Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа и темматическое планирование для 8 класса (68 часов) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено»
Руководитель МО
МБОУ
________________
Г.Р. Сараева
Протокол №1 от.____
«Согласованнно»
Заместитель директора по НМР
_______________
С.А. Пасынкова
_________2014 г.
«Утверждено»
Директор
МБОУ
______________
Н.В. Зарипова
_________2014 г.
Рабочая программа
по биологии
для 8 класса
(базовый уровень)
Учитель Сафонова Светлана Михайловна
молодой специалист
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством
В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М:, Дрофа, 2009).
2014/2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
- Учебный план ОУ № 42 на 2014/2015 учебный год.
- Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010г.) главным результатом школьного образования определено его соответствие целям опережающего развития. Ключевыми направлениями развития общего образования являются: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников.
В концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России (2009 г.) обозначен современный национальный воспитательный идеал. «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Изменения в новой версии концепции внесены в портрет обучающегося по ступеням развития, в организационные средства достижения цели, разработанные в соответствии с новыми ключевыми направлениями развития общего образования и ФГОС второго поколения.
Ведущими идеями, отражающими новую целевую установку являются:
- Социализация личности школьника в образовательном учреждении происходит как во внешнем педагогическом процессе (обучение + воспитание), так и во внутреннем педагогическом процессе (самообразование, самовоспитание, самореализация и т.п.);
- Воспитание и обучение взаимосвязаны, проникают друг друга, составляя единство, целостность; воспитание и обучение эффективны в том случае, если есть отношения, единство которых проявляется во взаимодействии с окружающей средой; уклад школьной жизни способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Основные характеристики школы социального становления. Целостная система (единство обучения и воспитания), где: человек – это наивысшая ценность.
Ведущая идея развития школы: единство обучения и воспитания, проявляющаяся во взаимодействии с окружающей средой, определяется и обеспечивается реализацией единой педагогической концепцией « Человек среди людей», активность всех субъектов образовательного пространства школы на основе современных государственных подходов к образованию.
Основные цели изучения биологии в школе:
- Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
- Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
- Овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
- Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической и экологической грамотности;
- Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- Социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранении окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепций устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- структурно-уровневая организация живой природы;
- ценностное и экокультурное отношение к природе;
- практико-ориентированная сущность биологических знаний.
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ
Биология в школе изучается с 5 по 11 классы.
Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет 408 часов, из них 68 (2 часа в неделю) в 5 классе, 68 (2ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2ч в неделю) в 7, 8, 9, по 34 (1 час в неделю) 10, 11 классах.
В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Рабочая программа для 8 класса включает в себя развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
Базовое биологическое образование должно обеспечивать выпускникам высокую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.
Основными задачами данного раздела является следующие:
- познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
- Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
- Раскрыть роль человека в природе.
- Продолжить формировать представление о единстве живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использовании информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.
Программа предусматривает занятия по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009-2013.
В основе планирования работы учителя учитывается стратегическая тема работы школы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися в следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов. Направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
- Приведение доказательств (аргументация) родства с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
- Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- Выявления изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере:
- Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. (2 час +1 час)
Знакомство с содержанием и задачами раздела «Человек и его здоровье». Роль знаний о человеке в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности. Науки, изучающие человека (анатомия, физиология, гигиена, психология) их методы. Двойственная биосоциальная природа человека.
Глава 1. Происхождение человека ( 3 часа).
Место человека в системе органического мира. Особенности человека как представителя животного царства. Доказательства происхождения человека от животных. Отличительные особенности человека (речь, труд, мышление и др.)
Систематическое положение современного человека в системе органического мира. Этапы развития эволюции человека и возникновение социальной среды. Роль биологических и социальных движущих факторов на разных этапах эволюции человека. Роль Ч. Дарвина в разработке проблемы происхождения человека. Единство физиологического и генетического типа современного человека, принадлежность всех людей к одному виду.
Глава 2. Организм человека и его строение (4 часа)
Дать понятие об уровнях организации человеческого организма (молекулярный уровень, клеточный, тканевый, органный, организменный). Общий план строения человека, топография внутренних органов и полостей тела. Общее представление об основных процессах жизнедеятельности клетки (обмен веществ, гомеостаз, раздражимость, возбудимость, деление, движение). Общее представление о строении ткани (клетки и межклеточное вещество). Связь строения и функции тканей. Строение и химический состав клетки человека, единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении.
Глава 3. Опорно-двигательная система (7 часов)
Основные функции и строение опорно - двигательной системы. Строение и свойства костей, их химический состав. Типы костей (трубчатые, губчатые, плоские). Типы соединения костей (неподвижный, подвижный - сустав, полуподвижный). Особенности роста костей в длину и толщину. Связь между строением костей и их функциями.
Строение и функции отделов скелета человека (скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей). Особенности скелета, связанные с прямохождением (изгибы позвоночника, сводчатая стопа, широкий таз и др.). Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью ( мозговой отдел черепа, противопоставлен большой палец кисти руки и др.)
Строение и функции мышц. Виды мышц (антагонисты, синергисты). Основные группы мышц. Связь между двигательной активностью, развитием мышц и костей. Статическая и динамическая работа мышц. Причины утомления. Условия повышения работоспособности мышц. Влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
Оказание первой помощи при повреждениях скелета (вывихи, переломы, растяжение).
Лабораторная работа: «Утомление при статической работе», «Выявление нарушения осанки».
Практическая работа:
1. Мышцы человеческого тела.
Глава 4. Внутренняя среда организма (3 часа)
Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа), ее состав, функции, значение ее постоянства (гомеостаз).
Состав крови: межклеточное вещество и клетки крови. Функции крови: транспортная, гуморальная, защитная, тероморегуляторная. Механизм свертывания крови, значение свертывания в предохранении организма от потерь крови. Значение переливания. Донор, реципиент. 4 группы крови. Сохранение постоянства солевого состава плазмы крови. Физиологический раствор.
Строение, функции и жизнедеятельность кровяных клеток (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Иммунитет. Защитные свойства организма. Вклад Мечникова И.И.
Глава 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровообращения (сердце, сосуды). Значение сосудов. Виды сосудов (артерии, вены, капилляры) и их отличительные особенности (скорость придвижения. Толщина стенок, клапаны и др.). Строение сердца: камеры, клапаны створчатые и полулунные. Работа сердца. Сердечный цикл. Связь строения и функций сердца. Пути движения крови по малому и большому кругу кровообращения. Кровяное давление. Пульс. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Первая помощь при кровотечении. Гигиена сердечно - сосудистой системы.
Лабораторная работа:
- Функции венозных клапанов.
- Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
- Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
- Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Глава 6. Дыхательная система (4ч.+1 ч.)
Сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека. Строение органов дыхания в связи с их функциями. Процесс образования голоса. Меры профилактики голосовых связок. Механизм вдоха и выдоха. Роль дыхательного центра в ритмичном чередовании дыхательных движений. Механизм нейрогуморальной регуляции дыхания. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Процесс газообмена в легких и тканях. Гигиена воздушной среды в жилых помещениях. Приемы первой помощи при нарушениях дыхания. Последовательность действий при искусственном дыхании. Методы реанимации и условия его применения. Взаимосвязь строения и функций органов на примере кровообращения и дыхания.
Лабораторная работа:
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Глава 7. Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль. Строение органов пищеварения. Особенности пищеварения в ротовой полости. Строение и виды зубов, их роль в механической обработке пищи. Уход за ротовой полостью. Нейрогуморальный механизм глотания.
Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока. Особенности пищеварения в кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез. Всасывание питательных веществ в тонком кишечнике. Режим питания. Гигиена питания.
Лабораторная работа:
- Действие слюны на крахмал.
Глава 8. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ как основная функция организма. Значение пластического и энергетического обменов, их взаимосвязь. Особенности обмена веществ воды, минеральных солей, жиров, белков, углеводов.
Биологическая роль витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека. Группы витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Авитаминозы.
Соответствие калорийности пищи энергетическим затратам человека. Суточные затраты энергии людьми разных профессий. Сбалансированность питания.
Глава 9. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа)
Строение и функции кожи. Защита организма от перегревания и охлаждения. Сохранения постоянной температуры, способы терморегуляции, ее рефлекторные механизмы. Закаливание: сущность, способы, условия закаливания.
Гигиена кожи, волос, одежды и обуви. Первая помощь при ожогах, обморожениях и других повреждениях кожи.
Практическая работа: изучение строения кожи кисти рук
Глава 10. Выделительная система (1 час)
Анатомо - физиологические особенности мочевыделительной системы. Значение выделения конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма. Механизм образования первичной и вторичной мочи. Постоянство внутренней среды организма. Регуляция мочеобразования. Мочевыделительный процесс.
Глава 11. Нервная система человека (5часов)
Нервная система. Значение нервной системы в регуляции функций организма и взаимосвязи со средой. Нервно - гуморальная регуляция функций в организме. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекс и рефлекторное кольцо. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий.
Лабораторная работа:
Пальценосная проба и особенности движения, связанные с работой мозжечка.
Глава 12. Анализаторы (5 часов)
Функции и строение анализаторов, и их виды (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и др.) 3 части анализатора и их значение в восприятии, проведении, анализе раздражений. Роль ощущений в познании окружающего мира.
Зрительный анализатор. Строение и функции глаза и его частей. Механизм проектирования изображения на сетчатке глаза. Зрительное восприятие света и цвета, роль палочек и колбочек. Правила гигиена зрения.
Значение слуха в жизни человека. Строение и функции слухового анализатора и его частей. Слуховое восприятие. Функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преобразование звуковой энергии в механическую. Причины заболеваний слухового анализатора.
Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, вкуса и обоняния.
Лабораторная работа: Функции хрусталика. Изменение величины зрачка при разном освещении. Иллюзии связанные с бинокулярным зрением
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 5 часов
Потребности человека. Влияние физических и социальных потребностей на поведение человека. Вклад Сеченова И.М., Павлова И.П,, Ухтомского А.А. в развитии учения о высшей нервной деятельности человека (ВНД). Условные и безусловные рефлексы. Роль торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования. Врожденные формы поведения, направленные на сохранение вида в целом и приобретенные формы индивидуального поведения, позволяющие особи приспособиться к постоянно меняющимся условиям природной и социальной среды.
Рефлекторная теория поведения. Особенности ВНД человека. Значение речи в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности. В формировании познавательных процессов. Внимание, воля. Эмоции.
Уникальность каждой личности, условия ее становления. Индивидуально - психологические особенности личности. Темперамент и характер человека. Интересы. Склонности. Способности.
Лабораторная работа: изменение числа колебаний усеченной пирамиды в различных условиях
Глава 14. Железы внутренней секреции (2 часа)
Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции для роста, развития. Обмена веществ и гуморальной регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции. Нарушения гуморальной регуляции и заболевания, вызванные этими нарушениями.
Тема 15. Индивидуальное развитие человека (5+2 часа)
Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Влияние наркогенных веществ на личность и здоровье человека. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол. часов | дата | корректировка | Вид занятия | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (2 ч.+1ч) | |||||||||||||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
2 | Становление наук о человеке | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
3 | Входная диагностика | 1 | Урок контроля знаний | ||||||||||||
Глава 1. Происхождение человека (3 часа) | |||||||||||||||
4 | Систематическое положение человека | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||||||||
5 | Историческое прошлое людей | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
6 | Расы человека | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
Глава 2. Организм человека и его строение (4 часа) | |||||||||||||||
7 | Общий обзор организма | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
8 | Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
9 | Покровные, мышечные соединительные ткани | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
10 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
Глава 3. Опорно-двигательная система (7 часов) | |||||||||||||||
11 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
12 | Скелет человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
13 | Соединение костей | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
14 | Строение мышц. Их функции. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
15 | Работа скелетных мышц и их регуляция | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
16 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
17 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
Глава 4. Внутренняя среда организма (3 часа) | |||||||||||||||
18 | Кровь и компоненты внутренней среды | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
19 | Борьба организма с инфекцией. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
20 | Иммунология на службе здоровья. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
Глава 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) | |||||||||||||||
21 | Транспортные системы организма. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
22 | Круги кровообращения | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
23 | Строение и работа сердца | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
25 | Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
Глава 6. Дыхательная система (4 часа +1 час) | |||||||||||||||
27 | Строение дыхательной системы. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
28 | Легкие | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
29 | Значение и механизм дыхания | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
30 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
31 | Промежуточная диагностика | 1 | Урок контроля знаний | ||||||||||||
Глава 7. Пищеварительная система (6 часов) | |||||||||||||||
32 | Питание и пищеварение | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
35 | Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
36 | Регуляция пищеварения | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
Глава 8. Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||||||||||||
38 | Обмен веществ и энергии - основное свойство жизни | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
39 | Витамины | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
40 | Энерготраты человека и пищевой рацион | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
Глава 9. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа) | |||||||||||||||
41 | Кожа - наружный покровный орган | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
43 | Терморегуляция. Закаливание. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
Глава 10. Выделительная система (1 час) | |||||||||||||||
44 | Выделение | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
Глава 11. Нервная система человека (5 часов) | |||||||||||||||
45 | Значение и строение нервной системы. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
46 | Спинной мозг. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
47 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
48 | Передний мозг. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
49 | Соматический и автономный отделы нервной системы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
Глава 12. Анализаторы (5 часов) | |||||||||||||||
50 | Анализаторы | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
51 | Зрительный анализатор | 1 | Урок-практикум | ||||||||||||
52 | Предупреждение глазных болезней. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
53 | Слуховой анализатор | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
54 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 5 часов | |||||||||||||||
55 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
56 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
57 | Сон и сновидения. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
58 | Речь и сознание. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
59 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
Глава 14. Железы внутренней секреции (2 часа) | |||||||||||||||
60 | Роль эндокринной регуляции | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
61 | Функции желез | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
Тема 15. Индивидуальное развитие человека (5+2часа) | |||||||||||||||
62 | Жизненные циклы. Размножение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
63 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||||||||||
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
65 | Влияние наркогенных веществ на личность и здоровье человека | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
66 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
67 | обобщение | 1 | Комбинированный урок | ||||||||||||
68 | Итоговая диагностика | Урок контроля знаний |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009-2013.
Методическое пособие для учителя И.Ф. Шикин. Поурочные планы. Биология. Человек. 8 кл. – Волгоград «Учитель –АСТ», 2003.
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.
Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.
Мультимедийная поддержка курса
- Репетитор. Биология (для подготовки старшеклассников в ВУЗы)
- Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно-электронное издание) «Кирилл и Мефодий» 2003г.
- Экология. Учебное пособие 10-11 класс – Дрофа, 2004 г.
Дополнительная литература
- Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000
- Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006
- Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998.
- Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008
- Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: «Просвещение», 1985.
- П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006
- Н.Ф. Реймерс. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988.
- А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Гигиена и здоровье. –М.: «Просвещение»,1983.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
- с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность из изменения.
- Учиться использовать свои взгляды на мир дл я объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
- Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
- Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
- Учиться самостоятельно, выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
- Учиться самостоятельно, противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
- Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
- Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
- Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умения оценивать:
-риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития)
- поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет)
- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
- В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- Уметь оценивать степень успешности своей и ндивидуальной образовательной деятельности.
- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задачи инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД
- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
- Характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- Объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
- Объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
- Использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
- Выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
- Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- Объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
- Характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
- Объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
- Характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
- Объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
- Характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- Объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
- Характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
- Объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
- Объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
- Характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум);
- Называть основные правила здорового образа жизни, факторы. Сохраняющие и разрушающие здоровье;
- Понимать, какими последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координаций функций);
- Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
- Оказывать первую помощь при травмах;
- Применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
- Называть симптомы некоторых распространенных болезней;
- Объяснять вред курения и употребления алкоголя. Наркотиков.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для контроля уровня обученности учащийся должен иметь по теме оценки:
- За устный ответ или другую форму контроля тематического материала (тест, отчет по экскурсии, входная, промежуточная, итоговая диагностика, письменные задания, выполняемые в тетради);
- За лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями), практические работы;
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить задания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связано, в краткой форме. Не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания. Но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 8
Учитель Сафонова Светлана Михайловна
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков – 3, тестов – 14, лабораторных работ – 15, практических работ – 1.
Планирование составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В. Пасечника (авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М., Дрофа, 2009).
Учебник Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2009-2013.
Дополнительная литература
Методическое пособие для учителя
И.Ф. Шикин. Поурочные планы. Биология. Человек. 8 кл. – Волгоград «Учитель –АСТ», 2003.
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечник; И.Н. Пономаревой – М.; «Глобус» 2009.
Сборник нормативных документов. Биология. – М.: «Дрофа», 2008.
Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. Биология в таблицах 6-11 кл. (справочное пособие). – М.: «Дрофа», 2000
Тесты. Биология (пособие для подготовки к тестированию) – М.: «РусТест», 2006
Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. – Минск, 1998
Большая энциклопедия знаний жизнь на Земле. – М; «РОСМЭН» 2008
Н.Н. Воронцов. Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. – М; «Наука», 1996.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: «Просвещение», 1985.
П.И. Лернер. Биология. Словарь – справочник школьника. – М.: «Знание», 2006
Н.Ф. Рейменс. Основные биологические понятия и термины. М.: «Просвещение», 1988.
А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Гигиена и здоровье. –М.: «Просвещение»,1983.
Директор школы: Зарипова Н.В.
№ | Тема урока | Домашнее задание | Кол. часов | дата | Приемы и методы работы | Вид контроля | |||||
ВВЕДЕНИЕ (2 ч.+1ч) | |||||||||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. | §1, «Как работать с учебником», «введение» | 1 | Беседа, рассказ, объяснение | Фронтальный опрос | ||||||
2 | Становление наук о человеке | §2, повторить материал 7 класса | 1 | Рассказ, заполнение таблицы «Ученые и их вклад в развитие биологии», беседа. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос. | ||||||
3 | Входная диагностика | задание предыдущего урока | Тест по типу ГИА | ||||||||
Глава 1. Происхождение человека (3 часа) | |||||||||||
4 | Систематическое положение человека | §3, повторить теория Ч.Дарвина, | 1 | Рассказ с элементами беседы с использованием таблиц. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | ||||||
5 | Историческое прошлое людей | §4 | 1 | Рассказ, составление таблицы «Этапы эволюции человека» | Индивидуальный и фронтальный опрос. | ||||||
6 | Расы человека | §5 | 1 | Беседа, рассказ. | Индивидуальный опрос, фронтальная беседа. | ||||||
Глава 2. Организм человека и его строение (4 часа) | |||||||||||
7 | Общий обзор организма | §6 | 1 | Беседа, рассказ, объяснение. | Тест «происхождение человека», фронтальный опрос | ||||||
8 | Строение и жизнедеятельность клетки | § 7, таблица «Функции органоидов клетки» | 1 | Беседа, рассказ, объяснение. Составление таблицы «Функции органоидов клетки» | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
9 | Покровные, мышечные соединительные ткани | §8, до ст. «нервная ткань» | 1 | Беседа, рассказ, объяснение. Лабораторная работа «Ткани организма человека». | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
10 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | §8,9. | 1 | Объяснение, беседа. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
Глава 3. Опорно-двигательная система (7 часов) | |||||||||||
11 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. | §10 | 1 | Беседа, рассказ учителя. | Тест «организм человека и его строение», фронтальный опрос | ||||||
12 | Скелет человека. | §11 , §12 (до Неподвижное соединение костей) | 1 | Беседа, работа по рисункам, составление схемы «Скелет» | Индивидуальный опрос, задание «!» после §12 | ||||||
13 | Соединение костей | §12 | 1 | Фронтальная беседа, работа по рисункам, зарисовать сустав. | Задание «!» | ||||||
14 | Строение мышц. Их функции. | §13 | 1 | Практическая работа. Беседа. | Обсуждение результатов практической работы. | ||||||
15 | Работа скелетных мышц и их регуляция | §13 Ответить на вопросы после параграфа. Принести отпечатки следов ступни | 1 | Объяснение, рассказ, л.р. «Утомление при статической работе» | Беседа. Обсуждение результатов л.р. | ||||||
16 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | §15 Повторить § 11 и 12, а также материал о строении костей по § 10 | 1 | Беседа. Л.р. «Выявление нарушения осанки» | Обсуждение результатов, фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
17 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | §16, основные положения гл.4. | 1 | Разъяснение и рассказ учителя, беседа. Заполнение таблицы «травмы скелета и первая помощь» | Беседа по результатам заполнения таблицы; индивидуальный и фронтальный опрос. | ||||||
Глава 4. Внутренняя среда организма (3 часа) | |||||||||||
18 | Кровь и компоненты внутренней среды | §17 | 1 | Рассказ, беседа, составление схемы «Состав крови», таблица «Элементы крови и их значение» | Тест «Опорно-двигательная система» | ||||||
19 | Борьба организма с инфекцией. | § 18, Подготовить доклады по истории возникновения вакцины | 1 | Рассказ, беседа, составление схемы «Виды иммунитета» | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||
20 | Иммунология на службе здоровья. | §19, основные положения гл. 5, таблица «Функции фагоцитов и лейкоцитов» | 1 | Рассказ, доклады учащихся. Таблица «Функции фагоцитов и лейкоцитов» | Индивидуальный опрос. | ||||||
Глава 5. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) | |||||||||||
21 | Транспортные системы организма. | §20, Написать стихотворение в форме диаманты на тему «Артерии и вены». | 1 | Рассказ, беседа, демонстрация опыта «Доказательство, что сосуды на тыльной стороне руки» | Тест «Внутренняя среда организма», фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
22 | Круги кровообращения | §21 | 1 | Беседа, рассказ с использованием таблиц. Объяснение. Л.р. «Изменения в тканях при перетяжках. Затрудняющих кровообращение» «Функция венозных клапанов» | Фронтальный опрос, беседа. | ||||||
23 | Строение и работа сердца | §22, зарисовать рис.53, подписи к рисунку. | 1 | Беседа с элементами самостоятельной работы. Таблица «Сердечный цикл» | Индивидуальный опрос. «!» «?» | ||||||
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | §23 | 1 | Рассказ-беседа. Л.р. «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий» | Индивидуальный опрос | ||||||
25 | Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | §24 | 1 | Рассказ, беседа. Л.р. «Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку» | Фронтальный опрос. | ||||||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | §25 | 1 | Беседа, рассказ. Таблица «Виды кровотечений и первая помощь» | Фронтальный опрос. Биологический диктант | ||||||
Глава 6. Дыхательная система (4 часа +1 час) | |||||||||||
27 | Строение дыхательной системы. | §26, выполнить задания с.139-140 | 1 | Беседа, работа с рис.4, 55,60, 61. Рассказ. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||
28 | Легкие | §27 | 1 | Рассказ с использованием таблиц. | Беседа, индивидуальный опрос. | ||||||
29 | Значение и механизм дыхания | §28 «!», приготовить марлевый респиратор | 1 | Беседа на основе опыта «Определение запыленности атмосферы в зимнее время» | Индивидуальный опрос | ||||||
30 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья | §29, повторить Происхождение человека, строение организма, ОДС, Кровеносная и лимфатическая системы, дыхательная система. | 1 | Л.р. « Использование респиратора» «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | Индивидуальный опрос | ||||||
31 | Промежуточная диагностика | 1 | Тест по типу ГИА | ||||||||
Глава 7. Пищеварительная система (6 часов) | |||||||||||
32 | Питание и пищеварение | §30 | 1 | Рассказ, беседа. Анализ таблиц с157. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | ||||||
33 | Пищеварение в ротовой полости. | §31, задание «!» с.165 | 1 | Беседа. Самонаблюдение. Рассказ с демонстрацией таблиц. | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | §32, закончить таблицу | 1 | Беседа, Л.р. «Действие слюны на крахмал», таблица «Изменение пищи в пищеварительном тракте» | Индивидуальный опрос. | ||||||
35 | Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. | §33 | 1 | Рассказ, объяснение, беседа. | Индивидуальный опрос. | ||||||
36 | Регуляция пищеварения | §34, собрать упаковки разных продуктов с датой выработки | 1 | Анализ исторических примеров. Беседа. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | ||||||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | §35 | 1 | Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный опрос, работа по тексту | ||||||
Глава 8. Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||||||||
38 | Обмен веществ и энергии - основное свойство жизни | § 36 | 1 | Рассказ с элементами беседы. Таблица стр.157 | Тест «пищеварительная система» | ||||||
39 | Витамины | §37 | 1 | Беседа с дополнениями и разъяснениями. Самостоятельная работа – таблица «Значение витаминов для организма» | Фронтальный и индивидуальный опрос. Обсуждение результатов. | ||||||
40 | Энерготраты человека и пищевой рацион | §38 | 1 | Беседа с разъяснениями. Л.р. «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена» | Самооценка и обсуждение результатов л.р. | ||||||
Глава 9. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа) | |||||||||||
41 | Кожа - наружный покровный орган | § 39 | 1 | Беседа на основе повторения 7 кл. Практическая работа «Изучение строения кожи кисти рук» | Тест «обмен веществ» Обсуждение результатов работы | ||||||
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | §40 | 1 | Рассказ. Самостоятельная работа «Определение жирности кожи лица с помощью бумажной салфетки» | Индивидуальный и фронтальный опрос. | ||||||
43 | Терморегуляция. Закаливание. | §41, вопросы «?» | 1 | Рассказ с использованием беседы. Опыт «Опыт с утюгом с индикаторной лампочкой» | Фронтальный и индивидуальный опрос, обсуждение результатов. | ||||||
Глава 10. Выделительная система (1 час) | |||||||||||
44 | Выделение | §42 | 1 | Беседа с разъяснениями и дополнениями. | Тест «покровные органы» | ||||||
Глава 11. Нервная система человека (5 часов) | |||||||||||
45 | Значение и строение нервной системы. | §43 | 1 | Беседа. Опыты, демонстрирующие работу нервной системы. Схема «Значение нервной системы | Тест «выделительная система» | ||||||
46 | Спинной мозг. | §44 | 1 | Беседа, работа по рисункам. | Индивидуальный опрос | ||||||
47 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок | §45 | 1 | Самостоятельная работа с рисунками. Л.р. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с работой мозжечка» | Индивидуальный опрос «!» «?» | ||||||
48 | Передний мозг. | §46, рис 91 А, Б. | 1 | Беседа, объяснение рис. | Индивидуальный опрос | ||||||
49 | Соматический и автономный отделы нервной системы | §47, повторить гл.11 | 1 | Беседа. Опыт с монетой. | Обсуждение результатов опыта. Фронтальная беседа. | ||||||
Глава 12. Анализаторы (5 часов) | |||||||||||
50 | Анализаторы | §48 | 1 | Опыт. Беседа. Объяснение учителя. | Тест «Нервная система», фронтальная беседа. | ||||||
51 | Зрительный анализатор | §49, вопросы под «?» «!», работа с рис. | 1 | Беседа, рассказ. Л.р. «изменение величины зрачка при разном освещении» «функции хрусталика» «Функции палочек и колбочек» «Поиск слепого пятна. Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» | Индивидуальный опрос. Обсуждение результатов л.р. | ||||||
52 | Предупреждение глазных болезней. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | §50 | 1 | Объяснение, рассказ. Составление «правил гигиены зрения» | Индивидуальный опрос. | ||||||
53 | Слуховой анализатор | §51, таблица «Строение и функции отделов уха» «Слуховая чувствительность» | 1 | Беседа, рассказ. Заполнение таблицы «Эволюция органа слуха у позвоночных» | Индивидуальный опрос, фронтальная беседа. | ||||||
54 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | §52, гл.12 | 1 | Беседа по рис., работа по вопросам «!» «?» | Индивидуальный опрос, сообщения | ||||||
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 5 часов | |||||||||||
55 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | §53 | 1 | Беседа, табл. «Сопоставление доминанты и зона взаимной индукции» | Тест «Анализаторы» | ||||||
56 | Врожденные и приобретенные программы поведения | §54, вопросы в конце § | 1 | Рассказ, опыт « выработка навыка зеркального письма» | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||
57 | Сон и сновидения. | §55, составить схему, определяющую различия медленного и быстрого сна. | 1 | Рассказ, беседа | Индивидуальный опрос. | ||||||
58 | Речь и сознание. | §56 | 1 | Рассказ, беседа. Работа с головоломками | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||
59 | Воля, эмоции, внимание. | §57,вопросы перед §, задания «!» «?» гл.13 | 1 | Беседа с использованием сопоставительных таблиц. Л.р. «измерение числа колебаний усеченной пирамиды в различных условиях» | Индивидуальный опрос. | ||||||
Глава 14. Железы внутренней секреции (2 часа) | |||||||||||
60 | Роль эндокринной регуляции | §58 | 1 | Рассказ, объяснение. Схема «Значение гормонов» | Тест «Нервная система» Индивидуальный опрос. | ||||||
61 | Функции желез | §59, вопросы гл.14 | 1 | Рассказ. Беседа. Таблица «Железы внутренней секреции» | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||
Тема 15. Индивидуальное развитие человека (5+2часа) | |||||||||||
62 | Жизненные циклы. Размножение. | §60 | 1 | Беседа, рассказ с использованием рисунков и таблиц. | Тест «Железы внутренней секреции», Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||
63 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | §61 | 1 | Беседа, анализ рис. | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||||
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | §62, вопросы | 1 | Самостоятельная работа. Таблица «Наследственные и врожденные болезни», «Болезни, передающиеся половым путем» | Обсуждение результатов | ||||||
65 | Влияние наркогенных веществ на личность и здоровье человека | Записи в тетради | 1 | Рассказ с использованием таблиц | тестирование | ||||||
66 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | §63, 64. | 1 | Беседа, рассказ. Схема «Типы ВНД», таблица «Черты характера», таблица «Интересы, склонности, способности» | Индивидуальный опрос. | ||||||
67 | обобщение | Подготовиться к итоговой диагностике | 1 | Повторение материала | |||||||
68 | Итоговая диагностика | Тест типа ГИА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8 класс
рабочая программа составлена на основании федерального стандарта и развёрнутое тематическое планирование по биологии 8 класс по программе В.В. Пасечника...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (базовый уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 6 класса (34 часа) составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданно...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 7 класса (68 часов) составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учре...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (68 часов) составлена на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданн...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 10 класса
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 9 класса (34 часа) составлено на основе Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под ...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии для 11 класса (34 часа) составлены на основе примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных учреждений, созданной под...