Конспект урока в 6 классе по теме: Плоды
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок "Плоды", разработан по современой технологии "Развитие ключевых компетентностей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по ФГОСам Плоды | 217 КБ |
презентация урока Плоды | 2.11 МБ |
vvedenie.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с. Елабуга Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
Технологическая карта урока по биологии в соответствии с требованиями ФГОС и конспект урока в 6-ом классе по теме:
«Плоды»
учитель 1 квалификационной категории
Лапина Оксана Викторовна
2014 г
Тема | Строение, значение и классификация плодов. | |||
Цель | Формирование условий для усвоения учащаемся знаний строения и функций плодов, классификация и виды плодов | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функциям плодов, разобрать классификацию и виды плодов; давать определение понятиям: плод, значение плода, строение и виды плодов. В ценностно-ориентационной сфере: Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности. | Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности | |||
Основные понятия | Плод; околоплодник; семя; семязачатки; померанец; тыквина; костянка; ягода; яблоко; многокостянка; боб; орех; крылатка; семянка; желудь; зерновка; коробочка. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
С литературой |
| Учебник биологии Н.И.Сонин 6 класса, ; Приложения ЦОР Лабораторное оборудование Компьютер, проектор | ||
Тип урока | Комбинированный урок |
Этапы урока:
Этап урока | Методы обучения | УПЗ урока | Формируемые УУД | Методы оценки/ самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. Организационный момент | Приветствует уч-ся. Определяет готовность уч-ся. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Регулятивные – самоконтроль учебной деятельности | самопроверка | |
2. Актуализация знаний | 1. Работа с ЭОР http://fcior.edu.ru/card/9106/kontrol-stroenie-cvetka-chast-2-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html 2. Тест- суждение 3. Рассказ по модели 4. тест- соответствие | Проверяет уровень сформированности у учащихся представления о строении цветка, соцветия их значения | 1й уч-ся выполняет интерактивное задание. 2й уч-ся выполняет тест на интерактивной доске: верное или неверное суждение. 3й уч-ся определяет по модели части цветка и определяет функции их 4й уч-ся карточку на соответствие (Приложение1) | Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; устанавливать взаимосвязь | индивидуально |
3. Мотивация и стимулирование | Фронтальная беседа | Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес | Учащиеся вместе с учителем определяют тему урока, цели занятия, план работы | Познавательные: выделение и формирование познавательной цели, Регулятивные: постановка цели и анализирование условий достижения цели. Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью. | Словесная проверка учителем |
4.Изучение новой темы | Компетентно ориентированные задания КОЗ – информационная компетентность, коммуникативная компетентность | Делит класс на группы и раздает КОЗ | Класс делится на 2 группы: 1 группа изучает строение плода (Приложение 2), 2-я изучает функции плода (Приложение 3). После выполнения заданий заполняется кластер (Приложение 5). На следующем этапе все выполняют лабораторную работу (Приложение 4) и дополняют кластер | Познавательные: Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, Излечение необходимой информации из текста Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами | Оценка продукта деятельности |
5. Закрепление | Игра "Яблоко раздора" | Организует работу учащихся. | Учащиеся выдвигают свои версии и из всех версий определяют самую верную | Познавательные: формировать умения анал-ть, срав-ть, обобщ-ь, выдв-ть гипотезы, выделять главное, делать самос-ные выводы; Коммуникативные: развитие ком-ой куль-ры; осознание ценности совместной деят-ти | Взаимопроверка |
6. Итоги урока. Рефлексия. | самооценка | Анализирует уровень освоения учащимися необходимых знаний, умений и эмоциональный настрой. | Анализируют собственный результат | Личностные: самоконтроль и самооценка Регулятивные: прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Оценка собственного продвижения |
Конспект урока.
1. Слайд 1. Организационный этап. "Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность" Бернард Шоу.
Бернард великий драматург и прожил он почти 100 лет, только благодаря своей деятельности. Поэтому я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.
2. Актуализация знаний. Давайте вспомним материал прошлого урока, который нам поможет в усвоении нового.
1й учащийся выполняет интерактивное задание.
Слайд 2 .2й учащийся выполняет тест: верное или неверное суждение. ключевое слово из верных ответов - плод .
3й учащийся определяет по модели части цветка и определяет функции их
4й учащийся карточку на соответствие соцветия и название растения, их значение ( приложение 1).
3. Мотивация и стимуляция
Слайд 3. "Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет". В.Солоухин
Что хочет сказать автор этих строк?
Какую роль в жизни растения играет цветок?
Что образуется на месте цветка у цветкового растения?
- Сейчас я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать растение к которому это принадлежит.
- Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).
-А все ли перечисленные являются плодами?
- Вы абсолютно правы - морковь это видоизменение корня, а картофель видоизменение побега. а остальные называются плодами.
- чем отличаются плоды от корнеплода и клубня? Можете дать полный ответ? нет. На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Слайд 4. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.
А для чего человеку надо знать всё о плодах?
Каково значение плодов в жизни человека? (Другими словами, как и где человек использует плоды?)
Варианты ответов:
1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.) *жмых и шелуха подсолнечника – наполнитель для пластмасс.
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.
Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.
- Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»
- А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?
Это и будет нашей целью урока.
Физкульминутка.
1. Физ. Минутка для уставших глаз (следим за перемещением
цветных плодов)
2. Физ. Минутка для кистей рук (катание грецкого ореха в ладонях)
3. Тянемся за яблоком на ветке.
4. Изучение новой темы.
Слайд 5 - Чтобы узнать ещё больше о плодах я для каждого из вас приготовила задания: выполнив1 и 2 в группе задание вы узнаете строении плода, функции плода (Приложение2, 3),
Слайд 6. 3 задание - выполняете все вместе, познакомитесь с классификацией плодов выполнив лабораторную работу (Приложение 4)
- Кроме заданий у Вас на столах лежат схемы- это кластер на тему «Плоды» (Приложение 5). Этот кластер вы должны дополнить, после выполнения заданий .
Модельные ответы:
Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.
Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.
Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой плод | |||
1. Сочный | 2. Сухой | 3. Односемянной | 4. Многосемянной | ||
орех |
| + | + |
| Грецкий орех |
тыквина | + |
|
| + | огурец |
померанец | + |
|
| + | мандарин |
ягода | + |
|
| + | Помидор |
стручок | + | + | Фасоль | ||
Яблоко | + | + | Груша | ||
семянка | + | + | подсолнечник |
Слайд 7. Модельный кластер:
5. Слайд 8. Закрепление: Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.
1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?
2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую? Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)
3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.
(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)
4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)
5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)
6.Почему плоды такие разные?
( Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения)
7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название ?
(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).
8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?. ( Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)
9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?
10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?
11. Многие плоды у сорных растений снабжены колючками и прицепками, для чего это им?.
12. Каким способом распространяется растение, если:
- плод имеет очень маленькую массу (орхидея 0,003 мг, грушанка, заразиха 0,001 мг);
13- семена некоторых растений после истребления человеком дронта на протяжении сотен лет не прорастали. Когда их скормили гусям и после дефекации посадили в почву - проросли; объясните?
14- при созревании плода бешеного огурца, внутри него увеличивается давление жидкости. Тыквина при прикосновении легко отделяется от плодоножки и отлетает на 10-12 м от материнского растения. Каким способом распространяется ?.
17-. Плоды этого дерева - прекрасная пища при высоких физических нагрузках. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что это? ГРЕЦКИЙ ОРЕХ.
Слайд 9. Выводы:
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад
6. Слайд 10. Этап «Рефлексия».
Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.
Давайте сделаем некий итог урока. Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы? Понравился Вам урок? Что нового для себя вы узнали на уроке?
Оценивание учащихся
Слайд 11. Д/З - используя учебника стр 46-47 дополнить кластер «Плоды» подпунктом- подвиды плодов
составить синквейн на тему «Плоды».
сообщение на тему: "Кладезь витаминов" в сообщении напишите рассказ о значении любого плода.
Приложение 1
Тест-соответствие:
Название соцветия | Название растения | |
Кисть | Клевер | |
Зонтик | Ромашка | |
Корзинка | Черемуха | |
Колос | Вишня | |
головка | Подорожник |
Нормы – нет ошибок – «5»
1-2 – оценка «4»
3-4 – оценка «3»
Приложение 2.
Задание 1й группы. "Попасть в самое яблоко"
Рассмотрите строение плода, используя электронный учебник, назовите части плода. Из каких частей цветка развиваются? Сделайте вывод и дополните кластер.
Приложение 3.
Задание 2й группы. "Черви выбирают только лучшие плоды"
Червивая слива, что привлекает червей, почему околоплодник так сладок и питателен? Какое значение имеет плод в жизни растений, используя электронный учебник? Сделайте вывод и дополните кластер.
Приложение 4.
3 задание . "Карета Золушки"
Вспомните сказку Андерсена "Золушка", как добрая фея превратила тыквину в карету, какие растения имеют плод тыквину? Выполните лабораторную работу "Классификация плодов", цель которой рассмотреть плоды и разбить их на группы - классифицировать.
Задание:
- Рассмотреть плоды, которые находятся на вашем столе. С помощью учебника стр 46-47 определите их названия.
- Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные.
- Заполните таблицу: (в графе 1, 2, 3, 4 – просто поставьте знак « +»)
Название плода | Тип плода | Какие растения имеют такой плод | |||
1. Сочный | 2. Сухой | 3. Односемянной | 4. Многосемянной | ||
|
|
|
|
| Грецкий орех |
|
|
|
| огурец | |
|
|
|
| мандарин | |
|
|
|
| Помидор | |
Фасоль | |||||
Груша | |||||
подсолнечник |
4. Сделайте вывод и дополните кластер:
Приложение 5.
Приложение 6.
Обведите выделенные буквы правильных суждений:
П.Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.
А.Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.
Л.Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.
О. Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.
Е. Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.
У. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.
П. Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.
Я. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.
Д. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.
И. Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомним ! Обведите выделенные буквы правильных суждений : П .Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика. А .Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей. Л .Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. О . Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской. Е . Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев. У . Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием. П . Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке. Я. По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее. Д . Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени. И . Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.
"Вы проходите мимо цветка ? Наклонитесь, поглядите на чудо , которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое , что никто на Земле не умеет". В.Солоухин
Строение, значение и классификация плодов.
1й этап к достижению цели "Попасть в самое яблоко" 1я группа : Рассмотрите строение плода, назовите части плода. Из каких частей цветка развиваются? Сделайте вывод и дополните кластер. 7 « Черви выбирают только лучшие плоды » 2я группа : Червивая слива, что привлекает червей, почему околоплодник так сладок и питателен? Какое значение имеет плод в жизни растений? Сделайте вывод и дополните кластер.
2 этап : "Карета Золушки" Вспомните сказку Андерсена "Золушка", как добрая фея превратила тыквину в карету, какие растения имеют плод тыквину? Выполните лабораторную работу " Классификация плодов ", цель которой рассмотреть плоды и разбить их на группы - классифицировать.
Модель результата.
Игра: «Яблоко раздора»
Вывод Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад
« Подъём по лестнице знаний » Особенности строения Функции плодов Виды плодов На все ли вопросы мы ответили? Понравился ли Вам урок? Что нового Вы узнали на уроке?
используя учебника стр 46-47 дополнить кластер «Плоды» подпунктом- подвиды плодов составить синквейн на тему «Плоды». сообщение на тему: "Кладезь витаминов" в сообщении напишите рассказ о значении любого плода.
Предварительный просмотр:
Как можно использовать компьютер:
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, тестов, а также представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов .
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают двигательные навыки, пространственное воображение, память
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото
Фильм ,с сопровождающим рассказом учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...
Конспект урока 10 класс по теме " Роль силы трения в природе и технике"
В метериалле дается подробный план конспект урока в 10 классе по теме "Сила трения", при проведении данного урока используется различные виды деятельности учащихся:экспериментальная ра...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...