Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Аналитическая матрица
Характеристика содержания курса 6 класса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации , взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Основное содержание | Понятийные средства | Требования | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
1. Строение и многообразие покрытосеменных растений | Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Строение стебля Видоизменение побегов. Цветок Соцветия. Плоды. Распространения плодов и семян. | Строение органов растительного организма на примере покрытосеменных. Органы растительного организма. Корень (главный, боковой, придаточный); корневая система (стержневая, мочковатая); строение корня. Листовая пластинка, черешок, черешковые и сидячие листья; простые и сложные листья; жилкование(сетчатое, параллельное, дуговое). Цветок, околоцветник, чашечка, венчик, пестик, тычинка Околоцветник простой и двойной. Цветки правильные и неправильные, обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Изучение органов цветкового растения. Плод. Типы плодов и соцветий. Приспособления плодов и семян к распространению ветром, водой, с помощью животных и человека. | —под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы; —организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). | —Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку; —знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе; —понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; —умение реализовывать теоретические познания на практике; —осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; —понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; —умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; —воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями; —признание учащимися прав каждого на собственное мнение; —проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; —умение отстаивать свою точку зрения; —критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; —понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; —умение слушать и слышать другое мнение; —умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. |
2. Жизнь растений | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. | —основные процессы жизнедеятельности растений; —особенности минерального и воздушного питания растений; —виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь: —характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; —объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; —устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; —показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; —объяснять роль различных видов размножения у растений; —определять всхожесть семян растений. | —анализировать результаты наблюдений и делать выводы; —под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. | |
3. Классификация растений | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) | —основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; —характерные признаки однодольных и двудольных растений; —признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; —важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. —делать морфологическую характеристику растений; —выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; —работать с определительными карточками. | —различать объём и содержание понятий; —различать родовое и видовое понятия; —определять аспект классификации; —осуществлять классификацию. | |
4. Природные сообщества | Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. | —взаимосвязь растений с другими организмами; —растительные сообщества и их типы; —закономерности развития и смены растительных сообществ; —о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. —устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; —определять растительные сообщества и их типы; —объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; | —под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы; —организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
№ урока | Тема | Содержание урока | Содержание стандарта и программы | Термины и понятия | Практические и лабораторные работы | КИМы |
1 | Повторение | |||||
2 | Входной контроль | |||||
Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 15 часов | ||||||
3 | Строение семян | 1. Органы покрытосеменного растения. 2. Строение и значение семян. 3. Растения однодольные и двудольные. | Строение органов растительного организма на примере покрытосеменных. Органы растительного организма. | покрытосеменные, одно-дольные, двудольные,семя, семядоля, зародыш, эндо-сперм, околоплодник, мик-ропиле, семяножка,семен-ная кожура, зерновка, зародышевый корешок, стебелек, почечка. | Лабораторная работа «Строение семени двудольного растения». Лабораторная работа «Строение семени однодольного растения». | Исследовательские работы. |
4 | Виды корней и типы корневых систем | 1. Корень растения и его функции. 2. Виды корней растений. 3. Типы корневых систем | Корень, корневые системы | корень (главный, боковой, придаточный), корневая система (стержневая, мочковатая), окучивание. | Лабораторная работа «Виды корней и типы корневых систем» | |
5 | Клеточное строение корня. Зоны корня | 1. Клеточное строение корня. 2. Зоны корня. Взаимосвязь строения клеток зон корня с выполняемой функцией. | Корень (главный, боковой, прида-точный); корневая система (стерж-невая, мочковатая); строение корня. | зоны корня корневой чехлик, корневой волосок, камбий, пикировка. | Лабораторная работа «Строение корневого волоска и чехлика» | |
6 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1. Влияние условий среды на корневую систему растений. 2. Видоизменения корней. 3. Связь видоизменения корней с условиями среды обитания растений. | Корень (главный, боковой, придаточный); корневая система (стержневая, мочковатая); строение корня | корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни, корни-прицепки, ходульные корни | Демонстрация видоизмененных корней. Определение видоизменения корней у редьки, редиса, репы. | Синквейн |
7 | Побег. Почка - зачаточный побег | 1. Строение побега. 2. Почка - зачаточный побег. 3. Развитие побега из почки. | Наблюдение за ростом и развитием растений | побег, почка, конус нара-стания, узел, междоузлие, пазуха листа, листораспо-ложение. | Лабораторная работа «Строение почек и расположение их на стебле». | |
8 | Внешнее строение листа | 1. Лист - часть побега. 2. Функции листа. 3. Внешнее строение листа. 4. Жилкование - признак однодольных и двудольных растений. | Строение органов растительного организма на примере покрытосеменных. Органы растительного организма. | листовая пластинка, черешок, черешковые и сидячие листья, простые и сложные листья; жилкование | Лабораторная работа «Листья: простые и сложные, листорасположение». | |
9 | Особенности клеточного строения листа | 1. Клеточное строение листа. 2. Ткани листовой пластинки: покровная, основная и проводящая. | Листовая пластинка, черешок, чере-шковые и сидячие листья, простые и сложные листья, жилкование | кожица, устьица, ткани, провод. пучки, сосуды, си-товидные трубки,волокна. | Лабораторная работа «Клеточное строение листа». | |
10 | Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев | 1. Выявление факторов, влияющих на развитие растений. 2. Зависимость формы, размеров, строения листьев от условий обитания. 3. Отличительные особенности внешнего и внутреннего строения влаголюбивых и засушливых, светолюбивых и теневыносливых растений. | Листовая пластинка, черешок, черешковые и сидячие листья; простые и сложные листья; жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое). | лист, растения суккуленты, влаголюбивые, светолюбивые, теневыносливые растения. | Выявление растений нашей местности, произрастающих в тени, на открытых участках, болотах, в условиях увлажнения. | |
11 | Строение стебля. Рост стебля в толщину. | 1. Строение стебля. 2. Типы стеблей. Виды по направлению роста. 3. Лабораторная работа «Внутреннее строение стебля». 4. Особенности строения стебля двудольных и однодольных растений. | Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений. Изучение органов цветкового растения | стебель, лигнин, кора, луб, ситовидные трубки, камбий, древесина, сердцевина, сердцевинные лучи, годичные кольца. | Знакомство с различными типами и видами стеблей на примере растений вашей местности. Лаб. работа «Определение возраста дерева по спилу | |
12 | Видоизмененные побеги | 1. Причины появления видоизмененных побегов. 2. Надземные и подземные видоизменения побегов. 3. Лабораторная работа «Строение клубня и луковицы». | Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений. Изучение органов цветкового растения | корневище, клубень, луковица | Примеры видоизменения побегов растений, встречающихся на территории Заб. края | |
13 | Строение цветка | 1. Строение цветка. 2. Цветки правильные и неправильные, обоеполые и однополые. 3. Лабораторная работа «Строение цветка». | Цветок, околоцветник, чашечка, венчик, пестик, тычинка Околоцветник простой и двойной. Цветки правильные и неправильные, обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. | цветок, околоцветник, чашечка, венчик, пестик, тычинка, околоцветник простой и двойной, цвет-ки правильные и неправ-ильные, обоеполые и однополые, растения однодомные и двудомные. | Рассматривание цветов покрытосеменных растений, встречающихся на территории Заб. края. | Работа с немыми рисунками, микропрепаратами |
14 | Соцветия | 1. Строение соцветий. 2. Соцветия простые и сложные. Виды простых и сложных соцветий. | Типы соцветий | соцветия (простые и сложные). | Изучение соцветий растений встречающихся на территории Заб. края | |
15 | Плоды. Распространение плодов и семян | 1. Особенности строения разных типов плодов. 2. Классификация плодов 1. Значение распространения плодов и семян. 2. Способы распространения плодов и семян. | Изучение органов цветкового растения. Плод. Типы плодов. Приспособления плодов и семян к распространению ветром, водой, с помощью животных и человек | околоцветник, плоды (простые, сложные, сухие и сочные, односемянные и многосемянные), соплодие | Рассматривание основных типов и видов плодов на примере растений нашей местности. Выявление приспособленности плодов и семян к распространению | |
16 | Обобщение по теме | Проверочная работа. | Практическая контрольная работа. | |||
Тема 6. Жизнь растений. 15 часов | ||||||
17 | Минеральное питание растений | 1. Питание - основной процесс жиз-ти организма. 2. Особенности питания растительного организма. 3. Минеральное (корневое) питание растений. 4. Корневое давление, его роль в питании. 5. Управление минеральным питанием. Виды удобрений, их роль в минеральном питании растений. Правила внесения в почву. | Жизнедеятельность растений (минеральное питание). | почвенное питание, корень,, корневые воски, корневое давление, сосуды, почва, плодородие, удобрение. | Составление памятки по уходу за комнатными растениями. Выявление и обоснование влияния полива и подкормки на рост и развитие растений. | |
18 | Фотосинтез и его значение в жизни растений | 1. Воздушное питание растений. 2. Условия, необходимые для фотосинтеза. 3. Результаты фотосинтеза. 4. Космическая роль зеленых растений. | Жизнедеятельность растений: питание (воздушное - фотосинтез), выявление роли света и воды в жизни растений. | фотосинтез, хлоропласты, хлорофилл, устьица, автотрофы. | Сообщения о растениях, применяемых в озеленении населенных пунктов Заб. края. | Синквейн |
19 | Дыхание растений | 1. Дыхание-процесс жизнедеятельности. 2. Дыхание и горение. 3. Особенности дыхания у растений. 5. Дыхание и фотосинтез. | Жизнедеятельность растений (дыхание). | дыхание, устьица, чечевички, фотосинтез, питание. | «сухая поливка». Подготовка сообщения о выращивании растений в закрытом грунте | |
20 | Испарение воды растениями. Листопад | 1. Значение воды в жизнедеятельности растений. 2. Испарение воды листьями. 3. Значение испарения в жизни растений. 4. Листопад. Осенняя окраска листьев. | Жизнедеятельность растений, испарение воды. | транспирация, устьица, листопад, пробка, пиг-менты, среда обитания, хлорофилл, лист. | Работа с гербариями осенних листьев | |
21 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1. Питательные в-ва, необходимые растениям. 2. Понятие о сосудисто-волокнистом пучке. 3. Передвижение по стеблю воды и мин. веществ. 4. Передвижение по стеблю орг. веществ. 5. Запасание питательных веществ. | Жизнедеятельность растений (питание). | сосуды древесины, ситовидные трубки луба, сосудистые пучки, клубень, видоизмененный побег. | Выявление повреждения на стволах деревьев и опреде-ление факторов, которые их вызвали. | |
22 | Прорастание семян | 1. Рост и развитие - признаки живых организмов. 2. Семя - растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ. 3. Условия, необходимые для прорастания семян. 4. Рост и питание проростка. | Жизнедеятельность растений (рост, развитие). | зигота, семя, зародыш, проросток, взрослое растение, семядоли, эндосперм, надземное и подземное прорастание. | Практическая работа «Условия прорастания семян. Определение всхожести семян и их посев». | |
23 | Способы размножения растений | 1. Размножение - одно из важнейших свойств живого организма. Биол. значение размножения. 2. Характеристика бесполого размножения. 3. Характеристика полового размножения. 4.Преимущество полового размножения перед бесполым. | Жизнедеятельность растений (размножение), размножение. Бесполое и половое размножение, половые клетки. Оплодотворение. | Размножение, вегетатив-ные органы, генеративные органы, хромосомы, спо-ра, гаметы, сперматозои-ды ,спермии, яйцеклетка, зигота, оплодотворение. | Изучение комнатных растений. Работа с гербариями. | |
24 | Размножение споровых растений | 1. Размножение водорослей. 2. Размножение мхов. 3. Размножение папоротников. | Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. | Бесполое,половое размно-жение, гаметы, зооспоры, зигота, предросток, за-росток, спорангии, вайи. | Подготовка загадок о споровых растениях. | |
25 | Размножение голосеменных растений | 1.Размножение семенами - главный признак семенных растений. 2. Размножение голосеменных растений. 3. Возникновение семенного размножения. | Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. | голосеменные, женские, мужские шишки, пыль-цевой мешочек, пыльца, опыление,пыльцевая труб-ка, спермии, семязачаток, оплодотворение, зигота, зародыш, семя, эндосперм. | гербарии голосеменных растений, шишки сосны, ели. Подготовка загадок о голосеменных растениях. | |
26 | Вегетативное размножение покрыто-семенных растений | 1. Размножение черенками, корневыми отпрысками, ползучими побегами, отводками. 2. Размножение подземными вид-ными побегами. 3. Размножение прививками. 4. Размножение культурой тканей. | Размножение. Бесполое размножение. Приемы выращивания и разведения культурных растений, уход за ними, размножение комнатных растений. | покрытосеменные черенок (стеблевые ,корневые листовые) , усы, отводок, корневище, луковица, прививка, привой, подвой, культура тканей. | Практическая работа «Размножение комнатных растений» | |
27 | Половое размножение покрытосеменных растений | 1. Опыление. Роль опыления в образовании плодов и семян. 2. Перекрестное опыление насекомыми. Приспособленность растений к опылению насекомыми. 3. Перекрестное опыление ветром. Особенности ветроопыляемых растений. 4. Самоопыление и его практическое значение. 5. Искусственное опыление. 1. Строение цветка. 2. Формирование пыльцовых зерен и семязачатка. 3. Оплодотворение цветковых растений. 4. Образование плодов и семян. 5. Биологическое значение оплодотворения. | Жизнедеятельность растений (опыление). Половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. | опыление, самоопыление, перекрестное опыление, насекомоопыляемые, ветроопыляемые растения, раздельнополые цветки, обоеполые цветки пестик, завязь, тычинки, пыльцевые зерна, пыльцевая трубка, пыльцевход, гаме-ты,зигота,спермии, яйцек-летка, семязачаток, зароды-шевый мешок, центральная клетка, зародыш, двойное оплодотворение, эндосперм. | Работа с гербариями, Работа с моделями | |
28 | Обобщение по теме: « Жизнь растений». | Проверочная работа. | Практическая контрольная работа. | |||
Тема 7. Классификация растений. 7 часов. | ||||||
29 | Основы систематики растений. | 1. Систематика растений. Основные систематические единицы: вид, род, семейство, класс, отдел. 2. Вид. Основные признаки вида. 3. Род и семейство. Признаки, по которым растения объединяют в семейства. 4.Объединение растений семейств в классы. Характеристика однодольных и двудольных растений. 5. Цветковые растения, их разнообразие и родство. | Многообразие цветковых растений, их общие признаки; понятия о систематике и таксономических единицах. | систематика, вид, род, семейство, класс, отдел. | Рассматривание живых и гербарных экземпляры растений одного и разных видов | |
30 | Класс двудольные. Семейство Крестоцветные и Розоцветные | 1. Общая характеристика растений семейства 2. Редька дикая - растение семейства 3. Многообразие дикорастущих и культурных растений семейства Крестоцветные. 2. Шиповник коричный - растение семейства. 4. Многообразие растений семейства Розоцветные. Работа с определительными карточками. | Характерные особенности семейства Крестоцветные; обучение составлению морфоло-гического описания растений. Определение принадлежности растений к определённой систематической группе с использованием определителей | семейство Крестоцветные, формула цветка, плод стручок, соцветие кисть. отдел цветковые, класс двудольные, семейство розоцветные, формула цветка, плод, соцветие | Выявление признаков семейства по внешнему строению. Примеры растений, подбор загадок , Лекарственных растениях семейства Розоцветные АБАО. | |
31 | Характеристика растений семейства Паслёновые, Мотыльковые и Сложноцветные | 1. Паслён чёрный - представитель семейства Паслёновые. Морфологический анализ растения. Общие признаки семейства. 2. Многообразие растений семейства. 3. Ядовитые паслёновые и профилактика отравления ими. 4. Вредное влияние курения табака на здоровье человека. | Распознавание наиболее распространённых растений своей местности. | семейство паслёновые; формула цветка, плод (ягода, коробочка), соцветие (завиток). | Подготовка сообщения о лекарственных растениях семейства Пасленовые АБАО. | |
32 | Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства Лилейные и Злаков | 1. Общая характеристика растений семейства Лилейные. 2. Ландыш майский - растение семейства Лилейные. 3. Многообразие дикорастущих и культурных растений семейства Лилейные. Луковичные и корневищные растения этого семейства. 4. Признаки класса Однодольные. 1. Общая характеристика растений семейства Злаков (таблица, модель цветка). 2. Морфологическая характеристика растений из семейства. 3. Многообразие дикорастущих и культурных растений семейства Злаковых, их роль в природе и хозяйственное значение. 4. Определение видового названия растения по карточке определителю и систематическое положение. | Сохранение биологического разнообразия растений. Распознавание важнейших злаковых сельскохозяйственных культур. | класс Однодольные, семейство Лилейные, формула цветка *Оз+зТ3+3П,, плод (ягода, коробочка), одиночный цветок, соцветие (кисть). семейство Злаков, формула цветка, плод (зерновка), соцветие (колос простой, сложный, метёлка). | Подготовка сообщения о редких растениях семейства Лилейные, занесённых в Красную книгу Заб. края. Используя гербарии дикорастущих растений семейства, дать морфологический анализ. | |
33 | Определение растений изученных семейств | 1. Лабораторная работа: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растения». | Распознавание наиболее распространённых растений своей местности. | семейства покрытосеменных растений | По определительной карточке определить видовое название растения. | Практическая контрольная работа. |
Тема 8. Природные сообщества. 6 часов. | ||||||
34 | Растительные сообщества. Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека» | 1. Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. 2. Растительность. Типы растительности 3. Многообразие растений. 4. Приспособленность растений к обитанию в сообществе. | Сообщества, растительность. | растительные сообщества, растительность. ярусность, жизненные формы, приспособленность к среде обитания и жизни в сообществе. | Изучение растительных сообществ на примере типичных сообществ, характерных для АБАО | |
35 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1. Влияние человека на растительный мир. 2. Редкие и исчезающие виды растений Владимирской области. Красная книга. 3. Использование растений для защиты окружающей среды. 4. Заповедники, заказники, ботанические сады и их значение в сохранении и защите биоразнообразия. | Влияние человека на растительный мир. | заповедник, заказник, рациональное природопользование. | Сообщения на тему: «Красная книга», «Растения, занесенные в Красную книгу» «Заповедники и заказники Забайкальского края. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...