Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoleva_g.p._biologiya._9_kl_rabochaya_programma_2014-2015.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ___ от _____ ___________ 2014г. | Согласовано на заседании НМС Протокол № ___ от ___ ___________ 2014г. |
Директор МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов ____________ Н.Ф.Иванисов от ____ ____________2014г. |
- Рабочая программа
по биологии
на 2014 – 2015 учебный год
Ф.И.О. учителя: Глаголева Галина Павловна
Классы: 9А, 9Б, 9В, 9Г, 9Д, 9Е
По учебному плану 2 часа в неделю
Количество часов на 1 полугодие:
9А- 32ч.; 9Б — 32ч.; 9В — 32ч.; 9Г- 32ч.; 9Д — 32ч.; 9Е – 32ч.
Количество часов на 2 полугодие:
9А- 38ч.; 9Б — 38ч.; 9В — 38ч.; 9Г- 38ч.; 9Д — 38ч.; 9Е – 38ч.
Количество всего часов по программе: 70 часов
Пояснительная записка
Типовая рабочая программа по биологии для обучающихся классов составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005), учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2. Примерная программа по биологии основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)
3. Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).
Цели:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи
Обучения:
- условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования;
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально - успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы
Место предмета в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 70 (2 ч в неделю) в 9 классе.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Формы организации образовательного процесса:
- традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
- уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
- уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка, телепередача, консилиум и т. д.);
- уроки, имитирующие деятельность учреждений (суд, следствие, учёный совет, патентное бюро и т.д.)
- уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-вернисаж, спектакль, студия, салон и т.д.);
- уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
- лабораторные работы;
- экскурсии;
- заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.
Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:
- информационно-коммуникационные технологии;
- исследовательские методы обучения;
- технология разноуровневого дифференцированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии критического мышления.
Виды и формы контроля:
- устный опрос в форме беседы;
- тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ);
устные зачёты;
- лабораторный контроль;
- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых
заданий (приближенных к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.
1. Введение в основы общей биологии (3ч)
Биология как наука о живой природе. Биологическое разнообразие — непреходящая ценность для человечества.
Методы исследования в биологии. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент и моделирование.
Роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и в культуре общества.
2. Основы цитологии (11 ч)
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Строение клетки. Основные части клетки. Наука о строении и функционировании клетки — цитология.
Особенности клеток растений, животных, грибов и бактерий. Ткани живых организмов (растений, животных, грибов).
Органы и системы органов как основа целостности многоклеточного организма. Организм как биосистема.
Проявление свойств живого организма. Питание, дыхание, движение, рост, развитие, регуляция жизнедеятельности организма. Обмен веществ и его этапы. Размножение организмов.
Лабораторная работа № 1. «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов» Лабораторная работа № 2. «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Деление клетки — основа размножения, роста и развития организма.
Наследственность как свойство организмов. Гены и хромосомы.
Лабораторная работа № 3. «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками»
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (13 ч)
Наследственность и изменчивость. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости в практике растениеводства и животноводства.
Лабораторная работа № 4. «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях»
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных. Профессии, основанные на знании о строении, размножении и уходе за растениями, животными и грибами.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4 ч)
Многообразие организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Прокариоты и эукариоты, царство бактерий. Их многообразие и значение в природе.
Царства живых организмов в системе органического мира. Бактерии. Растения. Животные. Вирусы.
Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Понятие о виде и популяции. Признаки вида. Популяция как форма существования вида.
7. Учение об эволюции (9 ч)
История учения об эволюции живого мира. Теория Ч. Дарвина об эволюции. Современное учение об эволюции — синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы и результаты эволюции. Образование новых видов. Приспособленность организмов к условиям среды. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Основные направления эволюции.
Биологическое разнообразие живого мира как результат эволюции и как основа устойчивости биосферы. Видовое, генетическое разнообразие биосферы. Сохранение биологического разнообразия — важная научная и социальная проблема современного общества.
Понятие об основных структурных уровнях организации живого мира. Структурные уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Охрана природных ресурсов — видового, генетического и экосистемного биоразнообразия. Система средств защиты и расширенного воспроизводства биологических ресурсов. Лабораторная работа № 5. «Изучение морфологического критерия вида» Лабораторная работа № 6. «Изучение изменчивости у организмов»
8. Происхождение человека (6 ч)
Представление о месте и особенностях человека в системе органического мира. Доказательства эволюции происхождения человека.
9. Основы экологии (14 ч)
Среда как источник ресурсов (вещества и энергии) и информации в органическом мире.
Экология как наука о взаимоотношениях организма и среды. Экологические факторы среды обитания, их влияние на организмы. Адаптации организмов к различным экологическим факторам.
Взаимодействие организмов в природе — конкуренция, хищничество, симбиозы, паразитизм, мутуализм.
Экосистемная организация живой природы. Понятие о биогеоценозе, биоценозе, экосистеме и природном сообществе. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистеме.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме как основа единства и целостности экосистем.
Особенности агроэкосистемы. Структура и устойчивость агроэкосистем. Влияние человека на живые организмы в экосистеме.
Биосфера как глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере и ноосфере. Эволюция биосферы. Роль живого вещества в биосфере. Концепция устойчивого развития биосферы.
Экологические проблемы биосферы, их влияние на жизнь людей и их решение. Последствия деятельности человека в экосистеме.
Ответственность человечества за сохранение жизни на Земле и сохранение биосферы.
Лабораторная работа № 7. «Приспособленность организмов к среде обитания»
Лабораторная работа № 8. «Оценка качества окружающей среды».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактик
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематический план курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Количество лабораторных работ |
Введение в основы общей биологии | 3 | ||
Основы учения о клетке | 11 | 2 | |
Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 5 | 1 | |
Основы учения о наследственности и изменчивости | 13 | 1 | |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | ||
Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 | ||
Учение об эволюции | 9 | 2 | |
Происхождение человека | 6 | ||
Основы экологии | 14 | 2 | |
Итого | 70 | ||
1 полугодие | 32 | ||
2 полугодие | 38 |
Календарно-тематический план
№ п\п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Планируемые результаты | Элементы дополни тельного содержания | Требования к условиям | Тип урока |
1 | Введение | 3 | ||||||
1 | Биология-наука о живом мире. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. | 1 | 1, 1 | Вводный инструктаж по ТБ и ОТ Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами | Называть и характеризовать различные научные области биологии. Характеризовать роль биологических наук в практической деятельности людей Объяснять назначение методов исследования в биологии. Характеризовать и сравнивать методы между собой. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Особенности окружающей среды, климатические условия Севера. | Портреты ученых биологов § 1 | изучения и первичного закрепления новых знаний |
2 | Общие свойства живого | 1 | 2, 1 | Биологическое разнообразие. Признаки живых существ. Сравнение свойств живых организмов со свойствами тел неживой природы. | Называть и характеризовать признаки живых существ. Сравнивать свойства живых организмов со свойствами тел неживой природы, делать выводы | Таблица по общей биологии § 2 | Комбинирован-ный | |
3 | Многообразие форм живых организмов. | 1 | 1, 2 | Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни | Называть четыре среды жизни в биосфере. Характеризовать отличительные особенности представителей разных царств живой природы. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Объяснять понятие «биосистема». Называть структурные уровни организации жизни | Таблицы по общей биологии, научно – популярная литература § 3 | Комбинирован-ный | |
2 | Основы цитологии | 11 | ||||||
4 (1) | Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. | 1 | 2, 2 | История цитологии. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. | Называть отличительный признак различия клеток прокариот и эукариот. Приводить примеры организмов прокариот и эукариот. Выделять существенные признаки жизнедеятельности клетки свободноживущей и входящей в состав ткани. Называть имена учёных, положивших начало изучению клетки | Загрязнение окружающей среды, болезнетворных бактерий и вирусы. | Таблица по общей биологии «Строение клетки» § 4 | изучения и первичного закрепления новых знаний |
5 (2) | Химический состав клетки. | 1 | 1, 3 | Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей углеводов, липидов, белков в клетке и организме Их функции в жизнедеятельности клетки | Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки. Объяснять функции воды, минеральных веществ, белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в клетке. Сравнивать химический состав клеток живых организмов и тел неживой природы, делать выводы. | Электронные материалы § 5 | изучения и первичного закрепления новых знаний | |
6 (3) | Органические вещества клетки. Белки. Лабораторная работа №1: «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов» | 1 | 2, 3 | Строение и свойства белка Структура белка Функции белков Лабораторная работа №1: «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов» | Давать определение основным понятиям. Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: >продукты, богатые белками; >нахождение молекулы ДНК в клетке; >мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. | Влияние факторов окружающей среды на гомеостаз клетки. | Электронные материалы таблица § 6 | изучения и первичного закрепления новых знаний |
7 (4) | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты | 1 | 1, 4 | Нуклеиновые кислоты Строение нуклеиновых кислот Функции нуклеиновых кислот | Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции белков и нуклеиновых кислот. Объяснять:>причины многообразия функций белков; >почему белки редко используются в качестве источника энергии. * Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | Таблица «строение нуклеиновых кислот», Электронные материалы §6 | изучения и первичного закрепления новых знаний | |
8 (5) | Строение клетки. Лабораторная работа № 2 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | 1 | 2, 4 | Разнообразие клеток живой природы. Вирусы Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями Лабораторная работа № 2 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | Различать основные части клетки. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки. Сравнивать особенности клеток растений и животных. Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Таблица «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение бактериальной клетки и вируса» §7 | Комбинирован-ный | |
9 (6) | Органоиды клетки и их функции. | 1 | 1, 5 | Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции | Выделять и называть существенные признаки строения органоидов. Различать органоиды клетки на рисунке учебника. Объяснять функции от дельных органоидов в жизнедеятельности растительной и животной клеток | таблица «Строение клетки» §8, | Комбинирован-ный | |
10 (7) | Обмен веществ – основа существования клетки. | 1 | 2, 5 | Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования | Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие понятий «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма | Влияиние факторов окружающей среды на процессы жизнедеятельности клетки. | Таблица «Энергетический обмен клетки», , Электронные материалы §9 | Комбинирован-ный |
11 (8) | Биосинтез белков в живой клетке | 1 | 1, 6 | Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков | Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке. Отвечать на итоговые вопросы | Таблица по общей биологии «Биосинтез белка» Электронные материалы §10 | Комбинирован-ный | |
12 (9) | Биосинтез углеводов - фотосинтез. | 1 | 2, 6 | Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение | Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы в целом | Влияние загрязнения окружающей среды на скорость протекания процесса фотосинтеза у растений. | Таблица «Фотосинтез», Электронные материалы , §11 | Комбинирован-ный |
13 (10) | Обеспечение клеток энергией | 1 | 1, 7 | Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородный (ферментативный, или гликолиз) и кислородный. Роль митохондрий в клеточном дыхании | Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма. Выявлять сходство и различие дыхания и фотосинтеза | Таблица «Этапы энергетического обмена» §12 | Комбинирован-ный | |
14 (11) | Обобщение по теме: «Основы учение о клетке» | 1 | 2, 7 | Обобщение изученного материала Контроль знаний обучающихся | Оценка и коррекция знаний учащихся | Таблицы «Энергетический и пластический обмен», «Строение клеток» | Обобщения и систематизации | |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | ||||||
15 (1) | Размножение живых организмов | 1 | 1, 8 | Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений— бесполого и полового — у животных и растений | Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Выявлять и называть половое и бесполое поколения у папоротника по рисунку учебника. Характеризовать значение полового и бесполого поколений у растений и животных. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения | Таблица «Строение половых клеток» §13 | Комбинирован-ный | |
16 (2) | Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа № 3 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | 1 | 2, 8 | Размножение клетки путём деления — общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот — деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки. Лабораторная работа № 3 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» | Характеризовать значение размножения клетки. Сравнивать деление клетки прокариот и эукариот, делать выводы на основе сравнения. Давать определение понятия «митоз». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Давать определение понятия «клеточный цикл». Называть и характеризовать стадии клеточного цикла. Наблюдать, описывать и зарисовывать делящиеся клетки по готовым микропрепаратам. Фиксировать результаты наблюдений, формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Таблица «деление клетки», Электронные материалы §14 | Комби- нированный | |
17 (3) | Образование половых клеток. Мейоз. | 1 | 1, 9 | Понятие и диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки-гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе | Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Давать определение понятия «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза | Влияние экологических факторов на созревание и оплодотворение половых клеток | Электронные материалы §15 | Комби- нированный |
18 (4) | Индивидуальное развитие организмов — онтогенез. | 1 | 2, 9 | Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения | Давать определение понятия «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Различать на рисунке и таблице основные стадии развития эмбриона. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у лягушки | Таблица «Развитие организмов» §16 | Комби- нированный | |
19 (5) | Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» | 1, 10 | Обобщение изученного материала Контроль знаний обучающихся | Контроль и коррекция знаний. | Обобщения и контроля знаний | |||
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 13 | ||||||
20 (1) | История развития генетики. Основные генетические понятия. | 1 | 2, 10 | Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в. Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме | Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. Объяснять существенный вклад в исследования наследственности и изменчивости Г. Менделя. Выявлять и характеризовать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов. Давать определение понятия «ген». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивость организмов. Давать определения понятий «генотип» и «фенотип» | Портрет Г. Менделя словарик с перечнем основных понятий генетики §17, 18 | изучения и первичного закрепления новых знаний | |
21 (2) | Генетические опыты Г. Менделя. I и II законы Менделя. | 1 | 1, 11 | Методы в исследованиях Менделя Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. | Давать определения понятиям: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: > механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. | Электронные материалы §19 | изучения и первичного закрепления новых знаний | |
22 (3) | Решение задач по моногибридному скрещиванию. | 1 | 2, 11 | Решение задач по моногибридному скрещиванию. Полное и неполное доминирование Анализирующее скрещивание | Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Определять: >по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | §19, задачи | практикум | |
23 (4) | Решение задач на анализирующее скрещивание и неполное доминирование | 1 | 1, 12 | Решение задач на анализирующее скрещивание и неполное доминирование | Составлять: >схему моногибридного скрещивания; >схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: >по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | §19, задачи | практикум | |
24 (5) | Дигибридное скрещивание видов. Третий закон Г. Менделя | 1 | 2, 12 | Скрещивание по двум признакам. Третий закон Менделя Анализирующее скрещивание. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: >содержание определений основных понятий; >схему дигибридного скрещивания. | Электронные материалы §20 | изучения новых знаний | |
25 (6) | Решение задач по дигибридному скрещиванию. | 1 | 1, 13 | Решение задач по дигибридному скрещиванию. | Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | §20, задачи | практикум | |
26 (7) | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | 1 | 2, 13 | Сцепленные гены Кроссинговер Полное и неполное сцепление | Давать определение терминам: гомологичные хромосомы, конъюгация. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. | Электронные материалы §21 | изучения и первичного закрепления новых знаний | |
27 (8) | Взаимодействие генов и их множественное действие. | 1 | 1, 14 | Понятие о гене. Типы влияния генов. Условия проявления признаков | Давать определения терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Влияние факторов окружающей среды на генотип организма | Электронные материалы §22 | изучения и первичного закрепления новых знаний |
28 (9) | Определение пола. Наследование признаков сцепленных с полом. | 1 | 2, 14 | Неодинаковость хромосом. Механизм определения пола. Наследование, сцепленное с полом. | Давать определение термину аутосомы. Называть: >типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: >причину соотношения полов 1:1; > причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Решать простейшие генетические задачи. | §23ко | Комби- нированный | |
29 (10) | Наследственная изменчивость | 1 | 1, 15 | Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная. | Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости организмов. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Давать определение понятия «мутаген». | Влияние радиации УФ лучей. Загрязнение атмосферы на возникновение мутаций. | Фильм «Мутационная изменчивость» §24 | Комби- нированный |
30 (11) | Другие типы изменчивости. Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» | 1 | 2, 15 | Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных. Лабораторная работа № 4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» | Выявлять признаки ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости. Сравнивать проявление ненаследственной изменчивости у разных организмов, делать выводы. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки изменчивости организмов на примере листьев клёна и раковин моллюсков. Обобщать информацию и формулировать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Комнатные растения, картинки животных и растений §25 | Комби- нированный | |
31 (12) | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | 1 | 1, 16 | Группы наследственных болезней Генные болезни и аномалии. Хромосомные болезни. Диагностика заболеваний. Безопасность жизнедеятельности. | Объяснять причины возникновения некоторых генетических болезней. Характеризовать наиболее известные наследственные заболевания. | Электронные материалы §26 | Комби- нированный | |
32 (13) | Обобщение по темам «Основы учения о наследственности и изменчивости» | 1 | 2, 16 | Обобщение изученного материала Контроль знаний обучающихся | Контроль и коррекция знаний. | Обобщения и контроля знаний | ||
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | ||||||
33 (1) | Генетические основы селекции организмов. Повторный инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | 1, 17 | Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии | Называть и характеризовать методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей | Влияние абиотических факторов на появление модификационной изменчивости | Доп. научная литература по теме «селекция растений» §27 | изучения и первичного закрепления новых знаний |
34 (2) | Особенности селекции растений. | 1 | 2, 17 | Особенности культурных растений Методы селекции растений. Достижения селекционеров нашей страны.
| Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции растений. Приводить примеры сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растении. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. | Акклиматизация и выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений в условиях Крайнего Севера. | Электронные материалы §28 | Комби- нированный |
35 (3) | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | 1, 18 | Исследования Н.И.Вавилова. Учение о центрах происхождения культурных растений. | Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекции. Объяснять: > причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; >значение для селекционной работы закона гомологических рядов; >роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | Таблица «Центры происхождения культурных растений» §29 | Комби- нированный | |
36 (4) | Особенности селекции животных | 1 | 2, 18 | Цели селекции животных Из истории одомашнивания. Методы селекции животных. Современные методы селекции животных. | Давать определения понятиям порода, сорт. Называть методы селекции животных. Приводить примеры пород животных. Характеризовать методы селекции животных. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Использовать приобретенные знания в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. | Выведение новых пород животных с учетом климатических условиях ХМАО. | Фильм «Селекция животных» §30 | Комби- нированный |
37 (5) | Основные направления селекции микроорганизмов | 1 | 1, 19 | Использование микробов человеком. Методы селекции микроорганизмов: -генная инженерия -клеточная инженерия. | Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микро -биологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Фильм «Селекция микроор- ганизмов» §31 | Комби- нированный | |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 | ||||||
38 (1) | Представление о возникновении жизни на Земле | 1 | 2, 19 | Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни | Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Объяснять постановку и результаты опытов Л. Пастера | Научно – популярная литература, §32 | Комби- нированный | |
39 (2) | Современная теория возникновения жизни на Земле. | 1 | 1, 20 | Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна | Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов | Электронные материалы §33 | Комби- нированный | |
40 (3) | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | 1 | 2, 20 | Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосфер | Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез о происхождении жизни Опарина и Холдейна, делать выводы на основе сравнения. Объяснять процессы возникновения коацерватов как первичных организмов | Рассмотреть биологический круговорот веществ в климатических условиях региона ХМАО | Таблица «Круговорот веществ» Электронные материалы §34 | Комби- нированны й |
41 (4) | Этапы развития жизни на Земле | 1 | 1, 21 | Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни | Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходящие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов. | Таблица по биологии «Развитие жизни на Земле», Электронные материалы §35 | Комби- нированный | |
7 | Учение об эволюции | 9 |
| |||||
42 (1) | Идея развития органического мира в биологии | 1 | 2, 21 | Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка | Выделять существенные положения теории эволюции Ж.-Б. Ламарка. Аргументировать несостоятельность законов, выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии | Портреты ученых К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Аристотеля. §36 | Комби- нированный | |
43 (2) | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. | 1 | 1, 22 | Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина | Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина | Портрет Ч. Дарвина, Электронные материалы §37 | Комби- нированный | |
44 (3) | Современные представления об эволюции органического мира. | 1 | 2, 22 | Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции | Выделять и объяснять основные положения эволюционного учения. Объяснять роль популяции в процессах эволюции видов. Называть факторы эволюции, её явления, материал, элементарную единицу | Фильм «Изменения внутри популяци軧38 | Комби- нированный | |
45 (4) | Вид, его критерии и структура Лабораторная работа № 5 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | 1, 23 | Вид — основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Лабораторная работа № 5 «Изучение морфологического критерия вида» Популяции — внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существования вида | Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде обитания. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах) | Изменение численности в зависимости от климатических условий ХМАО | §39 | Комби- нированный |
46 (5) | Процессы видообразования | 1 | 2, 23 | Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое | Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать примеры видообразования (судак, одуванчик), приведённые в учебнике | Фильм «Видообразование» §40 | Комби- нированный | |
47 (6) | Макроэволюция – результат микроэволюции. | 1 | 1, 24 | Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические | Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию | §41 | Комби- нированный | |
48 (7) | Основные направлении эволюции | 1 | 2, 24 | Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов | Давать определения понятий «биологический прогресс» и «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации | Влияние климатических условий ХМАО на появление аромофорзов у растений и животных | §42 | Комби- нированный |
49 (8) | Основные закономерности биологической эволюции. Лабораторная работа № 6 «Изучение изменчивости у организмов» | 1 | 1, 25 | Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов. Лабораторная работа № 6 «Изучение изменчивости у организмов» | Называть и характеризовать основные закономерности эволюции. Анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции, характеризующих её общую направленность. Выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств организмов и наличия их изменчивости. Записывать выводы и наблюдения в таблицах. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | §43 | Комби- нированный | |
50 (9) | Обобщающий урок по теме: «Учение об эволюции» | 1 | 2, 25 | Обобщение знаний. Оценка и коррекция знаний учащихся | Обобщение знаний. Оценка и коррекция знаний учащихся | Трафареты, тесты – задания, дополнительная литература. | Обобщение знаний | |
8 | Происхождение человека ( антропогенез) | 6 | ||||||
51 (1) | Эволюция приматов | 1 | 1, 26 | Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны | Различать и характеризовать основные особенности предков приматов и гоминид. Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника. Находить в Интернете дополнительную информацию о приматах и гоминидах | Фильм «Эволюция человека» §44 | Изучение новых знаний | |
52 (2) | Доказательство эволюционного происхождения человека | 1 | 2, 26 | Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни — уникальное свойство человека | Характеризовать основные особенности организма человека Сравнивать по рисунку учебника признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян. Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека | §45 | Комби- нированный | |
53 (3) | Ранние этапы эволюции человека | 1 | 1, 27 | Ранние предки человека. Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек | Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека | Фильм «Эволюция человека» §46 | Комби- нированный | |
54 (4) | Поздние этапы эволюции человека. | 1 | 2, 27 | Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека. | Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть реша щие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека | Вторая часть фильма «Эволюция человека» §47 | Комби- нированный | |
55 (5) | Человеческие расы, их родство и происхождение. | 1 | 1, 28 | Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас | Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный | Рассмотреть равноправие и сотрудничество многонационального народа ХМАО» | Научно-популяционная литература по теме «происхождение человека» §48 | Комби- нированный |
56 (6) | Человек как житель биосферы. Влияние человека на природу Земли. | 1 | 2, 28 | Человек — житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле - главная задача человечества | Выявлять причины влияния человека на биосферу. Характеризовать результаты влияния человеческой деятельности на биосферу. Приводить конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе. Аргументировать необходимость бережного отношения к природе | Научно- популярная литература. периодическая печать. §49 | конференция | |
9 | Основы экологии | 14 | ||||||
57 (1) | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы. | 1 | 1, 29 | Среды жизни и экологические факторы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные | Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Называть характерные признаки организмов — обитателей этих сред жизни. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды | Экологические условия и климат ХМАО региона. | Таблицы с изображением животных в разных средах обитания §50 | Комби- нированный |
58 (2) | Общие законы действия факторов среды на организмы. | 1 | 2, 29 | Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм | Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы по рисункам учебника. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений | Оптимум и минимум факторов среды ХМАО доп. сведения по климатическим условиям ХМАО. | Таблицы с изображением животных в разных средах обитания §51 | Изучение новых знаний |
59 (3) | Приспособленность организмов к действиям факторов окружающей среды. Лабораторная работа № 7 «Приспособленность организмов к среде обитания» | 1 | 1, 30 | Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов Лабораторная работа № 7 «Приспособленность организмов к среде обитания» | Приводить конкретные примеры адаптаций у живых организмов. Называть необходимые условия возникновения и поддержания адаптаций. Различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа» | Рассмотреть частные приспособления у животных и у растений обитающих в регионе ХМАО. | Комнатные и гербарные экземпляры растений §52 | Комби- нированный |
60 (4) | Биотические связи в природе. | 1 | 2, 30 | Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей | Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов: мутуализм, симбиоз, паразитизм, хищничество, конкуренция, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей | Рассмотреть биотические связи внутри биоценозов ХМАО. | Фильм «взаимоотношения организмо⻧53 | Комби- нированный |
61 (5) | Популяции | 1 | 1, 31 | Популяция — особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность | Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции. Анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций | Фильм «популяция – элементарная структура вида» §54 | Комби-нированный | |
62 (6) | Функционирование популяции во времени. | 1 | 2, 31 | Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции | Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника | Изменение количества особей разных видов в зависимости от абиотических факторов внешней среды | §55 | Комби-нированный |
63 (7) | Сообщества | 1 | 1, 32 | Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе | Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Понимать сущность понятия «биотоп». Сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе | Рассмотреть природное сообщество, характерное для ХМАО - тайга | Таблица по общей биологии §56 | Комби-нированный |
64 (8) | Биогеоценозы экосистемы и биосфера. | 1 | 2, 32 | Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии —основной признак экосистем. Биосф ра — глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере | Выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества как экосистемы или биогеоценоза. Характеризвать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и потоке энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника | Фильм «биоценоз Дубравы» Фильм «Биосфера и ее границы» §57 | Комби-нированный | |
65 (9) | Развитие и смена биогеоценозов | 1 | 1, 33 | Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ | Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Обсуждать процессы смены экосистем на примерах природы родного края | Рассмотреть влияние действия человека на смену биосистем в ХМАО. | Фильм «Смена биогеоценоза» Таблица по биологии «Биохимический цикл углерода» §58 | Комби-нированный |
66 (10) | Многообразие биогеоценозов (экосистем). | 1 | 2, 33 | Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы | Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы | Рассмотреть круговорот веществ и пищевые связи внутри биогеоценоза тайги | Дополни- тельная литература, §57-58 | Обобщения знаний |
67 (11) | Основные законы устойчивости живой природы | 1 | 1, 34 | Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряженная численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов | Выделять и характеризовать Существенные причины устойчивости экосистем. Объяснять на конкретных примерах значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости экосистемы. Приводить примеры видов — участников круговорота веществ в экосистемах. Объяснять на конкретных примерах понятия «сопряженная численность видов в экосистеме» и «цикличность» | §59 | Комби-нированный | |
68 (12) | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа № 8 «Оценка качества окружающей среды» | 1 | 2, 34 | Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения. Лабораторная работа № 8 «Оценка качества окружающей среды» | Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе. Выявлять и оценивать и степень загрязнения помещений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Рассмотреть редкие и исчезающие виды растений и животных ХМАО. заповедники и заказники Тюменской области. | Научно – популярная литература, периодическая печать, показывающая влияние человека на природу. §60 | практикум |
69 (13) | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | 1 | 1, 35 | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | Описывать особенности экосистемы своей местности. Наблюдать за природными явлениями, фиксировать результаты, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе | Бинокль, блокнот, карандаш. Отчет | Экскур сия | |
70 (14) | Обобщение по теме «Основы экологии» | 1 | 2, 35 | Краткое подведение итогов содержания темы 5. Ответы на вопросы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Обсуждение проблем, названных в учебнике Поиск дополнительной информации в электронном ресурсе. Краткое подведение итогов содержания курса Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение достижений обучающихся по усвоению материалов курса биологии 9 кл. | Отвечать на итоговые вопросы по теме 5. Обсуждать проблемные вопросы Находить в Интернете дополнительную информацию о работе учёных по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. Отвечать на итоговые вопросы по темам 1–5 учебника | §50-60 | Обобщения знаний |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- гербарии
- коллекции семян.
- набор готовых микропрепаратов по разделу «Общая биология»,
- микроскопы
- комплект таблиц по разделу «Общая биология»,
- видеофильмы
- телевизор
- комплект мультимедийного оборудования.
- ноутбук
- принтер
Учебно-методическое обеспечение
литература для учащихся:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Биология" (М., "Вентана-Граф", 2010г.)
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 2004 год)
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира»
(М., «Наука», 2009 год)
- Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму (М., «Просвещение», 2005г.)
литература для учителя:
- Биология 9 класс: Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономарёвой /авт. сост. Г.В. Чередникова Волгоград: Учитель, 2009.
- Биология «Общие закономерности» 9 кл. Технологические карты уроков, автор В.Н. Семенцова методическое пособие, С.Петербург «Паритет», 2012 год;
- Биология. Сетевое планирование, 5 -11кл, автор В.Н. Семенцова, методическое пособие, С. Петербург «Паритет», 2012год;
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 2004год)
- Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии» (М., «Просвещение», 2013 год)
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
(«Аквариум» ГИППВ, 2013 год)
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 г)
- Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»(Санкт-Петербург, СОТИС,1998)
- Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 2005 год)
- Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 2009 год)
- Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике»(М,2007г)
- Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 2012 год)
- Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
- Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология» (М., «Просвещение», 2008год
- газета «приложение к 1 Сентября, биология
- журнал «Биология в школе».
Информационное обеспечение образовательного процесса
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
- 1 С: Школоа.. Биология. 9 класс - ООО 1 «С» 2007 - 2011г.
- Биология 5 – 9 Живой организм – ООО «Дрофа» 2008
- Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. – «Меридиан», 2013-2014 гг.
- Электронные презентации.
8. Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...