Конспект урока по биологии 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок по теме: «Общая характеристика грибов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного.
Технологии урока : элементы технологии проблемного диалога.
Цели урока:
Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
Развивающие:
Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность
Задачи: подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения; определить их роль в природе и жизни человека
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_biologiya.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Общая характеристика грибов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного.
Технологии урока : элементы технологии проблемного диалога.
Цели урока:
Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных
Развивающие:
Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность
Задачи: подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения; определить их роль в природе и жизни человека
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «знаем -не знаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: Диалогический( словесные), наглядный, поисково-исследовательский
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, муляжи шляпочных грибов, таблица « Строение и многообразие грибов» , лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата; микроскопы (световой, цифровой). учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).
Структура урока
- Организационный этап.
- Актуализация прежних знаний.
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 минута).
- Добрый день ребята. (слайд1)
Присаживайтесь на свои места.
А сейчас давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Включение в деловой ритм).
У вас у каждого на столе лежит листок бумаги, подпишите его. С ним вы будите работать в течение урока.
2.Актуализация прежних знаний. (4 минуты)
Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Дети отвечают (бактерии)
4 человека работают с карточками: Набоко С., Алпау Д., Миндагалиев А., Супогалиев М.
Вопросы к классу:
- Дайте определение бактериям
Работа у доски: (2 уч-ся)
- Нарисуйте, какие бывают формы бактерий
- Подписать их название
Для класса:
- Найди ошибку ( слайд 2)
3. Актуализация знаний (4 минуты) (выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
- Совершенно верно - это гриб (слайд 3)
- Как вы думаете , как будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 4)
Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно): ( на листочках)
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 5)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
20 | ц | е | з | о | ё | и | |
30 | д | в | н | б | я | с | |
40 | ж | к | а | х | ь | ш | |
50 | ю | л | п | щ | т | у | |
60 | г | м | ф | р | ъ | ч |
(Дети отвечают: Царство грибов)
Тема урока: Царство Грибов. Характеристика грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока). (слайд 6)
4.Постановка учебной задачи. (4 минута)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.
( слайд 7)
5.Усвоение новых знаний. 5 мин
По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.
- Как вы думаете, почему они получили такое название?
- Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 8)
Проблема.
Работа в парах.
- Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?
Ваши версии (запись на доске)
- Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?
- Вспомним признаки царства: (слайд 9)
- Что вы помните и знаете о грибах?
- Наука изучающая грибы- микология ( слайд 10) ( записывают в тетрадь)
- А сейчас Илья Шенин поделится с нами, какой он проделал дома эксперимент.
(В теплой воде развести немного дрожжей и добавить немного сахара. Дрожжи увеличились в размере.)
Вывод: дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Пузырьки углекислого газа, образующие например, в тесте делают его пористым и легким.
- Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?
Самостоятельная работа с учебником ( 7 мин).
Работа в листах самоконтроля ( задания групповые по рядам)
Каждой группе даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из группы.
Задания для первого ряда
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках, дополните ее картинками.
Задание для второго ряда.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.
Задание для третьего ряда 3.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листах.
6.Физ. минутка. (слайд 11) 1 мин.
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
работа с микроскопом ( рассмотреть готовый микропрепарат гриба мукор), зарисовать рисунок (Слайд 12) -7 мин
7.Закрепление изученного материала . 5 мин
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
тестовое задание»
А 1 грибы- это представители:
- Прокариотов
- Эукариотов
- Самых древних организмов
- Растений
А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?
- Корневыми волосками
- Устьицами
- Всей поверхностью тела
А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?
- Пеницилл
- Дрожжи
- Мукор
- Рыжик
А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?
- Содержание хитина
- Гетеротрофный способ питания
- Запас углеводов в виде гликогена
- Способность синтезировать витамины
А 5 Как называется наука, изучающая грибы?
- Ботаника
- Экология
- Микология
( Ребята обмениваются работами с соседом по парте проверяют и оценивают ее)
Ответы (Слайд 13)
Слайд 14
Все верно -5
Одна ошибка -4
Две ошибки -3
Больше двух - 2
8. Рефлексия деятельности. 3 минуты (слайд 15)
Работа в листах самоконтроля, обсуждение
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
По результатам урока заполни табличку ( в ваших листах), и оцените уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг
Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
Листок самоконтроля _____________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________
9.Домашнее задание. (слайд 16) 3 мин
Всем п. 13, вопросы с. 69
На выбор:
- Написать сочинение на тему: « Грибы – это удивительное царство»
- Составить кроссворд ( инее менее 10 понятий) на тему « Царство грибов»
- Галерея грибника с пояснениями
- Презентация « Царство грибов»
Слайд 17
Лист работы
Задания для 1 группы
- Выполните следующее задание (более научно): ( на листочках)
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24
61, 64, 26, 34, 24, 32
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
20 | ц | е | з | о | ё | и | |
30 | д | в | н | б | я | с | |
40 | ж | к | а | х | ь | ш | |
50 | ю | л | п | щ | т | у | |
60 | г | м | ф | р | ъ | ч |
2 Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листах.
Виды размножение грибов
3. проверочный тест
А 1 грибы- это представители:
1 Прокариотов
- Эукариотов
- Самых древних организмов
4.Растений
А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?
- Корневыми волосками
- Устьицами
- Всей поверхностью тела
А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?
- Пеницилл
- Дрожжи
- Мукор
- Рыжик
А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?
- Содержание хитина
- Гетеротрофный способ питания
- Запас углеводов в виде гликогена
- Способность синтезировать витамины
А 5 Как называется наука, изучающая грибы?
- Ботаника
- Экология
- Микология
Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
Листок самоконтроля _____________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________
Задания для II группы
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24,
61, 64, 26, 34, 24, 32
20 | ц | е | з | о | ё | и | |
30 | д | в | н | б | я | с | |
40 | ж | к | а | х | ь | ш | |
50 | ю | л | п | щ | т | у | |
60 | г | м | ф | р | ъ | ч |
2.Строение грибов
Строение грибов по количеству клеток
Строение грибов:
1.
2.
3. проверочный тест
А 1 грибы- это представители:
- Прокариотов
- Эукариотов
- Самых древних организмов
- Растений
А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?
- Корневыми волосками
- Устьицами
- Всей поверхностью тела
А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?
- Пеницилл
- Дрожжи
- Мукор
- Рыжик
А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?
- Содержание хитина
- Гетеротрофный способ питания
- Запас углеводов в виде гликогена
- Способность синтезировать витамины
А 5 Как называется наука, изучающая грибы?
- Ботаника
- Экология
- Микология
Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
Листок самоконтроля _____________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________
Задания для III группы
1. Выполните следующее задание (более научно): ( на листочках)
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
20 | ц | е | з | о | ё | и | |
30 | д | в | н | б | я | с | |
40 | ж | к | а | х | ь | ш | |
50 | ю | л | п | щ | т | у | |
60 | г | м | ф | р | ъ | ч |
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24
61, 64, 26, 34, 24, 32
- Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках, дополните ее картинками.
По характеру питания
3. проверочный тест
А 1 грибы- это представители:
- Прокариотов
- Эукариотов
- Самых древних организмов
- Растений
А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?
- Корневыми волосками
- Устьицами
- Всей поверхностью тела
А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?
- Пеницилл
- Дрожжи
- Мукор
- Рыжик
А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?
- Содержание хитина
- Гетеротрофный способ питания
- Запас углеводов в виде гликогена
- Способность синтезировать витамины
А 5 Как называется наука, изучающая грибы?
- Ботаника
- Экология
- Микология
Я знал | Я узнал | Я хочу узнать |
Листок самоконтроля _____________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________
- С каким настроением работал?_______________________________________________
- Доволен ли собой?_________________________________________________________
«Мы»
- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе?_______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)
1._________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"
Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»
Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...
Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.
Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.
План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...