БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что каждый вид сохраняет в ряду поколений характерные для него черты: на холодном Севере и в жарких странах корова всегда рождает теленка, курица выводит цыплят, а пшеница воспроизводит пшеницу. При этом живые существа индивидуальны: все люди разные, все кошки чем-то отличаются друг от друга, и даже колоски пшеницы, если присмотреться к ним повнимательнее, имеют свои особенности. Два эти важнейшие свойства живых существ – быть похожими на своих родителей и отличаться от них – и составляют суть понятий «наследственность» и «изменчивость».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_kak_nauka.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНЕТИКА КАК НАУКА. ИСТОРИЯ ГЕНЕТИКИ.
Цель урока: Познакомить учащихся с историей генетики;
сформировать представление об основных генетических
понятиях: наследственности, гене, генотипе, фенотипе,
изменчивости;
выяснить значение генетики для человечества.
Методы: Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой,
учебником, рабочей тетрадью на печатной основе,
эвристическая беседа.
Ход урока
I .Изучение нового материала.
1.Генетика как наука. История генетики.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами об истории генетики, об ученых, которые внесли свой вклад в ее развитие. Мы определим место этой науки в современном мире и выясним, какое значение имеют генетические знания для человечества в целом.
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что каждый вид сохраняет в ряду поколений характерные для него черты: на холодном Севере и в жарких странах корова всегда рождает теленка, курица выводит цыплят, а пшеница воспроизводит пшеницу. При этом живые существа индивидуальны: все люди разные, все кошки чем-то отличаются друг от друга, и даже колоски пшеницы, если присмотреться к ним повнимательнее, имеют свои особенности. Два эти важнейшие свойства живых существ – быть похожими на своих родителей и отличаться от них – и составляют суть понятий «наследственность» и «изменчивость».
Генетика- достаточно молодая наука.
Официальной датой рождения генетики считается 1900 г.
Давайте обратимся к истокам зарождения генетики.
Молодая наука имеет свою долгую историю, и не всегда ее открытия были понятны и восприняты в обществе.
- Краткие выступления учащихся на тему : истоки зарождения генетики.
Благодарственные слова выступающим.
Работа в рабочей тетради стр.36 № 3 таблица.
-1-
Развитие генетический знаний.
Ученый, его родина | Период жизни | Результаты работы, открытия генетических закономерностей. |
Грегор Мендель, Чехия | XIX –XX | Закономерности наследования признаков |
Вильгелм Иогасен. Дания | 1909 | Наследственные единицы, ген. |
Томас Морган, Америка | XX | Гены находятся в хромосомах и располагаются линейно |
А.С. Серебровский, Россия | XX | Ввел термин «Генофонд» |
Н.И. Вавилов, Россия | 1920 | Закон гомологичных рядов наследственности и изменчивости. |
Ю.А. Филипченко | 1920 | Разработал метод исследования Изменчивости и наследственности |
2.Основные понятия генетики.
Понятия генетики востребованы в ботанике, зоологии, микробиологии, экологии, учении об эволюции и других областях биологии. Данные генетических исследований используют в биохимии, медицине, биотехнологии, охране природы, сельском хозяйстве.
Открытия и методы генетики находят применения во всех областях человеческой деятельности, связанной с живыми организмами.
Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, а также механизмы управления этими процессами.
Наследственность - способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству.
Носителями наследственной информации у организмов являются гены.
Ген - участок молекулы ДНК, ответственный за проявление какого-либо признака.
Гены располагаются в определенных участках хромосом - локусах.
Реализация признака у организма осуществляется по схеме:
Ген белок фермент химическая признак.
реакция
У диплоидных клеток в гомологичных хромосомах находятся гены, регулирующие развитие одних и тех же признаков.
-2-
Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за проявление одного и того же признака (например, цвета волос, глаз, формы уха), называются аллельными генами (аллелями).
Аллели обозначаются буквами латинского алфавита: А, а, В, Ъ, С, с и т. д.
Аллельные гены могут нести одинаковые или противоположные качества одного и того же признака. Называются альтернативными
Альтернативными являются, например, аллели темной и светлой окраски волос, серого и карего цвета глаз, желтой и зеленой окраски семян гороха .
Аллельные гены могут быть доминантными и рецессивными.
Доминантный признак (ген) — господствующий, преобладающий, - обозначается заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.
Рецессивный признак (ген) — подавляемый признак. Он обозначается соответствующей строчной буквой латинского алфавита: а, Ь, с и т. д.
Гомозигота - это клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа).
Гетерозигота - это клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа), то есть несущая альтернативные признаки.
Генотип - совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей.
Фенотип - совокупность внутренних и внешних признаков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индивидуального развития.
Передача наследственных признаков происходит при делении клетки и размножении организма: при половом размножении - через половые клетки, то есть гаметы; при бесполом размножении - через соматические клетки.
В пределах одного вида все особи достаточно похожи друг на друга. Но в различных условиях особи даже с одинаковым генотипом могут различаться между собой по характеру и силе проявления своих признаков (то есть по фенотипу). В связи с этим в генетике используют понятие нормы реакции которым обозначают размах (пределы) фенотипических проявлений признака у особи под влиянием внешней среды без изменения генотипа.
Генотип определяет пределы (размах) нормы реакции организма, то есть его генетические возможности, а фенотип - это реализация этих возможностей в признаках.
Каждый организм обитает и развивается в определенных условиях окружающей среды, испытывая на себе действие внешних факторов.
-3-
Эти факторы могут проявляться в фенотипе, то есть могут измениться размеры или физиологические свойства организма. Поэтому проявление признака даже у близкородственных организмов может быть различным.
Эти различия между особями в пределах вида называют изменчивостью.
Изменчивость может быть вызвана воздействием факторов окружающей среды, не затрагивающим изменений генотипа. Это ненаследственная изменчивость. Изменчивость, связанная с изменениями генотипа, сопровождается появлением новых признаков и качеств, наследуемых организмом (наследственная изменчивость).
Она особенно часто наблюдается у особей, появившихся в результате скрещивания.
Написание синквейна- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Синквейн
1.Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2.Во второй строке- два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
3.Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
4.Четвёртая строка –фраза из четырёх слов, выражает личное отношение.
5.В пятой строке содержится одно слово,
характеризующее суть или объект.
Пример:
Генетика
Интересная, полезная
Изучает, наследует, передает
Востребована в областях биологии
Наука
3. Значение генетики для человечества.
Проследите основные открытия в генетике на протяжении столетия.
- 1935 – экспериментальное определение размеров гена.
- 1953 – структурная модель ДНК.
- 1961 – расшифровка генетического кода.
- 1962 – первое клонирование лягушки.
- 1969 – химическим путем синтезирован первый ген.
- 1972 – рождение генной инженерии.
- 1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека.
- 1980 – получена первая трансгенная мышь.
- 1988 – создан проект «Геном человека».
-4-
- 1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии.
- 1997 – клонировали овцу Долли.
- 1999 – клонировали мышь и корову.
- 2000 год – геном человека прочитан!
Обратите внимание, как бурно происходило развитие генетических знаний.
Задание учащимся :
1.Достижения современной генетики.
2.Значение генетики.
3. Современные нанотехнологии и генетика человека.
II. Подведение итогов урока.
- Работа в рабочей тетради.
Стр. 37 № 7. Связь генетики с другими науками.
*Ботаника, зоология, микробиология, экология, учение об эволюции, антропология, физиология, этология.
**биохимия, биотехнология, охрана природы, сельское хозяйство.
Стр. 38 № 2.
Локус- местоположение гена на участке ДНК.
Аллель- содержащие информацию за развитие признака, который контролируется геном.
Гомозиготные организмы- организмы , которые в одинаковых хромосомах несут одинаковые аллели одного и того же гена.
Гетерозиготные организмы- организмы , которые в одинаковых хромосомах несут различные аллели одного и того же гена.
Генотип-совокупность всех генов ( аллелей) отдельной особи.
Фенотип- совокупность всех признаков организма.
-5-
- Прослушайте высказывание известного ученого.
Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.
«Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием генетики. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генноинженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека». (В. А. Аветисов).
- Рефлексия
Сформулируйте выводы, дополнив предложения:
- Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что _______ .
- Изучая генетику, я хочу _____________ .
3.На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________
4.Выставление оценок за урок.
III. Домашнее задание : Учебник И.Н. Пономарева , параграф 17,18 ;
Работая тетрадь: стр. 37 № 4,5,6,7.
стр. 38 № 1,3,4.
Литература :
1. Учебник И.Н. Пономарева, Москва, издательский центр «Вентана- Граф».
2. Поурочные планы 9 класс биология , издательство «Учитель».
3. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика, тт. 1–3. М., 1988
4. Сингер М., Берг П. Гены и геномы, тт. 1–2. М., 1998
6. http://revolution.allbest.ru/biology
-6-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БИОЛОГИЯ. Генетика как наука. История генетики. 9 класс
ГЕНЕТИКА, наука, изучающая наследственность и изменчивость – свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что кажды...
презентация по биологии на тему "Основные понятия генетики" для 9 класса
Презентация по биологии на тему «Основные понятия генетики» для 9 класса показывает только саамы основные термины и понятия, которые нужно будет использовать учащимся при изучении темы «Генетика. Насл...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Урок-практикум по биологии. Тема: "Решение задач по генетике"
Эпиграф: "Ты, человек, значит можешь успешно овладеть знаниями"Цель: сформировать знания, умения, навыки решения задач по гинетике.Задачи: Образовательные: - обобщить, закрепить, углубить знания учащи...
Цикл уроков по курсу "Общая биология" - 17 разработок уроков по генетике, Биосинтезу белка, экологии
разработка уроков для 9-11 классов по биологии с использованием элементов английского языка ( для некоторых тем)...
История генетики. Основные понятия генетики. Урок биологии в 10 классе
Урок может ипользоваться в первом уроке изучения раздела Генетики в 9-11 классах.Сначала предлагается вспомить Эмбриологию,ребята читают определения основных понятий эмбриологии (дают термин),за...
Программа факультативного курса «Молекулярная биология и генетика в задачах» (10-11 класс, 34 часа)
Актуальность курса Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически...