Использование ИКТ и ЭОР на уроках биологии.
статья по биологии на тему

Куйшугулова Нурслу Джамбуловна

Использование компьютера и ЭОР  на уроках – это не дань моде,  а лишь одно из средств, позволяющее активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_2.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

           Доклад:  «Использование ИКТ и ЭОР на  уроках биологии».

              Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. 

Поскольку иллюстрации в учебнике малочисленны и скудны, то необходим поиск и создание наглядных пособий для иллюстрации изучаемого материала. Большую помощь в решении данной проблемы оказывают цифровые ресурсы, готовые, а также¸ создаваемые самими участниками образовательного процесса – учителями и обучающимися.
Так как в той местности , где я живу связи практически нет, и интернет ловит не всегда и с минимальной скоростью, то я хочу  отметить единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, разработанную в соответствии с материалом учебников. Это мультимедийные учебные издания: «Живой организм», «Многообразие живых организмов», «Общие закономерности» и др. Очень хорошие издания.
Работу с этими образовательными комплексами можно проводить на разных этапах урока: проверка выполнения д/з, объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к контрольным занятиям, ГИА и ЕГЭ,  обобщающих уроков, уроков-зачетов, а также уроков-семинаров, игр. Применение ЭОР на уроках предоставляют возможность использовать больший объем информации, повышают познавательную активность учащихся и развивают умения самостоятельно приобретать новые знания.  Это в свою очередь способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и служит средством формирования творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности. Применение компьютера на уроках делает уроки более наглядными, современными, а потому интересными. Подготовка к любому уроку с использованием ЭОР, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.
ИКТ даёт возможность сэкономить время на уроке и дома.

На  этапе урока -   проверка выполнения д/з  можно использовать видеосюжеты. На уроке биологии в 9 классе демонстрирую  примеры хищничества (охота тигра), паразитизма (отрывок из фильма «Паразиты»), симбиоза (актиния и рак- отшельник), в целях экономии времени  показываю по  1-1,5 минуты на каждый сюжет- задача ребят проанализировать увиденные отрывки и определить тип взаимоотношений. Или, например,  даю на экране тест, ребята отвечают на него самостоятельно,  затем показываю слайд верных ответов – идет сравнение,  и только  после этого слайд – критерии оценки, где ученики оценивают свою работу.  

На этапе урока -  объяснение  нового материала  использование мультимедийных средств  становиться просто незаменимо. Мультимедиа – это представление  объектов и процессов не традиционным  текстовым описанием, а с помощью  фото, видео,  графики, анимации, звука и т.д. Именно используя,  различные виды анимации можно показать учащимся, например,  как бьется сердце или передвижение веществ в растительном организме. На этом этапе,  я использую принцип наглядности, вывожу на экран не только формулировку темы урока, но и соответствующий визуальный образ. Например,  на уроке «Методы селекции животных»   вывешиваю  картинку с разнообразными  породами домашних животных. Это помогает ребятам сконцентрироваться на изучаемом предмете и теме урока.

Для понимания биологических процессов незаменимую роль играют видеофрагменты и анимации,  например,   двойное оплодотворение цветковых растений или  передвижение одноклеточных  животных и т.д. Также на этом этапе урока незаменимы презентации.

При закреплении знаний использую тесты- опознания: на экране  высвечиваются органоиды клетки, либо ткани,  растения из разных семейств и т.д., задача учащихся их опознать и охарактеризовать.

Очень занимательна форма подготовки  домашнего задания в виде выполнения презентации в программе Power Point. Самостоятельный поиск информации, использование материала, полученного из Интернета, носит в большой степени познавательно – развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.
К урокам обобщения и систематизации знаний я предлагаю  учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.

А также я использую различные игровые формы- ребусы, шарады, загадки и т.д., причем стоит использовать игровые приемы не только   традиционно в  младших классах, но и как показывает практика в старшей школе, вызывая у ребят  позитивный отклик. Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата класса.
Таким образом, использование компьютера и ЭОР  на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии.

Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий...

Педагогический проект "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии"

Внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека д...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Использование метода интроспективного анализа на уроках биологии

Данный метод можно применять практически на всех этапах урока. Метод позволяет ученику самостоятельно оценить себя и направляет к новой деятельности....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"

Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовы...

Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.

Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...