Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (68 часов) составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено»
Руководитель МО
МБОУ
________________
Г.Р. Сараева
Протокол №1 от.____
«Согласованнно»
Заместитель директора по НМР
_______________
С.А. Пасынкова
_________2014 г.
«Утверждено»
Директор
МБОУ
______________
Н.В. Зарипова
_________2014 г.
Рабочая программа
по биологии
для 9 класса
(базовый уровень)
Учитель Сафонова Светлана Михайловна
молодой специалист
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством
В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).
2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
- Учебный план ОУ № 42 на 2014/2015 учебный год.
- Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010г.) главным результатом школьного образования определено его соответствие целям опережающего развития. Ключевыми направлениями развития общего образования являются: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников.
В концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России (2009 г.) обозначен современный национальный воспитательный идеал. «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Изменения в новой версии концепции внесены в портрет обучающегося по ступеням развития, в организационные средства достижения цели, разработанные в соответствии с новыми ключевыми направлениями развития общего образования и ФГОС второго поколения.
Ведущими идеями, отражающими новую целевую установку являются:
- Социализация личности школьника в образовательном учреждении происходит как во внешнем педагогическом процессе (обучение + воспитание), так и во внутреннем педагогическом процессе (самообразование, самовоспитание, самореализация и т.п.);
- Воспитание и обучение взаимосвязаны, проникают друг друга, составляя единство, целостность; воспитание и обучение эффективны в том случае, если есть отношения, единство которых проявляется во взаимодействии с окружающей средой; уклад школьной жизни способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Основные характеристики школы социального становления. Целостная система (единство обучения и воспитания), где: человек – это наивысшая ценность.
Ведущая идея развития школы: единство обучения и воспитания, проявляющаяся во взаимодействии с окружающей средой, определяется и обеспечивается реализацией единой педагогической концепцией « Человек среди людей», активность всех субъектов образовательного пространства школы на основе современных государственных подходов к образованию.
Основные цели изучения биологии в школе:
- Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
- Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
- Овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
- Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической и экологической грамотности;
- Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- Социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранении окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепций устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- структурно-уровневая организация живой природы;
- ценностное и экокультурное отношение к природе;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ
Биология в школе изучается с 5 по 11 классы.
Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 408 часов, из них 68 (2 часа в неделю) в 5 классе, 68 (2ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9, по 34 (1 час в неделю) 10, 11 классах.
В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоценентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приобретенными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использовании информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Программа предусматривает занятия по учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009-2013.
В основе планирования работы учителя учитывается стратегическая тема работы школы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися в следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов. Направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
- Приведение доказательств (аргументация) родства с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- Выявления изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере:
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2ч+1)
Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Уровни организации живой природы (8ч.)
Молекулярный уровень: общая характеристика. Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы.
Клеточный уровень (11ч.)
Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Фотосинтез и Хемосинтез. Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз.
Лабораторная работа: «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».
Организменный уровень (12ч.)
Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Закономереной изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерной изменчивости: мутационная изменчивость Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов.
Лабораторная работа: «Выявление изменчивости организмов».
Популяционно-видовой уровень (2ч.)
Критерии вида. Популяции. Биологическая классификация.
Лабораторная работа: «Изучение морфологического критерия вида».
Экосистемный уровень (6ч.)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.. Саморазвитие экосистемы.
Экскурсия в биогеоценоз
Биосферный уровень (3ч.)
Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Основы учения об эволюции (9ч.)
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция Основные закономерности эволюции.
Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»
Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч.)
Гипотезы возникновения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.
Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое, кайнозое. Доказательства эволюции.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Организм и среда (4ч.)
Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов.
Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.
Лабораторные работы:
-Строение растений в связи с условиями жизни
-Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума)
Биосфера и человек (5ч)
Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Основы рационального природопользования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздел и тем. | Количество часов | Календарные сроки | корректировка | Тип урока |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение (2ч+1) | |||||
1 | Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. | 1 | УФНЗ | ||
2 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | УФНЗ | ||
3 | Входная диагностика | 1 | УК(К)З | ||
Тема: Уровни организации живой природы (8ч.) | |||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | УФНЗ | ||
5 | Углеводы. Липиды. | 1 | УФНЗ | ||
6 | Состав и строение белков. | 1 | Комбинированный урок | ||
7 | Функции белков. | 1 | Комбинированный урок. | ||
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | Комбинированный урок. | ||
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | Комбинированный урок. | ||
10 | Биологические катализаторы. Вирусы. | 1 | Комбинированный урок. | ||
11 | Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 | УК(К)З | ||
Тема: Клеточный уровень (11ч.) | |||||
12 | Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | УФНЗ | ||
13 | Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | УФНЗ | ||
14 | Лизосомы. Митохондрии Пластиды. | 1 | Комбинированный урок | ||
15 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | УФНЗ | ||
16 | Различия в строении эукариот и прокариот. Л/р.№1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. | 1 | УФНЗ | ||
17 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | Комбинированный урок. | ||
18 | Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. | 1 | Комбинированный урок. | ||
19 | Фотосинтез и Хемосинтез. Гетеротрофы. | 1 | Комбинированный урок. | ||
20 | Синтез белков в клетке. | 1 | УФНЗ | ||
21 | Деление клетки. Митоз. | 1 | УФНЗ | ||
22 | Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | 1 | УК(К)З | ||
Тема: Организменный уровень (12ч.) | |||||
23 | Бесполое размножение организмов. | 1 | УФНЗ | ||
24 | Половое размножение организмов. Оплодотворение. | 1 | УФНЗ | ||
25 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | Комбинированный урок. | ||
26 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | Комбинированный урок. | ||
27 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | Комбинированный урок. | ||
28 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | Комбинированный урок. | ||
29 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. | 1 | УФНЗ | ||
30 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | Комбинированный урок. | ||
31 | Закономерной изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закон. измен: мутационная изменчивость Л/р. №2: Выявление изменчивости организмов. | 1 | Комбинированный урок. | ||
32 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | Комбинированный урок. | ||
33 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 1 | Комбинированный урок. | ||
34 | Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живой природы» | 1 | УК(К)З | ||
Тема: Популяционно-видовой уровень (2ч.) | |||||
35 | Критерии вида. Л/р. №3 Изучение морфологического критерия вида. | 1 | УФНЗ | ||
36 | Популяции. Биологическая классификация. | 1 | Комбинированный урок. | ||
Тема: Экосистемный уровень (6ч.) | |||||
37 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | Комбинированный урок. | ||
38 | Состав и структура сообщества. | 1 | Комбинированный урок. | ||
39 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. | 1 | Комбинированный урок. | ||
40 | Экскурсия в биогеоценоз | 1 | УПЗУ | ||
41 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | Комбинированный урок. | ||
42 | Обобщающий урок по темам: «Экосистемный и популяционно-видовой уровни организации живой природы» | 1 | УК(К)З | ||
Тема: Биосферный уровень (3ч.) | |||||
43 | Биосфера. Среды жизни. | 1 | УФНЗ | ||
44 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | УФНЗ | ||
45 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | Комбинированный урок. | ||
Тема: Основы учения об эволюции (9ч.) | |||||
46 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | УФНЗ | ||
47 | Изменчивость организмов. | 1 | Комбинированный урок. | ||
48 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 1 | УФНЗ | ||
49 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. | 1 | Комбинированный урок. | ||
50 | Изолирующие механизмы. | 1 | УФНЗ | ||
51 | Видообразование. Макроэволюция | 1 | Комбинированный урок. | ||
52 | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 1 | УПЗУ | ||
53 | Основные закономерности эволюции. | 1 | УФНЗ. | ||
54 | Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции» | 1 | УК(К)З | ||
Тема: Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч.) | |||||
55 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | УФНЗ | ||
56 | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | Комбинированный урок. | ||
57 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 | УФНЗ | ||
58 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое. | 1 | УФНЗ | ||
59 | Доказательства эволюции. Л/р. №4 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | 1 | УФНЗ | ||
Тема: Организм и среда (4ч.) | |||||
60 | Экологические факторы. Условия среды. Л/р. №5 Строение растений в связи с условиями жизни. (1 час) | 1 | УФНЗ | ||
61 | Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. | 1 | УФНЗ | ||
62 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Л/р. №6 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) | 1 | Комбинированный урок | ||
63 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | 1 | УФНЗ | ||
Тема: Биосфера и человек (5ч) | |||||
64 | Эволюция биосферы. | 1 | Комбинированный урок. | ||
65 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | Комбинированный урок. | ||
66 | Основы рационального природопользования. Урок - конференция | 1 | УФНЗ | ||
67 | Итоговая диагностика | 1 | УК(К)З | ||
68 | Заключительный урок по курсу Введение в общую биологию и экологию. | 1 | УПЗУ |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник
Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. –М.: Дрофа, 2009-2011
Методическое пособие для учителя
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии 9 класс – М.: «ВАКО», 2009
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.
Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.
Мультимедийная поддержка курса
- Репетитор. Биология (для подготовки старшеклассников в ВУЗы)
- Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно-электронное издание) «Кирилл и Мефодий» 2003г.
- Экология. Учебное пособие 10-11 класс – Дрофа, 2004 г.
Дополнительная литература
- Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000
- Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006
- Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998.
- Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008
- Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.
- П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006
- Н.Ф. Рейменс. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность из изменения.
- Учиться использовать свои взгляды на мир дл я объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно, выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно, противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
- Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
- Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
- Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умения оценивать:
-риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития)
- поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет)
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценивать степень успешности своей и индивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задачи инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
- Объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
- Характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
- Объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза;
- Приводить примеры приспособлений у растений и животных;
- Использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
- Пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
- Соблюдать профилактику наследственных болезней;
- Использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
- Находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
- Характеризовать основные уровни организации живого;
- Понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов;
- Перечислять основные положения клеточной теории;
- Характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
- Характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
- Характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
- Уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
- Объяснять основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
- Объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
- Различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влиянии на организмы в разных средах обитания;
- Пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной формы, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
- Характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
- Классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- Характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
- Приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления;
- Характеризовать законы наследования Г.Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности;
- Характеризовать природу наследственных болезней;
- Объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч.Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Сверцова, теорию искусственного отбора Ч.Дарвина, методы селекции и их биологические основы);
- Характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
- Объяснять место человека среди животных и экологических предпосылки происхождения человека;
- Характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира.
- Характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
- Находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
- Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- Применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для контроля уровня обученности учащийся должен иметь по теме оценки:
- За устный ответ или другую форму контроля тематического материала (тест, отчет по экскурсии, входная, промежуточная, итоговая диагностика, письменные задания, выполняемые в тетради);
- За лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями), практические работы;
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить задания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связано, в краткой форме. Не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания. Но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 9
Учитель Сафонова Светлана Михайловна
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков – 6, тестов – 14, лабораторных работ – 6, экскурсий – 2.
Планирование составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М., Дрофа, 2009).
Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. –М.:Дрофа, 2009-2011
Дополнительная литература
Методическое пособие для учителя
О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по общей биологии 9 класс – М.: «ВАКО», 2009
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.
Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.
Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000
Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006
Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998
Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008
Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.
П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006
Н.Ф. Рейменс. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988.
Директор школы: Зарипова Н.В.
№ урока | Тема, количество часов. | Количество часов | Домашнее задание | Форма организации обучения | Форма контроля |
Введение (2ч+1) | |||||
1 | Биология – наука о жизни. Методы исследования в биологии. | 1 | &1,2, введение | Рассказ с элементами беседы. Использование дополнительного материала заданий занимательного характера. | ______ |
2 | Сущность жизни и свойства живого. (1 час) | 1 | & 3, повторить материал 8 класса | Вводная беседа. Работа с терминами | Фронтальный опрос |
3 | Входная диагностика | 1 | Тест в форме ГИА | ||
Тема: Уровни организации живой природы (8ч.) | |||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | &1.1 | Рассказ с элементами беседы. | Наблюдение, Фронтальная беседа. |
5 | Углеводы. Липиды. | 1 | &1.2, 1.3 | Лекция с элементами беседы | Проверка домашнего задания |
6 | Состав и строение белков. | 1 | & 1.4 | Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями | Фронтальная беседа. Тест «Углеводы и Липиды» |
7 | Функции белков. | 1 | &1.5 | Частично-поисковый. Беседа, рассказ. | Индивидуальный опрос |
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | &1.6 | Работа с понятиями | Фронтальная беседа. Индивидуальный опрос. |
9 | АТФ и другие органические соединения клетки.
| 1 | & 1.7 | Самостоятельная работа с учебником, составление и заполнение таблицы, работа с понятиями | Фронтальная беседа |
10 | Биологические катализаторы. Вирусы. | 1 | &1.8,1.9 | Применение специальной терминологии | Фронтальный опрос |
11 | Обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 | Повторение | Актуализация знаний. | Тест «Молекулярный уровень организации живой природы» |
Тема: Клеточный уровень (11ч.) | |||||
12 | Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | & 2.1 | Рассказ с элементами беседы, составление таблицы | Фронтальная беседа |
13 | Ядро. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | & 2.3,2.4 | Составление схем, работа с понятиями, составление таблицы. | Фронтальный и индивидуальный опрос |
14 | Лизосомы. Митохондрии Пластиды. | 1 | & 2.5 | Работа с учебником и другими источниками информации. | Индивидуальный опрос |
15 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | & 2.6 | Работа с учебником | Итоги фронтальной беседы. |
16 | Различия в строении эукариот и прокариот. Л/р.№1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. | 1 | & 2.7 | Выполнение лабораторной работы. | Тест «органоиды клетки» |
17 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | &2.8 | Анализ информации, выделение главного. | Беседа. |
18 | Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. | 1 | &2.9, 2.10 | Составлять алгоритм процессов | Фронтальная беседа |
19 | Фотосинтез и Хемосинтез. Гетеротрофы. | 1 | &2.11, 2.12 | Индивидуальная работа. Использование алгоритмов по отношению к другим процессам. | Тестовый контроль знаний. |
20 | Синтез белков в клетке. | 1 | & 2. 13 | Беседа | Фронтальный опрос |
21 | Деление клетки. Митоз. | 1 | & 2.14, повтор темы | Лекция с элементами беседы. | Индивидуальный дифференцированный опрос. |
22 | Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | 1 | Повторение | Актуализация знаний | Контрольная работа |
Тема: Организменный уровень (12ч.) | |||||
23 | Бесполое размножение организмов. | 1 | &3.1 | Рассказ с элементами беседы | Фронтальная беседа |
24 | Половое размножение организмов. Оплодотворение. | 1 | &3.2, 3.3 | Работа с учебником и дополнительной литературой | Индивидуальный опрос |
25 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | & 3.4 | Беседа | Тест |
26 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | & 3.5 | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный опрос |
27 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | &3.6 | Рассказ с элементами беседы. | Решение задач |
28 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | & 3.7 | Беседа. | Решение задач |
29 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. | 1 | & 3.8, 3.9 | Беседа. | Решение задач |
30 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | & 3.10 | Беседа. | Решение задач |
31 | Закономереномерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закон. измен: мутационная изменчивость Л/р. №2 Выявление изменчивости организмов. | 1 | & 3.11, 3.12, работа с терминами | Рассказ с элементами поисковой деятеятельности. | Решение биологических задач (по вариантам) |
32 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | & 3.13, сообщение о методах селекции | Объяснительно-иллюстративный метод с использованием гербарных экземпляров, муляжей. | Фронтальная беседа. |
33 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | 1 | &3.14 | Выступление учащихся | Индивидуальный контроль знаний. |
34 | Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живой природы» | 1 | Повторение | Актуализация знаний | Контрольная работа |
Тема: Популяционно-видовой уровень (2ч.) | |||||
35 | Критерии вида. Л/р. №3 Изучение морфологического критерия вида. | 1 | & 4.1 | Исследовательский метод. Лабораторная работа по инструктивной карточке. Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный и фронтальный опрос. |
36 | Популяции. Биологическая классификация. | 1 | & 4.2, 4.3, работа с терминами | Объяснение с использованием таблиц, схем | Диктант |
Тема: Экосистемный уровень (6ч.) | |||||
37 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | & 5.1 | Объяснительно-иллюстративный метод. | Индивидуальный контроль. |
38 | Состав и структура сообщества. | 1 | & 5.2 | Рассказ с использованием таблиц, рисунками учебника | Фронтальный и индивидуальный контроль знаний. |
39 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. | 1 | & 5.3, 5.4, работа с терминами | Рассказ, составление опорных схем | Тестовый контроль |
40 | Экскурсия в биогеоценоз
| 1 | Оформление отчёта по экскурсии. | Работа в группах по инструктивным карточкам | Фронтальный опрос. |
41 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | & 5.5, решение биологических задач. | Рассказ, беседа. Постановка проблемных вопросов. | Проверка выполнения домашнего задания |
42 | Обобщающий урок по темам: «Экосистемный и популяционно-видовой уровни организации живой природы» | 1 | Повторение | Актуализация знаний. | Контрольная работа |
Тема: Биосферный уровень (3ч.) | |||||
43 | Биосфера. Среды жизни. | 1 | & 6.1 | Рассказ, беседа. Постановка проблемных вопросов. | Индивидуальный контроль. |
44 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | & 6.2 | Фронтальная беседа. | Решение биологических задач |
45 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | & 6.3 | Актуализация знаний. Беседа с использованием таблиц, рисунками учебника. | Фронтальная беседа, тестовый контроль. |
Тема: Основы учения об эволюции (9ч.) | |||||
46 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | & 7.1 | Актуализация знаний. Проблемное изложение. | Беседа с использованием таблиц, рисунков учебника. |
47 | Изменчивость организмов. | 1 | & 7.2 | Фронтальная беседа. | Фронтальный и индивидуальный контроль. |
48 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 1 | & 7.3 | Беседа | Тест |
49 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. | 1 | &7.4, 7.5 | Беседа с решением проблемных вопросов | Фронтальный опрос. |
50 | Изолирующие механизмы. | 1 | &7.6 | Актуализация знаний. Беседа, составление опорных схем. | Индивидуальный контроль. |
51 | Видообразование. Макроэволюция | 1 | & 7.7,7.8 | Беседа | Тест |
52 | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 1 | Оформление отчёта по экскурсии. | Работа в группах по инструктивным карточкам | Фронтальный опрос. |
53 | Основные закономерности эволюции. | 1 | &7.9 | Лекция с элементами беседы | Проверка отчётов по экскурсии |
54 | Обобщающий урок по теме: «Основы учения об эволюции» | 1 | Повторение | Актуализация знаний. | Контрольная работа |
Тема: Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч.) | |||||
55 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | &8.1-8.3 | Рассказ, беседа. | Сообщения. |
56 | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | &8.4 | Работа с новыми понятиями, с учебником. | Тест |
57 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 | &8.5, 8.6 | Рассказ | Фронтальный опрос |
58 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое. | 1 | & 8.7,8.8 | Работа с таблицей, беседа | Самостоятельная работа. |
59 | Доказательства эволюции. Л/р. №4 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. | 1 | Записи в тетради, сообщения | Индивидуальный контроль. Фронтальная беседа. | Индивидуальный опрос, тест |
Тема: Организм и среда (4ч.) | |||||
60 | Экологические факторы. Условия среды. Л/р. №5 Строение растений в связи с условиями жизни. | 1 | & 9.1 | Беседа, рассказ. Систематизация знаний. | Индивидуальный опрос |
61 | Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. | 1 | &9.2, 9.3 | Рассказ с элементами беседы. Составление схем. | Групповой метод проверки знаний по заданиям |
62 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Л/р. №6 Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) | 1 | &9.4, 9,5 | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальная беседа. |
63 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | 1 | &9.6, сообщения | Актуализация знаний. Рассказ с элементами беседы. | Тестирование |
Тема: Биосфера и человек (5ч) | |||||
64 | Эволюция биосферы. | 1 | & 10.1 | Актуализация знаний. Поисковая беседа. | Индивидуальный опрос. |
65 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | & 10.2, сообщения | Рассказ с элементами беседа | Тест |
66 | Основы рационального природопользования. Урок - конференция | 1 | &10.3 | Актуализация знаний. Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный контроль. |
67 | Итоговая диагностика | 1 | Тест в форме ГИА | ||
68 | Заключительный урок по курсу Введение в общую биологию и экологию Летние задания | 1 | - | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальная беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8 класс
рабочая программа составлена на основании федерального стандарта и развёрнутое тематическое планирование по биологии 8 класс по программе В.В. Пасечника...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (базовый уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (34 часа) составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданно...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (68 часов) составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учре...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 8 класса
Рабочая программа и темматическое планирование для 8 класса (68 часов) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководств...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 10 класса
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (34 часа) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под ...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса (34 часа) составлены на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под...