Многообразие паукообразных их роль в природе
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Андреенко Людмила Яковлевна

Ознакомление учащихся с многообразием класса  паукообразных, выявления их роли в природе. Доказать, что паукообразные в основном обитатели суши и хорошо к этому приспособлены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogobrazie_paukoobraznykh_biologiya_7_klass.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие паукообразных их роль в природе.  Биология 7 класс.

Цель: расширить знания учащихся о паукообразных, раскрыть особенности связанные с их образом жизни, выявить роль паукообразных в природе.

Задачи:

1. Учащиеся должны понять, что паукообразные в основном обитатели суши и хорошо к этому приспособлены.

2. Формировать у учащихся навыки работы с дополнительной литературой. Учить самостоятельно добывать знания.

3. Воспитывать в учащихся любовь к живой природе. Напомнить учащимся о необходимости соблюдения правил личной гигиены при контакте с клещами.

Оборудование: таблицы с изображением строения ракообразных, их многообразие; дополнительная научно-популярная и художественная литература, мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Дрофа» 2011.

Ход урока:

1. Организационный этап: (2мин).

Психологический момент.

Обращение к ребятам:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз

Я знаю, в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок.

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,

В душе надеясь честно,

Урок хочу так провести,

Чтоб было интересно!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы познакомимся с многообразием класса  паукообразных, выявим их роль в природе. Докажем, что паукообразные в основном обитатели суши и хорошо к этому приспособлены.

3. Актуализация знаний.  (4мин).

Фронтальный опрос учащихся.

1) Какие особенности строения характерны  представители класса паукообразных?

Ответ: (4 пары ходильных ног, на головогруди имеются хелицеры и педипальпы,  дышат легкими или при помощи трахей).

2) Почему этих животных относят к типу членистоногие?

Ответ: (наличие членистых конечностей,  тело разделено на головогрудь и брюшко, хитиновый покров).

Программированный опрос.

Сейчас на основе полученных знаний на прошлом уроке (о внутреннем строении паукообразных) выполните программированный опрос

Учащиеся самостоятельно выполняют программированный опрос письменно.

Программированный опрос.

  Из перечня органов выберете те, которые соответствуют системам органов.

Системы органов                                      Органы, образующие систему

1.нервная система                                         1.трахеи      

2.кровеносная система                                  2. мышцы

3.пищеварительная система                          3. надглоточный нервный узел

4.дыхательная система                                  4. половые железы

5.выделительная система                               5. легкие

6.система опоры и движения                         6. глотка

7.половая система                                         7. сердце

                                                                        8. анальное отверстие

                                                                         9. мальпигиевые  сосуды

                                                                        10. брюшная нервная цепочка

                                                                        11. кишка

                                                                        12. кровеносные сосуды

                                                                           13. наружный скелет

                                                                           14. подглоточный нервный узел

                                                                            15. желудок

Ответы:

I – Нервная – 3, 10, 14

II – Кровеносная – 7, 12

III – Пищеварит. –  6, 8, 11, 15

IV – Дыхательная – 1, 5

V – Выделительная – 9

VI – Опора и движ. – 2, 13

VII – Половая – 4

4.Первичное усвоение новых знаний. (8 мин).

Для перехода к новой теме учащиеся отвечают на вопрос: « Всю ночь работали ткачи, по  кружевам бегут лучи». О ком это?  « Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Ма стер в шелке знает толк, покупайте мухе шелк» (О пауке).

Наука, изучающая паукообразных, называется арахнологией (от греч. «арахна»- паук; так звали, по одному из мифов, ткачиху, которую разгневанная Афина превратила в паука).

Для чего необходимо знакомиться с особенностями строения и поведения этих животных?

1. Работа в парах.  Для того чтобы вы расширили свои знания о паукообразных. И раскрыли особенности, связанные с их образом жизни. На столе у каждого ученика лежит карточка с заданиями и вопросами. Учащиеся знакомятся с содержанием карточки (12 мин)

Мультимедийное приложение: слайд 9- Класс Паукообразные;

                                                      слайд 10- Ракоскорпионы;

                                                      слайд 11-Скорпионы;

 слайд 12- Клещи;

                                                      слайд 13- Значение  паукообразных.

Посмотрев слайды и дополнительную литературу, учебник вы подготовите сообщение на 2-3 минуты.  

Вы можете искать материал, консультацию от учителя.

Выступление учащихся учитель настраивает класс.

Физическая минутка для улучшения мозгового кровообращения (для снятия локального утомления.)

5. Закрепление изученного материала.

Практический модуль ЭОР Паукообразные вредны они или полезны?

        

6.Рефлексия.(2-3 мин.)        

Можно попросить учащихся дать оценку уроку.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был        

активно / пассивно

доволен / не доволен

 коротким / длинным

 не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

 полезен / бесполезен

 интересен / скучен

 легким / трудным

7.Домашнее задание.Оценки.(1 мин.)        

 В конце урока учитель задает творческое домашнее задание (по выбору)    

1. Составить памятку «Как предохранить себя от укусов клещей».

2. Приготовить краткое сообщение о кожном заболевании «Чесотка».

3. Составить кроссворд на тему «Класс Паукообразные».

4. Оформить краткое сообщение о клещах, пауках, скорпионах.

5.Приготовить краткое сообщениеоб энцефалите.

Заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков

Больше всех на свете,

 А особенно боятся

Маленькие дети;

Не гоните пауков,

Маленькие дети:

 Ловят мух и комаров

 Добрые соседи!

Ядовиты пауки-

Этонесомненно!

Но не тронут просто так,

Скажем откровенно.

Урока время истекло

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно

Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека"

Обобщающий урок с использованием игровых технологий и элементов исследовательской и проектной методик. В ходе урока каждой группе учащихся предлагаются различные конкурсы, викторины; представители ком...

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение".

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение". Раздел: Многообразие живых организмов. Тема: Низшие растения. Водоросли. УМК ав...

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Интегрированный урок (биология и английский язык) Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение....

“Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”

Разработка урока бисероплетения по теме “Многообразие насекомых, их роль в природе, жизни человека и охрана.”...

Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека

Тезисы «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека»             Данную разработку урока рекомендуется  испол...

презентация "Многообразие рыб, их роль в природе"

данная презентация содержит иллюстративный материал по разным отрядам рыб, это позволяет выяснить характерные признаки каждого отряда. отдельный слайд презентации показывает роль рыб в природе. закреп...

Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека.

Многообразие паукообразных их роль в природе и жизни человека. Урок биологии в 7 классе...