Зоология
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
В проверочной работе представлена информация по курсу "Зоология". Вопросы разной степени сложности, ориентированы как на сильных обучающихся, так и на слабоуспевающих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zoologiya.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЗООЛОГИЯ»
(подготовка к ЕГЭ)
Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Тело насекомых состоит из отделов:
1) головы и груди; 2) головы, груди и брюшка; 3) головы и брюшка; 4) головогруди и брюшка.
А2. К типу членистоногие относят:
1) осьминог; 2) нереида; 3) майский жук; 4) пресноводная гидра.
А3. К видовым признакам поведения животных и человека относятся рефлексы:
1) условные; 2) приобретенные; 3) врожденные; 4) ненаследуемые.
А4. Сердце рыб:
1) однокамерное; 2) двухкамерное; 3) трехкамерное; 4) четырехкамерное.
А5. Резкое сокращение бизонов и зубров в 19 веке произошло вследствие:
1) действия абиотических факторов; 3) действия биотических факторов;
2) повышения конкуренции с другими видами; 4) действия антропогенных факторов.
А6. Круглые черви являются более прогрессивными животными по сравнению с плоскими червями, так как имеют:
1) двустороннюю симметрию; 3) кровеносную систему;
2) развитые членистые конечности; 4) вытянутое тело.
А7. Животные с вытянутым цилиндрическим заостренным с обоих концов тела, не разделенным на членики, относятся к типу:
1) круглых червей; 2) плоских червей; 3) кольчатых червей; 4) моллюсков.
А8. У земноводных:
1) нет кровеносной системы; 3) два круга кровообращения;
2) один круг кровообращения; 4) три круга кровообращения.
А9. Плоские черви являются более прогрессивными животными по сравнению с кишечнополостными, так как:
1) имеют уплощенную форму тела; 3) дышат всей поверхностей тела;
2) имеют третий слой клеток; 4) являются хищнками.
А10. В отличие от рыб у лягушки нет:
1) черепа; 2) позвоночника; 3) ребер; 4) поясов конечностей.
А11. У паукообразных в отличие от ракообразных имеется:
1) 3 пары членистых ходильных ног; 3) 4 пары простых глаз;
2) крылья; 4) хитиновый покров.
А12. К отряду чешуйчатые относятся пресмыкающиеся:
1) черепахи; 2) ящерицы; 3) крокодилы; 4) жабы.
А13. К ракообразным относится:
1) скорпион; 2) чесоточный зудень; 3) дафния; 4) клоп-водомерка.
А14. Сросшиеся кости скелета птиц обеспечивают:
1) защиту внутренних органов; 3) защиту от хищников;
2) безопасность при приземлении; 4) устойчивость при полете.
А15. У всех хордовых имеется центральная нервная система в виде:
1) брюшной нервной цепочки; 2) полой трубки; 3) нервных узлов; 4) двух нервных стволов.
А16. Кровеносная система имеется у:
1) аскариды; 2) пиявки; 3) печеночного сосальщика; 4) инфузории.
А17. Органами дыхания двустворчатых моллюсков служат:
1) парные легкие; 3) жабры в виде веточек;
2) трахеи и легочные мешки; 4) пластинчатые парные жабры.
А18. К насекомоядным млекопитающим относятся:
1) белки; 2) лягушки; 3) хамелеоны; 4) ежи.
А19. У пресмыкающихся в отличие от земноводных оплодотворение:
1) внутреннее, размножение на суше; 3) наружное, размножение на суше;
2) внутреннее, размножение в воде; 4) наружное, размножение в воде.
А20. Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у:
1) птиц; 2) земноводных; 3) пресмыкающихся; 4) млекопитающих.
А21. Животные не могут сами создавать органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:
1)автотрофным организмам;2)гетеротрофным организмам;3) организмам-симбионтам; 4) сапрофитам.
А22. В мире животных отсутствует размножение:
1) отдельными органами; 2) половое; 3) вегетативное; 4) с чередованием поколений.
А23. Легкий скелет сформировался у птиц в связи с приспособленностью к полету за счет:
1) срастания многих костей;
2) наличия в костях костного мозга;
3) превращения передних конечностей в крылья;
4) уменьшения массы костей и наличия в них воздухоносных полостей.
А24. Размножение некоторых насекомых путем партеногенеза способствует:
1) повышению жизнеспособности потомства;
2) совершенствованию приспособленности к среде обитания;
3) обогащению наследственности потомства;
4) быстрому увеличению численности животных.
А25. Птенцы у синиц похожи на родителей, что свидетельствует об их развитии:
1) прямом; 2) с превращениями; 3) историческом; 4) эмбриональном.
А26. В связи с питанием грубой растительной пищей у лошади:
1) зубы острые с более толстой эмалью на передней стороне резцов;
2) резцы широкие и длинные, коренные зубы с большой жевательной поверхностью;
3) наиболее развиты клыки и четыре коренных зуба;
4) зубы однотипные, остробугорчатые.
А27. Полость тела, заполненную паренхимой, мантию и раковину имеют:
1) плоские черви; 2) круглые черви; 3) моллюски; 4) членистоногие.
А28. У лягушки, крокодила и бегемота глаза и ноздри располагаются над водой, что позволяет:
1) считать этих животных родственными;
2) быстро плавать в воде;
3) дышать кислородом воздуха и замечать добычу и врагов, находясь в воде;
4) часть жизни проводить на суше.
А29. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствует о родстве:
1) земноводных и пресмыкающихся; 3) пресмыкающихся и млекопитающихся;
2) пресмыкающихся и птиц; 4) птиц и млекопитающих.
А30. Развитие животных с превращением характерно для:
1) постэмбрионального периода; 3) процесса эволюции;
2) эмбрионального периода; 4) процесса видообразования.
А31. В процессе эволюции у земноводных появляется второй круг кровообращения и сердце, состоящее из:
1) одного предсердия и одного желудочка;
2) двух предсердий и одного желудочка;
3) двух предсердий и одного желудочка с неполной перегородкой;
4) двух предсердий и двух желудочков.
А32. Укажите особенности внешнего строения, по которым млекопитающих можно отличить от других позвоночных:
1) волосяной покров и разнообразные кожные железы;
2) голая кожа, покрытая слизью;
3) кожа с чешуей, покрытой слизью;
4) сухая, практически без желез кожа, с роговыми чешуями или щитками.
А33. Дышат с помощью только легких:
1) бабочки; 2) крокодилы; 3) лягушки; 4) тритоны.
А34. Нельзя гладить бродячих собак, так как на их шерсти могут быть:
1)яйца остриц;2)яйца человеческих аскарид;3)финны бычьего цепня;4)яйца и членики эхинококка.
А35. Непрямое развитие у ряда насекомых способствует:
1) обострению борьбы между родителями и потомством;
2) обострению борьбы между особями популяции;
3) ослаблению борьбы между родителями и потомством;
4) ослаблению межвидовой борьбы.
А36. Реакция домашнего животного на кличку – это рефлекс:
1) безусловный; 3) формирующийся в течение жизни животного;
2) передающийся по наследству; 4) характерный для всех особей вида.
А37. Двусторонне-симметричное тело, расчлененное на отделы, хитиновый покров и членистые конечности имеют:
1) моллюски; 2) членистоногие; 3) плоские черви; 4) кольчатые черви.
А38. Преодолевать сопротивление воды с наименьшими затратами энергии рыбам позволяют:
1) парные грудные и брюшные плавники; 3) жабры, прикрытые жаберными крышками;
2) спинной и анальный плавники; 4) обтекаемая форма тела, слизь на коже.
А39. Слабое развитие у паразитических плоских червей нервной системы и органов чувств по сравнению со свободноживущими плоскими червями – пример:
1) ароморфоза; 2) дегенерации; 3) видообразования; 4) биологического регресса.
А40. Финны бычьего или свиного цепня могут попасть в организм человека с:
1) плохо промытыми овощами; 3) некипяченой водой из непроточных водоемов;
2) плохо проваренным или прожаренным мясом; 4) мясом, на котором мухи отложили свои яйца.
А41. С полным превращением развивается:
1) саранча; 2) стрекоза; 3) пчела; 4) кузнечик.
А42. Полный метаморфоз у майского жука – это приспособление к:
1) размножение; 3) защите потомства;
2) жизни в разных средах обитания; 4) жизни в разных ареалах.
А43. Настоящая пятипалая конечность впервые появилась у:
1) земноводных; 2) пресмыкающихся; 3) птиц; 4) млекопитающих.
А44. Укажите пункт, в котором правильно перечислены все типы одноклеточных животных:
1) Амебы, Споровики, Жгутиконосцы;
2) Жгутиконосцы, Ресничные, Плазмодии, Корненожки;
3) Саркожгутиконосцы, Споровики, Инфузории;
4) Жгутиконосцы, Кокцидии, Фораминиферы, Радиолярии.
А45. О принадлежности медузы аурелии к типу Кишечнополостных свидетельствует:
1) способность плавать в толще воды; 3) двуслойное строение тела;
2) наличие личиночной стадии; 4) способность образовывать колонии.
А46. Белая планария отличается от медузы аурелии:
1) способностью к половому размножению; 3) наличием нервных клеток;
2) многоклеточностью; 4) типом симметрии.
А47. Малый прудовик – это промежуточный хозяин в цикле развития:
1) печеночного сосальщика; 2) бычьего цепня; 3) эхинококка; 4) аскариды.
А48. Системой, впервые появившейся у членистоногих в процессе эволюции, была:
1) пищеварительная; 2) кровеносная; 3) дыхательная; 4) нервная.
А49. Главным систематическим признаком типа Членистоногие является:
1) сегментация тела и конечностей; 3) трахейное дыхание;
2) развитие с полным превращением; 4) незамкнутая кровеносная система.
А50. Одинаковое число пар ходильных ног имеют:
1) паук крестовик и жук плавунец; 2) скорпион и клещ; 3) клещ и стрекоза; 4) муха и дафния.
А51. Общим у пчелы и тритона является:
1) тип кровеносной системы; 3) строение нервной системы;
2) способ дыхания; 4) тип развития.
Часть В
В1. К паразитическим плоским червям относятся:
1) эхинококк;
2) белая планария;
3) аскарида;
4) нереида;
5) печеночный сосальщик;
6) свиной цепень.
В2. Какие признаки характерны для земноводных:
1) ороговевшие покровы тела;
2) холоднокровность;
3) четырехкамерное сердце;
4) трехкамерное сердце;
5) теплокровность;
6) кожное дыхание.
В3. К кишечнополостным животным относятся:
1) аскарида;
2) медуза;
3) бычий цепень;
4) актиния;
5) гидра;
6) дизентерийная амеба.
В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак:
ПРИЗНАКИ | КЛАССЫ |
1) тонкая влажная кожа проницаема для газов; | А) Земноводные Б) Пресмыкающиеся |
2) кожа сухая, без желез, покрыта чешуями; | |
3) размножение и развитие происходит на суше; | |
4) развитие непрямое; | |
5) грудная клетка без ребер; | |
6) яйца с большим запасом питательных веществ. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В5. Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.
А) жгутиковые; Б) членистоногие; В) кишечнополостные; Г) кольчатые черви; Д) плоские черви.
В6. Установите соответствие между признаком животных и классами Земноводные и Рыбы.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) наличие среднего уха; | А) Земноводные; Б) Рыбы. |
2) отсутствие ребер; | |
3) наличие чешуи; | |
4) наличие конечностей; | |
5) двухкамерное сердце; | |
6) отсутствие легких. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В7. Установите последовательность этапов развития бабочки.
А) рост и накопление питательных веществ гусеницей; Б) переживание холодов; В) откладывание яиц на листья капусты; Г) выход гусениц из яиц; Д) выход имаго – взрослых особей;
Е) образование неподвижных куколок.
В8. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца:
А) внедрение личинок в организм моллюска;
Б) выход из яйца личинок с ресничками;
В) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота;
Г) миграция личинок в печень и желчные протоки основного хозяина;
Д) выход оплодотворенных яиц в кишечник крупного рогатого скота, а затем в окружающую среду;
Е) инцистирование личинок.
В9. Установите последовательность этапов в цикле развития свиного цепня, начиная с яйца:
А) проникновение онкосфер через стенку кишечника в кровеносное русло;
Б) превращение онкосфер в финны;
В) попадание финн с плохо проваренным или прожаренным мясом в кишечник основного хозяина;
Г) попадание онкосфер в мышцы, мозг, печень промежуточного хозяина;
Д) выход из яиц личинок с крючьями – онкосфер;
Е) попадание созревших яиц из кишечника основного хозяина в организм промежуточного хозяина.
В10. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) жаберные крышки отсутствуют; | А) Костные рыбы; Б) Хрящевые рыбы. |
2) есть жаберные крышки; | |
3) зубы являются видоизменением чешуи; | |
4) характерно внутреннее оплодотворение и разные типы живорождения; | |
5) зубы и чешуя имеют разное строение; | |
6) оплодотворение внешнее. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В11. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) трехкамерное сердце; | А) Пресмыкающиеся; Б) Птицы. |
2) наличие зубов; | |
3) четырехкамерное сердце; | |
4) теплокровность; | |
5) большие полости в костях скелета; | |
6) двойное дыхание. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В12. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | КЛАСС |
1) органы дыхания - трахеи; | А) Насекомые; Б) Ракообразные. |
2) три пары конечностей; | |
3) пять пар конечностей; | |
4) органы дыхания - жабры; | |
5) выделительная система – зеленые железы; | |
6) выделительная система – мальпигиевы сосуды. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В13. Установите соответствие между признаком животных и типом, для которого характерен этот признак.
ПРИЗНАК | ТИП |
1) сетчатая нервная система; | А) Кишечнополостные; Б) Моллюски. |
2) разбросанно-узловая нервная система; | |
3) кровеносная система отсутствует; | |
4) лучевая симметрия; | |
5) кровеносная система незамкнутая; | |
6) кожная складка - мантия. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Часть С.
С1. Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?
С2. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Тело рыбы состоит из головы, груди и брюшка. 2. На границах этих отделов находятся жаберные крышки и анальное отверстие. 3. Хвост оканчивается спинным плавником. 4. У рыб имеются непарные грудные и брюшные плавники. 5. У рыб имеются парные плавники – хвостовой, спинной, анальный.
С3. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Кишечнополостные – трехслойные, беспозвоночные животные. 2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: гидроидные, сцифоидные, жгутиконосцы.
С4. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Класс Ракообразные является самым многочисленным классом типа Членистоногие. 2. Тело ракообразных состоит из головы, груди и брюшка. 3. Представители класса имеют 5 пар ходильных ног. 4. Все ракообразные ведут водный образ жизни.
С5. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Тело круглых червей нечленистое, округлое в поперечном сечении. 2. Круглые черви одноклеточные животные. 3. У круглых червей появилась вторичная полость тела. 4. Кишечник круглых червей двуветвистый и слепозамкнут.
С6. Найдите ошибки в проведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Центральная нервная система хордовых имеет вид шара. 2. ЦНС располагается на брюшной стороне, под хордой. 3. Состоит из головного и спинного мозга. 4. Кровеносная система хордовых незамкнута. 5. Сердце у хордовых находится на брюшной стороне тела под пищеварительным каналом.
С7. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода – это значительный ароморфоз в процессе эволюции животных.
Ответы ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЗООЛОГИЯ»
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 4 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
4 | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 |
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
3 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 |
Часть В
В1.
1 | 5 | 6 |
В2.
2 | 4 | 6 |
В3.
2 | 4 | 5 |
В4.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а | б | б | а | а | б |
В5.
а | в | д | г | б |
В6.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а | а | б | а | б | б |
В7.
в | г | а | е | б | д |
В8.
д | в | а | е | в | г |
В9.
е | д | а | г | б | в |
В10.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
б | а | б | б | а | а |
В11.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а | а | б | б | б | б |
В12.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
А | а | б | б | б | а |
В13.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
а | б | а | а | б | б |
Часть С.
С1. Сократительные, пищеварительные вакуоли.
С2. 1,3,4,5.
С3. 1. трехслойные. 3. вегетативным. 4. жгутиконосцы.
С4. 1,2,4.
С5. 2,3,4.
С6. 1,2,4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд по зоологии по теме: "Многообразие земноводных"
Кроссворд в формате Excel, содержит вопросы о земноводных, их фотографии. Может быть полезен при проведении урока обобщения либо внеклассного мероприятия....
Самостоятельная работа по биологии в 7 классе по 1 разделу «Зоология – наука о животных»
Интересная это наука- зоология...
Презентация к уроку зоологии
Данная презентация создана к обобщающему уроку зоологии по теме "Многообразие и значение простейших в природе и жизни человека". В презентацию включен материал по повторению правил работы с микроскопо...
Презентация к уроку зоологии
материал к уроку "Класс Паукообразные"...
Презентация "Краткая история развития зоологии".
Вклад Аристотеля, Левенгука, Линнея, Дарвина в развитие науки зоологии....
Тесты по зоологии
тесты для 7 классов...
Презентация у уроку зоологии в 7 классе "Тип Моллюски"
В презентации дается общая характеристика типа Моллюски, а также характеристика, строение и видовое многообразие каждого класса этого семейства....