Основные закономерности наследственности и изменчивости
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Законы Г.Менделя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по курсу «Общая биология»

Тема «Основные закономерности наследственности и изменчивости»

Цели:

Обучающие:

  • систематизировать знания учащихся об основных       закономерностях наследственности и изменчивости;
  • закрепить прочность знаний генетических терминов;
  • уметь записывать и решать генетические задачи.

Развивающие:

  • совершенствовать практические навыки в решении генетических задач, определении их типов.

Воспитательные:

  • Активизировать внимательность, настойчивость, упорство в достижении поставленной цели, заинтересованность в получении знаний;
  • Аналитический подход к рассмотрению основных законов генетики (законов Г.Менделя, Т. Моргана).

Задачи:

  1. Повторить, систематизировать, закрепить и углубить знания по теме «Основные закономерности наследственности и изменчивости».
  2. Совершенствовать практические навыки в решении генетических задач.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Средства обучения: 1. Учебник «Общая биология», Москва,        

                                                        Просвещение, 2003.

                                                    2. Задачник по генетике, Л.А.Рязанова,  

        Челябинск, 2004.

                                                    3. Биология. Генетика. Москва;

                                                        Изд. Открытый мир, 2003.

                                                       

План урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка цели.
  2. Обобщение и систематизация знаний:

а) защита рефератов;

б) фронтальный опрос;

в) решение задач.

     3. Закрепляющий контроль. Тесты.

     4. Подведение итогов. Рефлексия.

Конечный результат:

1 уровень: Ученик отвечает на вопросы по теме, знает основные понятия, умеет решать генетические задачи.

2 уровень: Ученик дает характеристику основным законам генетики, знает основные понятия.

3 уровень: Ученик владеет основными понятиями.

Ход урока:

1.Организационный момент:

  1. Приветствие учащихся;
  2. Проверка явки и готовности к занятию;
  3. Формулировка темы;
  4. Постановка учебных целей;
  5. Создание деловой дружеской атмосферы общения.

2.Обобщение и систематизация знаний:

а) защита рефератов:

  • Жизнь и деятельность Г.Менделя.
  • Жизнь и деятельность Т.Моргана.

б) фронтальный опрос:

Учащиеся делятся на две группы.

Один учащийся – эксперт.

На доске выписываются основные генетические термины.

 

Проблема

Возможно ли применение законов Менделя для объяснения наследования признаков у человека?

Деятельность учителя

ответы учащихся

1.

2.

3.

 4.

5.

6.

Что изучает генетика?

Что называют наследственностью?

Что называют изменчивостью?

Какие открытия сделал Г.Мендель?

Что такое ген?

Какие гены называют аллельными?

Генетика изучает два основных свойства живого: наследственность и изменчивость.

Наследственность-это передача наследственной информации от родителей новому поколению.

Изменчивость-это приобретение новых качеств в процессе эволюции.

Г.Мендель – обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами.

Ген-это участок молекулы ДНК, обладающий определенным признаком.

Аллельными называют гены, определяющие развитие альтернативных признаков.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Что такое генотип?

Что такое фенотип?

Что такое доминирование?

Какие признаки называют доминантными?

Какие признаки называют рецессивными?

Что такое гибрид?

Что такое зигота?

Какой организм называют гомозиготным?

Какой организм называют гетерозиготным?

Какое скрещивание называют моногибридным?

Какое скрещивание называют дигибридным?

Генотип - это совокупность всех генов организма.

Фенотип - это совокупность всех признаков организма,  начиная с внешних и заканчивая особенностями строения и функционирования.

Доминирование – это преобладание  у гибрида признака одного из родителей над другим.

Доминантные – это признаки, проявляющиеся у гибрида, и подавляющие развитие других признаков.  (А,В)

Рецессивными - называют подавляемые признаки.  (а,в).

Гибрид – организм, полученный в результате скрещивания.

Зигота – это слияние двух половых клеток.

Гомозиготным – называют организм с двумя одинаковыми аллельными генами.

 (АА; аа; ВВ; вв).

Гетерозиготным – называют организм , если один ген – доминантный, а другой – рецессивный.  (Аа; Вв).

Моногибридным - называют скрещивание двух организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков.

Дигибридным - называют скрещивание двух организмов, отличающихся по двум парам альтернативных признаков.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Сформулировать и записать I закон Менделя.

Как еще называют

I закон Менделя?

Сформулировать и записать II закон Менделя.

Как называют II закон Менделя?

Сформулировать и записать III закон Менделя.

Как называется III закон Менделя?

Чем занимался Т.Морган?

Что было объектом исследования Т.Моргана?

Что называют хромосомами?  

Какие виды хромосом вы знаете?

Что такое неполное доминирование?

Привести пример.

Почему Г.Мендель и др.

генетики оперировали большими числами при постановке своих экспериментов?

Какое значение имеет генетика и медико-генетическое консультирование для развития медицины?

При скрещивании двух организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все F1 и будут нести признак одного из родителей.

I закон Менделя еще называют законом единообразия F1 или законом доминирования.

При скрещивании двух потомков F1 между собой, во втором поколении наблюдается расщепление:

по фенотипу – 3 : 1.

по генотипу – 1 : 2 : 1.

II закон Менделя - называют законом расщепления.

При скрещивании двух организмов, отличающихся по двум парам альтернативных признаков, наблюдается расщепление – 9 : 3 : 3 : 1.

III закон Менделя – называется законом независимого расщепления.

Т.Морган создал хромосомную теорию наследственности.

Т.Морган проводил свои опыты на плодовой мушке дрозофиле.

Хромосомы – это немембранные органоиды, состоящие из ДНК и белков и являющиеся носителями генетической информации.

Аутосомы и гетерохромосомы.

Аутосомы – одинаковые у жен. и муж. особей.

Гетерохромосомы – половые хромосомы.

X – у жен. особей, Y – у муж. особей.

Неполное доминирование – это явление, когда гетерозиготные потомки имеют промежуточный фенотип. (Ночная красавица).

Чтобы получить наиболее точные результаты.

Человек научился бороться с очень многими заболеваниями, научился успешно защищать себя то большинства опасных инфекционных заболеваний (оспы, чумы, холеры). Борьба с генными и хромосомными мутациями, онкологией, исследование влияния химических веществ на организм человека.

в).решение генетических задач:

Задача №1. 

Учебник: стр.100 № 4.

        Белый кролик (аа) скрещивается с черным кроликом (АА). Гибридные кролики скрещиваются между собой. Какое потомство у них получится?

Дано:                              Решение:

А – черный

А – белый

F1; F2 - ?

Задача № 2.

Учебник: стр. 107 № 7.

Дано:                               Решение:

А – карие

а – голубые

В – темные

в – светлые.

F1 – голубоглазый,

Светловолосый - ?

3.Закрепляющий контроль. Тесты.

    Даются два варианта тестовых заданий.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

    Вывод делает учитель с помощью эксперта.

Учитель предлагает учащимся подвести итоги своей работы на уроке, выставляя баллы в оценочный лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности"

Методическая разработка урока может быть использована на уроках биологии в 9, 10, 11 классах в зависимости от программы, по которой пвботает учитель...

Технологическая карта урока "Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости"

Технологическая карта урока "Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости"....

Тест по биологии для 10 класса по теме «Закономерности наследственности и изменчивости организмов. Основы селекции»

Тест по биологии для 10 класса по теме «Закономерности наследственности и изменчивости организмов. Основы селекции» может быть использован при повторении и обобщении изученного материала....

Основные закономерности наследственности

Урок в 10 классе с использованием  модульной программы. Урок - обобщения знаний по теме: Закономерности наследственности...

Презентация к уроку «Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости»

Данная презентация может использоваться на уроках «Биологии» для студентов 1-х курсов при изучении темы «Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости». Содержит информацию об истор...