“ КЛОНИРОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ”
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему
внеклассное мероприятие по биологии для 11 классов. Школьный диспут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ
“ КЛОНИРОВАНИЕ: ЗА И ПРОТИВ”.
ШКОЛЬНЫЙ ДИСПУТ
Сценарий диспута
“ Клонирование: за и против”.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА : Судья, Адвокат, Прокурор, Ученый-генетик, Ученый-скептик, овечка Долли, Хозяин овечки, Бизнесмен, Сомневающийся, 1-й ведущий, 2-й ведущий.
(На сцену, где заседает суд, выходят ведущие. Звучит музыка. Стихает.)
1-й ВЕДУЩИЙ. Мы собрались здесь, чтобы обсудить очень актуальные вопросы: что такое клонирование и необходимо ли оно современному обществу?
2-й ВЕДУЩИЙ. Позвольте представить участников диспута: на сцене Судья, Адвокат, Прокурор, Ученый-генетик, Ученый-скептик. Для ознакомления с проблемой слово имеет Ученый-генетик.
УЧЕНЫЙ-ГЕНЕТИК. Термин “клон” означает “веточка”, “побег”. Клонирование растений, их вегетативное размножение известно человечеству более 4 тыс. лет. Другое дело - клонирование животных! Эти работы начались в середине 20 века. Первые опыты проводились на земноводных. Ученые разработали микрохирургический метод пересадки ядер эмбриональных клеток одной лягушки в лишенные ядер яйцеклетки другой. Из зародышей на свет появились нормальные головастики. С 80-х гг. 20 в. проводится клонирование мышей, кроликов, коров и свиней. А в 90-е гг. удалось клонировать овцу, известную теперь как овечка Долли. Она развилась из реконструированной яйцеклетки овцы, донором ядра которой стала клетка молочной железы другой овцы. Долли оказалась точной копией овцы-донора. Я думаю, что скоро очередь дойдет и до человека. Это так здорово!
УЧЕНЫЙ-СКЕПТИК. У меня на этот счет другое мнение. Клонирование вредно по своей сути. Послушайте, что я обнаружил, изучая историю вопроса.
Во-первых, из зародышей головастиков благополучно развивается лишь 80%, остальные гибнут.
Во-вторых, опыты с мышами себя не оправдали, так как большинство эмбрионов погибали на ранних стадиях.
В-третьих, лишь 3% кроликов развились в нормальных животных, у других наблюдались отклонения.
Что касается клонирования человека, то становление его как личности определяется не столько биологической наследственностью, сколько семейной, социальной и культурной средой. И практически все религиозные учения настаивают, что появление человека на свет определяется Богом, и зачатие должно происходить естественным путем! Что если недобросовестные люди захотят клонировать себя? Что тогда будет?
- 2 -
СОМНЕВАЮЩИЙСЯ. Я думаю, клонирование – это не та проблема, которую следует обсуждать. В мире главное деньги: у кого они есть, тот и прав. Один мой знакомый Бизнесмен заказал себе клона, чтобы передать ему начатое дело. (входит Бизнесмен.)
БИЗНЕСМЕН. Какие проблемы? Мне нужен мой клон. Я уже обо всем договорился и даже внес предоплату! Скоро сделают мою копию и мой бизнес будет процветать всегда.
СУДЬЯ (Бизнесмену). Подождите! Здесь не рекламное агентство! Освободите помещение! (Бизнесмен уходит.)
СУДЬЯ. Позвольте подвести итоги. Прокурор, Вам слово.
ПРОКУРОР. (Приводит доводы о недопустимости клонирования вообще и клонирования человека в частности.)
- Мы не должны снимать с людей копии, поскольку нам следует относиться к каждому ребенку как к индивиду, а не как к копии другого человека!
- Человек - товар, торговля людьми - криминальная сфера.
- Недопустимо лишать человека жизни, следует ввести запрет на эксперименты с человеческими зародышами.
- Ученые не должны стремиться к “улучшению” человеческих генов, поскольку нет критериев “идеального человека”.
- Зачем лишать природу генетического разнообразия? Вдруг копия окажется уродом? Кто будет нести за это ответственность – человечество?
Считаю недопустимым и безнравственным клонирование вообще и клонирование человека в частности!
СУДЬЯ. Слово предоставляется Адвокату.
АДВОКАТ. Я должен защитить новейшее направление науки. Обратите внимание на положительные аспекты клонирования. (Приводит факты о пользе клонирования.)
- Терапевтическое клонирование приводит к образованию стволовых клеток зародыша, идентичных клеткам донора, которые можно использовать при лечении многих заболеваний.
- Репродуктивное клонирование создает клон донора, что может помочь бесплодным парам родить ребенка – копию одного из родителей.
- Производство детей с запланированным генотипом позволяет множить гениальных людей в лаборатории. Примером замечательного результата клонирования животных служит овечка Долли. Ее создали в лаборатории!
(Звучит песня “Бедная овечка”. Выходит Хозяин овечки Долли с портретом ее матери и ведет за руку странное существо с таким же портретом, согбенное и отрывочно блеющее.)
ХОЗЯИН ОВЕЧКИ ДОЛЛИ. Вот моя клонированная овечка! Копия своей первой матери, генетической! А вторая мать, суррогатная, ее родила, однако на нее Долли совсем не похожа. Правда, Долли настоящая красавица?! Она гордость науки!
ОВЕЧКА ДОЛЛИ. Бе-е-е, бе-е-е, бе-е-е… (Уходят.)
1-й ВЕДУЩИЙ. Какая милая овечка! Она такая симпатичная!
2-й ВЕДУЩИЙ. (Плачет, трет глаза руками.) Бедная-бедная овечка! Она и не знает, какая трагическая судьба ей уготована!
- 3 -
1-й ВЕДУЩИЙ. В чем дело?
2-й ВЕДУЩИЙ. Говорят, что ее пустили под нож вместе с другими овцами, когда в стране обнаружили ящур.
1-й ВЕДУЩИЙ. Какой ужас! А как же наука?
2-й ВЕДУЩИЙ. О науке забыли, когда опасность коснулась настоящего.
СОМНЕВАЮЩИЙСЯ. Позвольте – позвольте! Как это забыли? Просто спасались от возможного заражения - ведь ящур опасен для людей!
1-й ВЕДУЩИЙ. А при чем здесь Долли?
2-й ВЕДУЩИЙ. А Долли не при чем!
УЧЕНЫЙ-СКЕПТИК. От Долли и ей подобных в будущем можно ждать любой беды. Вспомните “Роковые яйца” и “Собачье сердце” Михаила Булгакова. Писатель предупреждал о биоэкологических проблемах еще в прошлом веке! Могут непредсказуемо размножиться монстры!
УЧЕНЫЙ-ГЕНЕТИК. Но развитие науки нельзя остановить! Это безнравственно!
АДВОКАТ. Я согласен с Ученым-генетиком. Наука идет методом проб и ошибок: конечно, кто-то пострадает, однако Человечество в целом выиграет! Это доказано всей историей развития цивилизации.
ПРОКУРОР. Я не согласен с коллегой: нельзя сопоставлять несопоставимое! В истории значима каждая личность!
СУДЬЯ. Подведем итоги. Мы стоим на распутье: надо ли продолжать работы по клонированию или прекратить исследования. Приведу хронологические данные этой проблемы.
1985 г. - рождение ребенка суррогатной, а не генетической матерью, Англия. Запрет Парламента на эксперименты.
1987 г. - клонирование человеческих зародышей с их последующим уничтожением и запретом администрации США на дальнейшее проведение подобных опытов.
1997 г. - рождение овечки Долли в Великобритании и законопроект в конгрессе США о запрещении создавать человеческие существа путем клонирования.
1998 г. - объявление о создании в Чикаго по просьбам многочисленных потенциальных клиентов лаборатории по клонированию людей.
2000 г. - попытки государственного регулирования процессов.
Насколько это все эффективно, пусть рассудят зрители.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. А каковы перспективы клонирования человека?
СУДЬЯ (заседающим). Кто из вас ответит на этот вопрос?
УЧЕНЫЙ-ГЕНЕТИК. Я отвечу. Существует опасность, что беспринципные диктаторы попытаются увековечить власть, клонировав себя и обретя, таким образом, бессмертие. Они могут создать армию сверхлюдей, представляющих угрозу для общества. Но это же не аргумент для прекращения исследований! Необходимы законы, регулирующие происходящие процеccы.
- 4 -
Кстати, они уже существуют: во многих странах опыты по клонированию человека приостановлены. Другое дело, что только запретительными мерами не обойтись!
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. А какие законы надо принять?
СУДЬЯ. На этот юридический вопрос я отвечу сам.
- Клоны людей должны официально иметь те же юридические права, что и любой человек.
- Живущего в настоящее время человека нельзя клонировать без его письменного согласия.
- Человек может по своему желанию разрешить клонировать себя после смерти.
- Клоны человека должны вынашиваться и рождаться только взрослой женщиной, действующей без принуждения, по собственной воле.
- Следует запретить клонирование убийц и других жестоких преступников.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА. А как можно клонировать умерших: ведь у них же нет живых клеток?
АДВОКАТ. Это вопрос будущего. Не во всех клетках ДНК разрушается сразу, а именно она несет
Генетическую информацию. Некоторые клетки можно специальным способом заморозить еще при жизни человека.
ПРОКУРОР. Это ужасно!
(Диспут продолжается. Ребята из зала задают вопросы - со сцены на них отвечают. Часть вопросов можно подготовить заранее, часть возникает экспромтом, сама собой.)
2-й ВЕДУЩИЙ. Подведем итог диспута. По поводу клонирования высказано два противоположных мнения: “следует запретить клонирование” и “бросить все силы на продолжение проекта”.
1-й ВЕДУЩИЙ. И только время рассудит, кто окажется прав. (играет музыка. Заседающие встают и уходят. Зал пустеет.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клонирование человека
Небольшое эссе, материал для которого взял из сети Интернета и обобщен....
Урок английского языка "Клонирование"
УМК для учащихся 10 класса Rising star...
Дебаты "Клонирование человека: за и против"
Внеклассное мероприятие, 10 класс. Дебаты "Клонирование человека: за и против"....
КЛОНИРОВАНИЕ
виды клонирования. история клонирования...
Есть ли будущее у клонирования?
Разработка урока английского языка в 11 классе с презентацией. УМК М.З. Биболетова...
Проект "Вопросы клонирования" ученика 9 Б класса Садигова Анара
Данная работа освещает некоторые вопросы клонирования, так как это область науки интересует современное поколение....
Клонирование- эссе
Клонирование-эссе...