Технологическая карта урока " Прорастание семян"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Соловьева Оксана Викторовна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Предмет
Биология


Класс
5 «б»


Автор УМК  
Трайтак Д.И.

Тема урока Прорастание семян.

   

 Тип урока  Урок- исследование.

Ресурсы:  результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян;
таблица «Прорастание семян», «Строение семени».

Цель урока  Раскрыть влияние разных факторов на прорастание семян

Основные понятия: Оптимальные условия, проросток

Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.В познавательной сфере:

-давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, оптимальные условия;

-описывать влияние факторов на прорастание семян;

-классифицировать факторы и культуры;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

-анализировать влияние факторов, причины и последствия влияния факторов на прорастание семян;

-оценивать роль факторов;

-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения семян, культур и факторами

  • составление плана изучения темы, оценка изученного материала, осознание качества и уровня усвоения;
  • анализ объектов с целью выделения признаков с последующим синтезом;
  • работа с учебником, дидактическим материалом.
  • моделирование понятий;

работа в группе, умение принятия решений, оценка действий партнера.

- Знание роли труда человека, роли хлеба для людей в разных исторических событиях

-Умение управлять своей познавательной деятельностью

- Формирование уважительного отношения к  предыдущим поколениям, ценить труд хлебороба, беречь хлеб

-Воспитание  интереса к земледелию

Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация

Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
– Какое строение имеет семя фасоли?
– Какое строение имеет зерновка пшеницы?
– Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
– Что такое семя?

Думают и отвечают на вопросы

Мотивация

чтобы определиться с темой сегодняшнего урока посмотрим видеофрагмент

Как вы думаете какая тема урока?

Смотрят видеофрагмент и формулируют тему урока.

Целеполагание

Прочитайте тему урока, какие вопросы у вас возникли после прочтения темы. Попробуйте сами сформулировать задачи, решая которые, вы и откроете тайну прорастания семян.

Учащиеся фиксируют учебные задачи в рефлексивных листах в таблице (колонка «Хочу узнать»))

Создание проблемной ситуации

“Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?”.

выдвижение гипотез учащимися.

влияние запасных питательных веществ в семени;

влияние воды на прорастание семян;

влияние кислорода воздуха на прорастание семян;

влияние температуры на прорастание семян;

другие факторы, влияющие на прорастание семян.

Изучение нового материала

Каждый из вас задал свой вопрос сменам фасоли, поместили семена в разные условия. Как же ответили семена на вопросы условий?
Заслушаем отчёт группы «Вода»

Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок.
Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое  состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они разжижаются и становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.

– Следующий вопрос семенам фасоли задаёт группа «Воздух»

Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.

– Для продолжения разговора с семенами приглашаю группу «Температура»

Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С  и выше.
Температурные условия прорастания семян:
Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

– Закончит разговор с семенами группа «Свет»

Учащиеся работают в группах. Каждая группа заранее получила задание и с помощью опытов – экспериментов, получив определённый результат, делает вывод о роли определённого фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав источник дополнительной информации, учащиеся каждой группы объясняют с научной точки зрения значение определённого фактора в прорастании семян

Наша группа «Вода» в разговоре с растениями задала вопрос семенам: Нужна вам для прорастания вода?
Чтобы получить ответ мы взяли два стакана. На дно стаканов положили 10 семян фасоли. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй на дно налили немного воды. Через три дня в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.

Ученик: Как поступает вода в семя?
Мы взяли 16 семян фасоли. У четырёх замазали пластилином микропиле, у четырёх рубчик, у четырёх всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогали и налили немного воды. Через четыре дня получили ответ на вопрос. Семена у которых замазали микропиле не набухли. Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена, у которых замазали кожуру, но оставили открытыми рубчик и микропиле – проросли. Семена оставленные без изменения тоже проросли.

Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

группа «Воздух» задала вопрос семенам: Нужен семенам кислород для прорастания?
Чтобы получить ответ в два стакана поместили 10 семян фасоли. Первый стакан до краёв наполнили кипячённой охлаждённой водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в тёплое место. Через три дня в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане, наполненном водой, семена набухли, но не проросли. Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания.

Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.

Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.

В разговоре с семенами фасоли, задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет?
Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли. Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена которые содержались в темноте, развивались лучше и проросло их больше, чем на свету.
Вывод:  Для прорастания семян свет не нужен.

Первичное закрепление

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.

Изучение нового материала

        Можно посеять семена  своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.
– На какую глубину надо заделывать семена в почву?

Работают с учебником, отвечают.

Что наблюдается при прорастании семян?

        – Что такое прорастание?
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

        http://festival.1september.ru/articles/580935/img1.gif

Слушают рассказ учителя, записывают схему в тетрадь.

Рефлексия

Давайте вспомним что мы хотели узнать и что узнали. Выполнили ли мы задачу?

Беседа по вопросам:

 Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление?

 Какие эксперименты вам захотелось повторить?

 Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке.

 Что на уроке было интересным?

 А что на уроке было важным?

 Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Подводят итоги урока.

Домашнее

задание

§11

Записывают .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 6 классе с использованием ЭОР на тему "Прорастание семян"

План-конспект урока в 6 классе "Прорастание семян" с использованием ЭОР....

Презентация к уроку "Прорастание семян"

В презентации  "Прорастание семян" отражены основные этапы урока биологии 6 класса....

Конспект урока "Прорастание семян"

конспект предназначен для изучения биологии в 6 классе...

Прорастание семян технологическая карта урока

Цели урока: познакомить учащихся условиями  прорастания семян.1. ОбразовательныеСформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, на...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Прорастание семян"

Урок "открытия" нового знания (урок-исследование). Урок построен с использованием ЭОР, размещенных в Единой коллекции ЦОР....

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"

Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"

Цель: изучение условий для прорастания семян.Задачи урока: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)- развивать умение проговариват...