Генетика
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
В работе содержатся вопросы разной степени сложности, которые представлены в форме ЕГЭ. Приведены задания на все законы наследственности и изменчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ГЕНЕТИКА»
(подготовка к ЕГЭ)
Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Фенотип – это совокупность:
1) внешних признаков организма; 3) внутренних признаков организма;
2) внешних и внутренних признаков организма; 4) всех генов организма.
А2. Вероятность рождения ребенка, страдающего дальтонизмом, в браке здоровой женщины мужчины-гемофилика составляет:
1) 100%; 2) 50%; 3) 25%; 4) 0%.
А3. Метод генетики, основанный на изучении родословной человека, позволяющий выявить тип и характер наследования признаков в поколениях, называются:
1) гибридологическим; 2) биохимическим; 3) центрифугирования; 4) генеалогическим.
А4. Гомологичные хромосомы:
1) содержат гены, отвечающие за разные признаки;
2) это одно и то же, что хроматиды;
3) содержат одинаковый набор генов, но попали в зиготу от разных родителей;
4) отличаются друг от друга по форме и размерам.
А5. Совокупность генотипов всех особей популяции вида называется:
1) кариотип; 2) генофонд; 3) генотип; 4) фенотип.
А6. Метод генетики, основанный на изучении числа и строения хромосом с помощью светового и электронного микроскопа, называется:
1) гибридологическим; 2)цитогенетическим; 3) биохимическим; 4) генеалогическим.
А7. Определите рецессивный гомозиготный генотип:
1) Аа; 2) сс; 3) АА; 4) Вс.
А8. Способность организма передавать особенности строения и развития своему потомству называется:
1) изменчивость; 2) рецессивность; 3) наследственность; 4) доминантность.
А9. Определите доминантный гомозиготный генотип:
1) Аа; 2) сс; 3) АА; 4) Вс.
А10. Какова функция медико-генетических консультаций родительских пар?
1) определяет возможность рождения близнецов;
2) выявляет предрасположенность родителей к нарушению обмена веществ;
3) выявляет предрасположенность родителей к нарушению иммунитета;
4) определяет вероятность проявления у детей наследственных заболеваний.
А11. Определите гетерозиготный генотип:
1) Аа; 2) сс; 3) АА; 4) Вс.
А12. Из зиготы разовьется мальчик, если в ней окажется хромосомный набор:
1) 44 аутосомы + XX; 2) 23 аутосомы + X; 3) 44 аутосомы + XY; 4) 22 аутосомы + Y.
А13. При скрещивании морских свинок с генотипами ааВВ и Аавв получится потомство с генотипом:
1) АаВВ; 2) ааВв; 3) АаВв; 4) ААВв.
А14. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по одной паре признаков, называется:
1) полигибридным; 2) моногибридным; 3) тригибридным; 4) дигибрибным.
А15. Первый закон Г.Менделя называется законом:
1)независимого наследования признаков;3)гомологических рядов в наследственной изменчивости;
2) чистоты гамет; 4) единообразия первого поколения.
А16. Для проведения анализирующего скрещивания особь с неизвестным генотипом скрещивают с особью:
1) доминантной гомозиготной; 3) рецессивной гомозиготной;
2) гетерозиготной; 4) доминантной гетерозиготной.
А17. У человека гетерогаметным является пол:
1) женский; 2) в одних случаях мужской, а в других женский; 3) мужской;4) и мужской и женский.
А18. Большинство мутаций рецессивны, поэтому:
1) затрагивают большинство признаков организма; 3) всегда вредны и опасны;
2) всегда проявляются фенотипически; 4) не проявляются фенотипически.
А19. Удвоение числа хромосом путем разрушения колхицином веретена деления в делящейся клетке является методом получения:
1) отдаленных гибридов; 2) радиационных мутантов; 3) полиплоидов; 4) чистых линий.
А20. Большинство мутаций вредны, так как:
1) передаются по наследству; 3) проявляются у данного организма;
2) нарушают приспособленность организма к среде;4) всегда являются смертельными.
А21. Полиплоидия обусловлена:
1) увеличением числа отдельных хромосом; 3) уменьшением числа отдельных хромосом;
2) кратным увеличением наборов хромосом; 4) кратным уменьшением наборов хромосом.
А22. Определите рецессивный гомозиготный генотип:
1) Аа; 2) сс; 3) АА; 4) Вс.
А23. Способность организма передавать особенности строения и развития своему потомству называется:
1) изменчивость; 2) рецессивность; 3) наследственность; 4) доминантность.
А24. ДНК бактерий:
1) очень длинная с множеством некодирующих участков; 3) имеет форму кольца;
2) окружена ядерной мембраной; 4) организованная в хромосомы.
А25. Триплетов ДНК, не кодирующих ни одной аминокислоты, а служащих сигналом для прекращения трансляции, насчитывается:
1) 20; 2) 7; 3) 5; 4) 3.
А26. Мутация, произошедшая в половых клетках:
1) передается по наследству; 3) не передается по наследству;
2) проявляются у данного организма; 4) вредна для жизни данного организма.
А27. В селекции животных не используется:
1) близкородственное скрещивание; 2) получение полиплоидов;3)гибридизация;4)массовый отбор.
А28. Источником комбинативной изменчивости у организмов являются:
1) кроссинговер, случайные изменения генов и независимое расхождение хроматид;
2) кроссинговер, независимое расхождение хромосом в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) взаимодействие аллельных и неаллельных генов и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
4) случайные изменения генов, хромосом или всего организма.
А29. Выберите пример фенотипической изменчивости:
1) моносомия по Х хромосоме;
2) увеличение эритроцитов в крови у альпинистов при восхождении выше 4 тыс. м;
3) трисомия по Х хромосоме;
4) уменьшение числа эритроцитов, в связи с кровотечением.
А30. Мутацией считается:
1) новое сочетание хромосом, образовавшееся при слиянии гамет;
2) новое сочетание генов в результате оплодотворения;
3) изменение числа хромосом в клетке;
4) перекрест хромосом в ходе мейоза.
А31. На делящуюся клетку для получения полиплоидов воздействуют колхицином, который:
1) разрушает веретено деления; 3) разрушает ядерную мембрану;
2) обеспечивает быстрое возникновение перетяжки; 4) ускоряет процесс деления клетки.
А32. Соматические мутации:
1) предаются по наследству; 3) не передаются по наследству.
2) проявляются у потомства при половом размножении; 4) не проявляются у данного организма.
А33. При скрещивании морских свинок с генотипами ааВВ и ААвв получится потомство с генотипом:
1) АаВВ; 2) ааВв; 3) АаВв; 4) ААВв.
А34. Основной метод селекционной работы И. В. Мичурина:
1) получение радиационных мутантов; 3) искусственный мутагенез;
2) отдаленная гибридизация; 4) получение полиплоидных форм.
А35. Гомологичные хромосомы:
1) содержат гены, отвечающие за разные признаки;
2) это одно и то же, что хроматиды;
3) содержат одинаковый набор генов, но попали в зиготу от разных родителей;
4) отличаются друг от друга по форме и размерам.
А36. Совокупность генотипов всех особей популяции вида называется:
1) кариотип; 2) генофонд; 3) генотип; 4) фенотип.
А37. Процесс формирования у родительских особей половых клеток называется:
1) гаметогенез; 2) онтогенез; 3) партеногенез; 4) филогенез.
А38. В селекции животных почти не используется:
1) близкородственное скрещивание; 3) гибридизация;
2) неродственное скрещивание; 4) массовый отбор.
А39. Основы учения о мутациях и их причинах заложил:
1) Т. Морган; 2) Г. Мендель; 3) Г. де Фриз; 4) Н. Вавилов.
А40. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются по одной паре признаков, называется:
1) полигибридным; 2) моногибридным; 3) тригибридным; 4) дигибридным.
А41. Источником мутационной изменчивости у организмов являются:
1) кроссинговер, независимое расхождение хромосом в мейозе, случайное сочетание гамет при оплодотворении;
2) кроссинговер и случайное расхождение хроматид в митозе;
3) взаимодействие аллельных и неаллельных генов и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
4) случайные изменения генов, хромосом или всего организма.
А42. Процесс репликации ДНК происходит в:
1) S – синтетической стадии; 3) G2 – постсинтетической стадии;
2) G1 – предсинтетической стадии; 4) D – дубликационной стадии.
А43. Сцепленными называют гены, лежащие в:
1)одной гамете; 2)гомологичных хромосомах; 3)одной хромосоме; 4)негомологичных хромосомах.
А44. В селекции при получении чистых линий и их скрещивании между собой наблюдается явление:
1) гетерозиса; 3) близкородственного скрещивания (инбридинга);
2) полиплоидии; 4) межвидового скрещивания.
А45. Основной причиной возникновения геномных мутаций является:
1) нарушение клеточного деления, приводящее к изменению числа хромосом;
2) нарушение репликации ДНК, приводящее к изменению последовательности нуклеотидов;
3) разрыв хромосом и их соединение в новых сочетаниях;
4) поворот участков хромосом на 1800.
А46. Основной причиной возникновения хромосомных мутаций является:
1) нарушение репликации ДНК, приводящее к изменению последовательности нуклеотидов;
2) нарушение клеточного деления, приводящее к увеличению числа хромосом;
3) разрывы хромосом или хроматид и их соединение в новых сочетаниях;
4) изменения химической структуры генов, воспроизводимые в следующих репликациях.
А47. Анализирующее скрещивание – это скрещивание исследуемой особи с:
1) гомозиготной доминантной особью; 3) гомозиготной рецессивной особью;
2) гетерозиготной особью; 4) особью с аналогичным генотипом.
А48. При скрещивании двух растений земляники с красными и белыми плодами в первом поколении (F1) все растения имели розовую окраску плодов. Во втором (F2) наблюдалось расщепление 1:2:1, что явилось результатом:
1) полного доминирования; 2) эпистаза; 3) неполного доминирования; 4) полимерии.
А49. Два гена наследуются независимо, если они располагаются в:
1) половых хромосомах; 3) половой хромосоме;
2) гомологичных хромосомах; 4) негомологичных хромосомах.
А50. Для определения генотипа особи проводят скрещивание:
1) дигибридное; 2) анализирующее; 3) промежуточное; 4) полигибридное.
А51. Комбинативная изменчивость признаков проявляется при:
1) половом размножении; 3) вегетативном размножении;
2) размножении спорами; 4) бесполом размножении.
Часть В.
В1. Ядро клетки имеет в своем составе:
1) кариоплазму и хроматин; 2) двухмембранную оболочку; 3) матрикс с рибосомами и кольцевой ДНК; 4) ядрышко; 5) систему мембран, образующих цистерны и канальцы; 6) стопки диктиосом, переходящих в трубочки.
В2. В каких структурах растительной клетки локализованы молекулы ДНК?
1) рибосомы; 2) митохондрии; 3) ядро; 4) вакуоли; 5) комплекс Гольджи; 6) хлоропласты.
В3. Выберите случаи мутаций, которые передаются по наследству:
1) мутация Y- хромосомы; 2) мутация X- хромосомы; 3) мутация в хромосомах клетки печени; 4) мутация в яйцеклетке; 5) мутация в клетках кожи; 6) мутация в нервных клетках.
В4. В чем заключаются преимущества бесполого размножения перед половым:
1) требует меньших затрат энергии; 2) обеспечивает комбинативную изменчивость; 3) приводит к увеличению числа особей в популяции; 4) организмы, появившиеся на свет, обычно быстрее развиваются; 5) приводит к увеличению генетического разнообразия в популяциях; 6) может осуществляться одним организмом, которому не нужен партнер.
В5. Какие из этих методов используются в генетических исследованиях?
1) моделирование; 2) генеалогический; 3) эмбриологический; 4) гистологический; 5) гибридологический; 6) близнецовый.
В6. Какие из перечисленных закономерностей были сформулированы Г. Менделем?
1) закон независимого наследования; 2) биогенетический закон; 3) закон расщепления; 4) закон сцепленного наследования; 5) закон единообразия гибридов первого поколения; 6) закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
В7. Установите соответствие между тремя видами мутаций и их характеристиками.
Характеристики мутаций: | Виды мутаций: |
1) являются следствием ошибок при репликации ДНК; | А) геномные; Б) хромосомные; В) генные. |
2) приводят к увеличению числа хромосом; | |
3) приводят к образованию новых аллелей; | |
4) изменяют последовательность генов в хромосоме; | |
5) чаще наблюдаются у растений; | |
6) затрагивают отдельные хромосомы хромосомного набора. |
В8. Установите соответствие между наследственной и модификационной изменчивостью и их характеристиками.
Характеристики изменчивости: | Формы изменчивости: |
1) проявляется только в пределах, ограниченных генотипом; | А) наследственная; Б) модификационная. |
2) возникшее изменение не передается потомкам; | |
3) может затрагивать отдельные гены; | |
4) может изменить количество хромосом в хромосомном наборе; | |
5) является следствием новой комбинации генов, возникшей при оплодотворении; | |
6) проявляется в ответ на воздействие отдельных факторов среды. |
Ответы ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ГЕНЕТИКА»
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
4 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 |
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |
3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 |
Часть В.
В1. 1,2,4.
В2. 2,3,6.
В3. 1,2,4.
В4. 1,4,6.
В5. 2,5,6.
В6. 1,3,5.
В7. ВАВБАБ
В8. ББАААБ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...
БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...
Генетика . Алгортм решения задач по генетике.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...
История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе
Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий эмбриологии (дают термин),за...
Теоретические и практические занятия по генетике человека с основами медицинской генетики
Полная раскладка теоретических и практических занятий...
Поурочные планы по генетике человека с основами медицинской генетики
Поурочные планы по теории и практике...