ГРУППА ЛИШАЙНИКИ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Задачи урока:
– раскрыть особенности лишайников как симбиотических организмов;
– показать их роль в природе и практическое значение;
– продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.
Развивать умение: узнавать лишайники; доказывать особенности их организации; работать с текстом.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Вид урока: комбинированный урок.
• Открытый тест. Почему передвижение тяжелого транспорта по тундре наносит большой вред природе?
Оснащенность урока: коллекция лишайников; таблицы; рисунки с изображением лишайников;
Ход урока:
1 Лишайники – симбиотические организмы.
* Обратить внимание учащихся на особенности строения лишайников как симбиотических организмов.
2 Типы слоевищ лишайников.
* Предложить установить взаимосвязь гриба и водоросли.
3 Лишайники – растения-пионеры.
* Интерес учащихся может вызвать информация о том, что лишайники – растения-индикаторы и растения-пионеры, то есть они могут жить на голых скалах и в безжизненной пустыне, но не выносят загрязненного воздуха.
4 Лишайники – автогетеротрофные компоненты биогеоценозов.
* Научить учащихся составлять трофические цепи, где автогетеротрофные организмы – лишайники – были бы одним из компонентов биогеоценоза.
5 Работа с текстом и рисунками учебника
(Разнообразие жизненных форм лишайников и усложнение их организации.)
Вопросы для обсуждения.
1. Почему соотношения гриба и цианобактерий (или автотрофных протистов) в слоевище лишайника можно назвать симбиозом?
2. Приведите доказательства того, что лишайник – единый организм, а не временное сожительство двух случайных компонентов живой природы.
3. Сравните строение накипных, листоватых и кустистых лишайников. Лишайники какой формы являются более высокоорганизованными и почему?
4. Лишайники называют «пионерами растительности». Верно ли это утверждение?
5. Лишайник ягель, или «олений мох», в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, к примеру, в горах возвращаются уже через год–два?
6. Из какого источника, кроме почвы, лишайники могут получать воду и питательные вещества?
7. Как размножаются лишайники?
Закрепление материала.
• Дополните схему.
• Рассмотрите рисунок строения лишайника, подпишите названия его частей.
1. __________ 4. __________ 7. __________
2. __________ 5. __________
3. __________ 6. __________
• Допишите предложение.
Лишайники – это _____ организмы. Они состоят из гриба и _____. Зеленая _____ образует _____ вещества, используемые _____, который снабжает _____ водой и растворенными в ней _____ солями. Лишайники размножаются в основном _____ – частями _____.
• Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.
• Дайте определение понятий:
симбиоз – …;
слоевище – …;
автотрофный – …;
гетеротрофный – …;
автогетеротрофный – …;
таллом – …;
сердцевина – …;
индикаторы – … .
• Выберите правильные утверждения.
1. Лишайники – это организмы-симбионты.
2. Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем, или талломом.
3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.
4. Наиболее простой тип лишайников – кустистый.
5. Автотрофный компонент лишайников – гриб.
6. Лишайники размножаются только половым путем.
7. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.
Словарь. Лишайники, симбиоз, симбиотические организмы, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, слоевище, таллом, автогетеротрофы, индикаторы, корковый слой, сердцевина, накипные, корковые, кустистые формы, листоватые, биогеоценозы.
Домашнее задание: изучить текст на с. 32–36; ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».
Творческое задание: подготовить сообщение о «манне небесной», составить схему цепи питания и указать там место лишайников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...
Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"
Обобщающий урок биологиив 7 классе...
Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах
научно - практическая работа об экологии, систематике и индикационном значении лишайников...
Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники
адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....
План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.
Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
5 класс биология 14.04.20Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»Тип урока: Изучение нового материалаТехнология урока: Технология развития крит...
Задания для групп для учащихся 5 класса на уроке по теме "Лишайники"
Приложения здания для групп включает: задания для групповой работы, текст физ минутки, лист самоконтроля...