4 Классификация методов обучения.

1.5 Модели обучения в современной школе.

Введение

1.1 Обоснование актуальности проблемы

Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой  важной сферы культурной деятельности общества, как образование. Современная средняя школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях рыночной экономики, для которой, как известно, характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в средней школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, способной к самостоятельному принятию решений. Какие бы реформы не проходили в образовании, но все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности с тем, чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности, реализации всех сущностных сил ребёнка.

В современной России образование становится личностно- ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций.  

Одним из генеральных задач реформирования образования в РФ является подготовка просвещенной, творческой личности, формирование ее физического и морального здоровья. Решение этой проблемы предусматривает психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие личности учащихся. В связи с этим педагоги, психологи испытывают потребность во введении таких методик, которые бы помогли реализации личностного подхода к ребенку. Именно такой подход является одним из принципов организации учебно-воспитательной работы, которая обосновывается современной психологией. В связи с этим приобретает значимость такая организация образовательного процесса в школе, при которой становления личности учащегося будет процессом целенаправленным и эффективным. В этом связи актуальным и важным является рассмотрение активных методов обучения.

Активное обучение своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики принимают активное участие в уроке. Использование активных методов учителем на своих уроках, говорит о его инновационной деятельности. Организация активного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновения информационных потоков в сознание, что вызывают его активную деятельность. Понятно, что структура урока с применением активных технологий будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта учителя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы активной модели обучения – активные технологии, то есть конкретные приемы и методы, которые разрешают сделать урок необыкновенным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью активные уроки.

1.2 Цель моей работы:

использование активных методов  обучения биологии для активизации познавательной деятельности учащихся

Согласно цели я определила следующие задачи:

1.рассмотреть сущность и виды активных   методов обучения;

2.определить главные   методы активного обучения в средней школе;

3.проанализировать особенности применения   методов активного обучения на уроках биологии.

4.определить основные активные методы   обучения на примере темы «Птицы».

1.3 Понятие и сущность понятия «метода обучения» в педагогике 

История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание, - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п. Такой подход к постулированию методов обучения послужил поводом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов - активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

1.Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2.Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

1.4 Классификация методов обучения.

Основные подходы к классификации методов обучения

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала:

а) объяснительно-иллюстративные,

б) репродуктивные,

в) проблемное изложение,

г) частично-поисковые,

д) исследовательские.

1.5 Модели обучения в современной школе.

Исходя из выбора методов обучения,  в современной школе существуют 3 основные модели обучения. Я.Голант в середине XX в. выделял активную и пассивную модели обучения в зависимости от участия учеников в учебной деятельности .

Понятно, что термин «пассивная» является условным, поскольку любой способ обучения обязательно предусматривает определенный уровень познавательной активности субъекта — ученика, иное достижение результата, даже минимального, невозможно. В такой классификации, Я. Голант скорее использует «пассивность» как определения низкого уровня активности учеников, преимущественно репродуктивной деятельности при почти полном отсутствии самостоятельности и творчества.

К этой классификации современные педагоги добавляют интерактивное обучение как определенную разновидность активного, которое имеет свои закономерности и особенности.

Рассмотрим особенности данных моделей обучения.

1. Пассивная модель обучения

Ученик выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воссоздать материал, переданный нему учителем, текстом учебника и т.п. — источником правильных знаний. К соответствующим методам обучения относятся методы, при которых ученики лишь слушают и смотрят (лекция-монолог, чтение, объяснение, демонстрация и воспроизведение во время опроса учеников). Ученики, как правило, не общаются между собою и не выполняют каких-то творческих задач.

2. Активная модель обучения

Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников. Ученик выступает «субъектом» обучения, выполняет творческие задачи, вступает в диалог с учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задачи (часто домашние), вопрос от ученика к учителю и наоборот, что развивают творческое мышление.

3. Интерактивная модель обучения

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» — взаимный и «act» — действовать. Таким образом, интерактивный — способный к взаимодействию, диалогу. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предвиденную цель — создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик ощущает свою успеваемость, интеллектуальную возможность.

Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учеников. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничества), где и ученик и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использования ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно содействует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива. Все сказанное выше, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивное обучение. Для обучения важны все уровни познания и все виды методик и технологий. Даже в интерактивных технологиях, обязательной составляющей их являются и так называемые пассивные методы. Сильные и слабые стороны пассивного, активного и интерактивного обучения можно подать в виде таблицы (таблица 1).

Критерии сравнения

Пассивная модель (Субъект-объект обучения)

Активная модель (Субъект-объект обучения)

Интерактивная модель

1. Объем информации

Большой объем информации можно подать за короткое время в структурированном виде большому количеству учеников.

Высокий уровень представления информации. Большое количество учеников, которые могут одновременно получать информацию.

На изучение небольшого объема информации расходуется значительное время.

2. Уровень усвоения знаний и результаты обучения (знания, знания и привычки, жизненная :компетенция)

Как правило, ориентирована на уровень знания и понимания, развитие умения слушать, записывать, конспектировать большое количество информации и умения воссоздавать ее.

Ориентирована на развитие широкого спектра познавательных умений и навыков. Предусматривает дифференциацию обучения путем индивидуальных программ и задач.

Возможность развития социальной и гражданской компетентности учеников по всем предметам. Расширение познавательных возможностей учеников в соискании, анализе и применении информации из разных источников. Возможность перенесения полученных умений, навыков и способов деятельности на разные предметы и внешкольную жизнь.

3. % усвоения

Как правило, невысокий

Довольно высокий.

Как правило, высокий

4. Контроль над процессом обучения

Учитель хорошо контролирует объем и глубину изучения, время и ход обучения. Результаты работы учеников предусмотрены. Обратная связь учителя с учениками отсутствует.

Возможность сотрудничества учителя с каждым из учеников в отдельности. Постоянная обратная связь учителя с учениками.

Опосредствованный контроль учителя по объему и глубине усвоения знаний, времени и ходу обучения. Результаты работы учеников менее предусмотрены. Имеется необходимость дальнейшей коррекции знаний, умений и навыков.

5. Роль личности педагога

Непосредственный влияние учителя (или автора учебных материалов) на учеников. Личные качества педагога остаются «в тени», он выступает как «источник» званий.

Личные качества педагога и его профессиональное мастерство являются одним из условий функционирования этой модели. Высокий уровень нагрузки на учителя.

Педагог сильнее раскрывается перед учениками, выступает как организатор, консультант , фиксатор дискуссии. Обеспечение возможности демократического и равноправного партнерства между учителем и учениками и в ученическом коллективе.

6. Роль учеников

Относительно пассивна; ученики не принимают важных решений относительно процесса обучения.

Отсутствие взаимодействия внутри ученического коллектива. Опасность изъятия части учеников из учебного процесса.

Ученики принимают важные решения относительно процесса обучения, имеют возможность общения и развития коммуникативных умений и навыков. Объединение разнообразных видов деятельности учеников.

7. Источник мотивации обучения

Внешнее (оценки, педагог, родители, общество).

Объединение внешних (оценки, педагог, родители, общество) и внутренних (интерес самого ученика) мотивов.

Глубокая внутренняя мотивация (интерес самого ученика).

8. Учебно-методическое обеспечение общее для всех моделей обучения.

             Эта таблица поможет учителю выбрать тип урока в зависимости от задач и условий работы. Как правило, современная система обучения ожидает от учителя охвата большого объема информации и ориентирована на «знание» и «понимание». Это подталкивает педагога на использование в основном пассивного обучения. Раньше использование пассивных методов было оправданно. Учитель имел возможность передать весь объем известной к тому времени информации по любому предмету ученику. В современном мире ситуация изменилась.  


                     Невозможно одному человеку знать все даже в какой-то узкой области знания.  Ученики  должны иметь другие навыки: думать, понимать суть вещей, осмысливать идее и концепции и уже на основе этого уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Этому и содействуют интерактивные технологии.

Активные формы и методы работы по сравнению с другими имеют ряд преимуществ:

  • за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше;
  • высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений;
  • формируется умение сотрудничать;
  • формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми;
  • развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, контроль, самоконтроль).

1.3 Основные идеи опыта работы по использованию активных методов обучения.

Условия возникновения данного педагогического опыта продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:

- ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

- более полно принимает себя и свои чувства;

- становится более уверенным в себе и автономным;

- начинает принимать и понимать других людей.

Каждый учитель сегодня пытается найти свое место в системе образования, определить для себя приоритетные направления деятельности. Мне видится важной на сегодняшний день упомянутая выше задача -  развитие творческой личности, способной к самостоятельному принятию решений. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения.  На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.Обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний в учебной деятельности. 

Несмотря  на изменения в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Большинство  педагогов  связывает  это  с  высокой информативностью большинства предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение, а также требованием программ знать содержание всех этих предметов, успевать выполнять объемные домашние задания. Особенно  остро  проблема  дефицита  времени  стоит в  старших  классах  в  связи  с  профилизацией    школы  при  изучении  отдельных  предметов.  

Проиллюстрировать это положение можно на разделе «Общая биология», включающем содержание таких сложных и интенсивно развивающихся наук, как цитология, генетика, эволюционное учение, экология. Ситуация в старших классах, где изучается общая биология, усугубляется еще и тем, что именно в это время идет усиленная профильная ориентация, подготовка к поступлению в высшие учебные заведения или поиск места будущей работы.

Многочисленными исследованиями доказано, что интерес к предмету, объекту стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче - обучение,   развитие и воспитание личности - интерес является связывающим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

Все это подводит меня к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще Ушинский отмечал, что « учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть, когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий практический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногий процент детей в обычных школах сохраняют интерес к учению.

Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации мышления учащихся. Поэтому большое значение имеет умение учителя активизировать, побуждать, стимулировать, направлять мышление своих учеников.

II .Основная часть

2.1Необходимость выбора активных методов обучения при преподавании биологии.

 Моя работа, как учителя,  заключается в создании условий для развития познавательного интереса через внедрение новых педагогических технологий в преподавании биологии, введение в урок элементов занимательности, новизны, необычности, несоответствия прежним представлениям. Еще К.Э.Циолковский писал:« К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».  

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться.  

Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной. Но ее нельзя понимать упрощенно и однобоко, так как обычный школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества.

Тщательный подбор формы урока необходим и зависит от изучаемого материала, от возможностей детского коллектива, от сложившихся взаимоотношений между учителем и учениками, а также от ряда мелких нюансов, которые, как правило, сугубо индивидуальны в конкретных условиях учебного процесса. Вариативность сочетания различных форм уроков очень велика, что обеспечивает возможность к творческому моделированию учебного процесса. Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие творческой активности учащихся.  

Главное на уроке - учебный труд учеников. Активизировать познавательную и в целом учебно-воспитательную деятельность школьников, придавая ей характер творческой, исследовательской работы, - такая задача стоит сейчас перед всеми учителями.

В школе биология - преимущественно описательная дисциплина, поэтому большую роль в активизации учения школьников играет правильно
организованная познавательная деятельность, основанная на создании:

- оптимального уровня сложности;

- на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и практических заданий.

Закрепление и контроль знаний в рамках предмета биологии традиционно ведутся следующими способами:

- пересказ учащимися учебного материала.

- практические и лабораторные работы.

- проверочные работы, тесты.

Но у этих способов есть   свои недостатки, они не позволяют судить о том, как ученик научился применять свои знания, требует специального оборудования, отнимает много времени урока, а при проведении проверочных работ возрастает уровень тревожности, что влияет на психологическое здоровье ученика.

Эффективность урока зависит от множества причин, т.к. это сложная процессуальная психолого-педагогическая система. “Понимание учителем того, что цели обучения, воспитания и развития учащихся достигаются, прежде всего, за счет глубокого и органичного единства и согласования с содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации учебно-познавательной деятельности школьников – основа результативности обучения”.

Отрабатывая методику построения урока, очень важно не смотреть при этом на ученика как на “материал”, обрабатываемый по своеобразной технологии. Педагогическая ценность урока состоит в построении его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе. Бесспорно то, что знания должны приобретаться активно. Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятий, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов.

2.2 Организация работы по повышению познавательной активности учащихся через применение  активные формы , методы и приемы  на уроках биологии.

Развитие  познавательного интереса и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности. Метод не сама цель, а способ ее осуществления. Методы, которые я использую на своих уроках, работают на главную цель — развитие творческого мышления и активизацию познавательного интереса учащихся. Ведущая роль отводится методам творческой деятельности (гностические, логические):

1.Частично – поисковый (эвристический).

2.Метод творческих задач

3.Проблемное изложение.

4.Исследовательский.

5.ИКТ

2.2.1 Частично – поисковый (эвристический).

      К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.

      Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие приемы обучения. На своих уроках я использую следующие:  

Метод “вживания”. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: “Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…”. В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом.

Метод эвристических вопросов. Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

“Мозговой штурм”. Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод  опережающих домашних заданий. Суть метода сводится к тому, что ученикам для самостоятельного изучения я даю  материал, который на уроке не объясняется, указываю лишь страницы основной и дополнительной литературы и отмечаю главную особенность домашней работы – понять материал, а не запомнить его. Дома ученики знакомятся с содержанием, обдумывают ответы на вопросы учебника. Многое могут понять самостоятельно, часть материала рождает вопросы ко мне. С этим ученик приходит в школу. Он готов к общению со мной для более глубокого изучения данного материала. Урок начинаю  с разбора нового, но в известной степени знакомого ученикам материала. Это основная часть урока. Желающие отвечают на вопросы. Попутно выясняется, что им не понятно, какие возникли вопросы. В конце урока мы вместе делаем обобщение, формируем основные вопросы следующего урока. Для этих уроков характерен новый подход к процессу обучения. Вопросы задают ученики, а учитель на них отвечает; школьники знания получают самостоятельно; урок становится «лабораторией приобретения знаний». При регулярном  проведении такой работы количество желающих отвечать увеличивается, а оценки «2» исчезают вообще

2.2.2 Метод применения творческих задач.

Эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путем применения творческих задач.

Важно знать, что творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учителя направлена на их выявление и подбор необходимых сведений.

Под творческой задачей понимают проблему:

-с нечетко заданными условиями (например, для ряда задач невозможно точно указать, к какому разделу теории она относится);

-содержащую некое противоречие;

-допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

Решение творческих задач в биологии требует применения различных знаний в этой области, развитие умений и навыков выполнения творческих задач, поэтому задача учителя состоит в постепенности процесса приобщения детей к выполнению данного рода задач.

На I этапе урока, с применением творческих задач, коллективно обсуждаются и решаются конкретные задачи по следующему плану:

-постановка проблемного вопроса;

-знакомство с содержанием задачи;

-подбор способов решения задачи алгоритм: формула, схема, инструкция, эвристическая беседа);

-рассуждения с помощью логических приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование);

-высказывание предложений;

-проверка правильности умозаключений с помощью просмотра натуры, таблиц, рисунков и коррекция ошибок;

-формулировка выводов.

Далее учителем показываются способы решения типичных задач. Учащимся предлагается решить задачу по данному образцу, причем разрешается пользоваться учебной литературой, подсказкой учителя. Учащиеся обучаются решать задачи конкретного типа, поэтому их творческая активность на первом этапе не проявляется.

На втором этапе, после усвоения основных алгоритмов решения задач, учащимся предлагаются задачи, решение которых требует применения известного алгоритма в новых условиях, например при изучении другой темы. Консультацию учителя ребята использовали лишь для актуализации знаний.

На третьем этапе учащиеся выполняют задания самостоятельно и пытаются сами составить задачу. По мере решения творческих задач учащиеся усваивают прежние и находят новые алгоритмы, не нуждаясь в подсказке учителя. У школьников появляется устойчивый интерес к учебным действиям и потребность к творческой активности. Выполнение творческих задач позволяет использовать коллективные и групповые формы работы, что в будущем обеспечит им социализацию в обществе.

Другой способ решения творческих задач - типовые схемы работы с группами:

1.Группы получают одно и то же задание. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. В этом случае учитель на острие интереса ребят может построить проблемную беседу по разрешению создавшегося противоречия.

2.Группы получают разные задания. Тогда или “спикеры” групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый “спикер” по кругу обходит каждую группу и работает с ней.

3.Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп, после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу.

Сильным ходом является объединение всех предлагаемых заданий единым смыслом, содержанием.

Особо интересный вопрос - решение творческих, эвристических задач в группах, которые развивают “творческость” мышления. Такие задачи принято называть “открытыми” (на Западе пользуются термином “креативность”).

Позиция детей к решению творческих задач разная, ребята высказывают свои соображения, возникает дискуссия, а, следовательно, идёт активный поиск правильного решения, в ходе которого школьники используют не только накопленные теоретические знания, но и свой жизненный опыт.

У школьников развивается воображение и опосредованное мышление, а главное, растет интерес к предмету и самостоятельной работе.

Творческие задания применимы на уроках по различным темам - в этом смысле они универсальны. Выделяют несколько типов творческих задач.

1.Количественные задачи (расчетные).

Пример: Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25 ООО - 30 ООО шагов, что в среднем составляет 20 км.

Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь  

Решение количественных расчетных задач помогает учащимся оценивать состояние своего здоровья, развивают навыки самоконтроля и заботиться о здоровом образе жизни.

2.Качественные задачи.

Пример: При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?

Данные типы задач позволяют развивать у учащихся навыки сравнения, устанавливать причины следственной связи, а также практические умение заботиться о своей личной и общественной гигиене на основе теоретических знаний

3.Экспериментальные задачи.

Пример: ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия наклоны, приседания, вставания и т. п.

- Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись вперед?

- Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки?

- Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону?

Такие экспериментальные задачи можно проводить по следующему плану: составление гипотезы, обсуждение способов ее проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.

Вопросы направлены на выявление прямых и обратных связей.

Результат опыта показывает понимание не только важных биологических законов, но и универсальности законов физики: устойчивое равновесие сохраняется в том случае, когда проекция центра тяжести находится над площадью опоры.

Пример: Как доказать, что кровеносные сосуды под кожей руки - вены?

Данную задачу учащиеся решают по-разному. Часть исходит из определения термина “вены”. Эти ребята ищут такие опыты, при помощи которых можно доказать, что кровь в сосудах движется к сердцу: “Нужно сдавить руку в запястье. Если видно, что сосуды набухают, со стороны кисти, значит это вены, т. к. кровь по ним движется к сердцу”. Такое решение основано на подведение под определение. Другие решают задачу, строя рассуждение по логическому принципу исключения:

“Видимые на поверхности руки сосуды не могут быть капиллярами, т. к. они крупные, и не могут быть артериями, т. к. не пульсируют. Следовательно, это вены”.

4.Инновационные задачи

Задачи инновационного типа связаны с осознанием школьниками новых для них фактов и идей на основе общих закономерностей и логических умозаключений.

Пример: Яйцо взвесили перед началом и в конце инкубации. Изменился ли вес яйца?

Используя знания о строении яйца, путем рассуждения учащиеся приходят к выводу, содержащему для них новую информацию, что в конце инкубации масса яйца должна быть меньше, т. к. часть веществ расходуется в энергетических процессах, необходимых для развития цыпленка, а продукты окисления удаляются из яйца через поры в скорлупе.

Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использование жизненного опыта, повседневных наблюдений,

Пример: постройте схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и заканчивая их утилизацией в клетке.

При выполнении этого задания учащиеся могут использовать учебник.

Применяя известные факты, ребята выстраивают следующую цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте —> всасывание ее в кровь —> изменения, происходящие с глюкозой в печени и мышцах —> превращения в клетках, где часть ее окисляется, т. е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.

Пример: Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

Ответы учащихся бывают различными:

- кость - сложный живой орган, т. к. она растет, участвует в обмене веществ, состоит из красного и желтого костного мозга, участвует в создании клеток кровь;

- в кости есть кровеносные сосуды;

- кость - живой орган; она состоит из ряда тканей, разнообразных по своей структуре; в костях находятся нервы и кровеносные сосуды.

Логика учащихся, давших второй ответ такова: кость состоит из клеток,    

 а клетки - “живой организм”, следовательно, кость - живая.

Это пример творческих задач, развивающих логические и комбинаторные способности.

Пример: Печень называют “химической лабораторией”, “продовольственным складом”, “диспетчером организма”. Что лежит в основе таких образных выражений?

Ответы учащихся:

-в печени происходят химические превращения веществ, синтезируются белки, в ней содержится множество различных витаминов, избыток углеводов откладывается в печени в виде гликогена;

-печень участвует в поддержании постоянства состава крови; она задерживает ядовитые вещества; в печени синтезируются белки, углеводы, ферменты;

-в печени производится кровь; она перерабатывает некоторые вещества и производит другие.

Такой тип задач формирует системное мышление, носит прикладной характер, требует выявления связей с анатомо-физиологическими понятиями.

5.Семантические задачи

Семантические задачи (объяснения названий терминов, определений и т. п.) определяют ту базу знаний, без которой творчество невозможно. При решении задач этого типа особое внимание должно уделяться ошибкам, связанным с дифференциацией научной и бытовой лексики.

Пример: Объясните смысловое значение и происхождение слов: печень, мышцы, пясть, запястье, анатомия, витамины, ахиллово сухожилие.

Ответы учащихся, оцененные как правильные:

-печень происходит от слова “печь”, она согревает своим теплом проходящую через нее кровь, обогревающую наш организм; в печени происходит сильный обмен веществ; мышца - “бегающая” под кожей мышь; слово “пясть” произошло от числа пять; анатомия - в переводе с греческого “рассечение”, “расчленение”;

-витамины – в переводе с латинского “жизнь”; понятие “ахиллово сухожилие” происходит от имени сына древнегреческой богини Фетиды Ахилла, которого она, чтобы сделать неуязвимым, купала в огненной реке, держа за пятку.

Использование творческих задач на уроках биологии позволяет:

-использовать полученные учащимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач - т.е. закреплять знания учащихся;

-демонстрировать учащимся красоту научной мысли, достижения ученых в области естественных и технических наук: творческие задачи и их контрольные ответы представляют собой красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли;

-развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей (большинство творческих задач предполагает не один, а гамму ответов, что позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, объяснений причин явлений);

-способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний, как в письменной, так и в устной форме;

-способствовать развитию познавательного интереса учащихся

-через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;

-способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе; - просто привлекать внимание учеников к теме урока.

Это приводит к более эффективной самореализации ученика и сохранению его индивидуальности. Ученики не боятся новых смелых нестандартных решений, могут пересмотреть свои взгляды и действия, свои ошибки, могут не соглашаться с мнением учителя, предложить лучшее решение проблемы. Тогда мы можем сказать себе, что, действительно, сделали все, чтобы вырастить интеллектуальный и культурный потенциал
нации.

2.2.3 Метод проблемного обучения

Проблемный подход в обучении рассматривается как средство управления мышлением учащихся, а его цель - активизация познавательной деятельности школьников, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода хорошо сказал М.Н. Скаткин: « Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания - он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин».

Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебного процесса.

Без пытливости нельзя научиться самостоятельно решать самые простые вопросы. История учит, что все открытия от малого до большого - результат постоянного вопроса: « Почему? ». И чем больше таких «что»,       « как», « почему», тем меньше равнодушия, инертности в работе учащихся, больше живого поиска и приятнее открытие нового.

Я приучаю детей думать над объектами, которые они рассматривают на уроках, над сущностью работы, которую они выполняют. Стараюсь так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у учащихся в свою очередь возникали встречные вопросы, стремлюсь создать проблемную ситуацию.

Проблемный подход в обучении позволяет избежать механического запоминания изучаемого материала, избавиться от догматизма. В процессе решения учебной проблемы учащийся преодолевает трудности, что способствует развитию у него мышления, пробуждению познавательного интереса, выработке воли.

Приведу примеры  использования  вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока. Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?»

Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников.

 Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе  поисковой работы.

 Одной из задач урока «Внутренняя среда организма» является изучение учащимися ряда  связанных с жизнью вопросов: «При порезе кожи кровь вскоре свертывается и перестает течь. А почему кровь не свертывается в кровеносных сосудах? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из раны,  не свертываясь? Как объяснить применение медицинских пиявок для лечения некоторых заболеваний? Известен факт, что от потери крови после удаления зуба умер мальчик. Почему же кровь не всегда свертывается?»

Некоторые ученики пытаются дать ответы на эти вопросы, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Подготовка сообщений  к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу.

Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником.

Например, на уроке «Строение и работа сердца»  после  рассказа  по модели о строении сердца, (из курса зоологии учащиеся имели представление о связях между строением и функциями сердца млекопитающих) проводится работа в разноуровневых  группах. Предлагаю учащимся выдвинуть предполагаемые функции каждого отдела сердца, заполнив самостоятельно 2-ю графу таблицы, а потом найти в учебнике правильный ответ, проверить себя и заполнить 3-ю графу таблицы.  

Таблица. «Связь строения  и  функций сердца»

Особенности строения

Предполагаемая функция

Подлинная функция

 

 

Школьники в коллективной беседе обсуждают  результаты самостоятельной работы, подъем активности и интереса, учащихся к уроку  очевиден.

Предварительное  домашнее задание(наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке.

Наблюдения за биологическими  объектами – это целеполагающее восприятие,  направленное на научную или практическую деятельность, заканчивающееся обязательным формированием понятий, установлением разнообразных связей, различных сторон объекта. Для ведения наблюдений учащиеся пользуются следующим алгоритмом: постановка цели, ознакомление с заданием, порядок действий, фиксация результатов, формулирование выводов. Например,  к уроку «Видоизмененные побеги» задаю учащимся домашнее задание: «Проведите лабораторную работу в такой последовательности: разрежьте пополам огурец, яблоко, клубень картофеля, луковицу, рассмотрите их строение; выделите признаки плода и признаки побега; найдите среди рассмотренных органов побеги, назовите их признаки». Проблемный вопрос заложен в самих объектах изучения, учащиеся часто допускают ошибку, принимая за плоды клубень картофеля, луковицу лука и другие видоизмененные побеги. Домашнее задание подготовило создание проблемной ситуации на уроке, когда ставлю вопрос: «К каким органам относятся клубень и луковица?» Ответ учащиеся дают на основе анализа результатов домашней работы в ходе наблюдения.

Проблемные задания при  изучении нового материала(работа с раздаточным материалом).

Например, в ходе изучения  темы  «Классификация растений» в VI классе  предлагаю  учащимся ознакомиться с таблицей (см. таблицу ниже), а затем самостоятельно рассмотреть живые растения, гербарии и плоды, имеющиеся на столах, и дать предположительный ответ на проблемный вопрос: «Почему все названные в таблице растения относятся к семейству крестоцветных, или  розоцветных, или  мотыльковых   (бобовых)? »

Таблица. Разнообразие растений семейства..

Продовольственные растения

Декоративные растения

Кормовые растения

В процессе беседы учащиеся составляют схему анализа семейств (общие признаки, цветок, плод, использование) и дают характеристику семейства, работая в парах взаимопомощи.

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.

Например, на уроках в 8 классе  ставлю вопросы: «Какая вода лучше утоляет жажду: пресная или подсоленная? Почему во время дальних походов солдатам давали кусочки солёной рыбы? Можно ли вводить в кровь воду при кровопотерях? Как объяснить, что при профилактических прививках  в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание? Почему одни заболевают, наступив на холодный пол ногой, а другие купаются зимой в проруби и не простужаются».

Подобные проблемные вопросы являются для учащихся новыми, еще не изученными, содержат в себе явные противоречия, вызывают интерес своей связью с жизнью и требуют развернутого ответа на основе мыслительного поиска и применения опорных знаний.

2.2.4 Исследовательский метод.

Приемом использования исследовательского метода являются ученические проекты. 

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его                реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. На уроках биологии мною была апробирована проектная деятельность учащихся.         Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.                 Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика.

Этот метод у  учащихся развивает способность к исследовательскому типу мышления, при его использовании прослеживается динамика в развитии интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.
           Проектный метод учит учащихся определять цели исследования, четко формулировать задачи, устанавливать причинно-следственные связи.
Совместная деятельность учащихся по проекту сплачивает детей, усиливает чувство ответственности каждого ученика за работу в группе.
         Проектный метод помогает учащимся делать правильный выбор, аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, владеть вниманием аудитории. Данную методику широко использую в 7 – 11 классах.  Например, учащимся 7 класса после изучения темы «Птицы» предлагаю работу над проектом по предложенным темам (допускаю свободный выбор), с данными проектами учащиеся участвуют в «Ярмарке знаний» «Птичий калейдоскоп». Основными пунктами содержания проекта для детей этого возраста являются: 1)введение 2)раскрытие темы 3)стихи и загадки о птичьих повадках 4) мои наблюдения за птицами 5) викторина, кроссворд, «заморочки для бочки» 6) используемая литература 7) приложение. Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала.

Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущения гордости за полученный результат. Для этого после завершения работы предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют  не только другие дети, но и родители.

 Проектная деятельность  способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

        С этим приемом неразрывно связан еще один –  написание рефератов и их защита.

Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, развитию самостоятельности мышления, формируют навыки информационного поиска. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу.

При защите данных работ школьники учатся выделять главное, логически правильно строить свое выступление и т.д.

Рефераты, выполняемые учащимися  X-XI классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведения наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

2.2.5 Применение  информационно – коммуникационных технологий в разных ситуациях и на разных этапах урока.

 Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, невозможна без использования персональной электронно-вычислительной машины.

Девизом для использования компьютерных технологий взяла цитату из выступления генерального директора Intel Craig Barreta «Чудеса творят не компьютеры, а учителя».

Изучая теорию и практику использования информационной технологии обучения (компьютеризации обучения) В.П.Беспалько, Я.А.Ваграменко, А.П.Ершова и др., а также программу Intel «Обучение для будущего» в России, созданную Я.Быховским ищу пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств.

Электронные презентации эффективно использую на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Например, «биосинтез белка» – такой процесс, который очень сложно представить и невозможно увидеть.

Созданная электронная презентация с анимационными эффектами позволяет наглядно воссоздать основные этапы этого процесса и проследить логическую связь между ними. Каждый этап демонстрируется отдельным слайдом по щелчку мыши. Установленные на слайдах кнопки дают возможность получить дополнительную информацию о происходящем процессе и его особенностях. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна. После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку. При участии в проекте по созданию компьютерных презентаций:

-у ребят повышается интерес к предмету;

-улучшается усвоение материала;

-возрастает самооценка и уверенность в своих силах;

-развиваются творческие способности.

Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи.

Презентации учащиеся выполняют  с помощью следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Microsoft Excel. Информационные технологии дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры.

Применение ИКТ на различных этапах урока.

На этапе актуализации знаний

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память.

В 6 классе при изучении темы «Условия прорастания семян» на этом этапе я использую слайды из презентации прошлого урока с рисунком, требующим комментария.

На этапе объяснения нового материала.

Одним из средств подачи нового материала может служить презентация.

Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность.

Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, не только при введении нового материала, но при тренировке и закреплении, применении знаний на практике, зачете или контроле, домашнем задании и др.

Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Эффективность всегда предполагает выполнение поставленных целей. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении учащихся:

  • сообщить информацию;
  • развлечь;
  • научить;
  • создать мотивацию.

Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
  • развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся;
  • воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения; воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Преимущества использования мультимедиа презентаций:

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
  2. В случаях выявления в слайдах презентации недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
  3. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  4. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  5. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  6. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся.
  7. Учитель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
  8. Изменяется, отношение к ПК. Ученики начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
  9. Повышение эффективности урока.

В своей практике для объяснения нового материала по теме «Многообразие земноводных. Их значение и охрана» я использовала разработанную мною презентацию.

В общей биологии есть ряд разделов, отличающихся сложностью явлений и протекания процессов, а вследствие этого, сложных для восприятия и понимания. К таким процессам можно отнести: микромир клетки - строение и функции органоидов, биосинтез белка, развитие жизни на Земле и др. Поэтому при изложении материала оптимально использовать фото, видеоматериалы, или, что, на мой взгляд, более приемлемо и удобно – анимацию. Подвижные компьютерные модели помогают моим учащимся выйти из затруднительного положения - понять явление, которое сложно представить. Компьютер не только создаёт модель явления, но также позволяет изменить условия протекания процесса, просмотреть с оптимальной для усвоения скоростью.

В теме «Нуклеиновые кислоты» наиболее сложным для понимания является структура ДНК и процесс репликации. Учащемуся предоставлена возможность при помощи вращения модели, ознакомиться с общим планом строения молекулы, освоить сложную структуру нуклеотида. Такая наглядность помогает оперативно усвоить строение и принципы, на основе которых выстраивается вся молекула ДНК.

При исследовательской деятельности на уроке

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на задачу с заранее неизвестным решением.

Психологи давно подметили такую особенность, что умственная деятельность ученого, делающего "эпохальное" открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, – идентичны по своей внутренней "механике". Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя как ученому, чем получать знания в "готовом виде" – т.е. заучивать. Склонность к исследованиям свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать – это индикаторы детской одаренности. Учителя знают, что обучение должно быть "проблемным", т.е. содержать элементы исследовательского поиска.

Исследовательская работа в моей практике проходит через все ступени обучения. Это и исследовательские задания на уроках в 5 классе, например закладка опыта по выращиванию плесени на хлебе с последующим практическим изучением её под микроскопом, или изучение прорастания семян в разных условиях среды (проследить влияние температуры на процесс прорастания семян). В 7 классе – это мини исследовательская работа «Среда обитания и внешнее строение птиц».

На этапе закрепления знаний

Важным этапом является организация закрепления знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет немаловажную роль.  

Мною используются готовые контролирующие   программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако в разных классах тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Microsoft PowerPoint, Excel или Конструкторе тестов.

Кроме тестов, предложенные для компьютерной проверки знаний, задания могут быть в виде:

  • биологического диктанта;
  • графического диктанта;
  • заданий типа «убери лишнее»;
  • «подпишите иллюстрации»;
  • «закончите предложение» и т.д.

  Второй год у меня есть возможность использовать на уроках интерактивную доску и электронный микроскоп.

Используя цифровой микроскоп,   появляется возможность:

  • более качественно, интересно провести лабораторную работу и достичь желаемых результатов   (снимки с цифровых микроскопов наглядны, доступны для каждого    учащегося);    
  • повысить интерес к биологической науке, исследовательской деятельности;
  • решить вопрос с недостатком раздаточного материала (микропрепаратов) при проведении лабораторных работ;
  • изменить традиционный подход при выполнении лабораторных работ.
  • переходу от репродуктивной передачи знаний к творческой,  систематизации и углубления знаний.

Преимущества цифрового микроскопа:

  • Изучать исследуемый объект ни одному ученику, а группе учащихся одновременно, т.к. информация может быть выведена на монитор компьютера ;
  • Изучать объект в динамике, например,  одним из преимуществ микроскопа является возможность проведения видеосъемки для отображения промежуточных стадий длительных опытов, когда нет возможности показать превращения в режиме реального времени, например, процесс прорастания семян. Также его можно использовать для демонстрации движений различных объектов. С помощью цифрового микроскопа можно получить видеозаписи живых объектов.
  • Создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме; сделать подписи к рисункам и фотографиям;
  • Использовать изображения объектов на бумажных носителях.

Использование  интерактивной  доски. 

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
  • После занятия файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

 Преимущества для учеников:

- интерактивные доски делают занятия интересными и развивают мотивацию;

-предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе;

-помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

-помогают детям работать у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе

На  своих уроках я использую следующие возможности интерактивной доски:  

1. Исправление ошибок

Упражнения на исправление ошибок или на определение «лишнего» в группе слов, уравнений, формул, рисунков может быть дано с целью закрепления материала (функция перемещения объекта). Примеры заданий:

Выберите лишнее насекомое в каждом ряду и объясните свой выбор.

2. Установление соответствия

Задания на установление соответствия могут использоваться на разных этапах работы и позволяют выработать умение обобщения знаний, выявления причинно-следственных связей и т.п. Примеры заданий: Установите соответствие между строением цветка и соответствующим ему семейством.

3. Установление последовательности

Задания позволяют сформировать умения выстраивания логических связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами .Примеры заданий:  Установите последовательность стадий развития насекомых.

4. Деление материала на группы

Умение деления материала на группы необходимо при выполнении заданий на классификацию. Примеры заданий:Распределите растения по классам.

5. Корректировка текста

Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст, исправить ошибки, составить текст из предложений в правильной логической последовательности и могут применятся на разных этапах урока. Примеры заданий: Вставьте пропущенные слова в текст.

6. Работа с изображениями

При изучении нового материала поэтапное открытие структурных компонентов рисунка, например, органоидов на рисунке растительной клетки.

При обобщении и первичной проверке знаний может использоваться прием подстановки правильных ответов, либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера, например, к рисунку внутреннего строения амебы.

При обобщении и контроле знаний сравнение (может быть множественное) объектов рисунка и занесение результатов в таблицу, например, сравнение строения животной и растительной клеток.

7. Работа со схемами

Упражнение позволяет структурировать изученный материал, систематизировать и обобщить, может использоваться на разных этапах урока (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», «электронное перо», функция перемещения объектов). Примеры заданий:

Заполните схему «Сходство грибов и животных» .

8. Работа с таблицами

Поэтапное заполнение таблицы при изучении нового материала, исправление ошибок при обобщении, систематизации и контроле знаний Примеры заданий:

Заполните таблицу «Значение простейших в жизни человека» (биология).

9. Работа с кроссвордами

Данное упражнение позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляется одним или несколькими учениками с помощью инструментов «электронное перо» и «маркер». Ответы и ключевое слово при этом могут быть закрыты шторкой.

Таким образом, интерактивная доска – это комплекс оборудования, который позволяет педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации обучающихся.


2.3 Применение системы активных методов, форм организации обучения биологии на примере темы "Птицы"

Применяя разнообразные формы работ на уроках   биологии, развивая основные умения и навыки учащихся, я стараюсь дать глубокие знания основ предмета, стимулируя творческую активность обучающихся, развивая их творческий потенциал.

Как же научить детей использовать полученные на уроках   знания, умения и навыки  в жизни? Эту проблему я стараюсь решать на каждом занятии. Для этого стремлюсь к созданию таких условий, чтобы дети  сотрудничали со мной, могли самостоятельно искать истину, решать проблему, чтобы каждый имел право «сметь своё суждение иметь». Вариативность видов работы, безусловно, активизирует познавательную деятельность учеников, изменяет соотношение между долей руководства со стороны учителя и долей самостоятельной работы учащихся.

Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных".

Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей.   Именно поэтому целесообразно соединить обычную работу по формированию базовых компетентностей учеников с созданием проектной группы для самостоятельной работы над проектом "Биология птиц".

Для тесного взаимодействия частей класса во время урока, необходимо комбинировать и объединять работу проектной группы с деятельностью остального ученического коллектива с использованием методов и форм активного взаимодействия сформированных групп. Что касается формирования проектной группы, то оно может осуществляться на основе предыдущего анкетирования и анализа деятельности учеников по усвоению предыдущих тем курса с использованием мультимедийных средств.

Сформированная проектная группа получила задачи по созданию проекта "Биология птиц", конечными продуктами которого будут мини-справочник "Биология птиц" и ученические мультимедийные презентации соответственно тематике занятий.

Кроме проектной, необходимо использовать и другие формы и методы активного обучения. Их использование на каждом уроке по тематическому разделу «Птицы» представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Активные формы и методы обучения по тематическому разделу «Птицы»

Тема урока

Активные формы и методы обучения

Примечания

1. Общая характеристика псиц. Внешнее строение птиц.

1. Проблемный вопрос    

2.Эвристическая беседа

  Кто такие птицы?  По каким признакам можно сказать, что данное  животное – птица?

Метод проектов

Исследовательская деятельность учеников с использованием мультимедийной презентации и материала учебника,  сообщение членов проектной группы в виде обобщения

Мозговой штурм

Прогностическая деятельность учеников в виде «мозгового штурма»:

спрогнозировать, какие признаки должна иметь кожа птиц.

Лабораторная работа

«Внешнее строение птиц»

2. Особенности скелета и мышц птиц

Метод проектов

Использование интерактивной доски

Информация проектной группы о признаках организации скелета птиц с использованием мультимедийной презентации

Работа грудных мышц птицы

Дискуссия с проблемным вопросом  

Исследование изменений в мышечной системе птиц

Метод  опережающего домашнего задания

Дома учащиеся заполняют таблицу «Скелет птицы»

Лабораторная работа

«Строение скелета птиц»

3. Разнообразие птиц

Метод синектики либо «заседание экспертной группы» (по выбору учителя). Цель – обсуждение докладов учащихся.

Темы докладов:

1. «Особенности поведения птиц, связанные с размножением».

2. «Сезонные явления в жизни птиц».

Метод проектов

Информация проектной группе о пингвинах и бескилевых птицах

Работа в группах

Задания для групп. Особенности птиц разных экологических групп

Таким образом,  можно сделать следующий вывод. Каждый учитель имеет право избирать такие активные формы работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, и от активности учеников, от их желания постоянно самосовершенствоваться по этому предмету.

Заключение.

 Результаты моей работы  дают основания сделать такие выводы.   Использование  форм и методов активного обучения дает возможность для профессионального роста, для изменения себя, обучения вместе с учениками. Сделать первый шаг поможет сам новый подход к обучению и его цели, при которых учитель откровенно может признать себя не специалистом и получить «право» не знать ответа на те или другие вопросы (и вдобавок много вопросов по биологии не имеют однозначного или единственно правильного ответа). С другой стороны, после нескольких тщательно подготовленных уроков учитель сможет ощутить, как изменилось отношение к нему учеников, а также сама атмосфера в классе — и это послужит дополнительным стимулом к работе с активными формами и методами.

На основе  использования активных форм в процессе обучения биологии на уроке мною были выявлены дидактические условия применения  методов активного обучения для формирования системности, действенности и прочности знаний. Эти условия можно распределить на четыре группы.

Первая группа условий связана с выбором форм и методов активного обучения.  

Вторая группа условий касается подготовки учителей. Использование активных форм и методов в обучении опирается на заинтересованность учителей в поиске новых подходов к изучению учебного материала, на достаточный уровень владения средствами новых информационных технологий обучения.

Третья группа условий связана с подготовкой учеников и предусматривает формирование положительной мотивации использования форм и методов активного обучения в учебно-познавательной деятельности;  

Четвертую группу образуют условия, которые касаются методов и организационных форм обучения. Выбор и рациональное объединение разнообразных методов обучения зависит от сложности материала, который изучается, этапа дидактического цикла, уровня подготовленности учеников и опирается на преобладающее применение проблемных методов обучения, дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Таким образом, специально организованная учебно-познавательная деятельность на основе использования форм и методов активного обучения содействует формированию качественных знаний учеников.


Список использованной литературы

  1. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2008. – 320 с.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134 с.
  3. Фальтус Р. Приготовиться к работе в группах // Работа в группах. Вибран. статьи /Пер. с польск. Варшава, 1994. – С. 7 – 14.
  4. Грабовская С.Л. Интерактивное обучение в вузе: проблемы и перспективы. К., 2008. – С.171-176.
  5. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика, 2000. —№ 7.–С. 12-18.
  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М., 2007.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М., 2005. – 409 с.
  7. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. М: Лист-Нью, 2004. – 1117 с.
  8. Воронина Г.А., Исакова С.Н. Биологический тренажер: 6 – 11 классы: дидактические материалы. М.: Вентана – Граф, 2009. – 192 с.
  9. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
  10. Баханов К.О. Инновационные модели, системы и технологи обучения истории в школе: Монографія Запорожье: Просвещение, 2000. –160 с.
  11. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2012. – 167 с.
  12. Кларин М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 2007. – 198 с.
  13. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии   / Г.М. Муртазин. М., 1989. – 308 с.
  14. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2007. - 280 с.
  15. Кошманова Т.С. Развитие педагогического образования (1960-1998 рр.). Львов: Свет, 2008. – 486 с.
  16. Лернер И. Дидактические основы обучения. – М.: Просвещение, 1987.
  17. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. Мн.: Книжный дом, 2004. – 115 с.
  18. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. – 239 с.
  19. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч. М.: Вентана- Граф, 2007.- 176 с. (Школьный курс за 100 часов).
  20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи. М.: Народное образование, 2008. – 105 с.
  21. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001. – 253 с.



           








 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"

Презентация "Активизация познавательной деятельности учащихся через использование технологии исследовательской деятельности"...

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...