Генетика
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Коровина Наталия Александровна

В работе содержатся вопросы разной степени сложности, которые представлены в форме ЕГЭ. Приведены задания на все законы наследственности  и изменчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ГЕНЕТИКА»

(подготовка к ЕГЭ)

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Фенотип – это совокупность:

1) внешних признаков организма;                             3) внутренних признаков организма;

2) внешних и внутренних признаков организма;     4) всех генов организма.

А2. Вероятность рождения ребенка, страдающего дальтонизмом, в браке здоровой женщины  мужчины-гемофилика составляет:

1) 100%;              2) 50%;                   3) 25%;                4) 0%.

А3. Метод генетики, основанный на изучении родословной человека, позволяющий выявить тип и характер наследования признаков в поколениях, называются:

1) гибридологическим;    2) биохимическим;         3) центрифугирования;          4) генеалогическим.

А4. Гомологичные хромосомы:

1) содержат гены, отвечающие за разные признаки;

2) это одно и то же, что хроматиды;

3) содержат одинаковый набор генов, но попали в зиготу от разных родителей;

4) отличаются друг от друга по форме и размерам.

А5. Совокупность генотипов всех особей популяции вида называется:

1) кариотип;            2) генофонд;                  3) генотип;                      4) фенотип.

А6. Метод генетики, основанный на изучении числа и строения хромосом с помощью светового и электронного микроскопа, называется:

1) гибридологическим;    2)цитогенетическим;         3) биохимическим;          4) генеалогическим.

А7. Определите рецессивный гомозиготный генотип:

1) Аа;              2) сс;                 3) АА;              4) Вс.

А8. Способность организма передавать особенности строения и развития своему потомству называется:

1) изменчивость; 2) рецессивность; 3) наследственность; 4) доминантность.

А9.  Определите доминантный  гомозиготный генотип:

1) Аа;              2) сс;                 3) АА;              4) Вс.

А10. Какова функция медико-генетических  консультаций родительских пар?

1) определяет возможность рождения близнецов;

2) выявляет предрасположенность родителей к нарушению обмена веществ;

3) выявляет предрасположенность родителей к нарушению  иммунитета;

4) определяет вероятность проявления у детей наследственных заболеваний.

А11. Определите гетерозиготный генотип:

1) Аа;              2) сс;                 3) АА;              4) Вс.

А12. Из зиготы разовьется мальчик, если в ней окажется хромосомный набор:

1) 44 аутосомы + XX; 2) 23 аутосомы + X; 3) 44 аутосомы + XY; 4) 22 аутосомы + Y.

А13. При скрещивании морских свинок с генотипами ааВВ и Аавв получится потомство с генотипом:

1) АаВВ;            2) ааВв;               3) АаВв;              4) ААВв.

А14. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по одной паре признаков, называется:

1) полигибридным;     2) моногибридным;    3) тригибридным;    4) дигибрибным.

А15. Первый закон Г.Менделя называется законом:

1)независимого наследования признаков;3)гомологических рядов в наследственной изменчивости;

2) чистоты гамет;                                         4) единообразия первого поколения.

А16. Для проведения анализирующего скрещивания особь с неизвестным генотипом скрещивают с особью:

1) доминантной гомозиготной;  3) рецессивной гомозиготной;

2) гетерозиготной;                       4) доминантной гетерозиготной.

А17. У человека гетерогаметным является пол:

1) женский; 2) в одних случаях мужской, а в других женский; 3) мужской;4) и мужской и женский. 

А18.  Большинство мутаций рецессивны, поэтому:

1) затрагивают большинство признаков организма; 3) всегда вредны и опасны;

2) всегда проявляются фенотипически;                      4) не проявляются фенотипически. 

А19.   Удвоение числа хромосом путем разрушения колхицином веретена деления в делящейся клетке является методом получения:

1) отдаленных гибридов; 2) радиационных мутантов; 3) полиплоидов; 4) чистых линий.

А20. Большинство мутаций вредны, так как:

1) передаются по наследству;                                       3) проявляются у данного организма;

2) нарушают приспособленность организма к среде;4) всегда являются смертельными.

А21. Полиплоидия обусловлена:

1) увеличением числа отдельных хромосом; 3) уменьшением числа отдельных хромосом;

2) кратным увеличением наборов хромосом; 4) кратным уменьшением наборов хромосом.

А22. Определите рецессивный  гомозиготный генотип:

1) Аа;              2) сс;                 3) АА;              4) Вс.

А23. Способность организма передавать особенности строения и развития своему потомству называется:

1) изменчивость; 2) рецессивность; 3) наследственность; 4) доминантность.

А24. ДНК бактерий:

1) очень длинная с множеством некодирующих участков; 3) имеет форму кольца;

2) окружена ядерной мембраной;                                           4) организованная в хромосомы.

А25. Триплетов ДНК, не кодирующих ни одной аминокислоты, а служащих сигналом для прекращения трансляции, насчитывается:

1) 20;        2) 7;              3) 5;                  4) 3.

А26. Мутация, произошедшая в половых клетках:

1) передается по наследству;                        3) не передается по наследству;

2) проявляются у данного организма;          4) вредна для жизни данного организма.

А27. В селекции животных не используется:

1) близкородственное скрещивание; 2) получение полиплоидов;3)гибридизация;4)массовый отбор.  

А28. Источником комбинативной изменчивости у организмов являются:

1) кроссинговер, случайные изменения генов и независимое расхождение хроматид;

2) кроссинговер, независимое расхождение хромосом  в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении;

3) взаимодействие аллельных и неаллельных генов и случайное сочетание гамет при оплодотворении;

4) случайные изменения генов, хромосом или всего организма.

А29. Выберите пример фенотипической изменчивости:

1) моносомия по Х хромосоме;

2) увеличение эритроцитов в крови у альпинистов при восхождении выше 4 тыс. м;

3) трисомия по Х хромосоме;

4) уменьшение числа эритроцитов, в связи с кровотечением.

А30. Мутацией считается:

1) новое сочетание хромосом, образовавшееся при слиянии гамет;

2) новое сочетание генов в результате оплодотворения;

3) изменение числа хромосом в клетке;

4) перекрест хромосом в ходе мейоза.

А31.  На делящуюся клетку для получения полиплоидов воздействуют колхицином, который:

1) разрушает веретено деления;                                       3) разрушает ядерную мембрану;

2) обеспечивает быстрое возникновение перетяжки;    4) ускоряет процесс деления клетки.

А32.  Соматические мутации:

1) предаются по наследству;                                               3) не передаются по наследству.

2) проявляются у потомства при половом размножении; 4) не проявляются у данного организма.

А33.  При скрещивании морских свинок с генотипами ааВВ и ААвв получится потомство с генотипом:

1) АаВВ;   2) ааВв;     3) АаВв;       4) ААВв.

А34.  Основной метод селекционной работы И. В. Мичурина:

1) получение радиационных мутантов; 3) искусственный мутагенез;

2) отдаленная гибридизация;                  4) получение полиплоидных форм.


А35.  Гомологичные хромосомы:

1) содержат гены, отвечающие за разные признаки;

2) это одно и то же, что хроматиды;

3)  содержат одинаковый набор генов, но попали в зиготу от разных родителей;

4) отличаются друг от друга по форме и размерам.

А36. Совокупность   генотипов всех особей популяции вида называется:

1) кариотип; 2) генофонд; 3) генотип; 4) фенотип.

А37.   Процесс формирования у родительских особей половых клеток называется:

1) гаметогенез; 2) онтогенез; 3) партеногенез; 4)  филогенез.

А38. В селекции животных почти не используется:

1) близкородственное скрещивание;  3) гибридизация;

2) неродственное скрещивание;           4) массовый отбор.

А39. Основы учения о мутациях и их причинах заложил:

1) Т. Морган;    2) Г. Мендель;    3) Г. де Фриз;     4) Н. Вавилов.

А40. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по одной паре признаков, называется:

1) полигибридным; 2) моногибридным; 3) тригибридным; 4) дигибридным.

А41. Источником мутационной изменчивости у организмов являются:

1) кроссинговер, независимое расхождение хромосом в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении;

2) кроссинговер и случайное расхождение хроматид в митозе;

3) взаимодействие аллельных и неаллельных генов и случайное сочетание гамет при оплодотворении;

4) случайные изменения генов, хромосом или всего организма.

А42. Процесс репликации ДНК происходит в:

1) S – синтетической стадии;                  3) G2 – постсинтетической стадии;

2) G1 – предсинтетической стадии;        4) D – дубликационной стадии.

А43. Сцепленными называют гены, лежащие в:

1)одной гамете; 2)гомологичных хромосомах; 3)одной хромосоме; 4)негомологичных хромосомах.

А44. В селекции при получении чистых линий и их скрещивании между собой наблюдается явление:

1) гетерозиса;       3) близкородственного скрещивания (инбридинга);

2) полиплоидии;   4) межвидового скрещивания.

А45. Основной причиной возникновения геномных мутаций является:

1) нарушение клеточного деления, приводящее к изменению числа хромосом;

2) нарушение репликации ДНК, приводящее к изменению последовательности нуклеотидов;

3) разрыв хромосом и их соединение в новых сочетаниях;

4) поворот участков хромосом на 1800.

А46. Основной причиной возникновения хромосомных мутаций является:

1) нарушение репликации ДНК, приводящее к изменению последовательности нуклеотидов;

2) нарушение клеточного деления, приводящее к увеличению числа хромосом;

3) разрывы хромосом или хроматид и их соединение в новых сочетаниях;

4) изменения химической структуры генов, воспроизводимые в следующих репликациях.

А47. Анализирующее скрещивание – это скрещивание исследуемой особи с:

1) гомозиготной доминантной особью;  3) гомозиготной рецессивной особью;

2) гетерозиготной особью;                       4) особью с аналогичным генотипом.

А48. При скрещивании двух растений земляники с красными и белыми плодами в первом поколении (F1)  все растения имели розовую окраску плодов. Во втором (F2)  наблюдалось расщепление 1:2:1, что явилось результатом:

1) полного доминирования; 2) эпистаза; 3) неполного доминирования; 4) полимерии.

А49. Два гена наследуются независимо, если они располагаются в:

1) половых хромосомах;            3) половой хромосоме;

2) гомологичных хромосомах;  4) негомологичных хромосомах.


А50. Для определения генотипа особи проводят скрещивание:

1) дигибридное; 2) анализирующее; 3) промежуточное; 4) полигибридное.

А51. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при:

1) половом размножении; 3) вегетативном размножении;

2) размножении спорами;  4) бесполом размножении.

Часть В.

В1. Ядро клетки имеет в своем составе:

1) кариоплазму и хроматин; 2) двухмембранную оболочку; 3) матрикс с рибосомами и кольцевой ДНК; 4) ядрышко; 5) систему мембран, образующих цистерны и канальцы;  6) стопки диктиосом, переходящих в трубочки.

В2. В каких структурах растительной клетки локализованы молекулы ДНК?

1) рибосомы; 2) митохондрии; 3) ядро; 4) вакуоли; 5) комплекс Гольджи; 6) хлоропласты.

 В3. Выберите случаи мутаций, которые передаются по наследству:

1) мутация Y- хромосомы; 2) мутация X- хромосомы; 3) мутация в хромосомах клетки печени; 4) мутация в яйцеклетке; 5) мутация в клетках кожи; 6) мутация в нервных клетках.

В4. В чем заключаются преимущества бесполого размножения перед половым:

1) требует меньших затрат энергии; 2) обеспечивает комбинативную изменчивость; 3) приводит к увеличению числа особей в популяции; 4) организмы, появившиеся на свет, обычно быстрее развиваются; 5) приводит к увеличению генетического разнообразия в популяциях; 6) может осуществляться одним организмом, которому не нужен партнер.

В5. Какие из этих методов используются в генетических исследованиях?

1) моделирование; 2) генеалогический; 3) эмбриологический; 4) гистологический; 5) гибридологический; 6) близнецовый.

В6. Какие из перечисленных закономерностей были сформулированы Г. Менделем?

1) закон независимого наследования; 2) биогенетический закон; 3) закон расщепления; 4) закон сцепленного наследования; 5) закон единообразия гибридов первого поколения; 6) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

В7. Установите соответствие между тремя видами мутаций и их характеристиками.

Характеристики мутаций:

Виды мутаций:

1) являются следствием ошибок при репликации ДНК;

А) геномные;

Б) хромосомные;

В) генные.

2) приводят к увеличению числа хромосом;

3) приводят к образованию новых аллелей;

4) изменяют последовательность генов в хромосоме;

5) чаще наблюдаются у растений;

6) затрагивают отдельные хромосомы хромосомного набора.

В8. Установите соответствие между наследственной и модификационной изменчивостью и их характеристиками.

Характеристики изменчивости:

Формы изменчивости:

1) проявляется только в пределах, ограниченных генотипом;

А) наследственная;

Б) модификационная.

2) возникшее изменение не передается потомкам;

3) может затрагивать отдельные гены;

4) может изменить количество хромосом в хромосомном наборе;

5) является следствием новой комбинации генов, возникшей при оплодотворении;

6) проявляется в ответ на воздействие отдельных факторов среды.


Ответы ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ГЕНЕТИКА»

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

2

4

3

3

2

2

2

3

3

4

1

3

3

2

4

3

3

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

4

3

2

2

2

3

3

4

1

2

2

2

3

1

3

3

2

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

3

2

1

2

3

2

4

1

3

1

1

3

3

3

4

2

1

Часть В.

В1. 1,2,4.

В2.  2,3,6.

В3. 1,2,4.

В4. 1,4,6.

В5.  2,5,6.

В6. 1,3,5.

В7. ВАВБАБ

В8. ББАААБ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс

ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...

История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе

Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий  эмбриологии (дают термин),за...