Технологическая карта урока " Прорастание семян"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Биология
Класс 5 «б»
Автор УМК Трайтак Д.И.
Тема урока Прорастание семян.
Тип урока Урок- исследование.
Ресурсы: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян;
таблица «Прорастание семян», «Строение семени».
Цель урока Раскрыть влияние разных факторов на прорастание семян
Основные понятия: Оптимальные условия, проросток
Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.В познавательной сфере: -давать определения изучаемых понятий: семя, зародыш, проросток, оптимальные условия; -описывать влияние факторов на прорастание семян; -классифицировать факторы и культуры; 2. В ценностно-ориентационной сфере: -анализировать влияние факторов, причины и последствия влияния факторов на прорастание семян; -оценивать роль факторов; -устанавливать взаимосвязи между особенностями строения семян, культур и факторами |
работа в группе, умение принятия решений, оценка действий партнера. | - Знание роли труда человека, роли хлеба для людей в разных исторических событиях -Умение управлять своей познавательной деятельностью - Формирование уважительного отношения к предыдущим поколениям, ценить труд хлебороба, беречь хлеб -Воспитание интереса к земледелию |
Организационная структура урока
(урок открытия нового знания)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация | Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. | Думают и отвечают на вопросы |
Мотивация | чтобы определиться с темой сегодняшнего урока посмотрим видеофрагмент Как вы думаете какая тема урока? | Смотрят видеофрагмент и формулируют тему урока. |
Целеполагание | Прочитайте тему урока, какие вопросы у вас возникли после прочтения темы. Попробуйте сами сформулировать задачи, решая которые, вы и откроете тайну прорастания семян. | Учащиеся фиксируют учебные задачи в рефлексивных листах в таблице (колонка «Хочу узнать»)) |
Создание проблемной ситуации | “Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?”. | выдвижение гипотез учащимися. влияние запасных питательных веществ в семени; влияние воды на прорастание семян; влияние кислорода воздуха на прорастание семян; влияние температуры на прорастание семян; другие факторы, влияющие на прорастание семян. |
Изучение нового материала | Каждый из вас задал свой вопрос сменам фасоли, поместили семена в разные условия. Как же ответили семена на вопросы условий? Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок. – Следующий вопрос семенам фасоли задаёт группа «Воздух» Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают. – Для продолжения разговора с семенами приглашаю группу «Температура» Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С и выше. – Закончит разговор с семенами группа «Свет» | Учащиеся работают в группах. Каждая группа заранее получила задание и с помощью опытов – экспериментов, получив определённый результат, делает вывод о роли определённого фактора окружающей среды в прорастании семян. Использовав источник дополнительной информации, учащиеся каждой группы объясняют с научной точки зрения значение определённого фактора в прорастании семян Наша группа «Вода» в разговоре с растениями задала вопрос семенам: Нужна вам для прорастания вода? Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян. Ученик: Как поступает вода в семя? Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает. группа «Воздух» задала вопрос семенам: Нужен семенам кислород для прорастания? Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка. Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян. Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло. В разговоре с семенами фасоли, задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет? |
Первичное закрепление | Какие условия необходимы для прорастания семян? | Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло. |
Изучение нового материала | Можно посеять семена своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину. | Работают с учебником, отвечают. |
Что наблюдается при прорастании семян? – Что такое прорастание?
| Слушают рассказ учителя, записывают схему в тетрадь. | |
Рефлексия | Давайте вспомним что мы хотели узнать и что узнали. Выполнили ли мы задачу? Беседа по вопросам: Какие опыты, проведенные группами экспертов, больше запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить? Давайте сформулируем главное, что выделили на уроке. Что на уроке было интересным? А что на уроке было важным? Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? | Подводят итоги урока. |
Домашнее задание | §11 | Записывают . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 6 классе с использованием ЭОР на тему "Прорастание семян"
План-конспект урока в 6 классе "Прорастание семян" с использованием ЭОР....
Презентация к уроку "Прорастание семян"
В презентации "Прорастание семян" отражены основные этапы урока биологии 6 класса....
Конспект урока "Прорастание семян"
конспект предназначен для изучения биологии в 6 классе...
Прорастание семян технологическая карта урока
Цели урока: познакомить учащихся условиями прорастания семян.1. ОбразовательныеСформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, на...
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе "Прорастание семян"
Урок "открытия" нового знания (урок-исследование). Урок построен с использованием ЭОР, размещенных в Единой коллекции ЦОР....
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"
Технологическая карта урока по биологии 6 класс "Прорастание семян"...
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"
Цель: изучение условий для прорастания семян.Задачи урока: - развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)- развивать умение проговариват...