ГРУППА ЛИШАЙНИКИ
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_r_o_k_11_klass7.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к  10. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ

Задачи урока:

– раскрыть особенности лишайников как симбиотических организмов;

– показать их роль в природе и практическое значение;

– продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.

Развивать умение: узнавать лишайники; доказывать особенности их организации; работать с текстом.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Вид урока: комбинированный урок.

•  Открытый тест. Почему передвижение тяжелого транспорта по тундре наносит большой вред природе?

Оснащенность урока: коллекция лишайников; таблицы; рисунки с изображением лишайников;

Ход урока:

    1 Лишайники – симбиотические организмы.

* Обратить внимание учащихся на особенности строения лишайников как симбиотических организмов.

2  Типы слоевищ лишайников.

* Предложить установить взаимосвязь гриба и водоросли.

      3  Лишайники – растения-пионеры.

* Интерес учащихся может вызвать информация о том, что лишайники – растения-индикаторы и растения-пионеры, то есть они могут жить на голых скалах и в безжизненной пустыне, но не выносят загрязненного воздуха.

4 Лишайники – автогетеротрофные компоненты биогеоценозов.

* Научить учащихся составлять трофические цепи, где автогетеротрофные организмы – лишайники – были бы одним из компонентов биогеоценоза.

         5 Работа с текстом и рисунками учебника  

(Разнообразие жизненных форм лишайников и усложнение их организации.)

Вопросы для обсуждения.

1. Почему соотношения гриба и цианобактерий (или автотрофных протистов) в слоевище лишайника можно назвать симбиозом?

2. Приведите доказательства того, что лишайник – единый организм, а не временное сожительство двух случайных компонентов живой природы.

3. Сравните строение накипных, листоватых и кустистых лишайников. Лишайники какой формы являются более высокоорганизованными и почему?

4. Лишайники называют «пионерами растительности». Верно ли это утверждение?

5. Лишайник ягель, или «олений мох», в определенную пору года является основной пищей северных оленей. Ранее в тундре он покрывал огромные пространства. Почему же оленеводы, кочуя по тундре со стадами оленей, возвращаются на старые пастбища через годы, а то и десятилетия, в то время как пастухи овец, к примеру, в горах возвращаются уже через год–два?

6. Из какого источника, кроме почвы, лишайники могут получать воду и питательные вещества?

7. Как размножаются лишайники?

Закрепление материала.

•  Дополните схему.

•  Рассмотрите рисунок строения лишайника, подпишите названия его частей.

1. __________                4. __________              7. __________

2. __________                5. __________

3. __________                6. __________

•  Допишите предложение.

Лишайники – это _____ организмы. Они состоят из гриба и _____. Зеленая _____ образует _____ вещества, используемые _____, который снабжает _____ водой и растворенными в ней _____ солями. Лишайники размножаются в основном _____ – частями _____.

•  Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.

•  Дайте определение понятий:

симбиоз – …;

слоевище – …;

автотрофный – …;

гетеротрофный – …;

автогетеротрофный – …;

таллом – …;

сердцевина – …;

индикаторы – … .

•  Выберите правильные утверждения.

1. Лишайники – это организмы-симбионты.

2. Вегетативное тело лишайников представлено слоевищем, или талломом.

3. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

4. Наиболее простой тип лишайников – кустистый.

5. Автотрофный компонент лишайников – гриб.

6. Лишайники размножаются только половым путем.

7. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

Словарь. Лишайники, симбиоз, симбиотические организмы, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, слоевище, таллом, автогетеротрофы, индикаторы, корковый слой, сердцевина, накипные, корковые, кустистые формы, листоватые, биогеоценозы.

Домашнее задание: изучить текст на с. 32–36; ответить на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».

 Творческое задание: подготовить сообщение о «манне небесной», составить схему цепи питания и указать там место лишайников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Царства "Бактерии", "Грибы", "Лишайники"

Обобщающий урок биологиив 7 классе...

Лишайники и их группировки в дубовых и грабовых лесах

научно - практическая работа об экологии, систематике  и индикационном значении лишайников...

Задания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники

адания для рабочей тетради по биологии для учащихся 6 класса с региональным компонентом по темам "Систематика растений, Папоротникообразные, Лишайники." часть 2. Лишайники Кемеровской области....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

5 класс биология    14.04.20Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»Тип урока: Изучение нового материалаТехнология урока: Технология развития крит...

Задания для групп для учащихся 5 класса на уроке по теме "Лишайники"

Приложения здания для групп включает: задания для групповой работы, текст физ минутки, лист самоконтроля...