урок Казино "Органы чувств"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Рузы»
Конспект урока по биологии
«Органы чувств»
8 класс
Подготовила: Марковская Н.С.,
учитель биологии
Подготовительный этап.
На первых уроках темы учитель объявляет о предстоящем зачётно – обобщающем уроке. Класс делится на 3 группы, силы в которых должны быть примерно равными. В каждой группе выбирается или назначается капитан. Как правило, это ученик, имеющий прочные довольно глубокие знания по предмету. Учитель нацеливает школьников на то, что они должны знать и уметь к зачётному уроку. Предлагается изучить дополнительную литературу по теме, найти что-то интересное. Ребята должны выполнять это добровольно, но они знают, что каждое интересное сообщение не останется без внимания, и никто не останется без поощрения. А в зачёт его команды пойдут дополнительные баллы при подведении итогов урока.
Темы сообщений.
- Строение и значение зрительного анализатора.
- Работа слухового анализатора.
- Орган кожно-мышечного чувства.
- Значение обоняния, вкуса в жизни человека.
- Вестибулярный аппарат.
Дополнительная литература.
- Интернет – ресурсы
- Демьянков Е.Н.. Биология в вопросах и ответах.- М. Просвещение, 1996
- Лернер Г.И. Человек. Поурочные тесты и задания.-М. Аквариум, 1998
- Панова А.В.Тесты по биологии. С.-П., 2007
- Иванова Л.А. и др. Тренажёр для подготовки к экзамену. Биология. М.- Новый учебник, 2004
- Анатомия человека. Как работает ваше тело. М. Мир книги,2006
- Серия « Эрудит». Эволюция человека.- М.: Мир книги, 2006
Опорные понятия:
Органы чувств
Анализатор
Рецепторы
Нервные импульсы
Сенсорная система
Вспомогательный аппарат
Мигательный рефлекс
Глазное яблоко
Хрусталик
Аккомодация
Сетчатка
Радужная оболочка
Роговица
Зрачок
Склера
Слепое пятно
Жёлтое пятно
Палочки
Колбочки
Зрительный нерв
Наружное ухо
Барабанная перепонка
Молоточек
Наковальня
Стремечко
Овальное окно
Евстахиева труба
Улитка
Полукружные каналы
Вестибулярный аппарат
Эндолимфа
Перилимфа
Близорукость
Дальнозоркость
Мышечное чувство
Осязание
Обоняние
Вкусовые рецепторы
Тема: Казино « Шестое чувство».
Обобщающий урок «Органы чувств».
Цель: обобщить и закрепить знания о специфичности анализаторов, их единстве, проверить степень усвоения материала.
Задачи: а) образовательная – повторить строение анализаторов и органов чувств, уточнить их значение для человека, раскрыть связь строения и функций органов чувств, их взаимодополняемость;
б) воспитательная – воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, в команде;
в) развивающая – стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли.
Оборудование: таблицы Органы чувств», карточки с заданиями, денежные банкноты достоинством 1 ум,
Класс делится на 3 команды ( по рядам), каждая из которых придумывает себе название и выбирает капитана. В центре кабинета стоит стол, покрытый сукном, на нём карточки с заданиями, игральные кубики. За столом работает крупье (ученик), у которого в наличии денежные купюры достоинством в 1 ум. Прежде чем ответить на вопрос или выполнить задание команды делают ставки, по результатам каждого задания подводятся итоги ( за правильный ответ ставка удваивается, за неправильный команда ничего не получает). Итог подводится по окончании урока, выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество умов. Наблюдая за учащимися, учитель может сделать вывод: какой вид работы у кого вызвал наибольшее затруднение.
Ход урока.
- Орг. Момент. Вводное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в интеллектуальное казино « Шестое чувство». Здесь каждый может заработать деньги не как-нибудь, а собственным умом!
Итак, представляю вам команды игроков…
Представление команд.
- Прошу команды занять свои места.
Уважаемые игроки и зрители! Хочу обратить внимание на то, что деньги у нас особенные, это банкноты достоинством в «1 ум». Помните поговорку « 1 ум хорошо, а 2 лучше!» А их у наших команд будет ровно по 10 у каждой.
- Итак, наша игра начинается!
Команды получают по 10 умов.
- Друзья! В течение игры вы можете как увеличивать своё умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты. В нашей игре вас ждут вопросы и задания из нашей темы « Анализаторы». Капитаныкоманд по очереди подходят к нашему крупье и бросают игральные кубики, выбирая вопрос для своей команды. Та команда, которая будет отвечать, делает ствку в 1 ум. Если учащиеся отвечают правильно, ставка команды удваивается. Если ошибаются, то лишаются и своей ставки, не получая ничего. Как видите условия игры просты. Но давайте договоримся: отвечатьна вопрос имеет право та команда, которая сделает ставку, остальные молчат.
Условия игры вам понятны? Тогда начинаем.
- Делаем ставку, дамы и господа!
2. Повторение, анализ основного материала по теме.
Задание № 1.
Разгадать загадки.
-Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видят.
(глаза)
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)
- Два соболя лежат хвостами друг к другу. (Брови)
- Кругло, горбато, около – мохнато, придёт беда – потечёт вода. (глаза)
- Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (Нос)
- У зверушки - на макушке, а у нас – ниже глаз. (уши)
- Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
- Костяной стоит забор без калитки без замка, за забором – таратор, лепетун и лакомка.(язык)
Задание № 2.
В конверте лежат слова, из которых надо собрать пословицу об органах чувств.
Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами.
Глаза боятся – руки делают.
Язык мой – враг мой.
Задание № 3.
Рассказать по таблице строение органов зрения, слуха, обоняния,вкуса.
Вспомнить в каких стихах или песнях упоминаются данные органы чувств.
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз как стражи они охраняют, от влаги и пыли его защищают.
Орган зрения – это глаз,
В нём 3 оболочки.
Ту, что белая снаружи, назовём белочной.
Так прозрачна впереди – со стеклом сравнится.
Эту часть её зовём просто - роговица.
Слой второй – в нём есть сосуды,
Впереди он радужка.
В ней отверстие – зрачок, и пигменты разные.
Рецепторы в сетчатке, в глубине,
Всё чётко помогают видеть мне.
Поделим их на парочки:
Есть колбочки и палочки.
Задание № 4.
Чем отличаются понятия «анализатор» и «орган чувств»?
Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:
Затылочная зона слуховой
Височная зона зрительный
Теменная зона кожный
Задание № 5.
Представьте, что вы работаете в оптике. К вам пришёл больной, у которого изображение не достигает сетчатки глаза. Какой диагноз вы ему поставите? А что посоветуете для коррекции?
А если изображение падает за сетчатку?
Задание № 6.
Правда или нет?
- У человека 6 ушей.
- У слона самые большие уши.
- У человека в ухе спрятан барабан.
У кузнечика уши на коленках.
Задание № 7.
Вам даны 3 стакана, закрытые крышкой. Внутри стаканов по одному ватному диску, пропитанному ароматами:
Духов
Лимона
Чеснока
Каждая группы берёт стакан с предварительно снятой крышкой
И, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.
После проведения опыта делается вывод об органе обоняния носе.
Задание № 8.
Вам даны стаканы с жидкостью ( без запаха, прозрачной, бесцветной). Необходимо определить что находится в стаканах.
В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Вывод о необходимости органа вкуса.
Задание № 9.
Исключить лишнее понятие. Объяснить свой выбор.
- температура, запах, боль, давление
- молоточек, наковальня, колбочка, стремечко
- акробат, космонавт, дрессировщик, лётчик-испытатель
Задание № 10.
Ответить на вопросы:
- Почему мы воспринимаем изображение не перевёрнутым?
- В каких органах чувств жидкость является звеном, передающим сигналы к рецепторам?
- В чём разница между наружным ухом собаки и ухом человека?
- Какую информацию несёт орган равновесия?
- Почему при взрывах надо открывать рот?
3. Подведение итогов.
Ребята, я на доске нарисовала лицо человека. Как вы думаете, чего ему не хватает?
Он не слышит.- уши
Чтобы вас увидеть, нужны глаза
Чтобы почувствовать запах – нос
Для ощущения вкуса –язык
Что мы с вами добавили?
Органы чувств.
Мы видим, что все органы чувств дополняют друг друга и все они взаимосвязаны. Только с помощью всех органов чувств мы можем получить полноценную картину окружающего нас мира.
Сколько их у человека? Почему наше казино называется «Шестое чувство»?
Итак, теперь наступило время подвести итоги нашей азартной игры.
Больше всех сегодня заработала команда… У них … умов.
На втором месте…
Третье почётное место заняла команда…
Спасибо всем, ребята! Оценки за урок…
Конспект урока по теме « Анализаторы».
Обобщающий урок в игровой форме «Интеллектуальное казино « Шестое чувство»».
8 класс.
Учитель: Марковская Н.С.
№ 1.
Разгадать загадки.
Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видят.
Кругло, горбато, около – мохнато, придёт беда – потечёт вода.
№ 1.
Разгадать загадки.
Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.
Костяной стоит забор без калитки, без замка, за забором таратор, лепетун и лакомка.
№ 1.
Разгадать загадки.
У зверушки на макушке, а у нас – ниже глаз.
Два соболя лежат хвостами друг к другу.
№2.
Собери пословицу или поговорку.
№ 2.
Собери пословицу или поговорку.
№ 2.
Собери пословицу или поговорку.
БОЯТСЯ
ДЕЛАЮТ
РУКИ
ГЛАЗА
ВРАГ
МОЙ
МОЙ
ЯЗЫК
ПИЩИ
СОЛЬЮ
ВКУС
ГЛАЗАМИ
МИРА
УЗНАЮТ
ВКУС
№ 3.
Рассказать о строении органа зрения. Вспомнить стихи или песни, в которых он упоминается.
№ 3.
Рассказать о строении органа слуха. Вспомнить стихи или песни, в которых он упоминается.
№ 3.
Каково строение органа вкуса, обоняния, осязания? Вспомните песни или стихи, в которых эти органы упоминаются.
№ 4.
Объясните, чем отличаются понятия «анализатор» и «орган чувств».
№ 4.
Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге.
№ 4.
Как вы объясните выражение « Мы видим мозгом».
№ 5.
Представьте, что вы работаете в оптике. К вам пришёл больной, у которого изображение не достигает сетчатки. Какой диагноз вы ему поставите? А что посоветуете для коррекции? А если изображение падает за сетчатку?
№ 5.
Какие правила надо соблюдать для сохранения нормального зрения?
№ 5.
Как сохранить слух в норме?
№ 6.
Правда или нет?
У человека 6 ушей.
№ 6.
Правда или нет?
Человек тратит на мигание полчаса каждый день.
№ 6.
Правда или нет?
Орган обоняния участвует в процессе пищеварения.
№ 7.
Определите, что находится внутри стакана с помощью органа обоняния.
№ 7.
Определите, что находится внутри стакана с помощью органа обоняния.
№7.
Определите, что находится внутри стакана с помощью органа обоняния.
№ 8.
Определите, что находится в стакане с помощью органа вкуса.
№8.
Определите, что находится в стакане с помощью органа вкуса.
№8.
Определите, что находится в стакане с помощью органа вкуса.
№9.
Исключите лишнее понятие. Объясните свой выбор.
Температура, запах, боль, давление.
№9.
Исключите лишнее понятие. Объясните свой выбор.
Молоточек, наковальня, колбочка, стремечко.
№9.
Исключите лишнее понятие. Объясните свой выбор.
Акробат, космонавт, дрессировщик, лётчик – испытатель.
№10.
Объясните:
Почему мы воспринимаем изображение не перевёрнутым?
В каких органах чувств жидкость является звеном, передающим сигналы к рецепторам?
№10.
Объясните:
В чём разница между наружным ухом собаки и ухом человека?
Какую информацию несёт орган равновесия?
№10.
Объясните:
Почему при взрывах надо открывать рот?
Зачем нужны брови и ресницы?
Тест.
1.Какой из отделов анализатора обрабатывает поступающую информацию?
А.рецептор
Б.нервные пути
В.мозговые центры
- При удалении затылочной зоны коры головного мозга у собаки нарушится условно-рефлекторная деятельность:
А. слухового анализатора
Б. зрительного
В. обонятельного
- Обонятельный анализатор раздражается
А. химическими раздражителями
Б. механическим путём
В. световыми раздражителями
- В какой оболочке глаз находятся зрительные рецепторы?
А. в сосудистой
Б. в роговице
В. в радужной
Г. в сетчатке
- Аккомодация – это:
А. возбуждение зрительных рецепторов
Б. вращение глаза, при боковом расположении предмете
В. способность хрусталика изменять свою кривизну
- К барабанной перепонке прикрепляется:
А. молоточек
Б. наковальня
В. стремечко
Г. мембрана овального окошка
- Чем раздражаются слуховые рецепторы?
А. звуковой волной
Б. колебаниями жидкости
В. колебаниями барабанной перепонки
8. Вестибулярный аппарат образован:
А. улиткой и 2-мя полукружными каналами
Б. только полукружными каналами
В. двумя мешочками и 3-мя полукружными каналами
- Ощущения горького вкуса возникают в рецепторах:
А. задней части языка
Б. боковых частей языка
В. кончика языка
- Мышечное чувство необходимо для:
А. ощущения положения тела в пространстве без контроля органом зрения
Б. Ощущения боли, силы, давления
В. ощущения положения тела в пространстве под контролем органа зрения
10.Здоровый человек воспринимает информацию из внешнего мира получает через:
А. органы слуха и зрения
Б. органы зрения
В. органы обоняния, вкуса, осязания
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
- Одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз.
- Совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.
- Оптический прибор для коррекции зрения.
- Наружный покров тела, в котором располагаются осязательные рецепторы.
- Фоторецептор, обладающий очень высокой чувствительностью к свету и, потому, использующийся при сумеречном зрении.
- Точка пересечения преломлённых лучей после прохождения через оптическую систему глаза.
- Подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко.
- Одно из внешних чувств человека, органом которого служит слизистая оболочка языка.
- Провитамин А, превращающийся в организме в витамин А (репсинол), который участвует в образовании зрительных пигментов.
- Место ( «пятно») на сетчатке, где берёт начало зрительный нерв.
18. Внутренняя оболочка глазного яблока.
По вертикали:
- Органы слуха, содержащие рецепторы, реагирующие на звуковые волны.
- Передняя часть сосудистой оболочки глаза, в которой находятся клетки, содержащие пигмент и определяющие цвет глаз.
- Прозрачная наружная оболочка глаза.
- Вещество, придающее окраску.
- Чувствительное образование, воспринимающее раздражения и преобразующее их в нервные возбуждения.
16. Студенистое, прозрачное вещество, заполняющее всё пространство внутри глазного яблока.
17. Орган зрения.
19. Способность ощущать запахи.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 1. зрение 4. Анализатор 5. Очки 6. Кожа 8. Палочка 9. Фокус 10. Веко 11.Вкус 12. Каротин 15. Слепое 18. сетчатка
По вертикали: 2. Ухо 3. Радужка 7. Роговица 13. Пигмент 14. Рецептор 16 Стекловидное 17. Глаз 19. Обоняние.
Дополнительные вопросы:
Что необходимо сделать при термическом или химическом ожоге глаз?
Как вы думаете, что страшнее – потерять слух или потерять зрение?
В каких случаях зрачок маленький, а в каких расширенный?
Написать термины из данной темы.
Почему мы не слышим гудения от крыльев пролетающей птицы?
Где хорошо слышно эхо?
В ы п е й м е н я
В ы п е й м е н я
В ы п е й м е н я
П о н ю х а й м е н я
Мозговые волны
Звуковые колебания
Всевидящее око
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие "Органы чувств"
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д...
Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"
Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...
Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся
Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности. Формирование чувства ритма у учащегося – одна из на...
Урок обществознания "Самое утреннее из чувств"
Урок по обществознанию в 8 классе с использованием презентации....
"Что человек чувствует, о чем размышляет"
презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....
Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"к
конспект урока по зарубежной литературе в 8 классе " Они ушли во тьму, но не исчез их след"...
Пособие для ученика "Словарь чувств и настроений"
Мною на материале словарей разработано пособие для учеников "Словарь чувств и настроений". Очень помогает дятям при написании различных сочинений....