Итоговая контрольная работа по теме: "Наследственность и изменчивость"
тест по биологии (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_teme_nasledstvennost_i_izmenchivost.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки и закрепления знаний по теме «Наследственность и изменчивость». Работа рассчитана на 2 часа (модульный урок).
Учащиеся после выполнения работы оценивают себя.
Тест получает каждый ученик. Количество заданий выбирает сам ученик.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ. СЕЛЕКЦИЯ». 9-11 класс
1.Укажите пару альтернативных признаков, для которых наблюдается промежуточный характер наследования.
1).жёлтый и зелёный цвет семян гороха;
2).красная и белая окраска цветов ночной красавицы;
3).праворукость и леворукость;
4).белая и чёрная окраска кроликов.
2.Назовите способ опыления, служащий демонстрацией справедливости правила доминирования.
1).самоопыление;
2).естественное перекрёстное опыление;
3).искусственное перекрёстное опыление.
3.Представьте, что происходит самоопыление растения с генотипом АаbbDd. Гены находятся в разных парах гомологичных хромосом. Какое расщепление по генотипу следует ожидать среди его потомства в F1?
1).1:2:1; 2).3:1; 3).9:3:3:1; 4). (1:2:1)2 ;5). (1:2:1)3
6).(3:1).3
4.Как называется явление, когда ген представлен не двумя, а большим числом разных форм (аллелей)?
1).полимерия; 2).множественный аллелизм; 3).пенетрантность; 4).экспрессивность; 5).генетический полиморфизм; 6).множественное действие гена.
5.Как называется совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом?
1).генотип; 2).геном; 3).кариотип; 4).фенотип; 5).генофонд.
Предположим что каждая диплоидная клетка организма содержит шесть хромосом: две пары гомологичных друг другу аутосом, X- и Y- хромосомы. Изучите схему расположения в них аллелей нескольких генов (хромосомы обозначены арабскими цифрами, а аллели –буквами) и ответьте на вопросы 9 и 10 о поведении хромосом и аллелей при нормальном ходе образования гамет.
А а
D
С с
О
b В
1 2 3 4 X Y
I II III
9.В каждую гамету обязательно попадает определённое число хромосом. Назовите это число хромосом.
1).1; 2).2; 3).3; 4).4; 5).5; 6).6.
10.Укажите сочетание аллелей, которое обязательно должно быть в одной из гамет организма с таким сочетанием генов и хромосом в его диплоидных клетках.
1).Аа; 2).Аbс; 3).Аb; 4).АbcХD ; 5).А; 6).СXD; 7).XDYО; 8).АСXD.
11.Какой пол у птиц и пресмыкающихся является гетерогаметным?
1).мужской; 2).женский.
12.У человека различают четыре группы крови системы АВО, за формирование которых отвечают три аллеля аутосомного гена I:IA, IB и i. Сколько аллелей этого гена обычно находится в диплоидной клетке человека?
1).1; 2).2; 3).3; 4).4; 5).8.
13.Чем при развитии зиготы предопределяется пол человека: будет он мужским или женским?
1).наличием или отсутствием Y-половой хромосомы; 2).соотношением числа X- и Y-половых хромосом; 3).соотношением числа X-хромосом и аутосом.
14.Где располагаются разные аллели одного и того же гена?
1).в одинаковых участках гомологичных хромосом; 2).в разных участках гомологичных хромосом; 3).в негомологичных хромосомах; 4).в разных участках одной и той же хромосомы.
15.Г.Мендель выявил закономерности наследования благодаря использованию принципиально новых методических подходов. Найдите их среди ответов и укажите методический приём, НЕ входящий в их число и который до Г. Менделя использовали другие учёные.
1).проводил искусственное опыление; 2).проводил анализ наследования небольшого числа признаков; 3).в каждом поколении вёл количественный и качественный учёт отдельно по каждому признаку; 4).провёл математическую обработку полученных результатов.
16.Существуют факты и явления, доказывающие, что гены находятся в хромосомах. Найдите их среди ответов и укажите тот факт, который НЕ является таким доказательством.
1).определены расстояния между разными генами, расположенными в той или иной хромосоме; 2).существует явление множественного аллелизма, когда ген представлен большим числом разных аллелей; 3).гены выделены из одной хромосомы и встроены в другую; 4).имеется соответствие между поведением аллельных генов и гомологичных хромосом при формировании гамет и оплодотворении; 5).наблюдается изменение числа генов в результате хромосомных мутаций.
17.У праворуких кареглазых родителей родился леворукий голубоглазый ребёнок.Назовите изменчивость, примером которой служит это явление.
1).мутационная; 2).комбинативная; 3).модификационная; 4).случайная фенотипическая.
18.Какое из нижеперечисленных свойств характерно для модификаций?
1).формирование их сопровождается изменением генотипа; 2).не носят приспособительного характера; 3).степень выраженности их в фенотипе зависит от силы и продолжительности действия факторов, вызывающих их; 4).передаются по наследству.
19.К какому виду мутаций относят утрату части хромосомы?
1).генные; 2).хромосомные; 3).геномные.
20.Какая особенность является характерным признаком вариационного ряда, отличающим его от других статистических рядов?
1).отбор данных ведётся случайным образом; 2).значения изучаемого признака варьируют и расположены по возрастающим величинам; 3).чаще встречаются средние значения признака; 4).чаще встречаются низкие или высокие значения признака.
21.У самца дрозофилы образуются только гаметы Аb и аВ,причём в равном количестве. Каков генотип самца?
1).только Аb 2).только А b 3).Аb или А b.
аВ а В аВ а В
22.Как называются нестойкие обратимые изменения фенотипа в пределах нормы реакции без изменения генотипа?
1).модификации; 2).мутации; 3).генокопии; 4).фенокопии.
23.Закон Харди-Вайнберга справедлив для популяции, в отношении которых выполняется ряд условий. Найдите их среди ответов и укажите требование, которое к числу таких условий НЕ относят.
1).изучаемый ген должен находиться в аутосоме; 2).гетеро- и гомозиготные особи должны иметь равную плодовитость; 3).должен отсутствовать приток аллелей, вызываемый мутационным процессом; 4).должны отсутствовать приток и отток аллелей, вызываемые миграцией.
24.У многих злаковых – ржи, пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и др. – встречаются одинаковые признаки: удлинённая и округлая форма семян, чёрная и фиолетовая окраска семян, плёнчатое и голое соцветие, красная и зелёная окраска соцветия. Как называется это явление?
1).множественный аллелизм; 2).норма реакции; 3).гомологический ряд наследственной изменчивости; 4).множественное действие гена; 5).полимерия; 6).модификационная изменчивость; 7).генетический полиморфизм.
25.Впервые при использовании одного из факторов было опытным ( экспериментальным ) путём получено большое число мутаций дрозофилы. Назовите этот фактор.
1).химические соединения; 2).высокая температура; 3).низкая температура; 4).рентгеновские лучи; 5).заражение вирусом; 6).механическое воздействие.
26.Назовите учёного, который установил важную закономерность доминирования признаков у гибридов: у гибридов преимущественно доминируют те признаки, которые в окружающей среде встречают наиболее благоприятные условия для своего развития.
1).Н.И. Вавилов; 2).С.С. Четвериков; 3).Г.Д. Карпеченко; 4).И.В. Мичурин; 5).Н.В. Цицин; 6).Г. Мендель; 7).Т.Г. Морган.
27.Непосредственно перед каждой фазой митоза останавливается деление клетки, хромосомы которой используют для изучения кариотипа и хромосомных мутаций человека с помощью цитогенетического метода?
1).перед профазой; 2).перед анафазой; 3).перед телофазой; 4).перед метафазой.
28.В медико – генетическую консультацию обратился больной, страдающий генным заболеванием. Анализ его родословной показал следующее:
-заболевание встречается часто и во всех поколениях;
-заболевание встречается только у мужчин;
-заболевание передаётся только от мужчины ( отца ) к мужчине ( сыну ).
Назовите тип наследования этого заболевания.
1).аутосомно – доминантный; 2).аутосомно – рецессивный; 3).рецессивный сцеплённый с Χ – хромосомой; 4).доминантный сцеплённый с Χ – хромосомой; 5).сцеплённый с Υ – хромосомой.
29.Анализ кариотипа показал, что среди 46 хромосом диплоидной клетки здорового человека имеется пять небольших хромосом с первичной перетяжкой, расположенной далеко от центрального участка хромосомы. Одна из этих хромосом не имеет парной себе хромосомы. Укажите эту хромосому среди нижеупомянутых хромосом.
1).Χ – хромосома; 2).Υ – хромосома; 3).хромосома 1-й пары; 4).хромосома 21-й пары.
30.Назовите признак, за который отвечает доминантный аллель, расположенный в аутосоме человека.
1).леворукость; 2).нормальное цветовосприятие; 3).голубые глаза; 4).рыжие волосы; 5).волнистые волосы.
31.Для человека как объекта генетического анализа характерны особенности, по которым он отличается от животных и растений и которые затрудняют изучение его наследственности и изменчивости. Найдите их среди ответов и укажите особенность, которая характерна не только человеку, но и другим эукариотическим организмам.
1).невозможно осуществлять подбор пар для скрещивания и проводить целенаправленное скрещивание родительских пар; 2).кроме ядерной имеется цитоплазматическая наследственность; 3).нельзя проводить анализирующее скрещивание; 4).трудно создать одинаковые условия для особей с разными генотипами; 5).нельзя использовать метод искусственного мутагенеза.
32.Какой метод антропогенетики позволяет установить наследственную природу признака, определить тип и вариант наследования, выявить взаимодействие генов, изучить сцепление генов и их расположение в хромосомах?
1).генеалогический; 2).биохимический; 3).цитогенетический; 4).близнецовый; 5).популяционно – статистический; 6).искусственный мутагенез.
33.Существуют основные причины, приводящие к изменению генофонда человеческих популяций. Найдите их среди ответов и укажите явление, которое НЕ служит такой причиной.
1).миграция особей; 2).комбинативная изменчивость; 3).мутационный процесс; 4).естественный отбор; 5).изоляция.
34.Назовите растения, родиной которых был Южно – Азиатский тропический центр.
1).картофель, кокаиновое дерево, хинное дерево; 2).кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, фасоль; 3).рис, сахарный тростник; 4).соя, просо; 5).пшеница, рожь, виноград.
35.Укажите основную причину неблагоприятного влияния близкородственного скрещивания перекрёстноопыляющихся растений на их потомство.
1).появление новых рецессивных вредных мутаций; 2).переход многих вредных рецессивных мутаций в гомозиготное состояние; 3).появление новых доминантных вредных мутаций; 4).нарушение процесса расхождения хромосом при мейозе.
36.Две группы перекрёстноопыляющихся растений сначала подвергают самоопылению, а затем их потомков скрещивают друг с другом. Как называется наблюдаемое уже у их потомков явление повышения урожайности и жизнеспособности?
1).полиплоидия; 2).гетерозис; 3).инбридинг; 4).гетерозиготность; 5).полимерия; 6).гетерогаметность.
37.Назовите межвидовой гибрид, который был получен Г. Д. Карпеченко и у которого путём полиплоидии была преодолена бесплодность.
1).гибрид ржи и пшеницы; 2).гибрид картофеля и томата; 3).гибрид редьки и капусты; 4).гибрид пшеницы и пырея.
38.Каким термином обозначают всю совокупность наружных форм животных, их телосложение и соотношение частей тела?
1).фенотип; 2).экстерьер; 3).норма реакции; 4).модификационная изменчивость; 5).генотип; 6).фенокопия.
39.Для цитоплазматического наследования животных характерны особенности, по которым это наследование отличается от ядерного наследования. Найдите их среди ответов и укажите признак, который НЕ относится к таким особенностям и свойственен также ядерному наследованию.
1).обусловлена ДНК митохондрий; 2).передача идёт по материнской линии: от матери дочерям и сыновьям; 3).подвержено мутационным изменениям; 4).отцы не передают наследственные структуры и обусловленные ими признаки своим потомкам; 5).не подчиняются законам Менделя.
40.Является ли изображённый ниже статистический ряд вариационным?
Число детёнышей в помёте собак одной породы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
- 2 13 35 25 15 8 2 - Число собак ( в % ).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.
Число правильных ответов – 37-40 ( 5 баллов );
- 32-35 ( 4 балла );
-28 – 31 ( 3 балла );
-16 – 27 ( 2 балла );
-4 – 15 ( 1 балл );
-0 – 3 ( 0 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по теме "Беспозвоночные животные" 7 класс"
Контрольная работа составлена по принципу единого государственного экзамена. Что позволдяет уже на уровне 7 класса готовить обучающихся к выпускным экзаменам....
Итоговая контрольная работа по теме "Углеводороды" 10 класс
Контрольная работа рассчитана на 1 урок, содержит 4 вопроса: 1 вопрос проверяет знания о гомологах, изомерах, умение давать названия веществам; 2 вопрос - цепочка превращений;3 вопрос - задача по урав...
Итоговая контрольная работа по теме: "Глагол"
Итоговый тест по русскому языку по теме: "Глагол" для учащихся 6 класса...
Итоговая контрольная работа по теме "Зарубежная Азия", 11 класс
Контрольная работа по теме "Зарубежная Азия" позволяет провести проверку знаний и оценить уровень усвоения изученного материала по данной теме.Содержит как тестовые, так и развернутые варианты заданий...
Химия 10 класс. Итоговая контрольная работа по теме "Металлы".
Данный материал представляет собой итогову контрольную работу по разделу "Металлы и сплавы". Работа создана для учащихся 10 класса, с углубленным изучением химии. Позволяет в полной мере отследи...
Проверочная работа по теме: «Наследственность и изменчивость». 11 класс
Проверочная работа позволяет закрепить знания по данной теме и является тренажёром для подготовки к ЕГЭ по биологии...
Контрольная работа по теме "Наследственность и изменчивость организмов".
Данная методическая разработка соответствует требованиям ФГОС и предназначена для учащихся 9-11 классов....