Конспект урока по биологии 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Писаревская Галина Афанасьевна

Урок по теме: «Общая характеристика грибов»

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного.

Технологии урока : элементы технологии проблемного диалога.

 

Цели урока:

 

Образовательные:   Формирование представлений о грибах как представителях отде­льного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

 Выделение су­щественных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми гри­бами

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность

 

Задачи: подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения; определить их роль в природе и жизни человека

Предметные результаты:

-       формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

-       формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_biologiya.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок по теме: «Общая характеристика грибов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного.

Технологии урока : элементы технологии проблемного диалога.

Цели урока:

Образовательные:   Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

 Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность

Задачи: подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения, питания, размножения; определить их роль в природе и жизни человека

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы:  «знаем -не знаем… постановка в ситуацию затруднения».

Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)

Методы: Диалогический( словесные), наглядный, поисково-исследовательский

Оборудование: ПК,  мультимедийный проектор,  муляжи шляпочных грибов, таблица « Строение и многообразие грибов» , лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата;      микроскопы (световой, цифровой). учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС).

Структура урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация прежних знаний.
  3. Актуализация знаний
  4. Постановка учебной задачи.
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  6. Физ. минутка.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

1.Организационный этап.  Мотивация к учебной деятельности  (1 минута).

- Добрый день ребята. (слайд1) 

Присаживайтесь на свои места.

А сейчас давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. (Включение в деловой ритм).

 У вас у каждого на столе лежит  листок бумаги, подпишите его. С ним вы будите работать  в течение урока.

2.Актуализация  прежних знаний. (4 минуты)

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают  (бактерии)

4 человека работают с карточками: Набоко С., Алпау Д., Миндагалиев А., Супогалиев М.

Вопросы к классу:

- Дайте определение бактериям

Работа у доски: (2 уч-ся)

- Нарисуйте, какие бывают формы бактерий

- Подписать их название

Для класса:

- Найди ошибку ( слайд 2)

3. Актуализация  знаний (4 минуты)  (выдвижение проблемы, сообщение  темы и цели  урока)

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

- Совершенно верно - это гриб (слайд 3)

- Как вы думаете , как будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 4)

Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно): ( на листочках)

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 5)

1

2

3

4

5

6

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ю

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч

(Дети отвечают: Царство грибов)

Тема урока:  Царство Грибов. Характеристика грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего  урока). (слайд 6)

4.Постановка учебной задачи. (4 минута)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 4 урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать  грибы,  знать особенности их строения,  уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.

( слайд 7)

 

5.Усвоение новых знаний. 5 мин

По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

-  Как вы думаете, почему они получили такое название?

- Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 8)

Проблема.

Работа в парах.

- Обсудите в парах, что вас удивило?   Какие вопросы у вас возникли?

Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?

Ваши версии (запись на доске)

- Но достаточно ли этого признака, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство? Научный или ненаучный это признак?

- Вспомним признаки царства: (слайд 9)

- Что вы помните  и знаете  о грибах? 

- Наука изучающая грибы- микология ( слайд 10) ( записывают в тетрадь)

- А сейчас Илья Шенин поделится с нами, какой он проделал дома эксперимент.

(В теплой воде развести немного дрожжей и добавить немного сахара. Дрожжи увеличились  в размере.)

Вывод: дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ. Пузырьки углекислого газа, образующие например, в тесте делают его пористым и легким.

- Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?

 Самостоятельная работа с учебником ( 7 мин).

Работа в листах самоконтроля ( задания групповые  по рядам)

Каждой группе даются разные задания. Каждый работает с учебником и  заполняет  схему на листочках. Выступает   один из группы.

Задания для первого ряда

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках, дополните ее картинками.

Задание  для второго ряда.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для третьего ряда 3.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление  ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листах.

6.Физ. минутка. (слайд 11) 1  мин.

Учащиеся выполняют упражнение на слова:        

 работа с  микроскопом  ( рассмотреть готовый микропрепарат  гриба  мукор), зарисовать рисунок  (Слайд 12) -7 мин

7.Закрепление изученного материала .  5 мин

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

 тестовое задание»

А 1 грибы- это представители:

  1. Прокариотов
  2. Эукариотов
  3. Самых древних организмов
  4. Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками
  2. Устьицами
  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл
  2. Дрожжи
  3. Мукор
  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина
  2. Гетеротрофный способ питания
  3. Запас углеводов в виде гликогена
  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника
  2. Экология
  3. Микология

( Ребята обмениваются работами с соседом по парте проверяют и оценивают ее)

Ответы (Слайд 13)

Слайд 14

Все верно -5

Одна ошибка -4

Две ошибки -3

Больше двух - 2

8. Рефлексия деятельности. 3 минуты (слайд 15)

Работа в листах самоконтроля, обсуждение

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

По результатам урока заполни табличку ( в ваших листах), и оцените  уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

9.Домашнее задание. (слайд 16)  3 мин

Всем п. 13, вопросы с. 69

На выбор:

  • Написать сочинение на тему: « Грибы – это удивительное царство»
  • Составить кроссворд ( инее менее 10 понятий) на тему « Царство грибов»
  • Галерея грибника  с пояснениями
  • Презентация « Царство грибов»

Слайд 17

Лист работы

Задания для 1 группы

  1. Выполните  следующее задание (более научно): ( на листочках)

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24          

61, 64, 26, 34, 24, 32

1

2

3

4

5

6

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ю

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч

                       

2 Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление  ( перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листах.

Виды размножение грибов

3. проверочный тест

А 1 грибы- это представители:

1 Прокариотов

  1. Эукариотов
  2. Самых древних организмов

           4.Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками
  2. Устьицами
  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл
  2. Дрожжи
  3. Мукор
  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина
  2. Гетеротрофный способ питания
  3. Запас углеводов в виде гликогена
  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника
  2. Экология
  3. Микология

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

Задания для II группы

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24,            

61, 64, 26, 34, 24, 32

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ю

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч

2.Строение грибов

                                                                  Строение грибов по количеству клеток

Строение грибов:

1.

2.

3. проверочный тест

А 1 грибы- это представители:

  1. Прокариотов
  2. Эукариотов
  3. Самых древних организмов
  4. Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками
  2. Устьицами
  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл
  2. Дрожжи
  3. Мукор
  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина
  2. Гетеротрофный способ питания
  3. Запас углеводов в виде гликогена
  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника
  2. Экология
  3. Микология

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________

Задания  для III группы

1. Выполните  следующее задание (более научно): ( на листочках)

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.

1

2

3

4

5

6

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ю

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч

21, 43, 64, 36, 55, 32, 24            

61, 64, 26, 34, 24, 32

  1. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках, дополните ее картинками.

По характеру питания

3. проверочный тест

А 1 грибы- это представители:

  1. Прокариотов
  2. Эукариотов
  3. Самых древних организмов
  4. Растений

А 2 Как грибы поглощают питательные вещества?

  1. Корневыми волосками
  2. Устьицами
  3. Всей поверхностью тела

А 3 Какие грибы используются в хлебопечении?

  1. Пеницилл
  2. Дрожжи
  3. Мукор
  4. Рыжик

А 4 В чем состоит отличие грибов от животных?

  1. Содержание хитина
  2. Гетеротрофный способ питания
  3. Запас углеводов в виде гликогена
  4. Способность синтезировать витамины

А 5 Как называется наука, изучающая грибы?

  1. Ботаника
  2. Экология
  3. Микология

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

Листок самоконтроля _____________________________

Ответьте на вопросы

«Я»

- Как чувствовал себя в процессе работы?_______________________________________

- С каким настроением работал?_______________________________________________

- Доволен ли собой?_________________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?________________________________

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?_______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка)

1._________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?_________________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________

- Закончите тему урока: Грибы - ______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Конспект урока по биологии в 10 классе. Тема урока: «Многообразие биогеоценозов суши. Биогеоценоз смешанного леса»

Всесторонняя информация о лесном биогеоценозе как одном из наиболее распространенных в регионе...

Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.

Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.

План урока по биологии 9 класс Тема урока: Круги кровообращения.Тип урока: изучение нового материала. Ожидаемые результаты: Личностные:Осознание практической значимости знаний кругов кр...