Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Характеристика содержания курса 5 класса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Предметная цель: Сформировать у учащихся представления об отличительных особенностях царств живой природы.
Основное содержание | Понятийные средства | Характеристика деятельности учащихся | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
I.Введение. Биология наука о жизни. (2ч) | Предмет, задачи, методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Наблюдать за ростом и развитием растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | Овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; | Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; |
II. Клеточное строение организмов. | Устройство увеличительных приборов. Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани | Объяснять принцип работы увеличительных приборов. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Сравнивать клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делать выводы на основе сравнения. | Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; | Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. |
III. Царство бактерии и грибы. | Система органического мира. Царство бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий в биотехнологии. Роль шляпочных грибов в природе и жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов. Объяснять роль бактерий, грибов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания первой при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и грибами. | Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Реализация установок здорового образа жизни; познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др); эстетического отношения к живым объектам. |
IV. Царство растений | Разнообразие, распространение, значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений. Распознавать отделы растений, наиболее распространенных в своей местности. Выявлять приспособления у растений к среде обитания. Определять их принадлежность к систематической группе с использованием справочников и определителей. | Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую | |
V. Строение и многообразие покрытосеменных растений | Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Строение стебля Видоизменение побегов. Цветок Соцветия. Плоды. Распространения плодов и семян. | Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
№ урока | Тема | Содержание урока | Содержание стандарта и программы | Термины и понятия | Региональный компонент | КИМы | |||
Введение 7 часов | |||||||||
1 | Введение. Биология - наука о живой природе | 1. Биология - наука о жизни. Признаки живого. Биологические дисциплины. 2. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы. Роль живых организмов в природе. 3. Значение живых организмов в жизни человека. 4. Взаимосвязь живых организмов между собой и средой обитания. Понятие «Биосфера». | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных. | биология, экология, фенология, жизнь, биосфера, царства живой природы. | Гербарий растений, коллекции насекомых, фотографии живых организмов, обитающих на территории Забайкальского края. Подготовка к экскурсии | ||||
2 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | 1. Правила поведения в природе. 2. Виды растений и животных, условия их обитания в экосистеме, типичной для АБАО. 3. Осенние явления в жизни растений (окраска листьев, листопад) и животных (поведение животных). | Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. Наблюдение за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в жизни растений и животных; проведение опытов по изучению состава почвы | местообитание, среда обитания, факторы среды. | Экскурсия в экосистему, типичную для АБАО. Оформление отчёта по экскурсии. | Написать сочинение от имени любого живого существа ( растения, гриба, бактерии или животного) «Осенние явления в жизни растений» | |||
3 | Методы исследования в биологии | 1.Техника безопасности в кабинете биологии. 2.Методы исследования в биологии. 3. Приборы и инструменты | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | Методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения | Задания на соответствие | ||||
4 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого | 1.Царства живых организмов. 2.Отличия живого от неживого. 3. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. | Царства: бактерии, грибы, растения, животные. | Гербарий растений, коллекции насекомых, фотографии живых организмов, обитающих на территории Забайкальского края. | Задания на соответствие | |||
5 | Среды обитания организмов | 1. Среда обитания. | Задания на соответствие. | ||||||
6 | Основные экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1. Экологические факторы. 2. Влияние света на жизнь растений. 3. Влияние температуры на жизнь растений. 4. Значение воды в жизни растений. 5. Влияние минеральных веществ на жизнь растений. 6. Влияние живых организмов на растения (биотический фактор). 7. Влияние человека на растительный мир (антропогенный фактор). | Влияние экологических факторов на организмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организм | абиотические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы. | Подготовка сообщения: «Климатические условия АБАО». | Задания «Эко-логические цепочки» | |||
7 | Контрольно-обобщающий урок | Проверочная работа | |||||||
Тема 1. Клеточное строение организмов. 7 часов | |||||||||
8 | Устройство увеличительных приборов | 1. История открытия клеточного строения организмов. 2. Увеличительные приборы, их использование в биологических исследованиях. 3. Лабораторная работа «Устройство микроскопа и правила работы с ним». | Принцип работы увеличительных приборов. | клетка - единица строения организмов. | Задачи с немыми рисунками | ||||
9 | Строение клетки | 1. Строение клеток растений. 2. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука». | Клеточное строение, приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом. | микропрепарат, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл. | лист элодеи, плоды рябины, томата, шиповника, листья пеларгонии. | Задачи с немыми рисунками | |||
10 | Строение клетки | 1. Строение клеток растений. 2. Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи» | Клеточное строение, приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом, выявление приспособлений у растений к среде обитания. | оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл. | лист элодеи, плоды рябины, томата, шиповника, листья пеларгонии. | Составление кроссвордов по теме | |||
11 | Химический состав клетки | 1. Неорганические вещества: вода и мин. соли. 2. Органические вещества: белки, жиры, углеводы. 3. Соотношение веществ в разных растениях и их органах. 4. Лаб. работа «Химический состав растений». 5. Роль этих веществ в жизни человека. | Роль растений в жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные растения. | организм, растение, химический элемент, неорганические и органические вещества (белки, жиры, углеводы). | Лаб. работа «Химический состав растений». | ||||
12 | Жизнедеятельность клетки | 1. Процессы жизнедеятельности клетки и их значение. 2. Деление клетки. | Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов | деление клеток, хромосомы. | |||||
13 | Ткани растительного организма | 1. Первоначальное представление о тканях. 2. Виды тканей и их функции. | Ткани | ткань, образовательная ткань, основная ткань, проводящие ткани, механические ткани, покровные ткани. | Лабораторная работа №6 «Особенности строения растительных клеток разных органов цветкового растения» | Установление соответствия между функциями и типами тканей | |||
14 | Контрольно-обобщающий по теме: «Клеточное строение организмов» | Проверочная работа | |||||||
Тема 2. Царство бактерии 2 часа | |||||||||
15 | Строение и жизнедеятельность бактерий | 1. Строение и распространение бактерий. 2. Форма бактерий. 3. Питание бактерий. 4. Размножение бактерий. Образование спор, их роль в жизни бактерий. | Система органического мира. Царство бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. | клетка бактерии, сапро-фиты, паразиты, спора, сине-зелёные водоросли, цианобактерии. Процессы жизнедеятельности: ды-хание, питание, рост, размножение, обмен в-в. | Тесты Умение распознавать микропрепараты, объекты. | ||||
16 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1. Роль бактерий в круговороте веществ. 2. Почвенные бактерии, их роль в природе. Азотфиксирующие бактерии. Симбиоз. 3. Болезнетворные бактерии. 4. Роль бактерий в жизни человека. | Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий в биотехнологии. | сапрофиты, паразиты, круговорот веществ, фотосинтез, азотофиксирующие бактерии, симбиоз, молочнокислые бактерии, болезнетворные бактерии, эпидемия. | На уроке используется произведение Г Граубина «Четырехэтажная тайга». Подготовка материала о съедобных и ядовитых грибах, о правилах их сбора. | ||||
Тема 3. Царство грибы 5 часов | |||||||||
17 | Царство грибов. Общая характеристика | 1. Отличительные признаки грибов, их строение, питание. 2. Размножение грибов. 3. Роль грибов в природе и жизни человека. | Система органического мира. Царство грибов. | круговорот веществ, сапрофиты, паразиты, питание, хитин, грибница, мицелий, размножение бесполое и половое | грибы, встречающиеся на территории Заб. края, гербарии растений, пораженных спорыньей и головней. | Схемы циклов развития | |||
18 | Шляпочные грибы | 1. Особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, их классификация. 2. Лабораторная работа «Строение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы.» 3. Самостоятельная работа учащихся с текстом «Симбиоз грибов и растений» и рисунком учебника. 4. Правила сбора грибов. Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами, первая помощь при отравлениях. | Роль шляпочных грибов в природе и жизни человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний. | плодовое тело, грибница, мицелий, микориза, симбиоз, гетеротрофное питание, пластинчатые и трубчатые грибы. | Сообщения учащихся о съедобных и ядовитых грибах, правилах сбора грибов, технологии их выращивания. Можно использовать отрывки из произведения В. Солоухина «Третья охота». | Тесты Работа с немыми рисунками, микропрепаратами. | |||
19 | Плесневые грибы и дрожжи | 1. Плесневые грибы, среда их жизни, отличия плесневых грибов от шляпочных грибов. 2. Роль плесневых грибов в разложении органических веществ, в образовании почвы. 3. Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор». 4. Пеницилл, его строение, питание, размножение, сравнение с мукором. 5. Дрожжи, их строение, питание, размножение. | Роль плесневых грибов в природе, в жизни человека. Использование грибов в биотехнологии. Изучение строения плесневых грибов. | плесневые грибы, дрожжи, сапрофиты, грибница, мицелий, бесполое размножение почкованием, спора. | Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор». | Модульные задачи | |||
20 | Грибы-паразиты. Роль грибов в природе | 1. Грибы-паразиты. 2. Меры борьбы с болезнями растений, животных и человека, вызываемых грибами-паразитами. 3. Использование грибов в народном хозяйстве. 4. Роль грибов в круговороте веществ в природе. | Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами у растений животных и человека. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений и человека. | организмы-паразиты, головня, спорынья, гриб трутовик, облигатные и факультативные паразиты | Заочная экскурсия «Грибы в лесопарке» | Синквейн | |||
21 | Обобщение по теме: « Бактерии. Грибы.» | Проверочная работа. | |||||||
Тема 4. Царство растения. 12 часов | |||||||||
22 | Разнообразие, значение и распространение растений. | 1. Ботаника - наука о растениях. 2. Разнообразие растений и мест их обитания. 3. Значение растений в природе и жизни человека. | Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека. | ботаника, низшие растения, высшие растения. | Изучение гербарных материалов. Встречи с природой. | ||||
23 | Водоросли | 1. Общая характеристика водорослей. 2. Значение водорослей в природе и жизни человека. 3. Многообразие водорослей. 4. Лаб.раб. « Строение водорослей». | Главные признаки, изучение внешнего строения водорослей, Распознавание водорослей, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений у растений к среде обитания. | хроматофор, слоевище, таллом, ризоиды. | Лабораторная работа « Изучение строения водорослей». | Установление соответствия отделов царства растений по рисункам. | |||
24 | Лишайники | 1. Строение лишайников. 2. Многообразие лишайников. 3. Жизнедеятельность лишайников. 4. Значение в природе и жизни человека. 4. Лаб. раб. « Строение лишайника». | Роль лишайников в природе и жизни человека, распознавание лишайников, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспо-соблений у лишайников к ср. обит. | симбиоз | Рассматривание коллекции лишайников | Синквейн | |||
25 | Мхи | 1. Общая характеристика мхов. 2. Многообразие мхов. 3. Лабораторная работа «Изучение строения мха». 4. Значение мхов в природе и жизни человека. | Главные признаки отдела , изучение внешнего строения мхов. Распознавание наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений к среде обитания. | высшее споровое растение, яйцеклетка, сперматозоид | Лабораторная работа «Изучение строения мха». | Работа с немыми рисунками, микропрепаратами. | |||
26 | Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1. Общая характеристика папоротникообразных растений. 2. Многообразие папоротникообразных. 3. Лабораторная работа «Изучение строения папоротника». 4. Значение в природе и жизни человека | Главные признаки папоротников хвощей и плаунов, изучение внеш-него строения папоротника. Распознавание растений папоротникообразных, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений к среде обитания | вайи, корневище, спорангии. | Лабораторная работа «Изучение строения папоротника». | Установить появление последовательности органов у отделов царства растений. | |||
27 | Голосеменные | 1. Общая характеристика голосеменных. 2. Многообразие представителей голосеменных растений. 3. Лабораторная работа «Изучение строения голосеменных». 4. Значение в природе и жизни человека. | Главные признаки отдела. Распоз-навание голосеменных растений, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений у растений к среде обитания. | хвоя, семя. | Работа с немыми рисунками, микропрепаратами. | ||||
28 | Покрытосеменные или Цветковые | 1. Общая характеристика покрытосеменных растений. 2. Многообразие покрытосеменных растений. 3. Лаб. Работа « Строение цветкового растения» | Главные признаки отдела Изучение органов цветкового растения, строения и многообразия, распознавание покрытосеменных растений, наиболее распространенных в своей местности, выявление приспособлений у растений к среде обитания, определение их принадлежности к систематической группе с использованием справочников и определителей. | цветок, плод, деревья, кустарники, травы, однолетние, двулетние, многолетние растения. | Изучение гербарных материалов, коллекций плодов, красивоцветущих растений. Составление таблицы цветковых растений, занесенных в Красную книгу Заб. края | Работа с немыми рисунками, микропрепаратами. | |||
29 | Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений | 1. Значение растений в природе. 2. Значение растений в жизни человека и собственной деятельности. 3. Охрана растительного мира. | Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Охрана растительного мира. | слоевище, высшее споровое растение, вайи, корневище, спорангии, хвоя, семя, цветок, плод, деревья, кустарники, травы, одно-, дву-, многолетние растения. | Изучение охраняемых растений, занесенных в Красную книгу края. Сочинение: «Что я сделал, чтобы помочь зелёному миру?» | Синквейн | |||
30 | Весенняя жизнь растений | 1. Экскурсия. | Весенние явления в жизни растений | ||||||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира на Земле | 1. Основные этапы развития растительного мира на Земле. 2. Заполнение таблицы «Развитие растительного мира на Земле». | Усложнение растений в процессе эволюции. Биологическое разно-образие растений как основа устойчивости биосферы и результат эволюции. Проведение простых биоисследований разных растений | палеонтология, палеоботаника, риниофиты. | Зарисовка окаменевших древних организмов и их отпечатков. Определение их принадлежности древним организмам. | Установление последовательности эволюции растительного мира. | |||
32 | Обобщение | ||||||||
33 | Урок-КВН : «Царство растений» | Творческие задачи. | |||||||
34 | Итоговый урок. | Практическая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...