Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_presmyk.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

Цели урока:

  1. Закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся.
  2. Познакомить учащихся с отрядами класса пресмыкающихся.
  3. Дать представление учащимся о древнем отряде рептилий        - динозаврах, их происхождении  и причинах вымирания
  4. Формировать умение сравнивать и делать выводы.
  5. Развивать самостоятельное мышление, умение анализировать.
  6. Развивать интерес к биологическим знаниям, внимание, бережное отношение к животным.

ХОД УРОКА

Учитель

Когда-то животных этого класса называли гадами, по латыни они называются очень красиво Рептилии, а вы прекрасно понимаете, что мы сейчас еще раз поговорим и обобщим наши знания о животных класса ………… (Пресмыкающиеся).

Современные пресмыкающиеся представляют остатки когда-то более многочисленного и разнообразного класса, господствующего в мезозойскую эру. К нашему времени из 17 отрядов осталось всего……….. (4). Давайте назовем их.

Отряд 1 – Клювоголовые

Отряд 2 – Черепахи

Отряд 3 – Крокодилы

Отряд 4 – Чешуйчатые

подотряд Змеи

подотряд Ящерицы

Обобщение и систематизация материала.

На прошлом уроке 4 ученика получили задание обобщить сведения о пресмыкающихся и в краткой форме изложить их. Давайте послушаем сообщения.

1 ученик

Отряд черепахи.

1. Современные виды имеют панцирь, который состоит из карапакса (спинного щитка) и пластрона (брюшного щитка).

2. Шейный и хвостовой отдел позвоночника подвижны.

3. Челюсти лишены зубов, но покрыты рогом (роговой клюв), имеющим острые режущие края.

4. Хорошо развито зрение, обоняние, слух хуже.

5. Самые крупные: слоновая галапогосская (1,5м, 400 кг) и кожистая морская (до 2м, 600 кг).

6. Населяют моря, пресные водоемы, болота, сухопутные биотопы.

7. Голодать могут долго. Рекорд – в Парижском зоопарке одна небольшая черепаха голодала 6 лет.

8. Очень живучи.

Учитель

У японцев черепаха считается эмблемой долговечности.

2 ученик

Отряд крокодилы.

1. Крупные животные от 1,5-2 до 4-6 м.

2. Хвост сжат с боков.

3. Зубы сидят в ячейках, крепки, остры.

4. Кожа толстая, грубая, покрыта крупными роговыми щитками.

5. Обитают в пресных и солоноватых водоемах.

6. У единственных в этом классе развита забота о потомстве (показываем видеосюжет).

7. Сердце четырехкамерное.

8. Короткий плоский язык по всей длине неподвижно прикреплен к ротовой полости.

9. Хищники.

10. Яйца покрыты твердой известковой скорлупой.

3 ученик

Отряд чешуйчатые. Ящерицы.

1. Кожа покрыта роговой чешуей.

2. Способны к аутотомии (отбрасывание хвоста).

3. Зубы не сидят в ячейках, они плотно срослись с челюстью.

4. Образ жизни разнообразный, водных форм мало.

5. Развито зрение, слух, осязание (язык).

6. Интересно пьют – лакают воду языком.

Учитель

Ящерицы предпочитают терять хвост, а не голову.

4 ученик

Отряд чешуйчатые. Змеи.

1. Безногие рептилии.

2. Зубы загнуты назад.

3. Кожа покрыта роговыми чешуйками.

4. Большая подвижность лицевых костей (видеосюжет о том, как змея заглатывает яйцо).

5.Глаза у змей кажутся совершенно неподвижными, т.к. веки срастаются, образуя прозрачную оболочку.

Учитель

Будьте мудры, как змеи, и бесхитростны, как голуби говорится в Библии.

Змеи и ученик ………….. приготовили для вас свою необычную викторину.

Игра “Вопрос-ответ…Верно или нет?”

1. Змеи – родственники крокодилов.

Ответ: В Е Р Н О. И те, и другие относятся к классу пресмыкающихся.

2. Змеи видят в темноте.

Ответ: Н Е Т. Но даже при слабом зрении некоторые змеи могут охотиться в темноте. Это происходит потому, что в голове у них есть углубления, называемые лицевыми ямками, которые ощущают тепло находящегося поблизости животного.

3. Змеи гипнотизируют свою жертву.

Ответ: Н Е Т. Ни одна змея не способна загипнотизировать свою жертву.

4. Некоторые змеи, чувствуя опасность, притворяются мертвыми.

Ответ: В Е Р Н О. Когда появляется враг, уж иногда переворачивается на спину и высовывает язык. Он выглядит как мертвый. Мудрый поступок, так как большинство хищников предпочитают свежую пищу и чаще всего не обращают внимание на падаль.

5. Змеи отлично живут в неволе.

Ответ: В Е Р Н О. Многие змеи совершенно безобидны и, если с ними хорошо обращаться, становятся со

6. Змеи живут дольше людей..

Ответ: Н Е Т. Самым старым из известных змей – долгожителем был удав по кличке Поп-Ай. Он жил в прекрасных условиях в зоопарке, где за ним ухаживали и хорошо кормили. Умер он в 40 лет.

На доске прикреплены 4 больших конверта, на которых написано: “Литература”, “География”, “Русский язык”, “История”.

Учитель

Ребята, сейчас мы проведем предметную викторину. Желающие выбирают конверт, например “Литература”. В нем листок с вопросами.

“Русский язык”

Название какой змеи бывает наречием? Как эту змею можно отличить от других?

(Уж. Он имеет два желтых или белых пятна позади висков.)

“История”

1. Согласно Геродоту, каждый год в Древнем Египте собирали самых красивых девушек из знатных семей, которые тянули жребий. Вытянувшая его, становилась “невестой Нила”. А кто был её “женихом”?

(Нильский крокодил)

2. Именно они, начиная с 58 г. до нашей эры, были участниками знаменитых боев гладиаторов в Древнем Риме. Кто же это?

(Крокодилы)

“Литература”

“Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала,
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно
ужаленный князь”.

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? Почему змея шипит?

Может ли змея ужалить человека? Почему?

(А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”.

Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обусловливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены.

Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.)

“География”

1. Название этих островов с испанского переводится как “черепаха”. Именно их в 1835 году, совершая кругосветное плавание на корабле “Бигль”, посетил молодой Ч.Дарвин. Что это за острова?

(Галапагосские острова)

  • Ребята, почему один лист  на доске остался не открытым?
  • Значит, еще один отряд существует.
  • Посмотрите на доску (на экране проецируется дракон).

9

  • Что это за животное, какие ассоциации у вас возникают при виде дракона, и почему сказочный персонаж попал к нам на урок зоологии?
  • Действительно, в основе легенд о драконах лежат реальные факты существования когда-то древних рептилий- динозавров. И в дальнейшем речь на уроке пойдет об этом удивительном, но исчезнувшем отряде рептилий.
  • О динозаврах очень много написано, снято фильмов, и вы многое уже о них знаете. Что же вы хотите узнать об этом отряде?

И так,  дальнейшей целью нашего урока с вами будет – узнать об образе жизни, многообразии и причинах вымирания динозавров и происхождении пресмыкающихся.

Особенного развития и процветания пресмыкающиеся достигли в мезозойскую эру. (350 млн. лет назад)Это время отличалось теплым и ровным климатом, благоприятным для их развития. Многочисленные отряды динозавров, водных и летающих ящеров завоевали тогда не только сушу, но и море и воздух.

Среди них  были и гиганты-45 метров в высоту, и карлики – 90 см в высоту.

Сообщение 1. Бронтозавр – по-гречески «громовой ящер». Достигал гигантских размеров – 20 м в длину и 40 т веса. Четыре колонны – ноги – служили подпорками массивному туловищу. Хвост и шея были непомерно длинные. На конце шеи – маленькая голова. Вес мозга – всего 400 г. Дни и ночи бронтозавр проводил в озерах и болотах, питаясь водными растениями.

Сообщение 2. Стегозавр достигал в длину 7,5 м и весил 3,5 т. Вдоль спины стегозавра, от головы до хвоста, тянулся двойной ряд огромных – до метра в поперечнике – треугольных костяных шипов. В маленькой голове помещалась жалкая крупица мозга – объемом с грецкий орех и весом примерно 70 г! Но кроме головного мозга у стегозавра был еще задний, крестцовый мозг – у основания хвоста ящера находилась обширная, раз в двадцать более вместительная, чем голова, мозговая полость. Стегозавр буквально был крепок задним умом! На хвосте этот ящер носил четыре острых «меча» – длинных костяных шипа. Это было страшное оружие!

Сообщение 3. Ихтиозавр – ящер, обитавший в море. В длину достигал 15 м. Ихтиозавр полностью приспособился к жизни в воде и своим внешним обликом не отличался от рыбы или дельфина. Длинные челюсти были усажены многочисленными коническими зубами, приспособленными для удерживания пойманной рыбы. Конечности превратились в плавники. Развились у ихтиозавра и спинной и хвостовой плавники. На сушу этот ящер выходить не мог даже для откладывания яиц и поэтому был живородящим.

Сообщение 4. Птеранодон – одно из самых удивительных существ, когда-либо обитавших на Земле. Размах его крыльев достигал 8–9 м. Голова птеранодона с беззубым клювом была больше метра длиной. Костяной гребень на затылке напоминал рыбий плавник и служил противовесом для клюва, рулем и стабилизатором при полете. Этот ящер парил над морем, высматривая свою добычу – рыбу или головоногих моллюсков.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему вымерли древние пресмыкающиеся?

Выслушав мнения и предположения учащихся, учитель дополняет и обобщает материал..

Массовое вымирание пресмыкающихся произошло примерно 70 млн лет назад. Что послужило причиной этому, точно не известно. В то время на смену жаркому климату пришел более холодный. Но похолодание не так страшно для животных, впадающих в спячку. Вымирание пресмыкающихся совпадает по времени с расцветом птиц и млекопитающих. Эти животные имеют четырехкамерное сердце, более сложное строение головного мозга и постоянную температуру тела. Это обеспечивает им большую независимость от изменяющихся климатических условий, и широко распространяясь на Земле, птицы и млекопитающие стали вытеснять рептилий. Возможно, несколько неблагоприятных для динозавров факторов проявились тогда одновременно.

          1) Смена древних папоротников голосеменными и покрытосеменными растениями, у которых есть ядовитые вещества.

  1. Изменение климата  (пол пресмыкающихся зависит от температуры)
  2. Происхождение млекопитающих (питались яйцами динозавров)

         4.)Падение метеорита

 НРК В нашей Республике Коми обитают представители класса пресмыкающихся(5 видов)

 высока численность живородящей ящерицы.

На юге республики редкими пресмыкающимися являются: обыкновенный уж, гадюка, веретеница ломкая, прыткая ящерица

Подведение итогов.

 Оцениваются индивидуальные ответы учащихся, их активное участие в ходе урока.

Задание на дом

1 Параграфы 42 и 43 ( Биология.Животные)

2. Вспомнить и записать в тетрадь список литературных и научно-популярных произведений, в которых упоминаются представители класса Рептилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок Пресмыкающиеся

Цели урока:Закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся.Познакомить учащихся с отрядами класса пресмыкающихся.Формировать умение сравнивать и делать выводы.Развивать самостоятельное...

план - конспект урока по теме "Пресмыкающиеся, особенности строения и процессы жизнедеятельности"

разработка урока по биологии для 7 класса и использованием личносно - ориентированных технологий: проблемного обучения, игровыХ технологий. На этом уроке развивается умение сравнивать изучаемых животн...

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

Задачи:Обучающая: обеспечить повторение учащимися знаний о строении и основных процессов жизнедеятельности Рептилий и Амфибий. Повторить многообразие и основные систематические группы земноводных и пр...

презентация к обобщающему уроку биологии по теме "Пресмыкающиеся" к учебнику константинов в.м. и др.

Презентация содержит задания для обобщения знаний по теме "Пресмыкающиеся"...

урок биологии "Размножение пресмыкающихся" 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с особенностями жизнедеятельности пресмыкающихся.Задачи: Раскрыть особенности размножения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни.Коррегировать ум...

Обобщающий урок "Пресмыкающиеся"

Презентация состоит из заданий разного характера для закрепления темы...