Алкоголь и человечество. Кто победит?
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Разработка мероприятия "Алкоголь и человечество. Кто победить" предназначено для учащихся 8-9 классов. Цель мероприятия: рассказать о вреде алкоголя, показав пагубное воздействие на растущий организм. Мероприятие можно провести как на уроке, так и во внеурочное время. Мероприятие проводится с приглашением специалистов школы: учителей истории, химии, медика школы, пихолога и социального педагога. Возможно пригласить специалистов с больницы. В начале мероприятия выступают специалисты о вреде организма. Сначала рассматривается история возникновения пивоварения, медик рассказывает о действие алкоголя на организм, социальный педагог приводит статистику, педагог-психолог рассматривает действие алкоголя на психику растущего организма.После происходит работа в группах. Каждая группа опровергает ложность заданных доводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alkogol_i_chelovechestvo.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алкоголь и человечество. Кто победит?
Цель: рассказать о вреде алкоголя, показав пагубное воздействие на организм растущего человека, о «полезности» алкоголя.
Задачи:
- формировать негативное отношение к употреблению алкоголя;
- дать достоверную информацию учащимся о вреде алкоголя;
- воспитывать у школьников позитивное отношение к здоровому образу жизни;
- развеять миф о «полезности» алкоголя.
Форма проведения: работа в группах, выступление специалистов.
Ход мероприятия
“Не СПИД, не туберкулез погубят Россию,
а “пивной алкоголизм” среди юного поколения»
Геннадий Онищенко.
Ведущий:
Добрый день. Я приветствую вас на мероприятие, которая посвящена здоровому образу жизни, а точнее, мы поговорим на тему, которая для вас не нова, мы уже не раз обращались и еще будем в дальнейшем говорить о вредных привычках. Сегодня я хотела бы поговорить с вами об алкоголе. Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся.
Ведущий: В обществе много говорят, что употребление алкоголя приносит непоправимый вред человечеству, но пьющих не становится меньше. Так может это ошибочное мнение?
Давайте выясним, действительно ли алкоголь - зло.
Помогут нам в этом представители разных наук: историки, химии, медики, психологи, социальный педагог.
Сначала ответим на вопрос:
Почему люди начинают употреблять алкоголь?
Ответы учащихся.
О причинах употребления спиртных напитков задумались многие выдающиеся люди. Психиатр, академик В.М. Бехтеров так охарактеризовал психологические причины пьянства «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае»
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод, Мороз охота, Новый год.
Выздоровление, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
Роберт Бернс ( перевод С.Я. Маршака)
Существует мнение, что пьянство на Руси – старинная традиция русского народа. Так ли это?
Выступление Историка Чистый спирт начали получать арабы в 6-8 вв и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму. В корчме подавали различного рода напитки, содержащие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, квасы. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках. При Иване Грозном корчмы уничтожались и насаждались царские кабаки. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и «правету»: их били тонкими палками – батогами, часто забивая до смерти.. Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Ограничение продажи водки состояло в том, что кабаки открывались и закрывались в определенные часы, не торговали в великий пост, воскресные дни, праздники. В 1885 году цорское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя это заботой о здоровье народа. Но было уже поздно.
Выступление социального педагога:
- В 1410 г. на Руси специальным указом было запрещено употребление алкоголя до обеда.
- В древней Индии заставляли пить кипящее вино тех, кто злоупотреблял им.
- В древней Греции запрещали женщинам вообще употреблять спиртное, а мужчины могли пить только вино, сильно разбавленное водой.
- Средний россиянин выпивает около 14 литров спирта в год.
- Алкоголь – наркотик, действующий на подростков сильнее, чем на взрослых
- Для разных людей смертельная доза несколько различна, это зависит от размеров тела и скорости употребления алкоголя
- Ещё Плутарх говорил: “Пьяный рождает пьяного”. 95% алкоголиков выросли в пьющих семьях.
- В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучаются около 300 тысяч школьников. 50% слабоумных детей рождается от пьющих родителей.
- При употреблении бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя.
- Печень обезвреживает алкоголь за 1 час – 1 грамм алкоголя.
- Возраст «первого алкогольного глотка» в России – 14-15 лет.
- именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений.
Как воздействует алкоголь на организм человека? Об этом расскажет фельдшер школы.
Выступление Медика: Мы знаем, что у человека есть жизненно важные органы: сердце, легкие, желудок, печень, почки, лрганы чувств – каждый выполняет свою работу, но алкоголь может нарушить слаженность этой работы.
Заболевание легких. Алкоголь из организма частично выделяется легкими, при этом он повреждает ткань легких и приводит к возникновению хронических заболеваний: бронхитов, эмфиземы, склероза легких.
На сердце человеку отрицательное влияние оказывает пиво. Пиво быстро всасывается в организм, переполняет кровеносное русло, в результате возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Рентгенологи называют это явление синдромом «пивного сердца» или «капронового чулка». Сердце провисает, становится дряблым, теряет свою роль живого мотора.
Употребление спиртных напитков приводит к появлению хронических заболеваний
Гастрит - слизистая оболочка желудка утолщается, возникает ее воспаление. Больные жалуются на общую слабость, изжогу, раздражительность, боли в подложечной области, тошноту.
Энтероколит - это воспалительное состояние кишечника.
Гепатит возникает при длительном употреблении алкоголя. Из клеток печени исчезают углеводы (гликоген), в клетках накапливается жир, в результате чего наступает ожирение печени. С течением времени многие клетки печени погибают и на их месте образуются микроскопические полости, заполненные жиром.
Панкреатит. Деятельность железы под влиянием хронического алкоголизма тормозится, в результате, меньше выделяется пищеварительных ферментов в тонкий кишечник и меньше инсулина в кровь. Нарушение функции поджелудочной железы может привести к возникновению сахарного диабета.
Выступление Химика:
Чтобы добиться высокой пены некоторые недобросовестные производители пива добавляют в него соединения кобальта. Этот тяжелый металл вымывает из клеток жизненно необходимый кальций. В результате падает сократительная способность сердца, его полости расширяются, сердечная мышца становится дряблой. Такое явление носит название “пивное сердце”. Фитоэстрогены (растительные аналоги половых гормонов) могут изменить внешний вид любителей пива: у юношей меняется голос, они полнеют, у них увеличиваются молочные железы, округляются бедра, появляется живот - фигура изменяется по женскому типу. У женщин, употребляющих пиво, становится грубее голос, и появляются так называемые “пивные усы”.Алкоголь, содержащийся в пиве» оказывает вредное воздействие на половые железы мужчин и женщин, приводит к перерождению их в жировую ткань с последующей атрофией.
Выступление психолога:
Алкоголизм – это хроническое заболевание, развивающиеся в результате систематического употребления спиртных напитков. Оно проявляется в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущей к социальной и психологической деградации личности. Алкоголь, проникнув в организм, спешит в «цех» нервной системы. Мозг управляет нашим поведением, настроением. Когда алкоголь проникает в нервную систему, он тормозит проведение сигналов к мозгу и от мозга, как бы замедляет скорость реагирования. Алкоголь не только замедляет реакцию, но и отрицательно воздействует на способности : человек, что называется, «тупеет». Употребление детьми небольших доз алкоголя ухудшает их память: они не могут выучить даже небольшое стихотворение.
Ведущий: Сейчас, для каждой группы предлагаются доводы в пользу алкогольных напитков, а вы докажите ложность этих доводов.
1 группа: Пиво – это дар солнца, божественный напиток, солнечный нектар.
Ответ: Многие сравнивают пиво с жидким хлебом. Это неправда. В пиве, как и и в вине, содержаться кобальт, мышьяк, медь, которые неблагоприятно действуют на сердечную мышцу.
2 группа: Почти все авторы старых книг о пиве рекомендуют пить пиво кормящим матерям и грудным младенцам, всерьез утверждая, что после материнского молока пиво – самая подходящая пища для детей. Считалась, что пиво повышает мужскую потенцию.
Ответ: Алкоголь, содержащийся в пиве» оказывает вредное воздействие на половые железы мужчин и женщин, приводит к перерождению их в жировую ткань с последующей атрофией. Злоупотребление пивом вызывает снижение половой потенции. Опасно пить пиво матери, вскармливающей грудным молоком ребенка. У малыша возможно развитие эпилепсии. Употребление пива во время беременности может привести к возникновению уродств у плода и развитию у будущего ребенка наследственной склонности к употреблению алкоголя.
Группа 3: Многие люди считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит
Ответ: Использование алкоголя в этих целях ведет к нарушению деятельности желудка и кишечника. Состав выделенного под действие алкоголя желудочного сока существенно изменяется, в нем становится много соляной кислоты и мало ферментов. Кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может в нем вызвать боли, способствующие развитию гастрита. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии слизистой оболочки желудка.
Группа 4: Алкоголь помогает снять усталость. Как хорошо, придя с работы, выпить рюмку вина.
Ответ: Алкоголь и отдых несовместимы. Под действием алкоголя мозг не отдыхает, а работа его ухудшается. После небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творческому труду.
Группа 5:»Пить в компании – это наши традиции». У пива множества достоинств, которые делают его особенно пригодным в качестве напитка для молодежи. Недорогой, с низким содержанием алкоголя, этот напиток можно пить «на ходу», без застолья, на которых у молодых часто не бывает денег. Веселье на праздниках, дискотеках невозможно без пива. Употребление пива дает легкость и уверенность в общении, позволяет забыть о своих проблемах.
Ответ: Пиво – наиболее доступный напиток для начала алкоголепотребления и втягивания в него. Молодежь, закупающая пиво на вечеринки, считает его безобидным, чем- то вроде лимонада. Однако содержащийся в пиве спирт способствует формированию алкогольной зависимости. Через некоторое время возникает необходимость в употребление больших доз алкоголя для достижения той же степени опьянения. И конечно, пиво не помогает решению проблем, а только на некоторое время уводит от необходимости их решать.
Группа 6: На Руси начиная с середины 19 столетия пиво прописывалось и рекомендовалось многим пациентам. Предполагалось, что целебное действие этого напитка связано с высоким содержанием в нем витаминов и биологически активных веществ, поступающих из хмеля и солода. В присутствии небольшого количества алкоголя они активно включаются в процессы обмена веществ, оказывают положительное влияние на водно-солевой обмен, на пищеварительную, нервную и сердечно-сосудистую системы.
Ответ: Механизмы благоприятного влияния пива на организм не изучены.Придает мужчинам внешнее сходство с женщинами и наоборот. Пиво быстро всасывается в организм, переполняет кровеносное русло, в результате возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Рентгенологи называют это явление синдромом «пивного сердца» или «капронового чулка». Сердце провисает, становится дряблым, теряет свою роль живого мотора. Кобалть занимает место кальция в сердечной мышце. Это способствует снижению сократительной способности сердца, развитию сердечной недостаточности. Чрезмерное употреблению пива приводит к поражению миокарда, почек, нарушению обмена веществ –ожирению. В пиве обнаружены канцерогенные вещества – это смолы из хмеля, что повышает риск развития рака толстой кишки.
Группа 7: Алкоголь согревает, особенно в холодном климате.
Ответы: Потребление алкоголя в холодное время ведет к смертельным исходам чаще, чем в теплое. Когда человек выпивает, происходит расширение сосудов, увеличивается отдача тепла. Человеку кажется, что он согреля и ему жарко. На самом деле внутренняя температура организма снижается, а поскольку кожные поры расширены, охлаждение идет быстрее. При такой ситуации может даже наступить смерть от переохлаждения организма.
Ответы учащихся дополняются, исправляются медиком школы.
Ведущий:
Мы с вами рассмотрели алкоголизм с разных точек зрения, ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: алкоголь- это зло? (Ответы)
Я всем вам желаю, чтоб это зло (показать на стенд с иллюстрациями) прошло мимо вас, никак не задев. Пусть вашим другом станет здоровый образ жизни. Предлагаю закончить мероприятие песней.
1.Водку когда пить начнете,
Здоровье начнете терять.
А коли совсем вы не пьете
То лучше и не, лучше и не,
Лучше и не начинать, не начинать!
ПР: Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь…
Думайте сами, решайте сами –
Здоровье или смерть ( 2 р)
2. Я люблю тебя жизнь –
Без пива, без рюмки, без стопки…
Наша трезвая жизнь –
Значить, дарим здоровье потомкам…
Пусть же радуют нас
Ведь живем только раз…
ПР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики
Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...
Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....
Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"
Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".
Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности". ...
О вреде алкоголя. Ответственность несовершеннолетних за употребление алкоголя
Профилактика ЗОЖ....
Палач человечества-алкоголь
Презентация и сценарий к классному часу...
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ «Скажи алкоголю - «НЕТ»
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ АЛКОГОЛЯ«Скажи алкоголю - «НЕТ».Цель тренинга: повысить уровень информации подростков о проблемах, связанных с алког...