Всероссийская олимпиада школьников задания школьного этапа
олимпиадные задания по биологии на тему

Шальнова Ирина Геннадьевна

Задания по биологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vserossiyskaya_olimpiada_shkolnikov_bio_.zip987.68 КБ

Предварительный просмотр:

Биология   10 класс   школьный   этап   Всероссийской   олимпиады   школьников   2013

ЗАДАНИЯ 
школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2013-2014 учебный год  10 класс

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание)

  1. Биология  – это наука, изучающая:
    а) строение объектов живой и неживой природы;
    б) взаимодействие объектов живой и неживой природы;
    в) жизнь во всех ее проявлениях;
    г) рациональные пути использования природных ресурсов.
  1. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют:
    а) атмосферой;   б) гидросферой;
    в) литосферой;  г) биосферой.
  1. Объект биологических исследований, изображенный на рисунке, следует отнести к:
    а) бактериям;
    б) грибам;
     
    в) растениям;
    г) животным.  

4. Органы боковой линии у земноводных

а) отсутствуют                 б) имеются у личинок

в) имеются у взрослых   г) имеются у личинок и взрослых 

5.Плавательный пузырь костных рыб является

а) гидростатическим органом   б) органом равновесия

в) органом дыхания               г) органом передвижения

6.Хрящевые рыбы размножаются

а) откладыванием яиц     б) яйцеживорождением

в) откладыванием яиц и яйцеживорождением    

г) икрометанием

7.Плауны размножаются:
а) только семенами;  б) только спорами;
в) спорами и вегетативно;  г) только вегетативно

8. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей мере, чем остальные: 

а)  строение нервной системы   б) перьевой покров

в)  строение яйца      г)  строение скелета

  1. Могут размножаться спорами:
    а) папоротники и хвойные;  б) хвощи и папоротники;
    в) папоротники и покрытосеменные; г) мхи и хвойные
  1. У сосны от опыления до созревания семян проходит примерно:
    а) неделя; б) месяц;  в) год; г) полтора года.
  1.  На рисунке представлен агротехнический прием:
    а) пасынкование;
    б) мульчирование;
    в) пикировка;
    г) стратификация
    Пикировка

12. Функции, характерные для лейкоцитов:

а) перенос кислорода            

б) фагоцитоз

в) перенос углекислого газа  

г) свертывание крови

13. Вакцина:

а) усиленная культура возбудителей болезни

б) сыворотка крови с антителами  

в) сыворотка крови  г) ослабленная культура возбудителей болезни

14. Выдох осуществляется благодаря:

а) торможению дыхательного центра  

б) расслаблению диафрагмы

в) сокращению диафрагмы                

 г) расслаблению межреберных мышц

15. Во время обеда автомобилиста во дворе сработала  автосигнализация. У хозяина торможение возникло в центре:

       а) зрительном;                б) двигательном;

в) пищеварительном;    г) слуховом.

16.Органами зрения у пауков являются: 
а) 1 пара фасеточных глаз;
б) 4 пары простых глаз
в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз

17. К железам смешанной секреции относится: 

        а) гипофиз; б) поджелудочная железа;

        в) щитовидная железа; г) надпочечники

18. Гормоны — это:

а) белки, катализирующие химические реакции;

б) биологически активные вещества, поступающие с пищей;  в) соединения белков и витаминов;

г) биологически активные вещества, вырабатываемы
             организмом

19. Действие адреналина на сердечную деятельность сходно с действием:

а) симпатической нервной системы; б) парасимпатической нервной системы;

в) соматической нервной системы; г) обоих отделов вегетативной нервной системы

20.Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
а) всеядности;
б) развитию с метаморфозом;
в) питанию только богатой белками животной пищей;
г) способности к длительному пребыванию под водой

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 16 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

  1. Растения, цветущие и плодоносящие один раз в жизни, после чего полностью отмирающие относятся к группе монокарпиков. Какие из перечисленных ниже растений, следует отнести к этой группе? I. Агава. II. Осока. III. Бамбук.  IV. Сахарный тростник. V. Финиковая пальма.
    а) I, II, V;    б) I. III;
    в) I, V;         г) I, III, IV.
     
  1.  Какие из приведенных ниже фактов, указывают на преимущество дыхания в воздухе перед дыханием в воде?
    I. Поскольку воздух имеет меньшую плотность, чем вода, то затраты энергии на движение воздуха по дыхательным поверхностям меньше. II. Кислород диффундирует в воздухе скорее, чем в воде. III. Содержание кислорода в воздухе выше, чем в равном объеме воды.
    а) I и II;     б) I и III;
    в) II и III;   г) I, II и III.
     
  1.  Врач диагностирует человека, перенесшего 10 лет назад инфаркт миокарда. Из перечисленных патологий он точно обнаружит: I. Отсутствие зубца R на кардиограмме. II. Рубец из соединительной ткани на месте инфаркта. III. Повышенный уровень холестерина в крови.
    IV. Пониженное артериальное давление. V. Аритмия сердечных сокращений.
    а) I, II, V;    б) I и II;
    в) II и V;     г) I, II, IV, V.

4. Биологическое значение мейоза заключается в:

 I) поддержании постоянства числа хромосом вида; II) обеспечении процесса роста, развития организмов; III) увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру, IV) повышении организации живых существ; V) образовании мужских и женских половых клеток;  VI) обеспечении регенерации и бесполого размножения  

   а) I, III, IV;  б) I , II, V;  

   в) I, II, III  г) III, IV, V

5.  Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле заключается в:
 I) улучшении плодородия почв; II) образовании и накоплении нитратов; III) очистке сточных вод (серобактерии); IV) образуют залежи мела и мрамора; V) образовании отложений руд железа и марганца VI) образовании озонового слоя Земли

    а) I, II, III  б) III, IV, V в)   III, V, VI    б) I , II, V

6.  К отряду парнокопытных относятся:

I) лось, II) осел, III) кабан, IV) носорог, V) слон,  VI) северный олень

  а) I, III, VI;  б) I, II, III  г)   III, V, VI  

7.  Ферменты – это вещества, которые

 I) вырабатываются в железах внутренней секреции,

II) являются белками, III) поступают в организм вместе с пищей, IV) являются в организме источником энергии,

 V) ускоряют протекание химических реакций,  

VI) у человека выполняют свои функции при температуре около 36◦С

 а) I, III, IV;  б) I , II, V;  в) II, V ,VI,  г) I, II, III

8. Вирусы, в отличие от прокариот:

I) являются одноклеточными ,

II) всегда паразиты,

III) не имеют клеточного строения,

IV) имеют хлоропласты

V) имеют рибосомы ,

VI) имеют капсид

 а) I, III, IV;  б) I , II, V;  в) II, V ,VI,  г) II, III, VI            

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите  вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание)

1. У птиц плохо развиты органы чувств.

2. Копыта, шерсть, ногти, когти – производные эпидермиса кожи.

3.Позвонок человека состоит из: тела,  дуги, отростков.

4 . Грудная клетка человека образована: грудными позвонками, ребрами.

5.Рибосомы являются одномембранными органоидами.

6. У рыб один круг кровообращения.

7. Кислород выделяется во время фотосинтеза в световой фазе.

8. Вторичную структуру белка образуют пептидные и водородные связи.

9. Мономером инулина является фруктоза.

10. Вирусы – одноклеточные организмы.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7 [1 задание 2 балла; 2 задание 2 балла; 3 задание 3 балла]  

  1. Соотнесите признаки классам ракообразных и паукообразных

Класс

Признаки

  1. Ракообразные

2) Паукообразные

А) Органы выделения – зеленые железы

Б) Органы выделения- мальпигиевы сосуды

В) Органы дыхания – жабры

Г) Органы дыхания – легкие и трахеи

А

Б

В

Г

  1. Соотнесите события в соответствии с фазами клеточного цикла

Фазы митоза

События

А) Профаза

Б) Метафаза

В) Анафаза

Г) Телофаза

1) Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления.

2) Образование новых ядер

3) Расхождение хромосом к полюсам

4) Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны

А

Б

В

Г

  1. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их видом.

Вид клеток

Характеристика  

1) эритроциты
2) лейкоциты

А) транспортируют кислород и углекислый газ
Б) обеспечивают иммунитет организма
В) определяют группу крови
Г) образуют ложноножки
Д) способны к фагоцитозу
Е) в 1 мкл 5миллионов клеток

А

Б

В

Г

Д

Е


ОТВЕТЫ 
на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников по биологии 2013-2014 учебный год

10 класс

Максимум 53 балла

Задание 1. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

г

в

б

а

в

в

в

б

г

11-20

в

б

г

б

в

б

б

г

а

в

Задание 2. [16 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

1-10

б

г

б

г

а

а

в

г

Задание 3. [10 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правда "ДА"

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Неправда  "Нет"

Х

Х

Х

Х

Задание 4.  [мах. 7 баллов]

1. [мах. 2 балла]

А

Б

В

Г

1

2

1

2

2.  [мах. 2 балла]

А

Б

В

Г

4

1

3

2

3.  [мах. 3 балла]

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап

Это задания и ответы Всероссийской олимпиады школьников II (муниципального) этапа Мировая художественная культура. 10 класс....

Всероссийская олимпиада школьников задания школьного этапа

Задания по биологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Всероссийская олимпиада по истории. Школьный этап. 9 класс.

Всероссийская олимпиада по истории. Школьный этап. 9 класс....

Всероссийская олимпиада школьников 2018. Школьный этап.

Олимпиада школьников по географии, школьный этап. Задания разработанны для 5, 6 классов общеобразовательных школ с ответами. Для составления заданий использовались различные источники....

Всероссийская олимпиада по литературе (школьный этап) 2018-2019 уч.год

Всероссийская олимпиада по литературе (школьный этап) предназначена для 9-11 классов...

Приказ Всероссийская олимпиада школьников _История_Школьный уровень

Всероссийская олимпиада школьников _История_Школьный уровень _9-11 класс_2022-2023 год...