Открытый урок "Опорно-двигательная система" 9 класс предпрофильная подготовка
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Гашникова Александра Анатольевна

На уроке рассматривается строение опорно двигательной системы, нарушения ОПС и заболевания, а также профилактика и лечение заболеваний ОДС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ods_elektiv.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

Заболевания опорно-двигательной системы.

(Предпрофильная подготовка 9 класс).

Цель урока: раскрыть основные функции опорно-двигательной системы; сформировать знания о строении и свойствах костей, химическом составе; познакомить со строением и функциями отделов скелета человека; охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; определить цели доврачебной помощи.

Оборудование: модель скелета человека, микроскопы, микропрепараты, таблицы, мультимедийное пособие.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Изучение темы

Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать разные предметы.

- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем ползаем, плаваем, совершаем каждый день тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

        Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

        Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой организм, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

        Для установления истины мы проведем особое совещание, которое назовем «консилиум».

        На наш консилиум приглашены: врачи - травматологи, врач - инфекционист, врач-диетолог, врач – терапевт, педиатр, инструктор по лечебной гимнастике.

        Как на любом совещании необходимо определить круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим:

  1. Какие особенности строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функции.
  2. Причины, вызывающие заболевания опорно-двигательного аппарата.
  3. Как правильно оказать первую помощь при травмах ОДС.

Проведем предварительное знакомство со строением кости и скелета.

ДИСК 1, скелет -4

А) ОБРАЗОВАНИЕ КОСТЕЙ;

- Почему в костях образуются полости?

Поверхность костей покрывает надкостница. Её клетки аккуратно, слой за слоем откладывают новое костное вещество. Благодаря этому кость растет в толщину. Другие клетки (остеокласты), находящиеся на ее внутренней поверхности, «вгрызаются» в плотное вещество кости и растворяют его. Благодаря этому расширяется полость кости, и она становится трубкой.

№2 – фрагмент образование кости.

№3 - СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ;

Кости отличаются друг от друга формой и размерами. Различают длинные, короткие и плоские кости. Кости образованы соединительнотканной костной тканью. В ней выделяют: компактное вещество, губчатое вещество, надкостницу.

- Компактное вещество (увеличить изображение) 

Наружный слой кости с концентрическими кругами, окружающие канала, по которым проходят кровеносные сосуды. Компактное вещество находится в тех частях, которые выполняют функцию опоры.

- Губчатое вещество (увеличить изображение)                                                

 – разновидность костной ткани, представляющая собой сеть костных перегородок, между которыми находится пространство, заполненное красным костным мозгом. Выглядит, как пористая структура, напоминающая губку. Придает кости легкость и порочность.

-  В Надкостнице – расположены кровеносные сосуды, обеспечивающие кровоснабжение кости. Надкостница вырабатывает клетки – остеобласты. Эти клетки дают начало новой костной ткани.

№4 - ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТЕЙ

Описание на схеме.

Неорганические вещества придают кости твердость.

Органические – гибкость, упругость.

№5 -  ЖЕЛТЫЙ, КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ

(увеличить рисунок красный и желтый костный мозг)

Полости костей заполнены костным мозгом. Это рыхлая мягкая ткань, похожая на желе, однако она не влияет на механическую прочность скелета.

Красный костный мозг – главный кроветворный орган.

Желтый костный мозг – состоит в основном из жировой ткани.

№13 -  ХРЯЩИ.

Места где кости сочленяются друг с другом покрыты суставными хрящами. Хрящевая ткань состоит из межклеточного вещества, которое состоит из воды и связана с крупными молекулами полисахаридов и особых белков.

Показать на экране: Суставы

                                    Ребра

                                    Другие хрящи.

№6 - СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА.

Сразу запускаем «летающего скелета»

Скелет представляет единое прочное образование. При любом движении все наши органы опираются на кости. В скелете человека более 200 костей.

Закрыть «летающего скелета» и отобразить осевой и периферический скелет – прослушать диктора.

 

У вас на столах тематические карты: Вам необходимо рассмотреть под микроскопом микропрепараты и выполнить задания. Время выполнения 5 минут.

Пока работают с микроскопом поменять диск 2 и установить тему 34: Заболевания опорно-двигательной системы

Заболевания опорно-двигательной системы.

Диск 2 – 34 заболевания ОДС.

«Движение может заменить любое лекарство» - Тиссо.

Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека, но современный человек все больше времени проводит за письменным столом и все меньше выполняет физической работы. Учащиеся проводят за партой 5-6 уроков и только 2 раза в неделю занимаются физкультурой.

Предоставим слово педиатору Мараовой Залине

*Врач педиатр.

№2 – сколиоз, поясничный лордоз, грудной кифоз.

Сколиоз, поясничный лордоз, грудной кифоз (причины заболеваний, диагностика, профилактика)

- Осанка – привычное положение тела в покое и при движении. При правильной осанке плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких, сердца, желудка).

К нарушениям осанки приводит неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – неравномерное распределение нагрузки на тело и не тренированность мышц.

- Боковое искривление – СКОЛИОЗ.

А) Как правильно сидеть за партой.

Б) распределение нагрузки при ходьбе ( ранец или сумка)

В) как правильно поднимать тяжести.

В легких случаях сколиоз можно исправить физическими упражнениями.

№3 – Видео лечебная гимнастика

*Инструктор по лечебной гимнастике. Куннаев Камиль

1. Растяжка нижнего отдела спины: *сядьте на стул, разведите колени, * наклонитесь вперед, опустите руки, полностью расслабитесь, опустите голову, расслабив шейный отдел позвоночника.

2. Вертикальная растяжка: *сядьте на край стула, * руки поднимите как можно выше, стараясь максимально вытянуться.

3. Поворот на стуле: *сядьте на краешек стула, левым боком к спинке, *соедините ступни и колени, прижмите ноги друг к другу, * положите руки на спинку стула, *на вдохе выпрямите спину, на выдохе повернитесь лицом к спинке стула всем корпусом, * расслабьтесь и повторите упражнение в другую сторону.

№6  Заболевания ОДС.

А что еще может вызвать заболевания ОДС. Слово предоставляется врачу – теравевту

Щербаковай Алене

     *Врач терапевт.

Подагра – это заболевание, возникшее в результате нарушения обмена мочевой кислоты и отложение её солей в суставах, что влечет за собой деформация и болезненность в движениях. Основным лечением этого заболевания является соблюдение диеты, из которой исключены продукты, содержащие мочевую кислоту и ее соли.

*Остеопороз – это заболевание, характеризующееся разрушением костного вещества и патологической перестройкой костных балок, в результате чегокости становятся хрупкими и легко ломаются. Остеопороз часто связан с гормональными изменениями в организме и характерен для женщин в период менопаузы и после нее. Лечение остеопороза заключается в приеме недостающих организму гормонов (заместительная гормональная терапия) и препаратов кальция для повышения прочности костной ткани.

*Остеохондроз.

  • Между позвонками находятся  позвоночные диски. Это соединительнотканные образования, внутри которых имеется желеобразная масса, или пульпозное ядро. Эти диски обеспечивают амортизацию человеческого тела при ходьбе и придают гибкость позвоночному столбу.

Остеохондроз – это заболевание, при котором пульпозное ядро диска сдавливается, в результате чего соседние позвонки сближаются. Это может привести к ущемлению корешка спинного нерва, которое вызывает сильнейшую боль. Лечение остеохондроза  заключается в уменьшении нагрузки на ущемленный диск и нервные корешки путем специальных физических упражнений или операции.

*Врач инфекционист Андреева Наталья

*Врач инфекционист.

№4* Ревматизм – это инфекционно-аллергическое  заболевание бактериальной природы, при котором в основном поражаются сердце и суставы. Если преобладает поражение суставов, то заболевание называется ревматоидным артритом. Суставы человека долгое время страдающего этим заболеванием, деформируются, а движения в них вызывают сильную боль.

№6 *Полиомиелит, или болезнь Гейне-Медина, характеризуется повреждением серого вещества спинного мозга и других отделов ЦНС с развитием мышечных параличей, поражением слизистой оболочки кишечника и носоглотки.

Во всем мире проводится профилактика этого заболевания с помощью специальной вакцины в раннем детстве.

*Столбняк (тетанус) – тяжелое острое инфекционное заболевание характеризующееся поражением нервной системы и проявляющееся судорогами скелетной мускулатуры, приводящим к смерти от удушья. Болезнь вызывается бактерией CLOSTRIDIUM TETANI, которая размножается в глубоких плохо обработанных ранах. Попадая в кровь, бактерия выделяет свой токсин, действующий на нервные клетки.

В медицинской  практике существует правило: при угрозе развития столбняка (при ранениях, ожогах, обморожениях и др.) осуществляют экстренную его профилактику противостолбнячной сывороткой.

№7 *Врач травматолог.

        *Ушибы и кровоизлияния.

        * Разрывы связок (смещение суставов, мягкие ткани болезненные. ПП – компресс, фиксация)

* Вывих – разрыв суставной капсулы и окружающих тканей, кровотечение в полость сустава.

ПП – обезболивание. Фиксирующая повязка, шины)

  • Переломы (увеличить) – трещина, перелом со смещением, открытый перелом.

№8 Наложение шины.

№9

№10 – если успеем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса информационной работы, профильной ориентации (для 9 класса предпрофильной подготовки)

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы ориентационного курса для 9 класса Л. И. Зикуновой, О. И. Поверенной и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Так как учебным планом ...

Программа элективного курса "Экономическая математика в жизни" (9 класс, предпрофильная подготовка)

Предлагаемый элективный курс «Экономическая математика в жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рыночной экономики ...

Введение в основы механизации сельского хозяйства Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки)

В сельской школе труд на земле с использованием процессов механизации становится более привлекательным для подростков, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с  высокой кул...

Столярное дело в сельском хозяйстве Элективный курс (для 6-9 класса предпрофильной подготовки)

Элективный курс "Столярное дело в сельском хозяйстве" направлен на применение знаний и умений учащихся специальной (коррекционной) школы с 6 по 9 классы по обработке древесины, посредством котор...

Элективный курс по физике для 9 классов "Предпрофильная подготовка учащихся"

Создание данного элективного курса  дает учащимся более осознанно выбирать ту или иную профессию.Материал подобран таким образом, что ученики могут познакомиться с различными видами профессий на ...

Элективный курс" Комнатные растения"(для 9 класса предпрофильной подготовки)

Электиный курс для 9 класса(предпрофильной подготовки). Программа элективного курса " Комнатные растения"...

Элективный курс" Основы садоводства"(для 9 класса предпрофильной подготовки)

Основной целью программы является: Формирование у детей готовности к ведению садового хозяйства, пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой. Формы проведения з...