Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2015 года по биологии.
консультация по биологии (11 класс) на тему
Даны рекомендации и анализ работ по сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_k_ege_2015_po_biologii.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2015 по биологии.
Единый экзамен по биологии относится к числу экзаменов по выбору и ориентирован как на профильный, так и на базовый уровень Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Содержание и структура экзаменационной работы прошли многолетнюю апробацию. Качество работы обеспечивается многими составляющими, среди которых следует выделить стабильность теста, постоянное увеличение числа заданий, контролирующих умения школьников применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, аргументировано объяснять причины и возможности преодоления экологических проблем, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды, решать задачи по цитологии, генетике, экологии.
Бóльшая часть заданий экзаменационной работы предусматривает контроль освоения теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Учебный материал о строении и функциях органов и систем органов человека, классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе является преемственным по отношению к курсу биологии в основной школе и экзаменационной модели КИМ для государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ЕГЭ.
Экзаменационная работа также содержит задания, контролирующие освоение материала практического характера: обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде; меры профилактики вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов; вредные привычки; нарушения осанки, зрения и др.; оказание первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях; оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии; определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам.
КИМ ЕГЭ по биологии не выходят за пределы требований, предъявляемых к содержанию биологического образования. Задания требуют выполнения экзаменуемыми определенных учебных действий и выявляют сформированность не только знаний, но и разнообразных умений, как интеллектуального, так и практического характера. Число заданий в каждом варианте позволяет охватить проверкой основное содержание курса биологии и обеспечить достаточное число проверяемых элементов содержания на различных уровнях сложности. Задания, включенные в экзаменационную работу, проверяют не только овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность и компетентность, умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях (умения работать с рисунками и текстом, извлекать из них необходимую информацию, находить в тексте ошибки, исправлять их, решать биологические задачи).
Таким образом, экзаменационная работа содержит задания, контролирующие в полном объеме знания и умения учащихся по биологии, которые соответствуют общеобразовательной подготовке выпускников средней школы. В КИМ представлены задания разного типа: с выбором одного или нескольких ответов; на установление соответствия и последовательности биологических объектов, процессов, явлений; с развернутым ответом. Они расположены по нарастающей трудности: базовый – повышенный – высокий уровни, – что позволяет выявить овладение биологическими знаниями и умениями школьниками, дифференцировать их по уровню биологической подготовки.
Экзаменационная работа ЕГЭ состоит из трех частей (1, 2, 3), которые отличаются по своему назначению, форме предъявления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий: базовом, повышенном и высоком, – что позволяет получить объективную информацию о достижениях выпускников, сдававших ЕГЭ, выявить сильные и слабые стороны их подготовки по предмету.
Варианты экзаменационной работы эквивалентны по содержанию, видам учебной деятельности, характеру и форме заданий. Каждый вариант отражает содержание всего курса биологии, включает все типы заданий. Равноценность вариантов обеспечивается одинаковым распределением заданий в соответствии с планом экзаменационной работы и их статистическими характеристиками.
Содержание проверки на едином экзамене по биологии составляют знания и умения по всем разделам школьного курса: Общая биология - 70%; Человек и его здоровье -15%; Растения, Животные, Бактерии, Грибы, Лишайники - 15%. В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
Учебный материал всех разделов курса биологии распределен по семи содержательным блокам. 1. Биология - наука о живой природе. 2. Клетка как биологическая система. 3. Организм как биологическая система. 4. Система и многообразие органического мира. 5. Человек и его здоровье. 6. Эволюция живой природы. 7. Экосистемы и присущие им закономерности.
Минимальный балл ЕГЭ по биологии в 2014 г., как и в предыдущие годы, составил 17 баллов, что соответствует 65% первичных баллов за задания базового уровня (36 баллов) и 25% максимального первичного балла (69 баллов).
При повторении и обобщении учебного материала лучше иметь два учебных школьных пособия разных УМК. Учебники по биологии должны иметь, гриф МО РФ и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующихобразовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009/2010 учебный год.
К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ (www. fipi. ru):
• Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;
• Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».
При подготовке к ЕГЭ можно использовать и тренинги, созданные на кафедре методики преподавания биологии МИОО.
Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ: http://www. ege. edu. ru/, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www. fipi. ru/, Федеральный центр тестирования (ФЦТ) http://www. rustest. ru/.
Что необходимо учесть из опыта ЕГЭ по биологии прошлых лет?
Знакомясь с моделью ЕГЭ по биологии нужно обратить внимание на то, что содержание работы подчинено учебным программам по биологии, рекомендованных МО РФ для средней школы и не зависит от учебника, по которому ведётся обучение в той или иной школе. По результатам ЕГЭ прошлых лет при планировании работы учителю необходимо учесть основные трудности, с которыми встретились выпускники.
При подготовке к ЕГЭ, прежде всего, необходимо обеспечить усвоение основного базового уровня содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности. С этой целью в старшей школе особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значимых и плохо усвояемых знаний из основной школы: об историческом развитии органического мира, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, органов, систем органов человека, его организма.
В старших классах традиционно слабо выполняются задания, контролирующие знания о метаболизме, об онтогенезе, путях и направлениях эволюции, о способах видообразования. Большие трудности у учащихся вызывают задания на доказательство единства органического мира, на установление взаимосвязи строения и функций молекул нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов. Недостаточно сформированы умения сравнивать процессы мейоза и митоза, фотосинтеза и хемосинтеза, искусственных и естественных экосистем, этапов экологического видообразования, эмбрионального и постэмбрионального развития организма. Вызвали затруднения вопросы о роли дегенерации и идиоадаптаций в развитии видов, о процессе формирования приспособленности организмов к среде обитания. У многих учащихся не сформировано умение чётко и лаконично формулировать выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
Для чего нужна демоверсия ЕГЭ?
Для выработки стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ учителю необходимо познакомиться с демоверсией ЕГЭ по биологии 2010 года, с кодификатором и спецификой предстоящего экзамена, с типами предлагаемых заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения-2014/2015...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...
методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году
методические рекомендации по подготовке выпускников 11 класса к итоговому сочинению в 2015 - 2016 учебном году...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по БИОЛОГИИ
Основу разработки КИМ ЕГЭ в 2015 г., как и в предыдущие годы, составило инвариантное ядро содержания биологического образования, которое отражено в Федеральном компоненте государственного образователь...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению в 2015 году
Материал опубликован на сайте ФИПИ...
Методические рекомендации по подготовке к новому учебному году
Методические рекомендации по подготовке к новому учебному году...