Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagoleva_g.p._biologiya._6_kl_rabochaya_programma_2014-15.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ___ от _____ ___________ 2014г. | Согласовано на заседании НМС Протокол № ___ от ___ ___________ 2014г. |
Директор МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов __________ Н.Ф.Иванисов от ____ ___________2014г. |
- Рабочая программа
по биологии
на 2014 – 2015 учебный год
Ф.И.О. учителя: Глаголева Галина Павловна
Классы: 6А, 6Б, 6В, 6Г, 6Д, 6Е,
По учебному плану 1 час в неделю
Количество часов на 1 полугодие:
6А - 16ч.; 6Б - 16ч.; 6В - 16ч.; 6Г – 16ч.; 6Д - 16ч.; 6Е - 16ч.
Количество часов на 2 полугодие:
6А - 19ч.; 6Б - 19ч.; 6В - 19ч.; 6Г – 19ч.; 6Д - 19ч.; 6Е - 19ч.
Количество всего часов по программе: 35 часов
Пояснительная записка
Типовая рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005), учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП на 2014 – 2015 учебный год.
Нормативные документы:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
2. Примерная программа по биологии основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)
3. Авторская программа по биологии для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, базовый уровень обучения под редакцией И.Н. Пономаревой («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).
Цели:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Задачи:
обучения:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности;
- продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков
- продолжить развивать у детей общеучебные умения;
развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер;
воспитания: способствовать воспитанию социально-успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом (БУПом) МБОУ СОШ № 46 с УИОП на 2014-2015 учебный год для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 6 классе.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. В программе полностью сохранен минимум теоретического и практического материала. Практические и лабораторные работы являются частью урока и проводятся после объяснения темы. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально – ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, навыков практической деятельности. Программа направлена на развитие у учащихся экологической культуры, воспитания патриотизма. Изучение материала данного курса построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от темы к теме и является логическим продолжением курса природоведения 5-го класса. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Формы организации образовательного процесса:
- традиционные уроки (урок изучения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
- уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
- уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, аукцион, ярмарка, телепередача, консилиум и т. д.);
- уроки, имитирующие деятельность учреждений (суд, следствие, учёный совет, патентное бюро и т.д.)
- уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-вернисаж, спектакль, студия, салон и т.д.);
- уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
- лабораторные работы;
- экскурсии;
- заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.
Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:
- информационно-коммуникационные технологии;
- исследовательские методы обучения;
- технология разноуровневого дифференцированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии критического мышления.
Виды и формы контроля:
- устный опрос в форме беседы;
- тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ);
- лабораторный контроль;
- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых
заданий (приближенных к заданиям ГАИ-9 и ЕГЭ).
Результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Наука о растениях - ботаника
Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:
-предмет науки ботаники;
-особенности строения растительного организма;
-разнообразие растений на Земле.
Научатся:
-сравнивать семенные и споровые растения;
-обьяснять особенности растительного организма;
-обьяснять роль органов растения в его жизнедеятельности.
2. Органы растений
Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:
-строение и разнообразие плодов и семян;
-значение корня и побега в жизнедеятельности растения;
-строение и функции листа;
-строение и биологическое значение цветка.
Научатся:
-исследовать органы растений под лупой;
-сравнивать семена двудольных и однодольных растений;
-определять принадлежность растений к цветковым или споровым;
-обьяснять различие двух групп семенных растений.
3.Основные процессы жизнедеятельности растений
Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:
-процессы минерального (почвенного) и воздушного питания растений;
-дыхание и обмен веществ у растений;
-размножение и оплодотворение у растений;
-рост и развитие растительного организма.
Научатся:
-сравнивать и различать дыхание и фотосинтез;
-вегетативно размножать комнатные растения;
-выбирать удобрения при уходе за растениями.
4. Многообразие и развитие растительного мира
Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:
-значение науки ситематики;
-основные отделы царства Растений;
-разнообразие групп растений на Земле;
-этапы развития растительного мира;
-причины появления разнообразия растений.
Научатся:
-давать правильное название растению;
-устанавливать принадлежность растения к определенному отделу;
-отличать покрытосеменные растения от голосеменных;
-называть признаки цветковых растений, относящихся к классам двудольных и однодольных;
-сравнивать особенности первых наземных растений с современными растениями.
5. Природные сообщества
Изучив материалы главы, учащиеся смогут охарактеризовать:
-представителей живого мира, населяющих природные сообщества;
-различные природные сообщества;
-биогеоценоз и экосистему.
Научатся:
-описывать структуру природного сообщества;
-выявлять приспособленность разных видов к жизни в природном сообществе;
-обьяснять причины изменения природного сообщества;
-сравнивать естественные и культурные природные сообщества.
Основные требования по биологии к знаниям и умениям
учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов;
- способы размножения растений, бактерий, грибов;
- основные этапы развития растительного мира;
- сведения о таксономических единицах;
- взаимосвязь растений с факторами окружающей среды;
- роль растений, бактерий, грибов в природе, значение их жизни человека, в н/х;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- охраняемые растения своего региона, мероприятия по охране;
- основные культурные растения своей местности.
Учащиеся должны уметь:
- вести наблюдения, ставить опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- соблюдать правила поведения в природе;
- готовить микропрепараты, пользоваться увеличительными приборами;
- работать с учебником, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, заполнять таблицы, схемы;
- применять полученные знания на практике.
Содержание программы
6 класс
(35 часов 1 час в неделю)
1. Введение. Общее знакомство с растениями. (3 ч)
Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Oбщие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях.
Демонстрации:
Классификация организмов.
Многообразие видов растений.
Приспособление растений к среде обитания.
Лабораторная работа № 1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»
2. Клеточное строение растений (3 ч)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Демонстрации:
Строение растительной клетки.
Ткани растительного организма (на примере покрытосеменных).
Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата» Лабораторная работа № 3 «Рассмотрение клеток кожицы лука».
3. Органы цветковых растений (9 ч)
Семя
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых рacтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Демонстрации:
Строение семени однодольного и двудольного растения.
Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли».
Корень
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие воздушные, ходульные, досковидные, присоски, втягивающие).
Демонстрации:
Типы корневых систем.
Анатомическое строение корня.
Видоизменения корней.
Лабораторная работа №5:
«Строение корня у проростка тыквы»
Побег
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.
Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.
Демонстрации:
Строение вегетативных и генеративных почек.
Внешнее строение листа.
Типы листьев.
Анатомическое строение листа.
Видоизменения листьев.
Строение побега.
Типы побегов.
Анатомическое строение стебля древесного растения.
Видоизменения побегов.
Лабораторная работа № 6 «Строение вегетативных и генеративных почек»
Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение листа»
Лабораторная работа № 8 «Внешнее и внутреннее строение стебля»
Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение корневища и клубня»
Цветок и плод
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.
Демонстрации:
Строение цветка.
Типы соцветий.
Типы плодов.
Приспособления растений к распространению плодов и семян.
Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий»
4.Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений.
Демонстрации:
Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды в жизни растений. Лабораторная работа № 11« Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде» Лабораторная работа №12: «Черенкование комнатных растений»
5. Основные отделы царства растений (8 ч)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные(Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).
Демонстрации:
Строение одноклеточной водоросли.
Многообразие водорослей.
Строение и размножение кукушкина льна.
Строение и размножение папоротниковидных.
Строение хвойных растений.
Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.
Многообразие голосеменных растений.
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.
Растения разных отделов, семейств, видов (таблицы, гербарии).
Лабораторная работа №13 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Лабораторная работа №14 «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений» Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего вида хвойных растений». Лабораторная работа № 16 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»
6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. (1 ч)
Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
Демонстрации:
Этапы эволюции растений. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову.
7. Царство бактерий (1 ч)
Общая характеристика бактерий. Строение бактерий, питание, размножение, образование спор. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно – кислые, болезнетворные бактерии.
Демонстрации:
Строение бактерий Многообразие бактерий
8. Царство Грибы. Лишайники. (2 ч)
Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Дрожжи. Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Питание, размножение. Значение лишайников.
Демонстрации:
Строение плесневых грибов
Строение шляпочных грибов
Дрожжи
Строение лишайников
Лабораторная работа № 17 «Изучение строения плесневых грибов»
9. Природные сообщества (2 ч)
Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Количество лабораторных работ |
Введение. Общее знакомство с растениями. | 3 | 1 | |
Клеточное строение растений | 3 | 2 | |
Органы цветковых растений | 9 | 7 | |
Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | 2 | |
Основные отделы царства растений | 8 | 4 | |
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. | 1 | ||
Царство Бактерий | 1 | ||
Царство Грибы | 2 | 1 | |
Природные сообщества | 2 | ||
Итого | 35 | 17 | |
1 полугодие | 16 | 13 | |
2 полугодие | 19 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Планируемые результаты | Элемент дополни- тельного содержания | Требова- ния к условиям | Тип урока |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями. | 3 | ||||||
1 | Ботаника - наука о растениях. Мир растений. Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. | 1 | 1 | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ Многообразие живых организмов Царства живой природы Наука ботаника. Культурные и дикорастущие растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Роль растений, их охрана. | Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину ботаника Объяснять роль растений в природе и жизни человека. | Растительный мир ХМАО | Культурные и дикорастущие растения. Таблицы. §1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. . |
2 | Растение – живой организм. Строение растений. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения» | 1 | 2 | Лабораторная работа № 1 «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения» Вегетативные органы Генеративные органы. Низшие и высшие растения. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема). | Распознавать и описывать основные органы растения Распознавать и описывать жизненные формы растений. Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. Доказывать, что растение – живой организм (биосистема). | Гербарии, таблицы §2, 3 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |
3 | Условия жизни растений. Среды жизни растений. | 1 | 3 | Экология- наука о среде обитания Экологические факторы. Факторы среды. Абиотические и биотические факторы | Знать условия жизни растений, экологические факторы, абиотические и биотические факторы | Влияние факторов среды на жизнь растений | Компьютер, проектор, электронные материалы §4, 5 | Комбинированный урок |
2 | Клеточное строение растений. | 3 | ||||||
4 (1) | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата». | 1 | 4 | Знакомство с увеличительными приборами. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата» Рассматривание микропрепаратов под микроскопом.» | Знать строение микроскопа и правила пользования микроскопом. Уметь пользоваться микроскопом. Готовить влажные микропрепараты. Называть клеточные структуры и их значение. | микроскоп предметные стекла, пипетки, препарировальные иглы, лупа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §6 | |
5 (2) | Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа № 3 «Рассмотрение клеток кожицы лука» | 1 | 5 | Строение растительной клетки. Функции основных частей клетки. Лабораторная работа № 3 «Рассмотрение клеток кожицы лука». Особенности строения клеток мякоти листа. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, деление и рост. | Распознавать и описывать: - клеточное строение кожицы лука, мякоти плода; - деление клетки, рост Называть клеточные структуры и их значение. Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности. Знать особенности роста, деления, дыхания, питания клетки. | микроскоп микропрепараты, таблица §7, 8 | Комбинированный урок. | |
6 (3) | Ткани растений и их виды. | 1 | 6 | Многообразие типов клеток Ткань Ткани растений: образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая. Функции основных видов тканей | Распознавать и описывать строение и функции тканей растений. Давать определение термину ткань. Объяснять последствия для растения при нарушении покровной ткани. | Ксилема. Флоэма. | Компьютер, проектор, электронные материалы Таблица §9 | Комбинированный урок.
|
3 | Органы цветковых растений | 9 | ||||||
7 (1) | Семя, его строение и значение для растений. Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли» | 1 | 7 | Актуализация знаний. Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени фасоли». Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Двудольные. Однодольные. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Прорастание семян, проросток и его строение. Значение семян для растений как орган его размножения и распространения. | Назвать значение семян. Давать определение терминам двудольные и однодольные растения. Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка. Знать условия прорастания семян. Уметь проращивать семена. | Роль абиотических факторов на прорастание семян в условиях ХМАО | Таблица, семена фасоли, лупа §10,11, 12 | Уроки изучения и первичного закрепления новых знаний. |
8 (2) | Корень и его внешнее и внутренне строение. Лабораторная работа № 5 «Строение корня у проростка тыквы» | 1 | 8 | Значение корня в жизни растения. Виды корней, корневой системы, их развитие. Внешний вид корня. Лабораторная работа № 5 « Строение корня у проростка тыквы». Внутреннее строение корня. Рост корня. Значение корней и их разнообразие. | Распознавать и описывать: - виды корней, - зоны корня. Сравнить типы корневых систем. Различать корневые системы однодольных и двудольных растений | Таблица, проростки тыквы §13, 14, 15 | Комбинированный урок. | |
9 (3) | Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа № 6 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | 9 | Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, лист, почки. Узлы и междоузлия на стебле. Листорасположение, листовая мозаика. Виды почек: пазушные, верхушечные. Лабораторная работа № 6 « Строение вегетативных и генеративных почек» Значение стебля. | Распознавать и описывать на живых объектах строение побега. Доказывать, что почка – видоизмененный побег. Отличать вегетативную почку от генеративной почки. | Таблица, почки §16, 17 | Комбинированный урок. | |
10 (4) | Лист – часть побега, его внешнее и внутреннее строение. Значение листа в жизни растений. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение листа» | 1 | 10 | Функции листа. Строение листа. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение листа» Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев – приспособления к условиям жизн | Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. | Таблица, листья §18, 19 | Комбинированный урок. | |
11 (5) | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 8 «Внешнее и внутреннее строение стебля» | 1 | 11 | Функции стебля. Строение стебля. Лабораторная работа № 8 «Внешнее и внутреннее строение стебля» Внешнее строение стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань. Рост стебля в толщину. | Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля. Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию. Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. | Таблица, комнатные растения §20 | Комбинированный урок. | |
12 (6) | Многообразие стеблей. Видоизменения подземных побегов. Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение корневища и клубня | 1 | 12 | Многообразие стеблей. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. Лабораторная работа № 9 « Внешнее строение корневища и клубня» | Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги. Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги. | Таблица, корневище клубень §21, 22 | Комбинированный урок. | |
13 (7) | Цветок, его строение и значение. Цветение и опыление растений. Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». | 1 | 13 | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Соцветия. Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий» ( кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка) Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Цветение и опыление растений. | Распознавать и описывать по рисункам: - строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; - типы соцветий. Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий. Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений. | Насекомые – опылители ХМАО | Таблица, гербарии §23, 24 | Комбинированный урок. |
14 (8) | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | 14 | Функции плода. Строение плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб. Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Приспособленность семян к распространению. | Давать определение термину покрытосемянные. Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводить примеры растений с различными типами плодов. Выделять приспособления для распространения плодов. | Разнообразие плодов растений ХМАО | Компьютер, проектор, электронные материалы §25 | Комбинированный урок. |
15 (9) | Растительный организм как живая система. | 1 | 15 | Растение – биосистема. Признаки взаимосвязи органов. | Называть признаки взаимосвязи органов. Доказывать, что растение – биосистема. Объяснять влияние окружающей среды на растения. | Таблица §26 | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 6 | ||||||
16 (1) | Корневое питание растений. | 1 | 16 | Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость. Характеристика минеральных удобрений. | Описывать механизм почвенного питания. Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений. Объяснять влияние удобрений на растения | Влияние удобрений на рост и развитие организмов. | Компьютер, проектор, электронные материалы §27 | Комбинированный урок |
17 (2) | Воздушное питание растений -фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. | 1 | 17 | Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Лист – специализированный орган воздушного питания. Фотосинтез. Этапы фотосинтеза Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Автотрофы и гетеротрофы. Успешность протекания. воздушного питания. Космическая роль зеленых растений. | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ. Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объяснять космическую роль зеленых растений. | Загрязнение окружающей среды и скорость протекания процесса фотосинтеза. | Компьютер, проектор, электронные материалы §28, 29 | Комбинированный урок. |
18 (3) | Дыхание растений и обмен веществ. | 1 | 18 | Состав воздуха. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Стадии дыхания. Выделение энергии в процессе дыхания. Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания. Обмен веществ и его значение для растения. | Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделять приспособления растений для дыхания. Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. | Необходимость охраны воздуха от загрязнения. | Компьютер, проектор, электронные материалы §30 | Комбинированный урок. |
19 (4) | Значение воды в жизни растений. Лабораторная работа № 11 « Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде» | 1 | 19 | Значение воды в жизни растений. Этапы и механизмы водообмена. Экологические группы по отношению к воде. Лабораторная работа № 11 « Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде» | Называть этапы водообмена. Распознавать и описывать растения различных экологических групп. | Загрязнение водоемов и их влияние на жизнь растений. | комнатные растения §31 | Комбинированный урок. |
20 (5) | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | 20 | Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. | Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножения. Отличать оплодотворение от опыления. | Влияние окружающей среды на формирование зародыша организма. | Компьютер, проектор, электронные материалы §32 | Комбинированный урок. |
21 (6) | Вегетативное размножение растений. Лабораторная работа № 12 «Черенкование комнатных растений» | 1 | 21 | Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа № 12 «Черенкование комнатных растений» | Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно. Называть способы вегетативного размножения. Распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении. | таблица комнатные растения §33, 34 | ||
5 | Основные отделы царства растений | 8 | ||||||
22 (1) | Понятие о систематике растений. | 1 | 22 | Многообразие растений. Систематика. Вид – единица классификации. Систематические группы. Бинарные названия видов на латинском языке. | Давать определение термину систематика, вид. Объяснять необходимость использования бинарных названий на латинском языке. | Компьютер, проектор, электронные материалы §37 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |
23 (2) | Водоросли. Общая характеристика, многообразие и значение водорослей. | 1 | 23 | Основные признаки водорослей.. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека | Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли. | Приспособленность водорослей к водной среде обитания. | Компьютер, проектор, электронные материалы §38,39 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
24 (3) | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 13 «Изучение внешнего вида моховидных растений » | 1 | 24 | Общая характеристика Моховидных. Лабораторная работа № 13 «Изучение внешнего вида моховидных растений» Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Высшие споровые растения. Многообразие Моховидных. Значение Моховидных. | Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: - строение мхов, - растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей. | Разнообразие моховидных ХМАО | таблица гербарии §40 | Комбинированный урок. |
25 (4) | Отдел Папоротниковидные. Общая характерис- тика и значение. Лабораторная работа № 14 «Изучение внешнего строения папоротни- ковидных растений» | 1 | 25 | Общая характеристика Папоротниковидных. Лабораторная работа № 14 «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений» Многообразие Папоротниковидных. Значение Папоротниковидных. | Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать: - строение папоротников; - растения отдела Папоротниковидные | Папоротнико видные ХМАО | таблица гербарии §41 | Комбинированный урок. |
26 (5) | Отдел Голосемен- ные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего вида хвойных растений» | 1 | 26 | Общая характеристика Голосеменных Лабораторная работа № 15 «Изучение внешнего вида хвойных растений». Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Многообразие голосеменных. Значение Голосеменных. | Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать процесс размножение сосны. Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. | Разнообразие голосемен- ных ХМАО Фитонциды. | Таблица, гербарии §42 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
27 (6) | Отдел Покрытосе- менные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 16 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» | 1 | 27 | Особенности строения покрытосеменных. Классы Двудольные и Однодольные. Жизненные формы. Многообразие Покрытосеменных. Лабораторная работа № 16 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений» | Давать определение термину покрытосеменные Распознавать растения отдела Покрытосеменные. Распознавать и описывать строение цветкового растения. Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: - покрытосеменные и голосеменные растения; - однодольные и двудольные растения. | Разнообразие покрытосеменных ХМАО. | Таблица, комнатные растения §43 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
28 (7) | Семейства класса Двудольные | 1 | 28 | Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения. | Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. | Компьютер, проектор, электронные материалы §44 | Комбинированный урок. | |
29 (8) | Семейства класса Однодольные. | 1 | 29 | Признаки строения растений семейств: Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения | Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных. | Компьютер, проектор, электронные материалы §45 | Комбинированный урок. | |
6 | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. | 1 | ||||||
30 | Понятие об эволюции растительного мира. Эволюция высших растений. | 1 | 30 | Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. | Называть основные этапы эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. Приводить примеры культурных и дикорастущих растений. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения культурных растений. Описывать происхождение и значение растений на выбор. Объяснять способы расселения культурных растений. | Компьютер, проектор, электронные материалы §46, 47 | Урок обобщения и систематизации знаний. | |
8 | Царство Бактерий | 1 | ||||||
31 | Бактерии. Общая характеристика, многообразие и значение бактерий в природе и в жизни человека. | 1 | 31 | Общая характеристика бактерий. Строение бактерий, питание, размножение, образование спор. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно – кислые, болезнетворные бактерии. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. Выделять особенности строения бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий. | Компьютер, проектор, электронные материалы §50, 51, 52 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |
9 | Царство Грибы. Лишайники | 2 | ||||||
32 (1) | Царство Грибы. Общая характеристика, многообразие и значение грибов. Лабораторная работа № 17 «Изучение строения плесневых грибов» | 1 | 32 | Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Дрожжи. Лабораторная работа № 17 «Изучение строения плесневых грибов» Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые). | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в ХМАО Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами. Объяснять роль грибов в природе | Таблица, микроскоп микропрепараты §53, 54 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |
33 (2) | Лишайники. Общая характеристика и строение. | 1 | 33 | Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Питание, размножение. Значение. | Распознавать и описывать строение лишайника. Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах. | Компьютер, проектор, электронные материалы §55 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | |
10 | Природные сообщества | 2 | ||||||
34 (1) | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. | 1 | 34 | Природное сообщество. Биогеоценоз, его определение Видовой состав организмов растительного сообщества на примере елового леса, дубравы, тайги. Влияние условий среды на сообщество. | Называть основные типы природных сообществ. Приводить примеры естественных сообществ. Описывать видовой состав природных сообществ. Давать определения понятиям биогеоценоз и экосистема. | Рассмотреть тайгу как экосистему | Компьютер, проектор, электронные материалы §56, 59 | |
35 (2) | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 1 | 35 | Приспособленность организмов в сообществе. Условия обитания в сообществе. Смена природных сообществ. Роль растений в круговороте веществ. Многообразие природных сообществ | Выявлять приспособленность организмов к факторам среды обитания. Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ. | Компьютер, проектор, электронные материалы §57, 58 |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения
Материально-техническое обеспечение
- гербарии
- коллекции семян.
- набор готовых микропрепаратов по разделу «Ботаника»
- микроскопы
- комплект таблиц по разделу «Ботаника»,
- видеофильмы
- телевизор
- комплект мультимедийного оборудования.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся
- И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочие тетради № 1, 2 для 6 класса. Изд –во «Вентана- Граф» 2013 год.
- А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений. Учеб. Пособие. Изд – во «Вентана- Граф» 2012 год
- И.Н.Пономарева Экология растений с основами биогеоценологии. Просвещение. 2008 год.
Литература для учителя
- И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В. Симонова. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. 6класс. Изд-во «Вентана- Граф» 2012год.
- И.Н.Пономарева Экология. Книга для учителя. Изд – во «Вентана- Граф» 2011 год
- И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Дидактические карточки для 6 класса. Изд –во «Вентана- Граф» 2010год.
- Г.С. Калинова и др. Дидактические карточки. Растения. Грибы. Лишайники. . 6класс. Изд –во Школа – Пресс, 2011 год.
- И.Н.Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова . Общая методика обучения биологии. М. Академия, 2012 год.
- Т.С. Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл. Методическое пособие. Дрофа. 2012 год.
Информационное обеспечение
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
- 1 С: Школоа.. Биология. 6 класс - ООО 1 «С» 2007 - 2011г.
- Биология 5 – 9 Живой организм – ООО «Дрофа» 2008
- Электронные презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...